№ 2а-34/2019 <данные изъяты>
Решение
Именем Российской Федерации
235 гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе: председательствующего – судьи Маковецкого М.А., при секретаре Замалтдиновой Д.Д., с участием административного истца ФИО1 и представителя командира войсковой части 0000 и его заместителя по доверенностям ФИО2, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 0000 подполковника ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) командира войсковой части 0000 и его заместителя, связанных с отказом в исключении административного истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
установил:
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, оспаривая действия (бездействие) командира войсковой части 0000 и его заместителя, связанные с отказом в исключении истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выдвинул требования:
– признать незаконными действия заместителя командира войсковой части 0000, связанные с отказом в исключении из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее также НИС);
– обязать командира войсковой части 0000 оформить документы для исключения из реестра участников НИС.
Как усматривается из административного искового заявления, ФИО1 мотивировал свои требования тем, что в 2005 году, он, заключивший первый контракт о прохождении военной службы в 2000 году, был включен в реестр участников НИС, однако впоследствии он обнаружил, что был включен в указанный реестр без учета своего желания, поскольку он с рапортом о включении в реестр НИС, не обращался. В 0000 году, продолжает истец, добросовестно заблуждаясь об автоматическом включении в реестр НИС, он, с использованием средств НИС приобрел жилое помещение (<адрес>), с которого в 2017 году снял обременение в пользу Российской Федерации путем возврата денежных средств ФГКУ «Росвоенипотека». В сентябре 2018 года, отражено в иске, ФИО1 обратился с рапортом об исключении его из реестра НИС, изъявив желание реализовать свое право на жилье иным способом, однако в удовлетворении рапорта командованием войсковой части 0000 ему было отказано.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении по мотивам административного искового заявления.
Представитель командира войсковой части 0000 и его заместителя по доверенностям ФИО2 в судебном заседании в удовлетворении административного иска просила отказать в полном объеме и пояснила, что в полномочия войсковой части 0000 не входит ведение реестра НИС, включение и исключение из такового. Такие полномочия, продолжила ФИО2, возложены на <данные изъяты>, в которую в феврале 2019 года из войсковой части 0000 направлены соответствующие документы, а также электронный носитель для исключения ФИО1 из реестра НИС.
Изучив административное исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1 и 15 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ, государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Федеральный закон) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 9 Федерального закона установлены основания для исключения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, из реестра участников НИС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее – Правила).
В соответствии с пунктом 8 Правил включение военнослужащего в реестр НИС или исключение его из данного реестра, а также изменение сведений об участниках производится путем внесения соответствующей записи в реестр.
Пунктом 19 Правил установлено, что внесение в реестр записи об исключении военнослужащего из реестра производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для исключения военнослужащего из реестра в соответствии с пунктом 18 настоящих Правил.
Приказом ФСБ России от 13 марта 2017 года № 136 утверждена Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов федеральной службы безопасности и предоставлении этим участникам информации о состоянии их именных накопительных счетов (далее – Инструкция).
В соответствии с пунктом 2 названного выше приказа, <данные изъяты> определено регистрирующим органом, осуществляющим формирование и ведение реестра участников НИС органов федеральной службы безопасности.
Пунктом 9 Инструкции определено, что включение военнослужащего в реестр участников НИС или исключение его из реестра участников НИС, а также изменения в реестре участников НИС сведений об участниках НИС производятся путем внесения соответствующей записи в реестр участников НИС на основании представленных документов.
Из справки начальника отдела кадров войсковой части 0000 от 7 февраля 2019 года 0000 следует, что ФИО1 в настоящее время проходит военную службу в указанной воинской части.
Как усматривается из копии рапорта ФИО1 от 27 сентября 2018 года, последний обратился к командиру войсковой части 0000 с просьбой об оформлении необходимых документов для аннулирования его регистрационного номера участника НИС.
В ответ на указанный выше рапорт, заместителем командира войсковой части 0000 был дан ответ, подписанный 26 октября 2018 года, в котором сделан вывод о том, что исключение из реестра НИС военнослужащего, реализовавшего право на использование накоплений для жилищного обеспечения, не предусмотрено.
В то же время, как следует из копии сопроводительного письма от 1 февраля 2019 года, а также справки начальника отдела кадров войсковой части 0000 от 18 февраля 2019 года, заместитель командира войсковой части 0000 направил в <данные изъяты> документы, а также электронный носитель для исключения ФИО1 из реестра НИС.
При этом копией реестра от 4 февраля 2019 года 0000 на почтовую корреспонденцию, направляемую через Государственную фельдъегерскую службу, подтверждается, что названная выше корреспонденция была доставлена в <данные изъяты> 4 февраля 2019 года.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом может быть принято решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
При этом в силу части 9 этой же статьи КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца.
С учетом изложенного, проанализировав указанные выше положения нормативных правовых актов в их совокупности с конкретными обстоятельствами дела, суд приходит к выводу, что на момент рассмотрения настоящего дела, со стороны должностных лиц войсковой части 0000, которая регистрирующим органом не является, каких-либо препятствий по рассматриваемому вопросу к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов истца не чинится, ввиду чего у суда отсутствуют основания признавать действия (бездействие) административных ответчиков незаконными и возлагать на них какие-либо обязанности, связанные с устранением, предполагаемых ФИО1 нарушений.
Напротив, в судебном заседании установлено, что войсковой частью 0000 документы для исключения ФИО1 из реестра участников НИС были направлены в <данные изъяты>, которое является регистрирующим органом, осуществляющим формирование и ведение реестра участников НИС органов федеральной службы безопасности, в связи с чем административный иск удовлетворению не подлежит.
Вследствие того, что в удовлетворении административного иска отказано в полном объеме, оснований для возмещения истцу судебных расходов, в силу положений части 1 статьи 111 КАС РФ, не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 111, 175-180, 219, 226 и 227 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении административного иска военнослужащего войсковой части 0000 подполковника ФИО1 об оспаривании действий (бездействия) командира войсковой части 0000 и его заместителя, связанных с отказом в исключении административного истца из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через 235 гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий по делу М.А. Маковецкий
Копия верна. Подлинное за надлежащими подписями.
Судья 235 гарнизонного военного суда М.А. Маковецкий
Секретарь судебного заседания Д.Д. Замалтдинова