ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-349/20 от 26.05.2020 Чердаклинского районного суда (Ульяновская область)

Дело № 2а-349/20

73RS0025-01-2020-000282-47

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 мая 2020 года Ульяновская область, р.п. Чердаклы

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Каляновой Л.А.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Максимовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обязании постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чердаклинского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным исковым заявлением, уточненным в ходе рассмотрения дела, к Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» о признании бездействия незаконным, обязании постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами. Требования мотивированы тем, что организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения регулируются Федеральным законом № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Закон о погребении). Согласно ч. 1 ст. 16 Закона № 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

На территории МО «Чердаклинский район» имеется 11 общественных кладбищ, расположенных в с. Бряндино (200 метров восточнее), с. Станция Бряндино (2,5 км южнее), п. Колхозный, с. Новый Белый Яр (500 М ОТ ДОМА № 35 ПО УЛ. Октябрьская), с. Татарский Калмаюр (за жилыми домами № 32-58 ул. Комсомольская), с. Татарский Калмаюр (в 200 м южнее окраины ул. Советская), с. Чувашский Калмаюр (в 300 м севернее производственной площадки СПК «40 лет Октября»), юго-восточная часть кадастрового квартала 73:21:250101:29, д. Камышовка (в 100 м юго-восточнее), с. Крестового-Городище, п. Октябрьский в конце ул. Железнодорожная. Как объект недвижимости кладбища представляют собой имущественные комплексы, которые должны иметь собственника. Однако, указанные кладбища на кадастровый учет не поставлены. 12.10.2017 Прокуратурой района вносилось представление, содержащее требование по принятию мер по постановке на учет общественных кладбищ. Указанные нарушения устранены не были.

Просит признать бездействие администрации МО «Чердаклинский район», выразившееся в непринятии мер по постановке на учет общественных кладбищ, расположенных в с. Бряндино (200 метров восточнее), с. Станция Бряндино (2,5 км южнее), п. Колхозный, с. Новый Белый Яр (500 м от дома № 35 по ул. Октябрьская), с. Татарский Калмаюр (за жилыми домами № 32-58 ул. Комсомольская), с. Тарский Калмаюр (в 200 м южнее окраины ул. Советская), с. Чувашский Калмаюр (в 300 м севернее производственной площадки СПК «40 лет Октября»), юго-восточная часть кадастрового квартала 73:21:250101:29, д. Камышовка (в 100 м юго-восточнее), с. Крестового-Городище, п. Октябрьский в конце ул. Железнодорожная незаконным. Обязать администрацию МО «Чердаклинский район» осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами в срок до 01.09.2020.

Помощники прокурора Чердаклинского района Лобачева Е.И. и ФИО1 в судебном заседании на удовлетворении уточненных исковых требований прокурора настаивали, основываясь на доводах, изложенных прокурором в исковом заявлении.

Представитель административного ответчика – Администрации МО «Чердаклинский район» ФИО2 в судебном заседании с иском не согласилась, пояснив, что администрацией района были предприняты все меры для постановки на кадастровый учет указанных кладбищ. Так, общественные кладбища в <...> кладбища в с. Тат. Калмаюр, в с. Чув. Калмаюр, д. Камышовка, юго-восточная часть кадастрового квартала 73:21:250101:29, п. Октябрьский в конце ул. Железнодорожная поставлены на кадастровый учет. Администрацией района совместно с прокуратурой Чердаклинского района был разработан план постановки на учет общественных кладбищ. Срок постановки на учет общественного кладбища, расположенного в с. Станция Бряндино истекает в 2020 году, т.е. по данному кладбищу срок постановки на кадастровый учет не истек. Документы находятся на регистрации. Общественное кладбище, расположенное в п. Колхозный, вошло в земли МО «г. Ульяновск», в связи с чем, пока не произойдет передача данного земельного участка МО «Чердаклинский район», поставить кладбище на кадастровый учет не представится возможным. При постановке на кадастровый учет общественного кладбища в с. Новый Белый Яр, при проведении кадастровых работ было установлено наложение земельных участков кладбища с землями лесного фонда, в связи с чем, постановка на кадастровый учет была приостановлена. В настоящее время ведутся работы по устранению указанных нарушений. По кладбищу в с. Крестово-Городище документы сданы для постановки на кадастровый учет 20.05.2020. Просила в удовлетворении требований прокурора отказать, поскольку администрацией проводятся все необходимые меры для постановки общественных кладбищ на кадастровый учет.

Выслушав доводы административного истца, административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно положениям п.22 ч.1, ч.3, 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территориях сельских поселений являются вопросами местного значения муниципальных районов.

Согласно статье 4 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ (ред. от 01.10.2019) "О погребении и похоронном деле" местами погребения являются отведённые в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В силу ст. 4 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "О государственной регистрации недвижимости" органы местного самоуправления являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.

В силу ч.ч.1, 2, 3 ст. 8 указанного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.

В судебном заседании установлено, что земельные участки занятые общественными кладбищами, расположенных п. Колхозный, с. Новый Белый Яр (500 метров от дома № 35 по ул. Октябрьская), с. Крестово-Городище Чердаклинского района Ульяновской области, не поставлены на кадастровый учёт, право собственности на них за муниципальным образованием не зарегистрировано.

Земельные участки, занятые общественными кладбищами в с. Бряндино (200 метров восточнее), с. Татарский Калмаюр (за жилыми домами № 32-58 ул. Комсомольская), с. Тарский Калмаюр (в 200 м южнее окраины ул. Советская), с. Чувашский Калмаюр (в 300 м севернее производственной площадки СПК «40 лет Октября»), д. Камышовка (в 100 м юго-восточнее), п. Октябрьский в конце ул. Железнодорожная, юго-восточная часть кадастрового квартала 73:21:250101:29 постановлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера, проведено межевание, установлены границы земельных участков под общественными кладбищами.

Согласно ст. 215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.

В соответствии с ч.2 ст.15 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными, либо муниципальными. На основании п.п.4,5 ст.16 вышеуказанного Федерального закона предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.

В силу ст.19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

В ст.6 ЗК РФ содержится понятие «земельный участок». Согласно содержащемуся в указанной статье понятию земельный участок- объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно ст.11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. На основании ст.25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

С 1.01.2017 г. государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту – Федеральный закон № 218-ФЗ).

Согласно п.п.6,7 ст 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет ).

В соответствии со ст.14 указанного выше Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных Законом о недвижимости случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом о недвижимости порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

В соответствии с частями 1 и 2 ст.22 Федерального закона N 218-ФЗ план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч.1).

В межевом плане указываются: 1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков; 2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка; 3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков (ч. 2).

В соответствии со ст.6 ЗК РФ объектом земельных отношений могут быть только земельные участки, которые имеют характеристики, позволяющие определить его в качестве индивидуально определенной вещи.

Согласно п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учёта, сведения которого подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным этапом для постановки земельного участка на кадастровый учет и последующего оформления прав на него. Появление земельного участка в гражданском обороте как потенциального объекта прав связано с моментом постановки его на кадастровый учет. До момента осуществления государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не может быть признан объектом гражданских прав.

Прокурором Чердаклинского района заявлены исковые требования о возложении обязанности по постановке на кадастровый учет земельных участков с расположенными на них кладбищами с. Бряндино (200 метров восточнее), с. Станция Бряндино (2,5 км южнее), п. Колхозный, с. Новый Белый Яр (500 м от дома № 35 по ул. Октябрьская), с. Татарский Калмаюр (за жилыми домами № 32-58 ул. Комсомольская), с. Тарский Калмаюр (в 200 м южнее окраины ул. Советская), с. Чувашский Калмаюр (в 300 м севернее производственной площадки СПК «40 лет Октября»), юго-восточная часть кадастрового квартала 73:21:250101:29, д. Камышовка (в 100 м юго-восточнее), с. Крестового-Городище, п. Октябрьский в конце ул. Железнодорожная.

Между тем, земельные участки, занятые общественными кладбищами в с. Бряндино (200 метров восточнее), с. Татарский Калмаюр (за жилыми домами № 32-58 ул. Комсомольская), с. Тарский Калмаюр (в 200 м южнее окраины ул. Советская), с. Чувашский Калмаюр (в 300 м севернее производственной площадки СПК «40 лет Октября»), д. Камышовка (в 100 м юго-восточнее), п. Октябрьский в конце ул. Железнодорожная, юго-восточная часть кадастрового квартала 73:21:250101:29 постановлены на кадастровый учет, им присвоены кадастровые номера, проведено межевание, установлены границы земельных участков под общественными кладбищами, что подтверждается кадастровыми выписками.

По результатам рассмотрения представления прокуратуры, администрацией муниципального образования «Чердаклинский район» с участием помощника прокурора Чердклинского района, был разработан график постановки на кадастровый учет муниципальных общественных кладбищ расположенных на территории сельских поселений, входящих в состав МО «Чердаклинский район» на 2018-2020.

Согласно приложенному графику постановки на кадастровый учет муниципальных общественных кладбищ на 2020 год, включено кладбище в с. Станция Бряндино.

Поскольку общественные кладбища в с. Бряндино (200 метров восточнее), с. Татарский Калмаюр (за жилыми домами № 32-58 ул. Комсомольская), с. Тарский Калмаюр (в 200 м южнее окраины ул. Советская), с. Чувашский Калмаюр (в 300 м севернее производственной площадки СПК «40 лет Октября»), д. Камышовка (в 100 м юго-восточнее), п. Октябрьский в конце ул. Железнодорожная, юго-восточная часть кадастрового квартала 73:21:250101:29 постановлены на кадастровый учет, срок постановки на кадастровый учет кладбища в с. Станция Бряндино не истек, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора Чердаклинского района в данной части.

В соответствии с ч.1 ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст.123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса по представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

При рассмотрении дела суд исходил из представленных сторонами доказательств, иных доказательств, кроме исследованных в судебном заседании, сторонами не представлено.

Из представленных в суд административным ответчиком документов следует, что им предпринимаются меры для постановки на кадастровый учет общественных кладбищ в п. Колхозный, с. Новый Белый Яр (500 метров от дома № 35 по ул. Октябрьская), с. Крестово-Городище Чердаклинского района Ульяновской области.

В связи с чем, бездействие ответчика, выразившееся в не постановке на кадастровый учёт данных земельных участков не подлежит признанию незаконным.

Между тем, суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанности о постановке на кадастровый учет общественных кладбищ в п. Колхозный, с. Новый Белый Яр (500 метров от дома № 35 по ул. Октябрьская), д. Камышовка (в 1000 метрах юго-восточнее), с. Крестово-Городище Чердаклинского района Ульяновской области.

Учитывая большой объём работ, подлежащий выполнению ответчиком в целях устранения указанных выше нарушений законодательства, суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения данного решения – до 01.01.2021. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175- 180, 272-273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обязании постановки на кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами, удовлетворить частично.

Обязать муниципальное образование «Чердаклинский район» осуществить постановку на кадастровый учет земельных участков, занятых общественными кладбищами, расположенных в п. Колхозный, с. Новый Белый Яр (500 метров от дома № 35 по ул. Октябрьская), с. Крестово-Городище Чердаклинского района Ульяновской области, в срок до 01.01.2021 года.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурору Чердаклинского района Ульяновской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Л.А. Калянова