ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-349/18 от 20.07.2018 Хасанского районного суда (Приморский край)

Дело № 2а-349/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2018 года пгт. Славянка

Хасанский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Хлызовой Н.С.

при секретаре Осолихиной О.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заявлением Султанова Александра Валерьевича к администрации Хасанского муниципального района об оспаривании решения, с участием заинтересованного лица Султанова Дмитрия Валерьевича,

установил:

Султанов А.В. обратился в суд с указанными требованиями, указав, что ДД.ММ.ГГГГ им через ФИС «На Дальний восток» подано коллективное заявление о предоставлении «Дальневосточного гектара» в границах <адрес>. Администрацией Хасанского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ коллективное заявление было отклонено со ссылкой, что запрашиваемый земельный участок располагается на земельном участке, предназначенном для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее также - размещение) объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения. На <адрес> находится действующий маяк. Предоставление земельного участка на <адрес> в соответствии с ЗК запрещено. Полагает, что данный отказ незаконен в связи с тем, что на <адрес> сформирован земельный участок с кадастровым , для целей размещения маяка, границы которого не налагались на границы запрашиваемого истицей земельного участка, ближайшая граница испрашиваемого участка располагается на расстоянии более <данные изъяты> м. от земельного участка, на котором планируется размещение маяка. Испрашиваемый земельный участок не находился в границах «серой» зоны и был доступен для формирования и не являлся предметом прав третьих лиц. Кроме того, согласно Правилам землепользования и застройки Славянского городского поселения территория <адрес> не находится в зоне транспортной инфраструктуры, на сайте администрации Хасанского муниципального района и сайте администрации Славянского городского поселения не опубликованы решения о резервировании всей площади <адрес> для муниципальных и государственных нужд.

Просит признать незаконным решение администрации Хасанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении земельного участка по коллективному заявлению Султанова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ и обязать администрацию Хасанского муниципального района повторно рассмотреть заявление Султанова А.В. о предоставлении земельного участка, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

К участию в деле в качестве заинтересованного лица определением суда было привлечено ФГУП «РОСМОРПОРТ», пользующееся сформированным на <адрес> земельным участком под Светящим навигационным знаком <данные изъяты>

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, административный истец и заинтересованное лицо извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, иные участники просили рассмотреть дело в их отсутствие.

Из письменных возражений представителя административного ответчика следует, что Султанову А.В. отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок является островной территорией и на него не распространяются действие правил землепользования и застройки, что затрудняет установление территориальной зоны и категории земель. Также на схеме территориального планирования <адрес> попадает в белую зону, где не установлена категория земель. Для предоставления земельного участка и постановки его на кадастровый учет необходимо было утвердить схему расположения земельного участка на публичной кадастровой карте. <адрес> имеет продолговатый вид и расположен <адрес>. Береговая линия скалистая, берега круто обрываются к морю, высота над уровнем моря составляет <данные изъяты> м. На южном мысе, на скале находится маяк. Поверхность большей частью покрыта кустарниками и травой, (общедоступные данные из сети интернет). Расположенный на острове – светящийся навигационный знак <данные изъяты>, ранее принадлежал Министерству обороны РФ, на данный момент на праве хозяйственного ведения принадлежит ФГУП «Росморпорт», расположен в границах земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., навигационный знак внесен в список Огней и знаков Тихоокеанского побережья России в заливе Петра Великого и имеет определенную охранную зону. Испрашиваемый Султановым А.В. земельный участок расположен на расстоянии примерно <данные изъяты> м от земельного участка с кадастровым , на котором расположен Светящийся навигационный знак <данные изъяты>. Согласно установленным на момент подачи заявления требованиям закона, администрация Хасанского муниципального района не вправе была изготовить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, не соблюдая вышеперечисленные условия. В целях реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, разработана Федеральная информационная система «На Дальний Восток.рф» (ФИС). Заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование подаются в электронной форме через указанную программу, и рассматриваются так же через данную программу. Официальный отказ заявителю в письменной форме отправляться не должен. В конкретном случае, при нажатии на указанную кнопку высвечивается информация, что в системе ФИС находиться на рассмотрении активное заявление Султанова А.В., в связи с чем рассматриваемое в процессе заявление не может быть возвращено на повторное рассмотрение. А именно: ДД.ММ.ГГГГ через программу ФИС «На Дальний Восток.рф» (ФИС), истец подал новое заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, которое находится на рассмотрении. На данный момент ей предложен иной вариант земельного участка, в соответствии с п. 4.1 ст.6 Федерального закона РФ от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Таким образом, истец в полной мере использует свое право на предоставление ему земельного участка в безвозмездное пользование, в связи с чем исковые требование о возложении на администрацию обязанности повторно рассмотреть заявление являются несостоятельным и не подлежат удовлетворению.

Представители заинтересованных лиц Территориальное управление Роимущества в Приморском крае, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений», «Росморпорт» Дальневосточный бассейновый филиал представили отзывы на иск, из которых следует, что расположенный на острове – светящийся навигационный знак <данные изъяты>, на данный момент на праве хозяйственного ведения принадлежит ФГУП «Росморпорт», расположен в границах земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м., который находится в собственности Российской Федерации, в настоящий момент в собственность «Росморпорт» не передан. Отвод и использование земельного участка в зоне действия светящегося навигационного знака <данные изъяты> в целях иных, кроме, размещения средств навигационного оборудования, требует специального согласования. Данный знак является круговым, в связи с чем его охранная зона представляет собой круг, образованный радиусом <данные изъяты> то есть <адрес> полностью входит в границы охранной зоны средств навигационного оборудования.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Из смысла части 9 статьи 226, частей 2, 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что основанием для признания оспариваемого решения органа местного самоуправления незаконным является его несоответствие требованиям закона или иного нормативного правового акта, регулирующих спорные правоотношения, несоблюдение компетенции и порядка принятия решения, а также нарушение принятым решением прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых подано заявление.

Отношения, связанные с предоставлением земельных участков находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях Республики Саха (Якутия), Камчатского края, Приморского края, Хабаровского края, Амурской области, Магаданской области, Сахалинской области, Еврейской автономной области, Чукотского автономного округа, гражданам Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 01.05.2016 года № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ст. 1).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ, в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, уполномоченный орган в срок не более чем двадцать рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, предусмотренных ст. 7 настоящего Федерального закона, и оснований для приостановления срока рассмотрения указанного заявления, предусмотренных частями 2 и 4.1 настоящей статьи: принимает решение об утверждении схемы размещения земельного участка на публичной кадастровой карте, подготовленной в форме электронного документа с использованием информационной системы, и обеспечивает отображение в информационной системе сведений о местоположении границ земельного участка, образуемого в соответствии с такой схемой. При этом для образования земельного участка не требуются разработка и утверждение документации по планировке территории или проектной документации лесных участков; обращается в орган регистрации прав с заявлением о кадастровом учете испрашиваемого земельного участка, подлежащего образованию, а также о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

На основании п. 21 ст. 7 Федерального закона № 119-ФЗ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование в случае если испрашиваемый земельный участок изъят из оборота или ограничен в обороте в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением случаев, если подано заявление о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка из состава земель лесного фонда.

На основании п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.

В целях реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ, разработана Федеральная информационная система (ФИС) «На Дальний Восток.РФ».

Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Султанов А.В. через федеральную информационную систему «На Дальний Восток РФ» подано заявление о предоставлении земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. с указанием координат, в безвозмездное пользование на основании Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ.

Администрация Хасанского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ сообщением через ФИС отказала в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование на основании п. 21 ст. 7 Федерального закона от 01.05.2016 года № 119-ФЗ, п.п. 7 п. 5 ст. 27 ЗК РФ, в связи с тем, что на <адрес> находится действующий маяк и предоставление земельного участка на <адрес> в соответствии с Земельным кодексом запрещено.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, испрашиваемый истцом земельный участок находится на <адрес>.

Законом Приморского края от 06.12.2004 года № 187-КЗ «О Хасанском муниципальном районе» установлены границы Хасанского муниципального района, согласно приложениям 1 и 2 к Закону № 187-КЗ.

Согласно приложению , в границы Хасанского муниципального района территориально входит, в том числе <адрес>.

Законом № 187-КЗ в составе Хасанского муниципального района образовано весть муниципальных образований (шесть городских поселений и два сельских поселения), установлены их границы согласно приложениям № 3 – 18.

Как следует из сведений, изложенных в приложениях острова, в том числе <адрес> в границы поселений Хасанского муниципального района не включены.

Поскольку схемой территориального планирования Хасанского муниципального района (утверждена решением Думы Хасанского муниципального района от 25.09.2014 года № 113), то использование островов, в том числе <адрес> не предусмотрено.

Таким образом администрация Хасанского муниципального района не является органом, уполномоченным на согласование границ испрашиваемого участка.

Кроме того, установлено, что на <адрес> находится земельный участок, выделенный под военными объектами для размещения светящихся знаков (маяк).

Расположенный на острове – светящийся навигационный знак <данные изъяты>, ранее принадлежал Министерству обороны РФ, на данный момент на праве хозяйственного ведения принадлежит ФГУП «Росморпорт», расположен в границах земельного участка с кадастровым , площадью <данные изъяты> кв.м. на основании Распоряжения Территориального управления Роимущества в Приморском крае от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии объекта из оперативного управления ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, акте приеме-передаче.

Как следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, в настоящее время находится в стадии оформления передачи в пользования ФГУП «Росморпорт». Земельный участок относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения, вид разрешенного использования – под военными объектами для размещения светящихся знаков.

В судебном заседании установлено, что светящийся навигационный знак <данные изъяты> внесен в список и знаков Тихоокеанского побережья России залива Петра Великого, что следует из выкопировки Управления навигации и океанографии Минобороны РФ, имеет определенную охранную зону.

Охранные зоны средств навигационного оборудования (СНО) относятся к охранным зонам земель морского транспорта (Положение о землях транспорта утвержденное Постановлением СМ СССР от 08.01.1981 года № 24).

К охранным зонам СНО относятся земли и акватории, расположенные в зонах действия средств навигационного оборудования, а также земли акватории, прилегающие к этим зонам и необходимые для сохранения и поддержания стабильности основных технических характеристик СНО: дальности действия, сектора действия, радионавигационного поля, а также недопущения снижения контрастности или засветки фона, на который проектируются зрительные СНО, обеспечения безопасности людей от вредных для их здоровья излучений со стороны технических средств объекта СНО; исключения помех в работе СНО со стороны других излучателей световых, электромагнитных и акустических сигналов; недопущения повреждений зданий и сооружений СНО (предотвращения просадок, неравномерных осадков, оползней, вибрационных нагрузок); недопущения разрушения берега; недопущения нарушения сложившегося гидрогеологического режима территории объекта СНО (повышение или понижение уровня грунтовых вод, опасные изменения поверхностного водоотвода с прилегающих территорий).

Отвод земельных участков и строительство в зонах действия средств навигационного оборудования (навигационной обстановки) морей должны быть согласованы с гидрографической службой соответствующего флота (флотилии), а на территории порта, кроме того, с капитаном порта.

Выбранный Султановым А.В. земельный участок находится на <адрес>, расположен <адрес>

Из карты острова усматривается, что он имеет продолговатый вид и расположен <данные изъяты> Испрашиваемый Султановым А.В. земельный участок расположен на расстоянии примерно <данные изъяты>. Светящийся навигационный знак <данные изъяты> имеет круговую диаграмму направленности с дальностью видимости <данные изъяты>

В соответствии с приложением 57 Инструкции по навигационному оборудованию Издания Управления навигации и океанографии Минобороны РФ 2001, границы охранной зоны зрительных средств навигационного оборудования в любом случае совпадают с границей дальности видимости навигационного знака.

Согласно п. 713 ИНО-200 в секторах и зонах действия СНО запрещается отвод земельных и водных участков, возведение постоянных или временных сооружений, установка источников света большой мощности, проведение мероприятий и работ, снижающих существенную контрастность фона и создающих засветку для наблюдения навигационных объектов в дневное или ночное время.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном случае обстоятельством, которое является единственным основанием для отказа в предоставлении земельного участка, что <адрес> полностью входит в границы зоны СНО, независимо оттого имеется или нет наложение границ испрашиваемого земельного участка с границами земельного участка с кадастровым .

Вместе с тем, Федеральным законом от 29.07.2017 № 247-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнена п. 8.1, который устанавливает, что в случае, если выбранные гражданином вид или виды разрешенного использования земельного участка не соответствуют категории земель, к которой относится земельный участок, а также в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель, уполномоченный орган одновременно с направлением уведомления, указанного в п. 1 ч. 8 ст. 8 Закона № 119-ФЗ, направляет в орган регистрации прав сведения о принадлежности земельного участка к определенной категории земель в зависимости от выбранных гражданином вида или видов разрешенного использования земельного участка. При этом принятие решения о переводе земельного участка из одной категории земель в другую категорию или об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется. Сведения о принадлежности земельного участка к категории земель населенных пунктов могут направляться уполномоченным органом только в случае, если выбранный гражданином вид разрешенного использования земельного участка предусматривает жилищное строительство или ведения данного хозяйства.

Однако до внесения указанных изменений, отсутствовала возможность предоставления таких земельных участков.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что у администрации имелись основания для отказа Султанову А.В. в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, данным отказом право истца на предоставление в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного на территории одного из указанных в ст. 1 Федерального закона № 119-ФЗ, субъектов Российской Федерации, площадь которого не превышает одного гектара, не нарушено.

Как следует из представленных доказательств, ДД.ММ.ГГГГ через программу ФИС «На Дальний Восток.рф» (ФИС) истец подал новое заявление о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование, которое находится на рассмотрении. На данный момент ему предложен иной вариант земельного участка, в соответствии с п. 4.1 ст. 6 Федерального закона РФ от 01.05.2016 № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, истец в полной мере использует свое право на предоставление ей земельного участка в безвозмездное пользование.

При указанных обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения административного иска Султанова А.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, КАС РФ

решил:

Султанову Александру Валерьевичу в удовлетворении административных исковых требований к администрации Хасанского муниципального района Приморского края об оспаривании решения отказать.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Хасанский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Судья