ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-34/2018 от 05.02.2018 Хабаровского гарнизонного военного суда (Хабаровский край)

Дело № 2а-34/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 февраля 2018 года г. Хабаровск

Хабаровский гарнизонный военный суд в составе председательствующего судьи Мишина Д.Л., при секретаре судебного заседания Ковалевой Е.В., с участием административного истца ФИО1, представителя ответчика ФИО2, представителя начальника ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Востокрегионжилье»), связанных с непредоставлением сведений в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» и командиру войсковой части для производства начисления и выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника ФГКУ «Востокрегионжилье», связанные с непредоставлением сведений в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» и командиру войсковой части для производства начисления и выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений.

В обоснование своих требований административный истец в иске и в судебном заседании указал, что состоял в списках военнослужащих, признанных нуждающимися в получении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в г. Хабаровске с 20.02.2013 года. В 2016 и 2017 гг. ФГКУ «Востокрегионжилье» неоднократно предлагало ему жилые помещения, которые не соответствовали требованиям действующего законодательства, в связи с чем он вынужден был отказываться от них. Поскольку действующим законодательством предусмотрена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения военнослужащим по контракту, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, он в декабре 2016 года обратился с рапортом к командиру войсковой части 42838 для выплаты компенсации. В феврале 2017 года в войсковую часть из ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» поступило сообщение, в соответствии с которым приказы о выплате денежной компенсации должны быть изданы только в отношении военнослужащих, включенных в списки на предоставление служебных жилых помещений и не обеспеченных на день издания приказа указанным жильем (в графе 9 в приложении 3 к пункту 17 Инструкции об организации в Вооруженных Силах РФ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 27.05.2016 № 303 должна быть указана информация «не обеспечен»). В данном приложении начальник ФГКУ «Востокрегионжилье» по состоянию на 18 января 2017 года в отношении него в графе 9 (информация об обеспеченности жилым помещением) указал, что 25.11.2016, 11.01.2017 предложено служебное жилое помещение, не представил документы.

ФИО1, посчитав данную информацию недействительной, так как он отказывался от предлагаемых жилых помещений в связи с их несоответствием действующему законодательству, документы предоставлять не отказывался, обратился 20 февраля 2017 года в ФГКУ «Востокрегионжилье» с просьбой сообщить какие именно документы не были им предоставлены. В конце марта-начале апреля 2017 года он получил ответ на данное обращение (от 20 марта 2017 года №), в соответствии с которым данные о том, что он не представил документы на распределенное ему 11 января 2017 года жилое помещение, были направлены в связи с отсутствием на момент проверки сведений о его согласии или отказе от распределенного жилого помещения. В настоящее время в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» направлена дополнительная информация об отказе от служебного жилого помещения 23 января 2017 года.

14 сентября 2017 года он обратился в ФГКУ «Востокрегионжилье» с заявлением о направлении в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» и командиру войсковой части информации согласно приложению 3 к пункту 17 Инструкции об организации в Вооруженных Силах РФ выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, указав в отношении него в графе 9 информацию «не обеспечен». Однако ответом от 11 октября 2017 года ему в этом было отказано ввиду отсутствия оснований для внесения таких изменений.

Данный отказ истец считает не правомерным, поскольку в результате указанных действий начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» нарушено его право на получение денежной компенсации за поднаем жилья с января 2017 года, он был вынужден снимать квартиру за счет собственных средств и просит суд, с учетом уточнений, признать незаконным отказ о внесении в графу 9 приложения №3 изменений в части необеспечения его жилым помещением, незаконным включение в графу 9 приложения 3 информации об отказах от предлагавшихся служебных жилых помещений, и обязать ответчика указать в графе 9 приложения 3 информацию об обеспечении его служебным жилым помещением с 28 ноября 2017 года.

В ходе судебного заседания административный истец заявленные требования поддержал и просил их удовлетворить.

Представитель административного ответчика – начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» – ФИО2 требования не признала, пояснив, что ФИО1 с 20 февраля 2013 года числится в списке военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, предоставляемыми по договору найма служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы в населенном пункте г. Хабаровск.

В соответствии с п. 2 приказа Министра обороны РФ от 27.05.2016 № 303 (далее Приказ) выплата денежной компенсации военнослужащим и членам их семей осуществляется ежемесячно по их желанию в случае отсутствия жилых помещений, которые могут быть им предоставлены в соответствии с законодательством Российской Федерации, через финансово-экономические органы, обслуживающие воинские части (организации) (далее - финансово-экономические органы), на основании приказа командира воинской части (начальника организации).

Истцу неоднократно ФГКУ «Востокрегионжилье» предлагали служебные жилые помещения, от которых он отказывался.

Согласно примечаниям к приложению № 3 Приказа органами жилищного обеспечения в графе 9 списка на предоставление жилых помещений указывается, что в случае отказа военнослужащего от предлагаемого жилого помещения специализированного жилищного фонда, расположенного по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте, вписываются слова «отказался от жилого помещения»; в случае непредставления военнослужащим документов, необходимых для заключения договора найма специализированного жилого помещения, расположенного по месту прохождения военной службы или в близлежащем населенном пункте, вписываются слова "не представил документы для получения жилого помещения" и указывается дата распределения военнослужащему жилого помещения специализированного жилищного фонда.

Представитель ответчика полагает, что действия начальника ФГКУ «Востокрегионжилье» правомерны, а оснований для удовлетворения требований не имеется. Кроме того, она отметила, что первоначально по состоянию на 18 января 2017 года в отношении истца в графе 9 приложения 3 было указано о непредоставлении последним документов по распределенному жилью от 11 января 2017 года по причине отсутствия на момент составления списков данных о согласии либо несогласии истца с предоставленным жильем. 20 марта 2017 года в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» была направлена уточненная информация об отказе ФИО1 23 января 2017 года от распределенного жилого помещения. Довод истца о том, что в данной графе необходимо указать об отказе от жилого помещения по уважительной причине не может быть принят, так как в примечании к данному приложению Приказа данная формулировка отсутствует и ее указывать должностное лицо не вправе.

Представитель привлеченного к участию в деле заинтересованного лица – начальника ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» в судебном заседании просил в удовлетворении требований отказать в связи с пропуском трехмесячного срока на обращение в суд, предусмотренного ч.1 ст.219 КАС РФ, так как о нарушении права на получение денежной компенсации за наем жилого помещения истец узнал еще в феврале 2017 года, когда в воинскую часть поступил список на предоставление служебных жилых помещений и об обеспеченности их жилыми помещениями (по форме согласно приложению 3 к Приказу) в соответствии с которым ФИО1 в графе 9 значится отказавшимся от предложенных жилых помещений.

Исследовав представленные материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 4 КАС РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

При этом законодатель предусмотрел определенный срок, в течение которого заинтересованное лицо может обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ, по правилам которого осуществляется судопроизводство по делам, возникающим из публичных отношений, этот срок составляет три месяца. Начало течение срока исчисляется со дня совершения определенного действия, с которым гражданин связывает нарушение своих прав, либо со дня, когда он узнал или должен был узнать о совершении такого действия (бездействия).

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, связанных с соблюдением сроков обращения в суд, а также подтверждения уважительности причин их пропуска, возлагается на лицо, обратившееся в суд.

Из административного искового заявления ФИО1, а также из пояснений, данных им в суде, следует, что о нарушении прав, связанных с выплатой денежной компенсации за наем жилых помещений, а именно о невнесении в январе 2017 года в сведения о включении военнослужащих войсковой части в списки на предоставление служебных жилых помещений и об обеспеченности их жилыми помещениями (по форме согласно приложению № 3 к приказу МО РФ №303) в графу 9 записи «не обеспечен», а также об указании ответчиком в данной графе сведений о том, что он не предоставил документы для получения жилого помещения, он узнал в феврале 2017 года. Эти же обстоятельства усматриваются из обращения истца в ФГКУ «Востокрегионжилье» от 20 февраля 2017 года. На данное обращение из ФГКУ «Востокрегионжилье» поступил ответ от 20 марта 2017 года №, в соответствии с которым указание о непредоставлении документов для получения жилого помещения является ошибочным, в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» направлено сообщение об отказе 23 января 2017 года от получения жилого помещения. Данный ответ, как пояснил истец, он получил в конце марта – начале апреля 2017 года. Таким образом, истцу достоверно стало известно о том, что он не включен в упомянутые сведения как военнослужащий не обеспеченный жильем по месту службы, в связи с чем ему не будет выплачиваться денежная компенсация за наем помещения, не позднее, чем в начале апреля 2017 года.

Как усматривается из искового заявления ФИО1, с таковым он обратился 19 декабря 2017 года в приемную военного суда.

Согласно абзацу второму пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 днем обращения в суд считается день, когда исковое заявление сдано в организацию почтовой связи либо подано непосредственно в суд.

Таким образом, истцом пропущен установленный ст. 219 КАС РФ срок на обращение с административным исковым заявлением в суд, поскольку с момента его осведомленности о совершении в отношении него оспариваемых действий (начало апреля 2017 года) до дня подачи заявления в суд (19 декабря 2017 года) прошло более трех месяцев. Никаких уважительных причин, которые бы позволили суду восстановить пропущенный срок, истец в ходе слушания дела не привел. Он сослался только на то, что ему не были известны реквизиты исходящего письма из ФГКУ «Востокрегионжилье» в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю» с сообщением об отказе в получении жилого помещения 23 января 2017 года, в связи с чем он не мог обратиться с заявлением в суд.

Доказательств, которые бы ставили под сомнение установленные в суде обстоятельства, свидетельствующие о пропуске предусмотренного законом срока обращения в суд, ФИО1, вопреки требованиям ч. 11 ст. 226 КАС РФ, не представлено.

Довод о том, что он не мог обратиться в суд с оспариванием действий, связанных с указанием в списках обеспеченности военнослужащих войсковой части данных относительно него «не предоставил документы для получения жилого помещения», а затем «отказался от получения жилого помещения», поскольку он не знал реквизитов документа, направленного в ФКУ «УФО МО РФ по Хабаровскому краю», не может быть признан судом уважительной причиной пропуска срока для обращения в суд, так как в соответствии со статьей 62 КАС РФ обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.

Исходя из этого, истец обязан только указать какие конкретно его права нарушены действиями должностных лиц, по таким административным делам административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых им решений, действий (бездействия).

Обращение истца 14 сентября 2017 года в ФГКУ «Востокрегионжилье» также не свидетельствует об уважительности пропуска срока, поскольку ФИО1 ставил вопрос о внесении изменений в список об обеспеченности жилыми помещениями по форме согласно приложению № 3 к приказу МО РФ №303, а именно в графу 9, по состоянию на 18 января 2017 года, то есть о том, о чем ему было известно еще в феврале 2017 года.

В соответствии с позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении N 452-О-О от 19.06.2007 года, истечение срока, в пределах которого предоставляется судебная защита лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске, исследование иных обстоятельств дела не может повлиять на характер вынесенного судебного решения.

Таким образом, поскольку ФИО1 в установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ срок оспариваемые действия должностного лица не обжаловал, и причин, объективно исключавших возможность своевременно подать иск, не привел, его требования удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, военный суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление военнослужащего войсковой части <данные изъяты> ФИО1 об оспаривании действий начальника Федерального государственного казенного учреждения «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГКУ «Востокрегионжилье»), связанных с непредоставлением сведений в ФКУ «Управление финансового обеспечения МО РФ по Хабаровскому краю» и командиру войсковой части для производства начисления и выплаты денежной компенсации за наем жилых помещений, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Дальневосточный окружной военный суд через Хабаровский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме 6 февраля 2018 года.

Судья Хабаровского гарнизонного военного суда

Д.Л.Мишин