Дело № 2а-34/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 января 2022 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении суда, в составе председательствующего – судьи Мицюк С.Ю., при секретаре судебного заседания Головкине С.А., с участием представителя административного истца Шамайляна Н.А., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части № старшего сержанта Губайдулина Владимира Рафаильевича, поданному его представителем Шамайляном Н.А., об оспаривании действий Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, войсковой части № и федерального государственного казенного учреждения «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», связанных с несвоевременном включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и не начислением инвестиционного дохода,
установил:
Губайдулин, через своего представителя Шамайляна, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом последующих уточнений, просил:
- признать незаконными действия должностных лиц Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и войсковой части №, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС);
- обязать федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Росвоенипотека) учесть на его именном накопительном счете доход от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, за вычетом фактически учтенных доходов от инвестирования.
В судебном заседании представитель административного истца настаивал на удовлетворении требований своего доверителя и в их обоснование пояснил, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Губайдулин проходил военную службу в различных воинских частях подчиненных Министерству обороны Российской Федерации и в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся участником НИС. Затем ДД.ММ.ГГГГ добровольно поступил на военную службу их запаса и заключил новый контракт о прохождении военной службы в войсковой части №, в которой служит до настоящего времени. В ДД.ММ.ГГГГ года его включили в реестр участников НИС по обязательной 15 категории (с датой возникновения основания для включения – ДД.ММ.ГГГГ). Обстоятельства несвоевременного включения в реестр НИС подтверждаются разбирательством, проведенным по месту службы в войсковой части № Несвоевременное включение в реестр участников НИС привело к тому, что у него накоплений меньше чем у других военнослужащих, своевременно включенных в реестр участников НИС. По данным обстоятельствам в ДД.ММ.ГГГГ года обращался в Росвоенипотеку.
Административный истец, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, командир войсковой части № и Росвоенипотека, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания в суд не прибыли. При этом представитель командира войсковой части № Дорошенко просил отказать в удовлетворении требований Губайдулина, а также о проведении судебного заседания без его участия.
От представителя Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации Спирина, в суд поступили письменные возражения от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым он требования административного истца не признал и указал, что поскольку Губайдулин на основании поступившего из войсковой части № сводного списка был включен в реестр участников НИС в ДД.ММ.ГГГГ году, то и решение о включении его в этот реестр было принято командиром войсковой части №. При этом, поскольку именной накопительный счет участника НИС Губайдулина открыт только в ДД.ММ.ГГГГ году, то накопительные взносы на его ИНС до этого времени не учитывались и в доверительное управление не передавались, в связи с чем, накопительные взносы за оспариваемый период в доверительном управлении не находились и доход от их инвестирования не рассчитывался и не начислялся, а следовательно, выплата несуществующего инвестиционного дохода приведет к необоснованной нагрузке на федеральный бюджет. Кроме того, административным истцом, пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок на обращение в суд с настоящим иском, поскольку еще в ДД.ММ.ГГГГ году при получении уведомления о включении в реестр участников НИС ему доподлинно стало известно о нарушении его права.
В представленном в суд письменном отзыве представитель Росвоенипотеки – Потемкина, требования административного истца не признала, указав, что каких-либо прав Губайдулина не нарушено, ему открыт ИНС на основании сведений поступивших из регистрирующего органа. В Росвоенипотеке отсутствует механизм восстановления упущенного инвестиционного дохода. Вместе с тем, если говорить о размере накоплений у лица, включенного в реестр НИС по 15 категории в один период с административным истцом, то согласно п. 65 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2021 года) (Приложение №7 к Информации об итогах функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в 2020 году) сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в один период с административным истцом, составляет 1 274 680 рублей. При этом у административного истца инвестиционный доход отсутствует. Инвестиционный доход является конечным финансовым результатом по итогам деятельности управляющих компаний. Размер инвестиционного дохода каждого участника напрямую зависит от суммы денежных средств, учтенных на его ИНС, от количества участников НИС, от суммы денежных средств, учтенных на ИНС всех участников НИС, от объема средств, находящихся в доверительном управлении, сроков инвестирования, а также от суммы дохода, полученного по итогам доверительного управления. Таким образом, инвестиционный доход имеет внебюджетную природу и восстановление права административного истца на упущенный инвестиционный доход за счет бюджетных средств не учитывает специфику возникших правоотношении. Вместе с тем, указанное право административного истца может быть восстановлено за счет поступающего и распределяемого Росвоенипотекой инвестиционного дохода.
Заслушав объяснения представителя административного истца и исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что старший сержант Губайдулин в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу по впервые заключенному контракту от ДД.ММ.ГГГГ и был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ. После чего, ДД.ММ.ГГГГ вновь поступил на военную службу по контракту в войсковую часть № и проходит ее по настоящее время. Данные обстоятельства подтверждаются копией послужного списка, выпиской из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№ и копией контракта от ДД.ММ.ГГГГ.
Из административного расследования от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного по последнему месту службы Губайдулина в войсковой части №, следует, что данное расследование проведено по факту не внесения Губайдулина в реестр НИС. В ходе расследования установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году при поступлении Губайдулина на военную службу по контракту в войсковую часть № отсутствовали правовые основания для включения его в реестр участников НИС, однако, в ДД.ММ.ГГГГ году в связи с изменением Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» его должны были включить в названный реестр по 15 – обязательной категории с даты заключения нового контракта – ДД.ММ.ГГГГ, что выполнено не было по причине слабого знания законодательства должностных лиц воинской части ответственных за включение военнослужащих в реестр участников НИС. В связи с этим, принято решение о направлении установленным порядком документов на включение Губайдулина в реестр НИС по 15 категории.
Из копии уведомления о включении военнослужащего в реестр видно, что Губайдулин включен в реестр участников НИС ДД.ММ.ГГГГ, с датой возникновения основания – ДД.ММ.ГГГГ и ему присвоен регистрационный номер участника №.
При этом согласно справке, представленной Росвоенипотекой, первоначально ИНС участника НИС Губайдулина открыт ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений регистрирующего органа о включении в реестр участников НИС (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с датой возникновения основания для включения в реестр участников НИС – ДД.ММ.ГГГГ по «04» категории. ИНС Губайдулина закрыт ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений регистрирующего органа об исключении из реестра (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с датой возникновения основания для исключения ДД.ММ.ГГГГ без права на использование накоплений. ИНС Губайдулина повторно открыт ДД.ММ.ГГГГ на основании сведений регистрирующего органа о включении (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) с датой возникновения основания для включения ДД.ММ.ГГГГ по «15» категории. При повторном открытии ИНС ДД.ММ.ГГГГ восстановлены накопления, учтенные на его ИНС на дату возникновения основания для исключения из реестра в ДД.ММ.ГГГГ году, в сумме 401 726,35 рублей, из которых 43 236,68 рублей - инвестиционный доход, также учтены накопительные взносы из федерального бюджета с даты возникновения основания для повторного включения в сумме 2 697 466,25 рублей. Целевой жилищный заем ему не предоставлялся, денежные средства не выплачивались. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ накопления на ИНС Губайдулина отсутствовали, так как его ИНС открыт только ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Пунктом 15 этой же статьи предусматривается, что военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту и в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее – Закон) являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно части 1 статьи 5 этого же Федерального закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счет средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с частями 4, 5, 6 статьи 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счёте участника начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 года № 800 в структуре Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ «Росвоенипотека».
В силу подпункта «в» пункта 5, пунктов 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, именной накопительный счёт включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Именной накопительный счет открывается не позднее 10 рабочих дней с даты поступления указанного уведомления.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счёте начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счёта.
Внесение изменений в именной накопительный счет осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы.
Изменения в именной накопительный счёт вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в именной накопительный счёт производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счете.
В соответствии с пунктом 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утверждённых тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на именных накопительных счетах участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на именных накопительных счетах, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный частью 2 статьи 15 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих».
В соответствии п. 14 ч. 2 ст. 9 Закона основанием для включения военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона, является заключение нового контракта о прохождении военной службы.
Согласно ч. 7.1 ст. 5 Закона на ИНС участников, которые были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным подп. "б", "в", "г" и "к" п. 1, подп. "а", "б" и "ж" п. 2, п. 3 и 6 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", у которых при этом не возникло право на использование накоплений для жилищного обеспечения по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 10 Закона, и которые были включены в реестр участников по основанию, предусмотренному п. 14 ч. 2 ст. 9 Закона, учитываются денежные средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именных накопительных счетах участников на день возникновения оснований для исключения их из реестра участников.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 28 ноября 2011 года № 168 «О внесении изменений в статьи 64.1 и 77 Федерального закона «Об ипотеке (залоге недвижимости)» и Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», которым часть 2 статьи 9 Закона дополнена пунктом 14, действие положений данного пункта распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 года.
На основании приказа Министра обороны России от 03 августа 2017 года № 474, признак категории участника «15» присваивается военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона и были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным ч. 7.1 ст. 5 Закона.
Таким образом, правовые основания для включения Губайдулина в реестр участников НИС, как военнослужащего, поступившего на военную службу из запаса, который не воспользовался правом стать участником накопительно-ипотечной системы, появились после вступления ДД.ММ.ГГГГ в силу Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№. При этом с учетом распространения положений пункта 14 части 2 статьи 9 Закона на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГГГ, Губайдулин подлежал включению в реестр с указанием в качестве даты возникновения основания для этого – ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со дня поступления на военную службу из запаса.
Порядок работы должностных лиц внутренних войск МВД России по формированию и ведению реестра участников НИС внутренних войск МВД России был организован в соответствии с Законом с учетом Правил формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, а также с учетом Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, в силу положений которых по 16 категории подлежат включению участники НИС - военнослужащие, поступившие в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в п.2 ст.10 Закона основаниям, и не получили выплату денежных средств, указанных в п.3 ч.1 ст.4 этого же Закона, или не воспользовались правом стать участниками НИС.
При этом, указанная учетная категория была введена приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ путем внесения изменений в отданный тем же воинским должностным лицом приказ от ДД.ММ.ГГГГ№.
Впоследствии, распоряжением ГКВВ МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ было определено, что с ДД.ММ.ГГГГ года и до внесения изменений в нормативные правовые акты МВД России и в установленные приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ сроки, начиная с ДД.ММ.ГГГГ года, необходимо представить в управление расквартирования и строительства тыла ГКВВ МВД России списки и сводные списки военнослужащих для повторного включения их в реестр участников НИС по прилагаемой форме утвержденной вышеуказанным приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (с учетом изменений, внесенных приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№). В частности, о военнослужащих, заключивших новые контракты о прохождении военной службы и повторно включенных в реестр, которые ранее были исключены из реестра участников НИС или не реализовали свое право на участие в НИС (категории «15» и «16»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года № 23 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» в Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения. Так, пункт 12, в котором перечислены основания для включения военнослужащих в реестр участников НИС дополнен подпунктом 15, содержащим новое основание – заключение нового контракта о прохождении военной службы, для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Закона, или не воспользовались правом стать участниками накопительно-ипотечной системы.
Действующая в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденная приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, не предусматривала такого основания для включения военнослужащего в реестр, как заключение нового контракта о прохождении военной службы для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра и не получили выплату денежных средств, указанных в пункте 3 части 1 статьи 4 Закона.
Такое основание было введено только с утверждением приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации, действовавшего с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, (подпункт «п» пункта 13 данного Порядка).
Таким образом, действительно, в правовом акте Минобороны России, равно как и внутренних войск МВД России указание о введенном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ№ основании включения военнослужащих в реестр участников НИС (пункте 14 части 2 статьи 9 Закона) появилось только с вступлением в силу приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, т.е. ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, не распорядительность должностных лиц внутренних войск МВД России, равно как и Минобороны России по приведению в соответствие с федеральным законодательством ведомственных правовых актов не может являться основанием для ущемления жилищных прав военнослужащего на получение причитающегося инвестиционного дохода.
Приходя к указанному выводу, суд учитывает, что в период возникновения спорных правоотношений действовала Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих внутренних войск МВД России, утвержденная приказом МВД России от 28 декабря 2005 года №1059 (далее – Инструкция), при этом функции по формированию и ведению реестра участников НИС (регистрирующего органа) были возложены на Управление расквартирования и строительства тыла Главного командования внутренних войск МВД России.
Согласно п. 10-11, 13-20 Инструкции, командиры (начальники) воинских частей (организаций), в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) на офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащего в реестр <*> по форме, указанной в приложении N 1 к настоящей Инструкции.
Основанием для включения военнослужащего в реестр является: для офицеров, призванных на военную службу из запаса или поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, - заключение первого контракта о прохождении военной службы.
Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляются по команде в округа внутренних войск МВД России, части непосредственного подчинения ГКВВ МВД России.
Органы военного управления при получении списков из воинских частей проверяют их на соответствие требованиям настоящей Инструкции и по результатам проверки формируют сводный список военнослужащих для включения их в реестр по форме согласно приложению N 3 к настоящей Инструкции.
Основанием для включения военнослужащего в сводный список для включения в реестр является список, поступивший из воинской части.
Сводные списки для включения в реестр не позднее 10 числа каждого месяца направляются в регистрирующий орган.
Сводный список для включения в реестр является документом, подтверждающим возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр производится регистрирующим органом с учетом требований, установленных пунктом 7 настоящей Инструкции, в 10-дневный срок со дня представления сводного списка для включения в реестр.
Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр подтверждается письменным уведомлением о включении в реестр.
Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет:
в уполномоченный федеральный орган - сведения об участниках на бумажных и электронных носителях по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом;
военнослужащим через органы военного управления - уведомление о включении в реестр по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 года № 157 внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации преобразованы в войска национальной гвардии Российской Федерации.
В период включения административного истца в реестр участников НИС действовал приказ Росгвардии от 9 февраля 2021 года № 43 «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в войсках национальной гвардии Российской Федерации», согласно которому функции по формированию и ведению реестра участников НИС (регистрирующего органа) возложены на Департамент строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Таким образом, административный истец подлежал включению в реестр с датой возникновения основания – ДД.ММ.ГГГГ не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, по вине должностных лиц войсковой части №, командир которой, согласно вышеприведенной Инструкции отвечает за своевременность включения военнослужащих в реестр участников НИС, Губайдулин был включён в реестр участников НИС и ИНС ему открыт только ДД.ММ.ГГГГ. Доходы от инвестирования накоплений за период до фактического открытия ИНС ему не начислялись.
Таким образом, несвоевременное включение Губайдулина в реестр участников НИС повлекло начисление на его ИНС накоплений без учёта доходов от их инвестирования, то есть в размере, меньшем, чем у иных участников НИС, включённых в реестр участников НИС своевременно.
Данное обстоятельство ставит административного истца в неравное положение с другими участниками НИС, своевременно включенными в реестр НИС, снижает размер целевого жилищного займа, который может быть предоставлен ему для приобретения жилого помещения и препятствует реализации его жилищных прав в полном объёме.
В связи с этим, суд для восстановления прав Губайдулина находит необходимым признать незаконными действия командира войсковой части 6830, связанные с несвоевременным включением Губайдулина в реестр участников НИС.
Вместе с тем, с учетом того, что Губайдулин установленным порядком в ДД.ММ.ГГГГ году все таки был включен в реестр участников НИС по 15 категории, а документы на включение его в такой реестр ранее указанного времени в регистрирующий орган не направлялись именно по вине войсковой части №, то суд не находит достаточных оснований для удовлетворения требований Губайдулина о признании незаконными действий должностных лиц Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, связанных с несвоевременным включением его в реестр участников НИС.
Одновременно, с учетом того, что Губайдулин установленным порядком в ДД.ММ.ГГГГ году включен в реестр участников НИС по 15 категории, суд приходит к выводу о том, что инвестиционный доход за первоначальное участие в системе НИС подлежал учету при его повторном поступлении на военную службу и включении в реестр НИС. При включении Губайдулина в ДД.ММ.ГГГГ году в реестр НИС ему были учтены накопления за период его отсутствия в реестре. В то же время, инвестиционный доход ему начислен в меньшем размере, а именно без учета такого дохода за первоначальное участие в системе НИС.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Из содержания данной конституционной нормы следует, что действия (или бездействие) органов государственной власти или их должностных лиц, причинившие вред любому лицу, влекут возникновение у государства обязанности этот вред возместить, а каждый пострадавший от незаконных действий органов государственной власти или их должностных лиц наделяется правом требовать от государства справедливого возмещения вреда.
Анализируя обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что в результате незаконного бездействия воинских должностных лиц, на ИНС Губайдулина учтены накопления в меньшем размере, чем предусмотрено ч.1 ст.5 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», что нарушает его права, гарантированные п.1 ч.1 ст.11 указанного Федерального закона на использование накоплений в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств, а поэтому полагает, что требования административного истца подлежат удовлетворению.
Как указывалось выше согласно справке представленной Росвоенипотекой, при повторном открытии ИНС ДД.ММ.ГГГГ Губайдулину восстановлены накопления, учтенные на его ИНС на дату возникновения основания для исключения его из реестра в ДД.ММ.ГГГГ году, в сумме 401 726,35 рублей, а также учтены накопительные взносы из федерального бюджета с даты возникновения основания для повторного включения в сумме 2 697 466,25 рублей. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ накопления на ИНС Губайдулина отсутствовали, так как его ИНС открыт только ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 65 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2021 года), представленных ФГКУ «Росвоенипотека», сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в мае 2010 года, составляет 1 274 680 рублей, сумма накопительных взносов – 2 548 630 рублей, а сумма накоплений всего 3 823 310 рублей.
При этом в данных сведениях приведена сумма инвестиционного дохода военнослужащих, которым ранее учтенные накопления на ИНС не учитывались. В процентном отношении сумма накоплений для военнослужащих, включенных в мае 2010 года по отношению к инвестиционному доходу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 33,3 % (расчет: сумма инвестиционного дохода умноженная на 100 делится на сумму накоплений, то есть 1 274 680 *100/3 823 310).
Таким образом, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на ИНС Губайдулина должен быть учтен инвестиционный доход за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно всего в размере 1 408 454,87 рубля (1 274 680 + 133 774,87), то есть с учетом доходов от инвестирования первоначальных накоплений, рассчитанный следующим образом: 401 726,35 * 33,3 % = 133 774,87, где 133 774,87 рублей размер инвестиционного дохода, который должен быть восстановлен за первоначальное участие в системе НИС.
Следовательно, сумма недоначисленного Губайдулина инвестиционного дохода и подлежащая учету на его ИНС, в связи с несвоевременным включением в реестр участников НИС составляет: 1 408 454,87 рубля.
В качестве способа восстановления нарушенного права административного истца, суд считает необходимым установить, что подлежащая доведению и аналитическому учету на ИНС административного истца сумма дохода от инвестирования накоплений подлежит распределению из инвестиционного дохода, то есть из дохода от инвестирования накоплений, подлежащего распределению Росвоенипотекой между всеми военнослужащими. Что в полной мере соответствует заложенной законодателем правовой природе дохода от инвестирования накоплений участника НИС, как инструмента защиты накоплений, сформированных за счет государственных ассигнований, от инфляционных и иных негативных экономических процессов.
При этом, в части обоснованности требований к Росвоенипотеки суд приходит к следующим выводам.
По делу установлено, что нарушение соответствующего права административного истца произошло в результате незаконных действий иных лиц, которые несвоевременно направили по команде документы для включения административного истца в реестр участников НИС.
Полномочия Росвоенипотеки в системе НИС являются производными от действий должностных лиц, непосредственно отвечающих за своевременное внесение сведений о военнослужащих с целью открытия именных накопительных счетов.
Данный вывод следует из пункта 6 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655 «О порядке функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих», согласно которому основанием для открытия именного накопительного счета является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пункту 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 года № 655, доходы от инвестирования рассчитываются Росвоенипотекой от фактически переданных в доверительное управление накоплений ежеквартально и отражаются на именных накопительных счетах НИС.
Поскольку в период с момента возникновения основания для включения в реестр по дату открытия ИНС у административного истца ИНС открыт не был, отсутствовали основания полагать, что доходы от инвестирования не получены по вине Росвоенипотеки.
Не усматривается противоправного бездействия Росвоенипотеки также и из осуществления учреждением полномочий получателя средств федерального бюджета, поскольку в силу ст. 161, 162, 219 БК РФ, оно вправе было исполнять только нормативные публичные обязательства в пределах доведенных бюджетных ассигнований.
Между тем, федеральными законами о федеральных бюджетах на 2010-2021 годы не было предусмотрено таких публичных обязательств, как доходы от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения. Соответствующие денежные средства имеют иной источник происхождения, не связанный с ассигнованиями федерального бюджета.
На основании изложенного, в целях восстановления прав административного истца в полном объеме, суд полагает необходимым обязать Росвоенипотеку учесть на именном накопительном счете Губайдулина доход от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 408 454 руб. 87 коп. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, удовлетворив тем самым заявленные Губайдулиным требования в указанной части.
При этом довод представителя Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Департамента строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о том, что административным истцом пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ срок на обращение в суд с административным исковым заявлением, то он является не обоснованным, поскольку, по мнению суда, нарушение прав Губайдулина в данном случае носит длящийся характер.
По вышеприведенным основаниям, суд признает доводы административного истца и его представителя в обоснование требований не подлежащих удовлетворению и доводы административных ответчиков в обоснование требований подлежащих удовлетворению несостоятельными.
Поскольку при обращении в суд административный истец понес судебные расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей, что подтверждается чек-ордером от ДД.ММ.ГГГГ, а его требования подлежат удовлетворению частично, то суд, в соответствии со ст. 111 КАС РФ, полагает необходимым взыскать с войсковой части № в его пользу понесенные судебные расходы по уплате государственной пошлины в указанном размере.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление старшего сержанта Губайдулина Владимира Рафаильевича – удовлетворить частично.
Признать незаконным действия командира войсковой части №, связанные с несвоевременным включением Губайдулина Владимира Рафаильевича в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Обязать федеральное государственное казенное учреждение «Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих» учесть на именном накопительном счете Губайдулина Владимира Рафаильевича доход от инвестирования накоплений за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 1 408 454 (один миллион четыреста восемь тысяч четыреста пятьдесят четыре) руб. 87 коп. за счет средств распределяемого инвестиционного дохода.
Взыскать с войсковой части № в пользу Губайдулина Владимира Рафаильевича судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.
Указать административным ответчикам на необходимость сообщения об исполнении решения суда в суд и Губайдулину Владимиру Рафаильевичу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении остальных требований Губайдулина Владимира Рафаильевича – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба во 2-ой Западный окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме – 21 января 2022 года.
Председательствующий С.Ю. Мицюк