Дело № 2а-3491/2021
22RS0011-02-2021-003844-74
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 октября 2021 года город Рубцовск
Рубцовский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Максимец Е.А.,
при секретаре Гулидовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Зозуля Ю.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю обратился в суд с административным исковым заявлением к Зозуля Ю.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии со ст. 400 НК РФ гр. Зозуля Ю.С. является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью ей в 2018 г. недвижимого имущества:
...
...
...
...
Налоговым органом исчислен налог на имущество физических лиц за 2018 г. в сумме 2151 руб. Зозуля Ю.С. налог на имущество физических лиц в установленный законом срок не уплатила.
Зозуля Ю.С. было направлено через личный кабинет налогоплатещика налоговое уведомление на уплату указанного налога сроком уплаты ***. В связи с их неуплатой направлено требование об уплате налогов от *** , от *** , которое направлено с помощью сервиса «личный кабинет налогоплательщика», оставленное налогоплательщиком без удовлетворения.
В соответствии со ст. 75 НК РФ, должнику на сумму несвоевременно уплаченного налога начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога на имущество за период с *** по *** в размере 3,79 руб.
Указанные пени были включены в требование от ***, рассчитаны следующим образом: 1784 руб. (задолженность по налогу на имущество за 2019 год) х 15 (число дней просрочки с *** по ***) х (ставка пени или 1/300 х 4,250 % (ставка рефинансирования Банка России) х 100%) = 3,79 руб.
Поскольку требование исполнено не было Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю обратилась к мировому судье судебного участка № 1 г. Рубцовска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Зозуля Ю.С. задолженности по налогам. *** мировым судьей выдан судебный приказ 2а-283/2021 о взыскании с Зозуля Ю.С. задолженности по налогам. В связи с поступлением от должника возражений относительно исполнения судебного приказа, *** мировым судьей вынесено определение об отмене судебного приказа.
На основании изложенного, административный истец просит взыскать с Зозуля Ю.С. налог на имущество физических лиц 2151 руб., пени в сумме 3 руб. 79 коп.
Представитель административного истца в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Зозуля Ю.С. в судебное заседание не явилась, извещена в установленном законом порядке.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, предусматривающей возможность рассмотрения дела по существу в случае неявки в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, явка которого судом не признана обязательной.
Исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска, поскольку оснований для принудительного взыскания с налогоплательщика Зозуля Ю.С. задолженности по налогам и пени не имеется, так как налоговым органом не соблюдена установленная Налоговым кодексом Российской Федерации процедура направления налогового уведомления и требования.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение помещение.
Согласно ч. 2 ст. 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года (ст. 404 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налоговым периодом признается календарный год (ст. 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2017 N 579 «Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2018 год» установлен на 2018 год коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, равный 1,481.
Согласно п. 1, 2, 3 «Положения о введении налога на имущество физических лиц на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края», утвержденного Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 20.11.2014 № 412 установлен и введен в действие налог на имущество физических лиц, обязательный к уплате на территории муниципального образования город Рубцовск Алтайского края. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в соответствии с главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации. Установлены ставки налога на имущество физических лиц на основе умноженной на коэффициент-дефлятор суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения, принадлежащих на праве собственности налогоплательщику (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов), и вида объекта налогообложения:
-за жилые дома, жилые помещения (квартира, комната), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом: до 300000 рублей (включительно) - 0,1%; свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) - 0,15%; свыше 500000 рублей до 1000000 рублей (включительно) - 0,31%; свыше 1000000 рублей - 0,6%;
- за единый недвижимый комплекс, прочие объекты незавершенного строительства, иные здания, строения, сооружения, помещения: до 300000 рублей (включительно) - 0,1%; свыше 300000 рублей до 500000 рублей (включительно) - 0,3%; свыше 500000 рублей - 2,0%.
Судом установлено, что в 2018 г. Зозуля Ю.С. принадлежали следующие объекты недвижимости:
...
...
...
...
Доказательств уплаты налога на имущество физических лиц Зозуля Ю.С. в установленный законом срок не представлено, сумма задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 год составила 2151 руб.
Согласно ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Статья 362 НК РФ предусматривает, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.
Согласно ч.1 ст.408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 363, пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363, пунктом 1 статьи 397, пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2018 год подлежали уплате не позднее 01 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то есть до 01 декабря 2019 года.
Согласно пунктам 1 и 8 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога и пени.
*** в адресЗозуля Ю.С.через личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомлениеот *** сроком уплаты до ***, в котором исчислены транспортный налог и налог на имущество физических лиц за 2018 год.
В связи с несвоевременной неуплатой налогов за 2018 г. сформировано требование от *** сроком уплаты до *** на сумму налогов 2851руб. (в том числе, транспортного 700 руб., налога на имущество 2151 руб.) и пени в размере 13,37 руб. (в том числе в связи с неоплатой налога на имущество физических лиц в сумме 10,09 руб.), направленное через личный кабинет налогоплательщика ***.
Согласно п.п.1, 3, 4, 5, 6 ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Исходя из положений ст.ст.69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, на начисленные налоговым органом пени выставляется требование по правилам, предусмотренным ст.69 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, законом установлен порядок взыскания пеней, начисленных в связи с несвоевременным исполнением налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, предусматривающий направление требования об уплате пеней. При этом пени могут быть взысканы только в пределах сумм, указанных в требовании.
Пеня, будучи способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (страховых взносов), является дополнительной обязанностью налогоплательщика (плательщика страховых взносов), поэтому после истечения срока взыскания задолженности по уплате налогов и сборов (страховых взносов) (утраты возможности взыскания задолженности) она не может служить способом исполнения обязанности по их уплате и с этого момента не подлежит начислению.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года №422-О, законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Изложенное свидетельствует о том, что пени могут взыскиваться только в том случае, если контрольным органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налогов и сборов (страховых взносов).
Пунктом 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, предусмотрено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В силу пункта 1 статьи 363 НК РФ уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (п.6 ст.58 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В силу пункта 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Пункт 4 названной статьи предусматривает, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Порядок направления и передачи требования аналогичен порядку, установленному для направления и передачи уведомления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Таким образом, из содержания приведенных норм в их совокупности следует, что обязанность по уплате налога возникает у физического лица с момента получения им уведомления налогового органа, при неисполнении которого налоговым органом направляется требование об уплате недоимки по налогу. При этом налоговый орган имеет право обратиться с иском о взыскании недоимки по налогу только в том случае, если соблюден порядок направления налогоплательщику уведомления и требования об уплате налога.
С учетом налоговых баз и ставок налог на имущество физических лиц за 2018 г. составляет 2151 руб.
Указанная сумма налога соответствует исчисленным к оплате в налоговом уведомлении от ***, которое было направлено Зозуля Ю.С. через личный кабинет налогоплательщика.
Судом установлено, что недоимка по налогам за 2018 г.г. была взыскана мировым судьей судебного участка №1 г.Рубцовска.
Так, судебным приказом от *** с Зозуля Ю.С. взыскана, в том числе, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2018 г. в размере 2151 руб., пени 03 руб. 79 коп. в пользу местного бюджета.
Определением от *** судебный приказ от *** отменен.
В подтверждение соблюдения порядка взыскания недоимки по налогам за 2018 г. и пени Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю представлены налоговые уведомления от ***, от *** и требование от ***, к которым приложена информация из личного кабинета налогоплательщика о размещении данных документов в личном кабинете налогоплательщика ***, ***, и *** соответственно.
Представленные налоговым органом доказательства не могут быть приняты судом, поскольку документы направлены налогоплательщику без соблюдения требований, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Исходя из положений статей 11, 31 Налогового кодекса Российской Федерации налоговое уведомление направляется налогоплательщику – физическому лицу по адресу места его жительства, которое определяется местом регистрации, или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в пункте 5 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков.
Согласно представленной административным истцом информации, налоговые уведомления от ***, от *** и требование от *** переданы Зозуля Ю.С. лишь через личный кабинет налогоплательщика, иным способом в ее адрес не направлялись.
Доказательств направления налогового уведомления и требований по адресу места жительства налогоплательщика материалы дела не содержат.
Направление налоговых уведомлений от ***, от *** и требования от *** через личный кабинет налогоплательщика суд не принимает в качестве доказательства соблюдения установленного порядка, поскольку в силу взаимосвязанных положений статей 11.2 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), 52 Налогового кодекса Российской Федерации такое уведомление без направления на бумажном носителе могло быть передано через личный кабинет налогоплательщика только после направления налогоплательщиком - физическим лицом в налоговый орган уведомления об использовании личного кабинета налогоплательщика. Доказательства получения от налогоплательщика такого уведомления налоговым органом суду не представлены.
Оригинал заявления на подключение к личному кабинету физического лица административным истцом суду не представлен. В представленной суду информации, история посещения личного кабинета физическим лицом отсутствует.
Само по себе наличие данных информационного ресурса о том, что Зозуля Ю.С. *** прошла первичную регистрацию в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика» не означает, что направление документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, возможно только в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика, поскольку заявление Зозуля Ю.С. о доступе к личному кабинету налогоплательщика, регистрационная карта с логином и первичным паролем, обеспечивающая доступ в личный кабинет, доказательства пользования личным кабинетом не представлены.
Согласно ответу Межрайонной ИФНС России №12 ПО Алтайскому краю от ***, поступившему на запрос суда, Зозуля Ю.С. был зарегистрирован на сайте ФНС в «Личном кабинете ФЛ» ***. Заявление о получении доступа в личный кабинет отсутствует. Регистрационная карта отсутствует. История посещения отсутствует.
С учетом представленных доказательств, сами по себе реестры, сформированные налоговым органом, в отсутствие заявления налогоплательщика об открытии личного кабинета, регистрационной карты, истории посещения личного кабинета не являются доказательством того, что налоговым органом надлежащим образом исполнена обязанность по направлению указанных документов, и соответственно, соблюдены порядок и сроки взыскания налогов.
Поскольку налоговые уведомления от ***, от *** и требование от *** направлены через личный кабинет налогоплательщика, по месту его жительства заказным письмом с уведомлением либо иным способом не направлялись, что с учетом вышеизложенного не может свидетельствовать о соблюдении установленного порядка принудительного взыскания недоимки.
Учитывая изложенное, в данном случае суд приходит к выводу о том, что направление уведомления об уплате налогов, а так же требований об уплате налогов пени нельзя признать соответствующим нормам налогового законодательства.
В силу положений части 6 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд обязан проверить соблюдение налоговым органом порядка направления налогового уведомления и требования об уплате налога, выбранным им способом.
Поскольку нарушение налоговым органом порядка направления налогового уведомления и требования об уплате налога привело к утрате права на принудительное взыскание задолженности по налогам за 2018 г., а так же пени в связи с несвоевременной (неуплатой) налогов за 2018 г.г., суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-177, 180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №16 по Алтайскому краю к Зозуля Ю.С. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2018 г., пени, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Рубцовский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Е.А.Максимец