РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2а-34/2021
Тверской гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Гальцова С.А., с участием административного истца ФИО1, при секретаре судебного заседания юристе 1 класса ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 45118 майора медицинской службы ФИО1 об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с установлением ему денежных выплат в меньшем размере, -
установил:
Майор медицинской службы ФИО1 обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, в котором, исходя из существа заявленных требований, фактически просит действия командира войсковой части 45118, связанные с установлением ему премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (далее по тексту – премия) за декабрь 2020 года в размере 1% от оклада денежного содержания в месяц, а также дополнительного материального стимулирования за 2020 год в размере 900 рублей признать незаконными, возложить на указанное должностное лицо обязанность издать приказы о доплате ему премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей за декабрь 2020 года в размере 24% от оклада денежного содержания в месяц, дополнительного материального стимулирования за 2020 года в размере расчетной суммы, умноженной на повышающий коэффициент 4 как старшему офицеру, взыскать в пользу административного истца компенсацию за задержку выплаты денежного довольствия в размере 1/150 ключевой ставки Центрального Банка РФ от общей суммы невыплаченных денежных средств, начиная с 26 декабря 2020 года по день фактического исполнения судебного решения, компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей, а также судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал полностью и настаивал на их удовлетворении, пояснив, что 24 декабря 2020 года при получении денежного довольствия за декабрь 2020 года он узнал, что премия за декабрь 2020 года ему выплачена в размере 1% от оклада денежного содержания в месяц, что составило 385 рублей 48 копеек, а дополнительное материальное стимулирование за 2020 год – в размере 900 рублей, в связи с чем он был фактически лишен названных выплат без законных на то оснований.
Анализируя положения действующего законодательства, ФИО1 обратил внимание суда на то, что конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учетом результатов по профессионально-должностной (должностной и (или) боевой), физической подготовке, имеющихся дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил и отраженных в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Вместе с тем он, ФИО1, в период с 16 ноября по 19 декабря 2020 года находился в основном отпуске за 2020 год с выездом в <адрес>, в связи с чем служебные обязанности не выполнял. Дисциплинарных взысканий в ноябре-декабре 2020 года у него не имелось, к контрольным сдачам по физической подготовке он в 2020 году не привлекался, поскольку находится в группе диспансерного динамического наблюдения (далее по тексту – ДДН), неудовлетворительных результатов по профессионально-должностной подготовке за ноябрь-декабрь 2020 года он не имел, нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности не допускал, грубые дисциплинарные проступки в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование, не совершал.
Таким образом, полагает ФИО1, законных оснований для снижения ему размера премии и дополнительного материального стимулирования у командования войсковой части 45118 в действительности не имелось.
Обосновывая требование о денежной компенсации морального вреда, ФИО1 указал, что неправомерными действиями командования, выразившимися в необоснованном уменьшении размера положенных выплат, ему причинены морально-нравственные страдания, проявившиеся в эмоционально-психологическом дискомфорте от ощущения чувства несправедливости и предвзятого отношения, что посягает на принадлежащие ему от рождения нематериальные блага – достоинство личности, деловую репутацию, а также нарушает его право на вознаграждение за труд.
Определением судьи Тверского гарнизонного военного суда от 22 января 2021 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика была привлечена войсковая часть 45118, а в качестве заинтересованного лица – Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Тверской области» (далее по тексту – УФО), руководители которых, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыли, ходатайствовали о рассмотрении административного дела в их отсутствие и отсутствие их представителей.
При этом представитель административных ответчиков ФИО4 в направленных в суд письменных возражениях от 4 февраля 2021 года заявленные по делу требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении по следующим основаниям.
Так, в соответствии с п.п. 73-76 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат (далее по тексту – Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих), определенного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, ежемесячный размер премии устанавливается военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, приказом командира воинской части не в размере 25% от оклада денежного содержания в месяц, как ошибочно полагает административный истец, а в размере от 1% до 25% от оклада денежного содержания в месяц. Указанная премия в состав ежемесячного денежного довольствия военнослужащих не входит, относится к группе иных дополнительных выплат и по существу является негарантированной поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от ряда предусмотренных законодательством условий.
В соответствии с приказом командира войсковой части 45118 от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 премия за декабрь 2020 года с учетом результатов его служебной деятельности в декабре 2020 года установлена в размере 1% от оклада денежного содержания в месяц.
Согласно приказу командира войсковой части 45118 от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 дополнительное материальное стимулирование по итогам 2020 года установлено в размере 900 рублей.
В соответствии с п.п. 2, 4, 6 и 7 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (далее по тексту – Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств), утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, дополнительное материальное стимулирование не является гарантированной выплатой обязательного характера, относящейся к денежному довольствию военнослужащих. Следовательно, определение конкретного размера дополнительного материального стимулирования по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей относится к исключительной компетенции командования, которое вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения военнослужащим должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование. При этом критерии оценки, согласно которым командир определяет размер выплаты, нормативными актами не определены.
Выплата дополнительного материального стимулирования в меньшем размере, чем расчетная сумма, не может расцениваться как нарушение прав военнослужащего. Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств не предусматривает обязанность командования в обязательном порядке стимулировать военнослужащего денежными суммами в размере, равном расчетному, или в размере, установленном другому военнослужащему по аналогичной должности.
Размеры установленных административному истцу оспариваемых выплат определены с учетом следующих обстоятельств.
Так, из служебной карточки майора ФИО1 следует, что за 2020 год он имеет 2 неснятых дисциплинарных взыскания в виде строгого выговора и выговора.
В соответствии с выписками из ведомостей результатов контрольных проверок физической подготовки военнослужащих управления войсковой части 45118 за период с января по декабрь 2020 года административный истец к проверке уровня физической подготовки не допущен в связи с его нахождением в группе ДДН.
В результате контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части 45118, проведенных Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ в период с 11 марта по 24 апреля 2019 года, была выявлена необоснованная переплата ФИО1 дополнительного материального стимулирования за 2018 год в размере 1930 рублей. Сумма ущерба внесена в книгу учета недостач войсковой части 45118. Обязательство о возврате суммы излишне выплаченных денежных средств административным истцом взято на себя лишь 18 января 2021 года.
Таким образом, полагает ФИО4, командир войсковой части 45118, устанавливая ФИО1 оспариваемые им выплаты, действовал в пределах предоставленных ему полномочий и в пределах прав по установлению размера оспариваемых выплат исходя из оценки результатов исполнения военнослужащим должностных обязанностей, с учетом отсутствия результатов по физической подготовке, которая может служить самостоятельным основанием для снижения военнослужащему денежных выплат вне зависимости от причин, по которым военнослужащий не был аттестован, оценен по физической подготовке, неснятых дисциплинарных взысканий и нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
Находя требование ФИО1 о денежной компенсации морального вреда также не подлежащим удовлетворению, ФИО4 в своих возражениях указала, что каких-либо доказательств, подтверждающих наличие нравственных страданий и моральных переживаний, административным истцом не представлено. Более того, административный истец связывает наличие у него морального вреда не с нарушением его личных неимущественных прав либо посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага, а с нарушением его имущественных прав, связанных с производством ему денежных выплат в меньшем размере, что в силу закона не является основанием для компенсации ему морального вреда.
Начальник УФО в направленных в суд письменных возражениях от 2 февраля 2021 года заявленные по делу требования не признал по аналогичным основаниям и также просил суд отказать в их удовлетворении.
Выслушав доводы административного истца, изучив поступившие в суд письменные возражения, всесторонне исследовав материалы дела, проанализировав нормы действующего законодательства и оценив имеющиеся доказательства, военный суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», п.п. 1-4 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2011 года № 993, п.п. 73-76 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих, военнослужащим по контракту выплачивается премия в размере до трех окладов денежного содержания военнослужащего в год.
Премия выплачивается на основании ежемесячно издаваемого приказа соответствующего командира в размере до 25% от оклада денежного содержания в месяц.
Конкретный размер премии зависит от качества и эффективности исполнения военнослужащими должностных обязанностей в месяце, за который производится выплата премии, с учетом результатов по профессионально-должностной (должностной и (или) боевой), физической подготовке, имеющихся дисциплинарных взысканий за совершенные дисциплинарные проступки, а также нарушений в финансово-экономической и хозяйственной деятельности, повлекших ущерб для Вооруженных Сил и отраженных в актах ревизий (проверок отдельных вопросов) финансово-экономической и хозяйственной деятельности.
В соответствии с п.п. 2, 6 и 7 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим.
Дополнительное материальное стимулирование личного состава в пределах объемов бюджетных средств в объединениях, соединениях, воинских частях и организациях Вооруженных Сил производится на основании приказов командиров (начальников, руководителей).
Издание приказов на выплату дополнительного материального стимулирования военнослужащим производится на основании представляемых непосредственными командирами (начальниками, руководителями) рапортов.
Конкретные размеры дополнительного материального стимулирования определяются в пределах объемов бюджетных средств, доведенных на указанные цели, по результатам исполнения военнослужащими должностных обязанностей в период, за который производится дополнительное материальное стимулирование.
При этом как премия, так и дополнительное материальное стимулирование не подлежат выплате лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.
В судебном заседании на основании выписки из сводной ведомости результатов сдачи контрольных занятий управления войсковой части 45118 за 2020 учебный год, выписок из ведомостей результатов контрольной проверки военнослужащих управления войсковой части 45118 по физической подготовке за периоды 23-27 марта, 29 июня-3 июля, 24-27 августа, 26-30 октября 2020 года, выписки из акта контрольных мероприятий отдельных вопросов финансово-экономической и хозяйственной деятельности в отношении войсковой части 45118 от 24 апреля 2019 года № и приложения 3 к нему, копии письменного обязательства ФИО1 от 18 января 2021 года, копии служебной карточки ФИО1, выписок из приказов командира войсковой части 45118 от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№, а также объяснений административного истца достоверно установлено, что майор медицинской службы ФИО1 в 2020 учебном году по основным предметам обучения имел оценки «удовлетворительно» и общую оценку «удовлетворительно».
В 2020 году ФИО1 к контрольным проверкам по физической подготовке не привлекался в связи с нахождением в группе ДДН.
За 2020 год ФИО1 имеет 2 неснятых дисциплинарных взыскания – «строгий выговор», объявленное приказом командира войсковой части 45118 от ДД.ММ.ГГГГ№ и «выговор», объявленное приказом командира войсковой части 23326 от ДД.ММ.ГГГГ№.
В 2019 году контрольно-финансовой инспекцией выявлена переплата ФИО1 дополнительного материального стимулирования по итогам 2018 года в размере 1930 рублей, которую он обязался погасить в добровольном порядке лишь в январе 2021 года.
По результатам служебной деятельности ФИО1 за декабрь 2020 года и 2020 год командиром войсковой части 45118 административному истцу установлена премия за декабрь 2020 года в размере 1% от оклада денежного содержания в месяц и дополнительное материальное стимулирование по итогам 2020 года в размере 900 рублей.
Исходя из установленного в ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей каждая власть (исполнительная, законодательная и судебная) независимы и вмешательство в ее деятельность допустимо только в случаях, прямо предусмотренных законом.
Соответственно, в случаях, когда принятие решения, совершение того или иного действия (бездействия) отнесено к субъективному усмотрению воинского должностного лица, суд не вправе отменять или изменять принятое данным лицом в пределах его компетенции решение по мотиву его нецелесообразности, вмешиваясь тем самым в исключительную компетенцию командования и подменяя собою его функции, что недопустимо.
При таких обстоятельствах, поскольку командир войсковой части 45118, установив административному истцу премию за декабрь 2020 года в размере 1% от оклада денежного содержания в месяц, а также дополнительное материальное стимулирование за 2020 год в размере 900 рублей, не лишив, таким образом, административного истца оспариваемых им выплат, действовал в пределах предоставленной компетенции, полномочий и своего служебного усмотрения, военный суд приходит к выводу о том, что изданные командиром войсковой части 45118 приказы о выплате ФИО1 премии за декабрь 2020 года и дополнительного материального стимулирования за 2020 год являются законными и обоснованными, а соответствующие действия воинского должностного лица – правомерными, никоим образом, вопреки мнению административного истца об обратном, не нарушающими его права, свободы и законные интересы, в связи с чем административное исковое заявления в указанной части удовлетворению не подлежит.
Доводы административного истца о незаконном лишении его оспариваемых выплат, а также об осведомленности командования воинской части о затруднительном материальном положении ФИО1 как об основании для производства ему оспариваемых выплат в максимальном размере являются несостоятельными, поскольку, как это было установлено в судебном заседании, премия за декабрь 2020 года и дополнительное материальное стимулирование за 2020 год в размере, определенном командованием части, ФИО1 были получены, при этом размер выплат определяется командиром воинской части на основании результатов служебной деятельности военнослужащего и исполнения им должностных обязанностей, а не на основании материального положения военнослужащего.
Доводы ФИО1 об отсутствии у него упущений по службе, что, по его мнению, является основанием для установления ему премии за декабрь 2020 года в максимально возможном размере, не могут быть приняты во внимание, поскольку указанная выплата устанавливается именно за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, т.е. за наличие определенных достижений по службе, за которые военнослужащий материально стимулируется, а не за отсутствие у военнослужащего упущений по службе в условиях непроявления им себя каким-либо положительным образом (в условиях отсутствия достижений). Более того, в ходе судебного разбирательства ФИО1 пояснил, что в период с 16 ноября по 19 декабря 2020 года он находился в основном отпуске за 2020 год и служебные обязанности не выполнял, что также могло быть принято командованием части во внимание при определении размера премии, положенной ФИО1 в декабре 2020 года.
Рассмотрев требование ФИО1 о денежной компенсации морального вреда, военный суд учитывает, что оно является производным от основного его требования, связанного с признанием незаконными действий командира воинской части, установившего ФИО1 денежные выплаты в меньшем размере, в удовлетворении которого военным судом было отказано ввиду правомерности действий командира воинской части и законности изданных им приказов в отношении ФИО1, в связи с чем законных оснований для денежной компенсации морального вреда не имеется.
Более того, как на это правильно обращено внимание представителя административных ответчиков и начальника УФО, административный истец связывает наличие у него морального вреда не с нарушением его личных неимущественных прав либо посягательством на принадлежащие ему нематериальные блага, что в силу ст. 151 ГК РФ является основанием для денежной компенсации морального вреда, а с нарушением его имущественных прав, связанных с производством ему денежных выплат в меньшем размере, не влекущем в силу закона обязанности компенсации морального вреда.
Таким образом, военный суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных по делу требований.
Поскольку в удовлетворении требований администратвиного искового заявления судом отказано, по правилам ст. 111 КАС РФ судебные расходы по делу взысканию в пользу административного истца не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 КАС РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части 45118 майора медицинской службы ФИО1 об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с установлением ему денежных выплат в меньшем размере – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу С.А. Гальцов
Решение принято в окончательной форме 12 февраля 2021 года.