Дело №2а-349/17
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
09 февраля 2017 года г. Рязань
Судья Железнодорожного районного суда г. Рязани Баранова Е.Б.,
при секретаре Капитоновой А.А.,
с участием представителя административного ответчика – ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда (по адресу: <...>) административное дело № 2а-349/17 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области к Рязанской общественной организации – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Рязанской области обратилось в суд с административным иском к Рязанской общественной организации – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц. Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ Управлением юстиции Российской Федерации по Рязанской области на основании Федерального закона РФ от 19.05.1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» была зарегистрирована Рязанская общественная организация – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка».
ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о Рязанской общественной организации – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка» внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером – 1096200000401.
Местом нахождения Рязанской общественной организации – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка» является: <...>.
Согласно Единого государственного реестра юридических лиц, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации является представитель – ФИО1.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена документарная проверка Рязанской общественной организации – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка» на основании Плана проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей Управления Министерства юстиции РФ по рязанской области на 2016 год, согласованного с Прокуратурой Рязанской области, а так же распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении плановой документарной проверки Рязанской общественной организации «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка».
В соответствии с п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
В соответствии с п. 1.5 Устава Рязанской общественной организации "Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка", утвержденного на Учредительной Конференции ДД.ММ.ГГГГ, (далее - Устав), Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.
В п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определены организации, которые относятся к корпоративным юридическим лицам в их число входят общественные организации.
Пункт 1 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет права участников корпорации: участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса; в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией; обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом; требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1); оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.
Однако, п. 4.4 Устава Организации содержит не полный перечень прав участников корпорации, определенных пунктом 1 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 4 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет обязанности участников корпорации: участие в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации; не разглашение конфиденциальной информации о деятельности корпорации; участие в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений; не совершение действий, заведомо направленные на причинение вреда корпорации; не совершение действий (бездействий), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.
Однако, п. 4.5 Устава Организации содержит не полный перечень обязанностей участников корпорации, определенных пунктом 1 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет вопросы исключительной компетенции высшего органа управления: определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества; утверждение и изменение устава корпорации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом; образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.
Однако п. 6.6 Устава Организации содержит не полный перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ, учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Пункт 5 ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит положение о том, что некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.
В п. 3.1.24 Устава указано, что Организация имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность по привлечению материальных средств на уставные цели лишь постольку, поскольку это служит достижением ее уставных целей и соответствует им.
Однако, Организацией сведения о формировании и (или) наличия имущества достаточного для осуществления предпринимательской деятельности стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, не представлены, что является нарушением п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а так же информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Отчет и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности представляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» от 15.04.2006 №212 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом по форме (ОН0003), утвержденной приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Однако отчеты по форме ОН0003 и информация о продолжении деятельности за 2013 - 2015 года Организацией не представлены, что является нарушением требований абз. 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Абзац 3 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» определяет, что общественная организация, обязана ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.
Однако, информацию об опубликовании отчетов об использовании своего имущества за ДД.ММ.ГГГГ года Организация не представила, что является нарушением абз. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии с пп. 6.13 и 6.14.3 Устава Председатель Совета Организации - лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, избирается Конференцией сроком на 3 года.
В соответствии с абз. 9 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82- ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно п.п. л) п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортных данных такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В нарушение требований абз. 9 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Рязанская общественная организация «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка» в 2012 - 2016 гг. не представляла в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области сведения об избрании нового или о продлении полномочий действующего Председателя Совета.
Согласно пп. 6.1 и 6.4 Устава Организации, высшим руководящим органом Организации является Конференция, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Однако, информация о проведении Конференций ДД.ММ.ГГГГ Организацией на проверку представлена не была, что является нарушением п. 6.4 Устава Организации.
В соответствии с пп. 6.1 и 6.10 Устава постоянно действующим руководящим органом Организации является Совет, который собирается на свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Однако, информация о проведении заседаний Совета за 2013 - 2016 года Организацией на проверку представлена не была, что является нарушением п. 6.10 Устава Организации.
Согласно пп. 6.1, 6.18 и 6.20 Устава, контрольно-ревизионным органом Организации является Контрольно-ревизионная комиссия, которая осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности Организации. Однако акты проверок Контрольно-ревизионной комиссии не представлены, в связи с чем невозможно сделать вывод о наличии и работе данного органа, что противоречит пп. 6.1, 6.18 и 6.20 Устава.
ДД.ММ.ГГГГ Организации по адресу ее местонахождения был направлен запрос о необходимости представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области документы для проведения плановой документарной проверки. Однако корреспонденция возвращена в Управление с отметкой «Адресат отсутствует».
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Однако Организация не проинформировала орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, в связи с чем был нарушен п.3 ст. 54 ГК РФ, так как действительное место нахождения Организации не соответствует адресу, который содержится в едином государственном реестре юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 абз. 2 ст. 38 Федерального закона от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области в адрес Рязанской общественной организации «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка» было вынесено предупреждение о необходимости устранить выявленные нарушения обязательных требований действующего законодательства и учредительных документов и представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области соответствующие документы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на данное предупреждение Организация необходимые документы не представила. В адрес Управления Организацией было направлено лишь уведомление о том, что в ДД.ММ.ГГГГ по решению совета Организации она была ликвидирована, документация утилизирована. Однако в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Организация находится в стадии ликвидации. Соответственно, процесс ликвидации Организации не завершен, Организация действует и несет все обязанности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно материалам учетного дела, указанные сведения Рязанской общественной организацией «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка» не представлялись за ДД.ММ.ГГГГ.
Просят признать Рязанскую общественную организацию «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель административного истца - Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика – Рязанской общественной организации – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка» административные исковые требования признал в полном объеме, суду пояснил, что является председателем Рязанской общественной организации – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка». В ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об осуществлении деятельности без образования юридического лица, так как коммерческой деятельности организация не ведет. Все необходимы документы о прекращении деятельности были представлены в Министерство юстиции РФ по Рязанской области.
Представитель заинтересованного лица – Межрайонной инспекции ФНС России № 2 по Рязанской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений, отзывов по существу заявленных требований не представили.
Исследовав материалы дела, суд считает административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 1 ФЗ РФ от 08.08.2001 года №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступившему в законную силу 01.07.2002 года, государственная регистрация юридических лиц осуществляется посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновлённых сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (в ред. ФЗ РФ от 10.01.2006 года № 18-ФЗ).
Судом установлено, ДД.ММ.ГГГГ Рязанская общественная организация «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка», была зарегистрирована Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области в качестве юридического лица.
ДД.ММ.ГГГГ на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о Рязанской общественной организации "Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка" внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером - 1096200000401.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц, адрес (место нахождения) Организации: 390035, <...>.
По выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, лицом, имеющем право действовать без доверенности, является председатель Организации - ФИО1.
Согласно п. 3 ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные п.п. «а» - «д», «л» п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона.
Сведения, предусмотренные п.п. «а»-«д», «л» п. 1 ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» Рязанской областной организацией общественной организации – Российского профессионального союза работников химических отраслей промышленности до настоящего времени не представлены.
В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в п. 6 ст. 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях» о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, по форме № ОН0003, утвержденной приказом Минюста России от 29.03.2010 г. № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Согласно п.п. б п. 3 приказа Министерства юстиции Российской Федерации № 81 от 17.03.2011 г. «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, установлено, что форма № ОН0003, а также сообщение о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, представляется общественными объединениями в Минюст России или соответствующий его территориальный орган по месту своего нахождения не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Согласно материалам учетного дела, указанные документы Рязанской общественной организацией «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка» не представлялись за 2011, 2012, 2013, 2014, 2015 годы.
В нарушение требования ч.1 ст.62 КАС РФ, административным ответчиком не представлены суду какие-либо доказательства, подтверждающие факт информирования административного истца о продолжении своей деятельности, за 2011-2015 годы.
При таких обстоятельствах, учитывая длительный период (в течение 4 лет) непредставления административным ответчиком предусмотренных законом сведений, игнорирование организацией законных требований контролирующего органа – Управления Минюста России по Рязанской области, принимая во внимание признание иска административным ответчиком, суд полагает, что заявленные административным истцом требования законны и подлежат удовлетворению.
Допущенные нарушения требований положений абзаца 4 части 1 статьи 29 ФЗ «Об общественных объединениях» являются грубыми и носят неоднократный, систематический характер, в связи с чем, признание данной общественной организации прекратившей деятельность в качестве юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.
Кроме того, судом установлено, в ходе документарной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области выявлены несоответствия Устава Рязанской общественной организацией «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка» требованиям ГК РФ и ФЗ «Об общественных объединениях», выявлены нарушения организацией требований Устава.
В соответствии с п. 1 ст. 52 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
В соответствии с п. 1.5 Устава Рязанской общественной организации «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка», утвержденного на Учредительной Конференции ДД.ММ.ГГГГ, (далее - Устав), Организация осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 2 ст. 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» орган, принимающий решения о государственной регистрации общественных объединений, осуществляет контроль за соответствием их деятельности уставным целям.
В соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации», Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации.
В п. 1 ст. 65.1 Гражданского кодекса Российской Федерации определены организации, которые относятся к корпоративным юридическим лицам в их число входят общественные организации.
Пункт 1 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет права участников корпорации: участвовать в управлении делами корпорации, за исключением случая, предусмотренного пунктом 2 статьи 84 настоящего Кодекса; в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом и учредительным документом корпорации, получать информацию о деятельности корпорации и знакомиться с ее бухгалтерской и иной документацией; обжаловать решения органов корпорации, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены законом; требовать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), возмещения причиненных корпорации убытков (статья 53.1); оспаривать, действуя от имени корпорации (пункт 1 статьи 182), совершенные ею сделки по основаниям, предусмотренным статьей 174 настоящего Кодекса или законами о корпорациях отдельных организационно-правовых форм, и требовать применения последствий их недействительности, а также применения последствий недействительности ничтожных сделок корпорации.
Однако, п. 4.4 Устава Организации содержит не полный перечень прав участников корпорации, определенных пунктом 1 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 4 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет обязанности участников корпорации: участие в образовании имущества корпорации в необходимом размере в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другим законом или учредительным документом корпорации; не разглашение конфиденциальной информации о деятельности корпорации; участие в принятии корпоративных решений, без которых корпорация не может продолжать свою деятельность в соответствии с законом, если его участие необходимо для принятия таких решений; не совершение действий, заведомо направленные на причинение вреда корпорации; не совершение действий (бездействий), которые существенно затрудняют или делают невозможным достижение целей, ради которых создана корпорация.
Однако, п. 4.5 Устава Организации содержит не полный перечень обязанностей участников корпорации, определенных пунктом 1 ст. 65.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Пункт 2 ст. 65.3 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет вопросы исключительной компетенции высшего органа управления: определение приоритетных направлений деятельности корпорации, принципов образования и использования ее имущества; утверждение и изменение устава корпорации; определение порядка приема в состав участников корпорации и исключения из числа ее участников, кроме случаев, если такой порядок определен законом; образование других органов корпорации и досрочное прекращение их полномочий, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; утверждение годовых отчетов и бухгалтерской (финансовой) отчетности корпорации, если уставом корпорации в соответствии с законом это правомочие не отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о создании корпорацией других юридических лиц, об участии корпорации в других юридических лицах, о создании филиалов и об открытии представительств корпорации, за исключением случаев, если уставом хозяйственного общества в соответствии с законами о хозяйственных обществах принятие таких решений по указанным вопросам отнесено к компетенции иных коллегиальных органов корпорации; принятие решений о реорганизации и ликвидации корпорации, о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) и об утверждении ликвидационного баланса; избрание ревизионной комиссии (ревизора) и назначение аудиторской организации или индивидуального аудитора корпорации.
Однако п. 6.6 Устава Организации содержит не полный перечень вопросов, отнесенных к исключительной компетенции высшего органа управления.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ от 05.05.2014 «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ) впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Согласно п. 7 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ, учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Г ражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Пункт 5 ст. 50 Гражданского Кодекса Российской Федерации содержит положение о том, что некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.
В п. 3.1.24 Устава указано, что Организация имеет право осуществлять предпринимательскую деятельность по привлечению материальных средств на уставные цели лишь постольку, поскольку это служит достижением ее уставных целей и соответствует им.
Однако, Организацией сведения о формировании и (или) наличия имущества достаточного для осуществления предпринимательской деятельности стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью, не представлены, что является нарушениием п. 5 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с абз. 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано ежегодно информировать Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, а так же информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Отчет и информация в произвольной форме о продолжении своей деятельности представляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» от 15.04.2006 №212 в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом по форме (ОН0003), утвержденной приказом Минюста России от 29.03.2010 № 72 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций».
Однако отчеты по форме ОН0003 и информация о продолжении деятельности за 2013 - 2015 года Организацией не представлены, что является нарушением требований абз. 4 и 8 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Абзац 3 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» определяет, что общественная организация, обязана ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом.
Однако, информацию об опубликовании отчетов об использовании своего имущества за 2013 - 2015 года Организация не представила, что является нарушением абз. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
В соответствии с пп. 6.13 и 6.14.3 Устава Председатель Совета Организации - лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени юридического лица, избирается Конференцией сроком на 3 года.
В соответствии с абз. 9 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82- ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений.
Согласно п.п. л) п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о фамилии, имени, отчестве и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортных данных такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В нарушение требований абз. 9 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» Рязанская общественная организация «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка» в ДД.ММ.ГГГГ гг. не представляла в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области сведения об избрании нового или о продлении полномочий действующего Председателя Совета.
Согласно пп. 6.1 и 6.4 Устава Организации, высшим руководящим органом Организации является Конференция, которая созывается по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Однако, информация о проведении Конференций за ДД.ММ.ГГГГ Организацией на проверку представлена не была, что является нарушением п. 6.4 Устава Организации.
В соответствии с пп. 6.1 и 6.10 Устава постоянно действующим руководящим органом Организации является Совет, который собирается на свои заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Однако, информация о проведении заседаний Совета за ДД.ММ.ГГГГ Организацией на проверку представлена не была, что является нарушением п. 6.10 Устава Организации.
Согласно пп. 6.1, 6.18 и 6.20 Устава, контрольно-ревизионным органом Организации является Контрольно-ревизионная комиссия, которая осуществляет контроль финансово-хозяйственной деятельности Организации. Однако акты проверок Контрольно-ревизионной комиссии не представлены, в связи с чем невозможно сделать вывод о наличии и работе данного органа, что противоречит пп. 6.1, 6.18 и 6.20 Устава.
ДД.ММ.ГГГГ Организации по адресу ее местонахождения был направлен запрос о необходимости представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области документы для проведения плановой документарной проверки. Однако корреспонденция возвращена в Управление с отметкой «Адресат отсутствует».
В соответствии со ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» Общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Указанный орган не позднее одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от общественного объединения сообщает об этом в уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений об общественном объединении.
Однако Организация не проинформировала орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, в связи с чем был нарушен п.3 ст. 54 ГК РФ, т.к. действительное место нахождения Организации не соответствует адресу, который содержится в едином государственном реестре юридических лиц.
На основании изложенного, руководствуясь п. 5 абз. 2 ст. 38 Федерального закона от 19 мая 1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области в адрес Рязанской общественной организации «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно - ракетного полка» было вынесено предупреждение о необходимости устранить выявленные нарушения обязательных требований действующего законодательства и учредительных документов и представить в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области соответствующие документы в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В ответ на данное предупреждение Организация необходимые документы не представила. В адрес Управления Организацией было направлено лишь уведомление о том, что в ДД.ММ.ГГГГ по решению совета Организации она была ликвидирована, документация утилизирована. Однако в Едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения о том, что с ДД.ММ.ГГГГ Организация находится в стадии ликвидации. Соответственно, процесс ликвидации Организации не завершен, Организация действует и несет все обязанности в соответствии с действующим законодательством.
Указанные обстоятельства представителем административного ответчика не оспаривались, в связи с тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Общественная организация прекратила свою деятельность в качестве юридического лица, представив указанные сведения в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области, однако, в Единый государственный реестр юридических лиц они внесены не были.
Таким образом, суд, с учетом мнения административного ответчика, требования признавшего в полном объеме, просившего их удовлетворить, учитывая длительный период (в течение <данные изъяты> лет) непредставления административным ответчиком предусмотренных законом сведений, наличие нарушений действующего законодательства в Уставе административного ответчика, а так же нарушение Организацией ряда положений Устава, суд полагает, что заявленные административным истцом требования законны и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 293-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции РФ по Рязанской области к Рязанской общественной организации – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка» о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений о нем из Единого государственного реестра юридических лиц – удовлетворить.
Признать Рязанскую общественную организацию – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.
Исключить из Единого государственного реестра юридических лиц сведения о Рязанской общественной организации – «Союз ветеранов 493 гвардейского зенитно-ракетного полка».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья.