Решение
именем Российской Федерации
дело № 2а-349/2020
Солецкий районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Матей Ю.В.,
при секретаре Корныльевой О.С.,
с участием представителя административного истца - помощника прокурора Волотовского района Родионовой Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по административному иску прокурора Волотовского района Новгородской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Волотовского муниципального района Новгородской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры по обеспечению хранения документов,
установил:
Прокурор Волотовского района Новгородской области обратился в суд с данным иском, указав, что прокуратурой Волотовского района проведена проверка соблюдения администрацией Волотовского муниципального района требований законодательства при формировании, ведении и использовании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в ходе которой установлено, что комитет по управлению социальным комплексом администрации Волотовского муниципального района осуществляет деятельность в кабинете № здания, расположенного по адресу: <...>. Кабинет находится на втором этаже двухэтажного здания, в кабинете имеется 2 сейфа, в которых хранятся документы, используемые при формировании, ведении и использовании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, то есть конфиденциальные сведения. Вместе с тем, входная дверь в кабинет № является деревянной (железом не обита), охрана в нерабочее время для исключения возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц отсутствует, окна помещения, расположенные на последнем этаже здания, не оборудованы металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещения. Таким образом, администрацией Волотовского муниципального района не приняты меры по обеспечению условий для хранения документов, содержащих сведения конфиденциального характера. Непринятие административным ответчиком мер созданию условий для хранения документов конфиденциального характера может явиться причиной хищения данных сведений и их разглашений третьими лицами, что в свою очередь нарушает права детей оставшихся без попечения родителей, опекунов и приемных родителей. Просит признать незаконным бездействие административного ответчика по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, выразившееся в несоответствии помещения органа опеки и попечительства, и обязать административного ответчика в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить орган опеки и попечительства администрации района в лице комитета по управлению социальным комплексом наличием помещения, соответствующего требованиями п.86 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 №101.
В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Волотовского района Новгородской области Родионова Д.А. уточнила исковые требования просила обязать администрацию Волотовского муниципального района Новгородской области в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению условий хранения документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка о детях в помещении, соответствующем п.86 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 года №101, в деятельности органа опеки и попечительства администрации района в лице комитета по управлению социальным комплексом. Уточненные исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации Волотовского муниципального района надлежаще извещенный о дате, времени и месте судебного заседания, не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьями 14.1, 15.1, 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов наделяются правом на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству.
Взаимодействие органов опеки и попечительства с органами местного самоуправления в указанной сфере может осуществляться на основании заключаемого между ними соглашения о сотрудничестве.
Аналогичная норма закреплена ч.2 п.1 ст.9 Устава Волотовского муниципального района, утвержденного решением Думы Волотовского муниципального района от 01.02.2018 №205.
Согласно п.1.1 Положения о комитете по управлению социальным комплексом администрации Волотовского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Волотовского муниципального района от 16.02.2018 №149 (далее - Положение о комитете) комитет по управлению социальным комплексом администрации Волотовского муниципального района является структурным подразделением администрации Волотовского муниципального района, выполняющим государственные и муниципальные функции и реализующим полномочия в сфере образования, молодежной политики, спорта, культуры и туризма, является органом опеки попечительства в отношении несовершеннолетних граждан.
В силу п.3.1.8 Положения о комитете к полномочиям комитета относится решение вопросов организации о осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних граждан, предусмотренных действующим законодательством, за исключением полномочия по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, желающих усыновить детей, являющихся гражданами Российской Федерации, а также по ведению регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии по ст.122 Семейного кодекса Российской Федерации орган опеки и попечительства в течение трех рабочих дней со дня получения таких сведений обязан провести обследование условий жизни ребенка и при установлении факта отсутствия попечения его родителей или его родственников обеспечить защиту прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве, а также направить имеющуюся информацию об этом ребенке в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации для первичного учета в региональном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и одновременного направления в федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, для первичного учета в федеральном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Федеральным законом от 16 апреля 2001 года №44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
Региональные банки данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, составляют государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Порядок формирования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и пользования им определяется Федеральным законом от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».
В силу ст. 15 Федерального закона от 16.04.1001 №44-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей» порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, перечни сведений, содержащихся в нем, перечень и формы документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, порядок хранения таких документов, порядок осуществления контроля за формированием, ведением и использованием государственного банка данных о детях определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 №101 утвержден Порядок формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей (далее - Порядок).
Согласно п.5 Порядка учет детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органом опеки и попечительства по месту их выявления.
Документы, необходимые для формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях (далее - документы), образующиеся в результате деятельности органов опеки и попечительства, регионального и федерального операторов и содержащие сведения личного характера, относятся к конфиденциальной информации (п.66 Порядка).
В силу п.67 Порядка орган опеки и попечительства осуществляет хранение копии анкеты ребенка, состоящего на учете в государственном банке данных о детях, с приобщенной информацией об изменении данных о ребенке, оставшемся без попечения родителей, содержащихся в анкете ребенка, и прекращении учета сведений о нем (включая сопроводительные письма при их наличии); формирует личное дело на каждого.
Пунктом 86 Порядка предусмотрено, что помещения, в которых хранятся документы (далее - помещения), должны иметь входные двери (металлические или деревянные, обитые железом), оборудованные замками, гарантирующими надежное закрытие помещений, или специальным оборудованием, или иметь охрану в нерабочее время для исключения возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц.
Окна помещений, расположенных на первых или последних этажах зданий, а также окна, находящиеся около пожарных лестниц и других мест, откуда возможно проникновение в помещение посторонних лиц, оборудуются металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещения.
В ходе проведенной истцом проверки выявлены нарушения требований законодательства при формировании, ведении и использовании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, а именно в кабинете № здания, расположенного по адресу: <...>, где осуществляет деятельность комитет по управлению социальным комплексом администрации Волотовского муниципального района, в двух сейфах хранятся документы, используемые при формировании, ведении и использовании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, то есть конфиденциальные сведения. Вместе с тем, входная дверь является деревянной (железом не обита), охрана в нерабочее время для исключения возможности неконтролируемого проникновения или пребывания в них посторонних лиц отсутствует, окна помещения, расположенные на последнем этаже здания, не оборудованы металлическими решетками, ставнями или другими средствами, препятствующими неконтролируемому проникновению в помещения, что подтверждается актом проверки и фототаблицей от 28 мая 2020 года (л.д. 10-12).
Таким образом, факт нарушения законодательства при формировании, ведении и использовании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в судебном заседании установлен.
В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъекта РФ, муниципального образования.
В данном случае прокурор обратился в суд в целях обеспечения соблюдения требований законодательства при формировании, ведении и использовании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в защиту интересов неопределенного круга лиц, то есть лиц, которых невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс и разрешить вопрос о правах и обязанностях каждого из них. Суд полагает, что прокурор Волотовского района действовал в рамках представленных ему полномочий.
Таким образом, заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
При принятии решения, обязывающего административного ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только административным ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчика, иные обстоятельства, учитывая, что мероприятия по обеспечению орган опеки попечительства требуют затрат времени и средств, суд полагает необходимым установить срок в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, в течение которого ответчик должен устранить допущенные нарушения требований законодательства при формировании, ведении и использовании государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с подп. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), в связи, с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.
Руководствуясь ст. ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административные исковые требования прокурора Волотовского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Волотовского муниципального района Новгородской области по осуществлению деятельности по опеке и попечительству, выразившееся в несоответствии помещения органа опеки и попечительства в соответствии с п.86 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.02.2015 №101.
Обязать администрацию Волотовского муниципального района Новгородской области в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по обеспечению условий хранения документов, необходимых для формирования, ведения и использования государственного банка о детях, оставшихся без попечения родителей в помещении, соответствующем п.86 Порядка формирования, ведения и использования государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 февраля 2015 года №101, в деятельности органа опеки и попечительства администрации Волотовского муниципального района Новгородской области в лице комитета по управлению социальным комплексом
Решение может быть обжаловано в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Председательствующий: Ю.В.Матей