РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Дело № 2а-349/2018
г.Славянск-на-Кубани. 26 марта 2018г.
Славянский городской суд Краснодарского края в составе судьи Мурашева Н.И.,
с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2,
при секретаре Дей В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Славянском районе о признании незаконным отказа в предоставлении средств материнского капитала,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с указанным административным иском, из содержания которого следует, что 29 октября 2014 года она родила третьего ребенка ФИО3 и согласно порядку выдачи уведомления на материнский (семейный) капитал, на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.12.2013 г. № 1412 (в редакции от 20.11.2017г.), изданного на основании Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-K3 "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" получила уведомление на материнский (семейный) капитал. Желая использовать указанные средства на строительство жилого дома, она обратилась в Управление социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Славянском районе с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, приложив к нему необходимые документы. В январе 2018 года она получила из УСЗН письмо от 09.01.2018г. № 447/1805.03.38 за подписью заместителя руководителя управления социальной защиты населения СТВ о том, что ей отказано в предоставлении средств на материнский (семейный) капитал. В уведомлении указано, что ей отказано по причине, что в нарушение пункта 2.9 Порядка распоряжения средствами материнского (семейного) капитала, утвержденного Постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.12.2013 N 1412 (ред. от 20.11.2017г.), в материалах дела предоставлено письменное обязательство лица, получившего уведомление не соответствующее указанным требованиям и что в соответствии с подпунктом 1 пункта 1.9 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в предоставлении средств семейного капитала являются непредставление документов (копий документов), предусмотренных пунктами 1.4 и 1.5 Порядка. В отказе не указано конкретно, в чем не соответствует представленное ею письменное обязательство указанным требованиям. В феврале 2018 года она получила дополнительное уведомление от 15.02.2018г. (...) в котором указано, что ей отказано в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала по причине отсутствия письменного обязательства СПЕ. Считает, что причина отказа является надуманным основанием. Просит признать незаконными действия заместителя руководителя Управления СЗН в Славянском районе СТВ в части отказа ФИО1 в предоставлении средств материнского капитала и обязать заместителя руководителя Управления СЗН в Славянском районе СТВ устранить в полном объеме допущенные нарушения ее прав и свобод путем исполнения заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом.
В судебном заседании ФИО1 просила заявленные исковые требования удовлетворить. Пояснила, что СПЕ является ее бывшим мужем, отцом ее детей, он ушел еще до рождения третьего ребенка, он с ними не проживает. Дом достраивался ее родителями. Дом разделен на 4-х, это на нее, ее бывшего мужа и двоих детей. Она согласна выделить из своей доли, долю на 3-его ребенка СТПСПЕ отказывается выделять долю из имущества. Управлением социальной защиты населения ей было отказано в распоряжении средствами материнского капитала по причине отсутствия письменного обязательства СПЕ Она не согласна с данным отказом, поскольку СПЕ не является ее супругом и брак между ними расторгнут в 2016 году, требовать от него обязательства о передачи части его доли в доме незаконно, тем более что она представила, оформленное надлежащим образом свое обязательство от 06.12.2017 года оформить часть своей доли в общую собственность с ребенком.
Представители административного ответчика Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Славянском районе на основании доверенностей ПВФ и ФИО2 административные исковые требования не признали.
ФИО2 пояснила, что 15.11.2017 года ФИО1 было выдано уведомление на материнский капитал. Данным уведомлением удостоверяется, что ФИО1 имеет право на получение материнского капитала в соответствии с законом Краснодарского края от 22.02.2005 года № 836-КЗ «О социальной поддержке многодетных детей в Краснодарском крае». 19.12.2017 года от ФИО1 поступило заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала, в котором она просит направить средства материнского капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство. К заявлению были приложены: уведомление на материнский капитал, копия паспорта, копия свидетельства о расторжении брака. Письменное обязательство, копия постановления о разрешении проектирования жилого дома, банковские реквизиты, выписка из ЕГРН. Согласно выписке из ЕГРН от 23.11.2017 года на жилой дом, расположенный в (...) установлено, что правообладателями указанного жилого дома, являются ФИО1, СЕП, СГП, СПЕ в равных долях по 1/4. Пунктом 2.9 Порядка распоряжения средствами материнского капитала Постановления Правительства администрации КК от 03.12.2013 года №1412 «Об утверждении Порядков выдачи уведомления на материнский капитал и распоряжения средствами материнского капитала» установлено, что лицо, получившее уведомление, в случае направления средств семейного капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, дополнительно представляет в управление социальной защиты населения по месту жительства заверенное в установленном законодательством РФ порядке письменное обязательство лица, в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего уведомление, его супруга, детей, с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления управлением социальной защиты населения средств семейного капитала, в случае если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего уведомление, его супруга, детей. В нарушение названной нормы представлено письменное обязательство лица, получившего уведомление не соответствующее указанным требованиям, так как обязательство предоставлено только ФИО1, а не от всех лиц, в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства. 09.01.2018 года управлением СЗН было принято решение об отказе в предоставлении средств материнского капитала. 12.01.2018 года истцу было вручено уведомление о принятом решении, в уведомлении было указано, что в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе, она вправе повторно обратиться в управление социальной защиты населения в целях распоряжения средствами семейного капитала.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные документы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и с главой 22 Кодекса административно судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Судом установлено, что 29 октября 2014 года истица ФИО1 родила третьего ребенка ФИО3 и согласно порядку выдачи уведомления на материнский (семейный) капитал, на основании постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 03.12.2013г. № 1412 (в редакции от 20.11.2017г.), изданного на основании Закона Краснодарского края от 22 февраля 2005 года N 836-K3 "О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае" получила уведомление на материнский (семейный) капитал.
15 ноября 2017 года ФИО1 выдано уведомление на материнский (семейный) капитал. Данным уведомлением удостоверяется, что ФИО1 имеет право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Законом Краснодарского края от 22 февраля 2005 года № 836-K3 «О социальной поддержке многодетных семей в Краснодарском крае».
19 декабря 2017 г. от ФИО1 поступило заявление о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, в котором заявительница просит направить средства материнского (семейного) капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство. К заявлению приложены следующие документы: уведомление на материнский (семейный) капитал; копия паспорта; копия свидетельства о расторжении брака; письменное обязательство; копия постановления о разрешении проектирования жилого дома; банковские реквизиты; выписка из Единого государственного реестра недвижимости.
09 января 2018 года управлением принято решение об отказе в предоставлении средств на материнский (семейный) капитал.
12 января 2018 года уведомление о принятом решении об отказе в предоставлении средств на материнский (семейный) капитал вручено ФИО1, лично. В уведомлении указано, что в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения об отказе, она вправе повторно обратиться в управление социальной защиты населения в целях распоряжения средствами (частью средств) семейного капитала.
Анализируя нормы законодательства и представленные документы, суд приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 23.11.2017 г. (...) на жилой дом, расположенный по адресу: (...), установлено, что правообладателями указанного жилого дома являются: ФИО1, СЕП, СГП, СПЕ в равных долях по 1/4 у каждого.
Пунктом 2.9. Порядка установлено, что лицо, получившее уведомление, в случае направления средств семейного капитала на компенсацию затрат, понесенных на строительство объекта индивидуального жилищного строительства, дополнительно представляет в управление социальной защиты населения по месту жительства заверенное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство лица (лиц), в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства, оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего уведомление, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению в течение 6 месяцев после перечисления управлением социальной защиты населения средств семейного капитала - в случае если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего уведомление, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).
В нарушение названной нормы предоставлено письменное обязательство лица, получившего уведомление не соответствующее указанным требованиям, так как обязательство предоставлено только от ФИО1, а не от всех лиц, в чьей собственности находится объект индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1.9. Порядка непредставление документов (копий документов), предусмотренных пунктами 1.4 и 1.5 Порядка является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении средств материнского (семейного) капитала.
Ссылка истицы на то, что она расторгла брак с отцом ее детей и бывший супруг отказывается давать письменное и заверенное надлежащим образом обязательство оформить в течение 6 месяцев жилое помещение, на которое будут потрачены средства материнского капитала, в собственность всех детей, не может быть признана обоснованной.
После расторжения брака СПЕ не перестал быть отцом общих с истицей детей. Указанные выше положения закона о необходимости предоставления письменного и заверенного в надлежащей форме обязательства второго родителя не может быть истолковано произвольно. Суд не может принять позицию истицы в том, что она согласна выделить часть своей доли третьему ребенку как условие получения средств материнского капитала. В этом случае доля третьего ребенка будет меньше, чем доли других детей, что влечет нарушение его законных прав, при этом в силу возраста он не может принять соответствующее решение самостоятельно.
В судебном заседании истице разъяснено право на обращение в суд с иском к бывшему супругу о признании его отказа недействительным.
При таких обстоятельствах административные исковые требования не могут быть удовлетворены.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Славянском районе о признании незаконным отказа от 09.01.2018г. в предоставлении средств материнского капитала оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Славянский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 27 марта 2018 года.
Копия верна: Судья Н.И.Мурашев
СОГЛАСОВАНО
Судья Н.И. Мурашев