Дело № 2а-34/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Вадинск 4 июня 2019 года
Вадинский районный суд Пензенской области
В составе председательствующего судьи Михайлова А.Н.
При секретаре Степановой Т.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Пензенской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации к СКПК «Керенский», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 заинтересованное лицо - ИФНС РОССИИ по Октябрьскому району г.Пенза о ликвидации Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Керенский»,
установил:
Центральный Банк Российской Федерации в лице Отделения по Пензенской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением к СКПК «Керенский», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 заинтересованное лицо - ИФНС РОССИИ по Октябрьскому району г.Пенза о ликвидации Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Керенский»
Заявленные требования мотивированы тем, что в соответствии с частью 2 статьи 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее Федеральный закон № 86-ФЗ), Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.
На основании пункта 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЭ «О сельскохозяйственной кооперации» (с изменениями) (далее - Федеральный закон от 08.12.1995 № 193-ФЭ) Банк России вправе обращаться в суд с заявлением о ликвидации кредитного кооператива в случае неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом Федерального закона от 08.12.1995 № 19Э-ФЗ, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 08.12.1995 № 19Э-ФЗ потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями. Порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении дел о ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации регулируется Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ, пункт 1 части 3 статьи 1, статья 262 КАС РФ).
Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Керенский», ОГРН <***>, ИНН <***>, место нахождения: 442170, <...> (далее - СКПК «Керенский», Кооператив), был зарегистрирован инспекцией Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Пензы 11.07.2006.
В соответствии с частью 3 статьи 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-Ф3 кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее, чем в течение пятнадцати дней после таких изменений.
Формы, сроки и порядок составления и представления сельскохозяйственным кредитным кооперативом указанных документов установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 09.10.2015 № 3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительного кооператива и отчета о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительного кооператива» (с изменениями) (далее - Указание Банка России от 09.10.2015 № 3816-У).
В соответствии с пунктом 3 Указания № 3816-У отчет по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» представляется:
за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода;
за календарный год дважды - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года.
К отчету о деятельности также прилагается электронный документ, содержащий бухгалтерскую (финансовую) отчетность сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива прилагается к отчету о деятельности за календарный год, представляемому не позднее 115 календарных дней по окончании отчетного периода.
Согласно пункту 4 Указания № 3816-У отчет по форме ОКУД 0420817 «Отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений.
При этом, согласно данным модуля аналитической системы сбора и обработки отчетности участников финансового рынка «Мониторинг отчетности (МПО)» установлено следующее.
В нарушение требований статьи 40.2 Федерального закона № 193-ФЭ, пунктов 3, 4 Указания № 3816-У СКПК «Керенский» не представлена в Банк России:
отчетность по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за следующие отчетные периоды:
2017 календарный год, представляемая не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года; первый квартал 2018 календарного года; первое полугодие 2018 календарного года; девять месяцев 2018 календарного года; 2018 календарный год, представляемая не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года;
и отчетность по форме ОКУД 0420817 «Отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива»:
отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2018 календарный год.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона № 193- ФЗ, Банк России дает кредитному кооперативу в порядке, установленном нормативными актами Банка России, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений. В нарушение указанной нормы СКПК «Керенский» не исполнены следующие предписания Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации:
Предписание Центра по обработке отчетности (г. Тверь) Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 27.04.2018 № Т128-99- 2/16784, направленное в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за 2017 календарный год, представляемого не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года. В установленный Банком России срок указанное предписание Кооперативом не исполнено. Сведений о наличии производства по делу об административном правонарушении в функциональной подсистеме «Производство по делам об административных правонарушениях» Единой информационной системы поддержки деятельности Банка России по регулированию и развитию банковского сектора (далее - ФПС «АПБР» ЕИСПД) не имеется.
Предписание Центра по обработке отчетности (г. Тверь) Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 08.05.2018 № Т128-99- 2/23333, направленное в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за 1 квартал 2018 календарного года. В установленный Банком России срок указанное предписание не исполнено. Сведений о наличии производства по делу об административном правонарушении в функциональной подсистеме «Производство по делам об административных правонарушениях» Единой информационной системы поддержки деятельности Банка России по регулированию и развитию банковского сектора (далее - ФПС «АПБР» ЕИСПД) не имеется.
Предписание Центра по обработке отчетности (г. Тверь) Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 31.07.2018 № Т128-99- 2/36116, направленное в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за первое полугодие 2018 календарного года. В установленный Банком России срок указанное предписание Кооперативом не исполнено, в связи с чем уполномоченным должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 11.09.2018 № ТУ-56-ЮЛ-18-14564/1020-1. Постановлением уполномоченного должностного лица Банка России от 25.09.2018 № ТУ-56-ЮЛ-18-14564/3110- 1 СКПК «Керенский» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 тыс. рублей. В установленный частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ срок административный штраф Кооперативом не уплачен, в связи с чем уполномоченным должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении от 14.02.2019 № ТУ-56- ЮЛ-19-2368/1020-1, предусмотренный частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Предписание Центра по обработке отчетности (г. Тверь) Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 31.10.2018 № Т128-99- 2/45144, направленное в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за девять месяцев 2018 года. В установленный Банком России срок указанное предписание Кооперативом не исполнено, в связи с чем уполномоченным должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 06.12.2018 №ТУ-5 6-Ю Л-18-21228/1020-1. Постановлением уполномоченного должностного лица Банка России от 19.12.2018 № 18-21228/3110-1 СКПК «Керенский» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 550 тыс. рублей. Сведений об уплате административного штрафа не имеется.
Предписание Центра по обработке отчетности (г. Тверь) Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 29.01.2019 № Т128-99- 2/165, направленное в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420817 «Отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за 2018 год. В установленный Банком России срок указанное предписание Кооперативом не исполнено, в связи с чем уполномоченным должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 06.03.2019 ЖГУ-56-ЮЛ-19-4115/1020-1.
Предписание Центра по обработке отчетности (г. Тверь) Банка России об устранении нарушений законодательства Российской Федерации от 31.01.2019 № Т128-99- 2/258, направленное в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за 2018 год, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года. В установленный Банком России срок указанное предписание Кооперативом не исполнено, в связи с чем уполномоченным должностным лицом Банка России составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), от 11.03.2019 ЖГУ-56-ЮЛ-19- 4311/1020-1.
Кроме того, в нарушение требований пункта 3 статьи 31 Федерального закона № 193- ФЗ установлено, что СКПК «Керенский» не входит ни в один из ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов.
Изложенное свидетельствует о неоднократном в течение одного года нарушении СКПК «Керенский» требований Федерального закона от 08.12.1995 № 193-Ф3 и Указания Банка России от 09.10.2015 № 3816-У и о пренебрежительном отношении СКПК «Керенский» к исполнению возложенных на него обязанностей. Более того, названные нарушения до настоящего времени Кооперативом не устранены.
При этом предпринятые контролирующим органом меры, направленные на приведение деятельности СКПК «Керенский» в соответствие с действующим законодательством, в частности, направление предписаний, оказались безрезультатными.
Считают, СКПК «Керенский» подлежит ликвидации на основании пункта 3 части 3 статьи 61 ГК РФ, пункта 11 части 1 ст. 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-Ф3 как юридическое лицо, осуществляющее свою деятельность с неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статей 62-64 ГК РФ.
Прохождение указанной процедуры возможно путем возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей кооператива и выполнения следующих необходимых действий, связанных с ликвидацией: назначить ликвидационную комиссию (ликвидатора) и установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом; поместить в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть меньше двух месяцев с момента публикации о ликвидации; принять меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомить кредиторов о ликвидации кооператива; после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационной комиссии осуществить продажу имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; ликвидационной комиссии произвести выплату денежных средств кредиторам кооператива в порядке очередности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчетов с кредиторами ликвидационной комиссии составить и утвердить ликвидационный баланс; ликвидационной комиссии завершить ликвидацию кооператива внесением об этом записи в ЕГРЮЛ.
В соответствии с частью 5 статьи 61 ГК РФ, решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
В соответствии с выписками из ЕГРЮЛ учредителями СКПК «Керенский» являются пятнадцать физических лиц.
Решение суда о ликвидации кооператива фактически заменяет собой только первоначальное решение учредителей о ликвидации юридического лица (при добровольной ликвидации), при этом без возложения судом на кого-либо из указанных в законе лиц обязанностей по ликвидации юридического лица, такое решение будет являться неисполнимым.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 40.2 Федерального закона от 08.12.1995 № 19Э-ФЗ, Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями), статьи 61 ГК РФ, статьи 19, 262 КАС РФ, Банк России, истец просит суд: Ликвидировать Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Керенский», ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации - 11.07.2006, место нахождения: 442170, <...>.
Возложить на учредителей СКПК «Керенский»: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, предусмотренные статьями 62-64 ГК РФ, в том числе:
установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом;
опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации;
принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации СКПК «Керенский»;
после окончания срока предьявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого СКПК «Керенский», перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией;
выплатить денежные суммы кредиторам ликвидируемого СКПК «Керенский» в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения;
после завершения расчетов с кредиторами составить и утвердить ликвидационный баланс;
представить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности СКПК «Керенский».
Определением Вадинского районного суда от 30 мая 2019 года, произведена замена умершего ответчика ФИО3, на ответчика ФИО16.
Представитель административного истца направил в суд ходатайство о рассмотрении данного административного дела в его отсутствие, указав при этом, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица - ИФНС России по Октябрьскому району г.Пенза также направил в адрес суда ходатайство о рассмотрении данного административного дела без их участия по имеющимся в деле доказательствам.
Административный ответчик СКПК «Керенский» в лице председателя ФИО17, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором требования истца признает в полном объеме, дело просит рассмотреть без его участия.
Административные ответчики - ФИО1, ФИО2, ФИО16, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 надлежащим образом извещенные о времени и дате судебного заседания, в суд не явились, и не сообщили о причинах своей неявки, в связи с чем, на основании ч.4 ст.263 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 262 КАС РФ право органов и должностных лиц на подачу административного искового заявления о приостановлении деятельности, ликвидации или запрете деятельности должно быть предусмотрено федеральным законом.
В силу статьи 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами.
Пункт 2 статьи 4 Федерального закона от 8 декабря 1995 года N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» относит потребительские кооперативы к некоммерческим организациям.
В силу пункта 3 статьи 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» кредитный кооператив ежеквартально самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о своей деятельности и бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Кредитный кооператив ежегодно самостоятельно или через объединения кредитных кооперативов, саморегулируемые организации кредитных кооперативов обязан представлять в Банк России документы, содержащие отчет о персональном составе своих руководящих органов, а в случае изменения в составе своих руководящих органов обязан представлять указанный отчет не позднее чем в течение пятнадцати дней после таких изменений. Формы, сроки и порядок составления и представления кредитным кооперативом указанных документов устанавливаются Банком России.
Порядок составления и предоставления отчетности установлен Указанием Банка России от 09 октября 2015 года N 3816-У «О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива и отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива ».
Пунктами 3, 4 Указания N 3816-У определено представление отчета о деятельности за первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года не позднее 30 календарных дней по окончании отчетного периода; за календарный год в два этапа - не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года и не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года; отчет о персональном составе представляется по окончании календарного года, а также в случае изменения сведений, содержащихся в отчете о персональном составе, не позднее 15 календарных дней после окончания отчетного года или даты изменения сведений.
Судом установлено, что Центральный Банк Российской Федерации зарегистрирован Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по адресу <...> 01.07.2002 за основным регистрационным номером -№ <***> (л.д.117).
8.05.2003 года запись об организации Инспекцией Федеральной налоговой службы №50 по г.Москве внесена в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН №<***>)(л.д.116).
Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 13.02.2019 года СКПК «Керенский» внесен в ЕГРЮЛ 11.07.2006 года, (ОГРН <***>), расположен по адресу: <...>. ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, и ФИО15, являются его учредителями (л.д.90-98).
Исходя из доводов искового заявления и представленных материалов дела следует, что Сельскохозяйственным Кредитным потребительским кооперативом «Керенский» не предоставлена отчетность в Банк России, отчет по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за следующие отчетные периоды: 2017 календарный год, представляемая не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года; первый квартал 2018 календарного года; первое полугодие 2018 календарного года; девять месяцев 2018 календарного года; 2018 календарный год, представляемая не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года; и отчетность по форме ОКУД 0420817 «Отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива»: отчет о персональном составе руководящих органов сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива за 2018 календарный год.
Таким образом, в деятельности СКПК «Керенский» установлены систематические нарушения Закона № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» выражающиеся в не предоставлении отчетов.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» предусмотрено право Банка России выдавать кредитному кооперативу в порядке, установленном нормативными актами Банка России, обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений.
В целях устранения выявленных нарушений, Банком России в адрес СКПК «Керенский» были направлены предписания: от 27.04.2018 № Т128-99- 2/16784, в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за 2017 календарный год, представляемого не позднее 115 календарных дней по окончании календарного года; от 08.05.2018 № Т128-99- 2/23333, направленное в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за 1 квартал 2018 календарного года; от 31.07.2018 № Т128-99- 2/36116, направленное в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за первое полугодие 2018 календарного года; от 31.10.2018 № Т128-99- 2/45144, направленное в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за девять месяцев 2018 года; от 31.01.2019 № Т128-99- 2/258, направленное в связи с непредставлением СКПК «Керенский» отчетности по форме ОКУД 0420816 «Отчет о деятельности сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива» за 2018 год, представляемого не позднее 30 календарных дней по окончании календарного года.
Предписания Банка России СКПК «Керенский» не исполнены.
С 2018 года указанная организация не представляла в уполномоченный орган сведений, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов.
Принимая во внимание материалы дела, суд считает установленным факт нарушения действующего законодательства со стороны административного ответчика. Данные обстоятельства последним не опровергнуты и дают правовые основания для его ликвидации.
Таким образом, СКПК «Керенский» допущено неоднократное неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок, а также неоднократное в течение одного года нарушение требований статьи 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» и пунктов 3 - 4 Указания N 3816-У.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», подпунктом 11 пункта 1 статьи 40.2 Федерального закона «О сельскохозяйственной кооперации» Банк России вправе предъявить в суд требование о ликвидации кредитного кооператива, в том числе в случае неоднократного неисполнения в течение одного года кредитным кооперативом предписания об устранении выявленных нарушений в установленный Банком России срок; неоднократного в течение одного года нарушения кредитным кооперативом настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных актов Банка России.
В соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления им деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 64 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, являющихся юридическими лицами» разъяснено о том, что судам следует проверять причины, по которым объединение граждан не устранило выявленные нарушения законодательства. В частности, предприняло ли такое объединение граждан все возможные действия для устранения названных нарушений, имели ли место объективные обстоятельства, препятствовавшие их устранению, устранены ли выявленные нарушения до принятия судебного решения.
Указанные обстоятельства в ходе рассмотрения дела судом не установлены.
Доказательств исполнения, либо наличия уважительных причин, препятствующих исполнению возложенных на СКПК «Керенский» обязанностей, административными ответчиками не представлено.
При таких обстоятельствах имеются основания для удовлетворения требований административного истца о ликвидации СКПК «Керенский».
Для государственной регистрации ликвидации юридического лица необходимо прохождение процедуры ликвидации юридического лица в соответствии с требованиями статьей 62-64 ГК РФ.
Прохождение указанной процедуры возможно путём возложения обязанности прохождения процедуры ликвидации на учредителей кооператива и выполнения следующих необходимых действий, связанных с ликвидацией : назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) и установление порядка и сроков ликвидации в соответствии с законом; размещение в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о ликвидации кооператива, о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации ; принятии мер к выявлению кредитов и получению дебиторской задолженности, а также письменного уведомления кредиторов о ликвидации кооператива ; по окончания срока для предъявления требований кредиторами составление и утверждение ликвидационной комиссией промежуточного ликвидационного баланса со сведениями о ставе имущества кооператива, перечне предъявленных кредиторами требований, также о результатах их рассмотрения; при недостаточности у кооператива денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществление ликвидационной комиссией продажи имущества кооператива с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений; выплаты денежных средств кредиторам кооператива в порядке очерёдности, установленной ГК РФ, в соответствии с промежуточным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвёртой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса; после завершения расчётов с кредиторами составление и утверждение ликвидационной комиссией ликвидационного баланса; завершение ликвидационной комиссией ликвидации кооператива внесением об этом записи в ЕГРЮЛ.
При этом, в силу п. 5 ст. 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим за счёт имущества юридического лица (часть 5 статьи 62 ГК РФ). При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (часть 2 статьи 62 ГК РФ).
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 13.02.2019 года учредителями СКПК «Керенский» являются административные ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3 (правопреемник ФИО16), ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15.
Следовательно, обязанность по ликвидации СКПК «Керенский» в силу ч. 5 ст. 61 ГК РФ должна быть возложена на его учредителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ и пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с административных ответчиков подлежит взысканию солидарно государственная пошлина в доход государства в размере 6000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180,264 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Пензенской области Волго-Вятского Главного управления Центрального банка Российской Федерации к СКПК «Керенский», ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 заинтересованное лицо - ИФНС РОССИИ по Октябрьскому району г.Пенза о ликвидации Сельскохозяйственного кредитного потребительского кооператива «Керенский», удовлетворить.
Ликвидировать Сельскохозяйственный кредитный потребительский кооператив «Керенский», ОГРН <***>, ИНН <***>, дата государственной регистрации - 11.07.2006, место нахождения: 442170, <...>.
Возложить на учредителей СКПК «Керенский»: ФИО1, ФИО2, ФИО16 (правопреемник ФИО3), ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 обязанность в шестимесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда произвести все необходимые действия, связанные с ликвидацией, предусмотренные статьями 62-64 ГК РФ, в том числе:
установить порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом;
опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации;
принять меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомить в письменной форме кредиторов о ликвидации СКПК «Керенский»;
после окончания срока предъявления требований кредиторами составить и утвердить промежуточный ликвидационный баланс со сведениями о составе имущества ликвидируемого СКПК «Керенский», перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией;
выплатить денежные суммы кредиторам ликвидируемого СКПК «Керенский» в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения;
после завершения расчетов с кредиторами составить и утвердить ликвидационный баланс;
представить в уполномоченный государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документы, необходимые для внесения в ЕГРЮЛ сведений о прекращении деятельности СКПК «Керенский».
Взыскать солидарно с СКПК «Керенский»: ФИО1, ФИО2, ФИО16, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Вадинский районный суд в течение одного месяца со дня дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий А.Н. Михайлов
Мотивированное решение изготовлено 4 июня 2019 года.
Судья А.Н. Михайлов