ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3493/19 от 13.05.2019 Петрозаводского городского суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-3493/2019 (10RS0011-01-2019-003681-08)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 мая 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

с участием помощника прокурора Варфоломеевой И.А.,

при секретаре Журковой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИП Мамедова Руфата Абульфат оглы, ИП Тунтуева Андрея Тауновича об оспаривании нормативного правового акта в части,

установил:

Административный иск по тем основаниям, что постановлением администрации Петрозаводского городского округа (далее Администрация) от 15.03.2019 № 557 утвержден Порядок принятия решения о размещении нестационарного торгового объекта (далее - «Порядок»). Административные истцы считают, что указанный Порядок в части отсутствия нормативного регулирования размещения нестационарного торгового объекта, ранее размещенного на том же месте согласно адресному ориентиру, указанному в схеме размещения нестационарных торговых объектов, на основании договора аренды или иному законному праву, а также в части отсутствия нормативного регулирования правовых оснований исключения нестационарного торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов не соответствует ст. 8 ч.1 Конституции Российской Федерации, части 6 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкупенции», ограничивает конкуренцию и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, просят признать его недействующим в указанной части со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением суда от 13.05.2019 принят отказ административных истцов от заявленных требований в части признания недействующим частично Порядка принятия решения о размещении нестационарного торгового объекта, утвержденного Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 15.03.2019 № 557, в части отсутствия нормативного регулирования правовых оснований исключения нестационарного торгового объекта из схемы размещения нестационарных торговых объектов.

В судебном заседании Мамедов Р.А.о. и Тунтуев А.Т. не участвовали, о месте и времени рассмотрения дела извещены, просили рассмотреть дело без их участи, их представитель адвокат Яковлева О.Л. уточнила заявленные требования просила признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу Порядок принятия решения о размещении нестационарного торгового объекта, утвержденный постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 15.03.2019. № 557, в части отсутствия нормативного регулирования размещения нестационарных торговых объектов, размещенных на 1 февраля 2010г. на том же месте на основании договора аренды или ином законном праве, как не соответствующий статье 8 части 1 Конституции Российской Федерации, части 6 статьи 10, статей 15, 17 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135- ФЗ "О защите конкуренции".

Представитель административного ответчика Слабко К.Ю., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы отзыва.

Суд, заслушав явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Частью 1 ст.8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

В соответствии с ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административные истцы являются индивидуальными предпринимателями, осуществляют торговую деятельность в нестационарных торговых объектах (далее НТО) - остановочных комплексах с торговыми киосками. Мамедову Р.А.о. на основании договора аренды земельного участка № 6512 от 13.11.2003, с учетом дополнительного соглашения № 1102 от 26.01.2006, был предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 58 кв.м, в том числе 20 кв.м под торговые киоски, в районе сквера по ул.Луначарского, расположенный в кадастровом квартале согласно плану земельного участка и акту приема-передачи. Участок предоставлен для проектирования, установки и последующей эксплуатации павильона ожидания транспорта с двумя торговыми киосками. Арендодателем было утверждено архитектурно-планировочное задание, местонахождение и вид остановочного комплекса утвержден Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.Петрозаводска. Тунтуеву А.Т. на основании договора аренды земельного участка № 6733 от 19.02.2004, с учетом решения комиссии по вопросам земельных отношений № 15 от 11.10.2006 был предоставлен в аренду земельный участок по ул.Чернышевского, расположенный в кадастровом квартале , общей площадью 34 кв.м, в том числе 9,0 кв.м под торговый киоск, для установки павильона ожидания транспорта с торговым киоском.

Постановлением Администрации от 28.07.2017 №2582 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территорииПетрозаводского городского округа» утверждена схема размещении нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа, согласно которой вышеуказанные НТО включены в Схему под пунктами 46 и 54. Постановлением Администрации от 29.10.2018 № 3084 «О внесении изменений в Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 28.07.2017 №2582» в постановление №2582 были внесены изменения, пункты 46 и 54 исключены из Схемы, однако административные истцы осуществляют торговую деятельность в указанных НТО до настоящего времени.

Правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута предусмотрено главой V.6 Земельного кодекса Российской Федерации. Пунктами 1 и 3 ст. 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее Закон № 381-ФЗ).

Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли (ч. 2 ст. 6 Закона № 381-ФЗ).

Размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (ч.1 ст.10 Закона № 381-ФЗ).

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Определяя основания использования земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, наряду с общими основаниями предоставления земельных участков, предусмотренными главой V.1 Земельного кодекса Российской Федерации, в главе V.6 настоящего Кодекса законодатель установил особое правовое регулирование использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частности, при размещении на них нестационарных торговых объектов: такое размещение может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов.

Согласно ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления или договора.

В силу ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.

В силу подп. 6 п. 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом п. 2 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков осуществляется на основании разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных подп. 6 п. 1 данной статьи, в частности в случае размещения нестационарных торговых объектов.

Таким образом, федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка реализации предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления.

Ранее, на территории Петрозаводского городского округа Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа был утвержден Порядок принятия решения о размещении нестационарного торгового объекта N 2411 от 18.07.2017.

В соответствии с п. 3 и п. 4 указанного Порядка размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании решения, выдаваемого Администрацией Петрозаводского городского округа и в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Петрозаводского городского округа.

В настоящее время на территории Петрозаводского городского округа Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа от 15.03.2019 N 557 утвержден и действует новый Порядок принятия решения о размещении нестационарного торгового объекта (далее Порядок 2019 года), в соответствии с которым размещение нестационарных торговых объектов осуществляется на основании решения, выдаваемого Администрацией Петрозаводского городского округа по результатам торгов в форме открытого аукциона на право получения решения на размещение нестационарных торговых объектов, в соответствии с порядком, определенным в разделе II этого документа (п. 3 Порядка 2019 года).

Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории Петрозаводского городского округа, утвержденной постановлением Администрации Петрозаводского городского округа (п. 4 Порядка 2019 года).

В силу ст. 67 Устава петрозаводского городского округа, принятого Решением Петрозаводского городского Совета от 19.10.1999 NXXIII-XXVI/418, зарегистрированного в ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу 01.03.2006 NRU103 010002006001, (далее Устав ПГО) муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, учредителем которых выступает Петрозаводский городской округ, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Иные муниципальные правовые акты Петрозаводского городского округа вступают в силу со дня их подписания уполномоченным лицом или с даты, указанной в самом муниципальном правовом акте Петрозаводского городского округа. Официальным опубликованием муниципального правового акта Петрозаводского городского округа или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании или сетевом издании, определяемых решением Петрозаводского городского Совета об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов, если иное не установлено законом (ч.2 ст. 67 Устава ПГО). Муниципальные нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления с участием органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа, опубликованные в сетевом издании, дополнительно подлежат опубликованию в периодическом печатном издании, указанном в ч. 2 указанной статьи (ч.3 ст. 67 Устава ПГО).

Решением Петрозаводского городского Совета от 28.02.2012 N 27/09-135 «Об установлении источников официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа» установлено, что источниками официального опубликования муниципальных правовых актов органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа являются:

- периодическое печатное средство массовой информации органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа - "Информационный бюллетень";

- периодическое печатное средство массовой информации - газета "Петрозаводские городские страницы" в соответствии с итогами определения исполнителя при осуществлении закупки услуги для обеспечения муниципальных нужд Петрозаводского городского округа на 2018 год (в ред. Решений Петрозаводского городского Совета от 23.04.2013 N 27/18-268, 25.02.2014 N 27/25-363, 18.02.2015 N 27/31-504, от 04.02.2016 N 27/45-700, Решений Петрозаводского городского Совета от 22.03.2017 N 28/05-64, от 20.12.2017 N 28/11-228);

- официальное сетевое издание органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа". Официальный адрес официального сетевого издания органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа" в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.pgo-npa.ru. (п. 1.3 введен Решением Петрозаводского городского Совета от 19.09.2018 N 28/18-380).

Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 15.03.2019 № 557 было опубликовано в официальном сетевом издании органов местного самоуправления Петрозаводского городского округа "Нормативные правовые акты Петрозаводского городского округа" www.pgo-npa.ru, 18.03.2019 (доступ по действующей ссылке http://www.pgo-npa.ru/7291), и вступило в законную силу.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемое административными истцами постановление от 15.03.2019 № 557, как нормативный правовой акт издан в пределах компетенции органа местного самоуправления, с соблюдением предусмотренной законом процедуры и порядка опубликования нормативного правового акта, вступления последнего в силу, обеспечивает реализацию предоставления земель для размещения нестационарных торговых объектов на конкурентной основе, не нарушает права и законные интереса административных истцов.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.

Настоящее решение не требует опубликования в официальном печатном издании.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 215 КАС РФ, суд

р е ш и л :

Административный иск ИП Мамедова Руфата Абульфат оглы, ИП Тунтуева Андрея Тауновича оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 21.05.2019 года.