ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3500/18 от 03.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2а-3500/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 декабря 2018 года г. Пенза

Ленинский районный суд г. Пензы в составе

председательствующего судьи Миллер С.А.

при секретаре Болеевой М.А.,

рассмотрев в помещении Ленинского районного суда г. Пензы в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Веселина И.М. к администрации г.Пензы о признании решения незаконным,

установил:

Веселин И.М. обратился в суд с административным иском к администрации г. Пензы о признании решения незаконным, указав, что 31.08.2018г. он обратился в администрацию г.Пензы с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 600 кв.м для индивидуального жилищного строительства в районе Адрес В в Адрес и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В письме администрации г.Пензы от 19.09.2018г. № 7233 изложен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с указанием на то, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, на которую действие градостроительного регламента не распространяется.

Полагал отказ администрации г.Пензы незаконным, нарушающим его права.

Просил признать незаконным решение администрации г.Пензы, выраженное в письме от 19.09.2018г. № 7233, об отказе ему в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 600 кв.м для индивидуального жилищного строительства в районе Адрес В в Адрес и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории;

возложить на администрацию г.Пензы обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 600 кв.м для индивидуального жилищного строительства в районе Адрес В в Адрес и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В судебное заседание Веселин И.М. не явился, о судебном заседании извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель административного истца Желтова И.Н. в судебном заседании иск поддержала по доводам административного искового заявления.

Представитель администрации г.Пензы Троицкая Т.А. в судебном заседании выразила несогласие с административным иском по доводам, изложенным в письме администрации г.Пензы от 19.09.2018г. № 7233.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что 31.08.2018г. в администрацию г.Пензы поступило заявление Веселина И.М. о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 600 кв.м, расположенного в районе Адрес В в Адрес , цель использования: для строительства индивидуального жилого дома, вид права: собственность на основании п.п. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Веселин И.М. в целях образования земельного участка выразил согласие на утверждение иного варианта схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

В письме от 19.09.2018г. № 7233 в адрес Веселина И.М. администрацией г.Пензы изложен отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе Адрес В в Адрес , отказ мотивирован тем, что согласно Правилам землепользования и застройки г. Пензы, утвержденным решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009г. № 229-13/5, испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, на которую действие градостроительного регламента не распространяется. Также администрацией г. Пензы указано на то, что рассмотрение вопроса образования земельного участка возможно после внесения изменений в Генеральный план г.Пензы и Правила землепользования и застройки г.Пензы в части установления в отношении испрашиваемой территории соответствующей территориальной зоны, в 2018-2019 г.г. администрацией г.Пензы запланировано проведение комплекса мероприятий, направленных на актуализацию градостроительной документации, в том числе с учетом сложившегося землепользования.

Как следует из представленного администрацией г.Пензы фрагмента карты градостроительного зонирования, испрашиваемый Веселиным И.М. земельный участок в районе по Адрес В в Адрес располагается в зоне, выделенной белым цветом, расположенные вокруг земельные участки входят в зону Ж-1, выделенную желтым цветом

Правила землепользования и застройки г. Пензы, утвержденные решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009г. № 229-13/5, являются нормативно-правовым актом г. Пензы, разработанным в соответствии с Градостроительным кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Пензенской области и г. Пензы.

Правила застройки разработаны на основе Генерального плана г.Пензы, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 28.03.2008г. № 916-44/4.

Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории г. Пензы - разделения территории на зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

В соответствии с разделами 1, 2, 4 главы 2 Правил землепользования и застройки г. Пензы, утвержденных решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009г. № 229-13/5, градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, а также всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

На карте градостроительного зонирования территории городского округа выделены виды территориальных зон, в том числе зона малоэтажной жилой застройки 1 - 3 этажа Ж-1.

Зона жилой застройки Ж-1 выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов и жилых домов блокированного типа.

В основные виды разрешенного использования зоны Ж-1 входят отдельно стоящие индивидуальные жилые дома.

В силу п.п. 1, 2, 3, 4 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки:

1) в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия;

2) в границах территорий общего пользования;

3) предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами;

4) предоставленные для добычи полезных ископаемых.

В соответствии с п.п. 7, 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п. 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст.11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п.п. 1 - 13, 14.1- 19, 22 и 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в п.п. 1 - 23 ст. 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно п.п. 1, 2, 3, 13, 14, 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными ст. 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются:

1) площадь земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;

2) адрес земельного участка или при отсутствии адреса земельного участка иное описание местоположения земельного участка;

3) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии со схемой расположения земельного участка предусмотрено образование земельного участка, в случае его образования из земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

4) территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка;

5) категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:

1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п. 12 настоящей статьи;

2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;

3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;

4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;

5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об обоснованности настоящего административного иска.

Отказ администрации г.Пензы в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе Адрес В в Адрес , изложенный в письме от 19.09.2018г. № 7233, не основан на положениях п. 8 ст. 39.15, п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, устанавливающих основания отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка.

Из содержания п.п. 4 п. 14 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ следует, что в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении земельного участка, подлежащего образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указывается вид разрешенного использования образуемого земельного участка.

В письме администрации г. Пензы от 19.09.2018г. № 7233, содержится указание на п. 6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, согласно которому образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Однако отказ администрации г.Пензы в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе Адрес В в Адрес основан на том, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах территории, на которую действие градостроительного регламента не распространяется, со ссылкой на то, что рассмотрение вопроса об образовании земельного участка возможно после внесения изменений в Генеральный план г.Пензы и Правила землепользования и застройки г.Пензы в части установления в отношении испрашиваемой территории соответствующей территориальной зоны.

В п. 61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что исходя из ст. 178, ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.

При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.

Веселин И.М. просит возложить на администрацию г.Пензы обязанность принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Вместе с тем, при разрешении административного иска суд не вправе реализовать полномочия органа местного самоуправления по решению вопросов относительно предоставления земельного участка. Суд считает, что надлежащим способом устранения нарушения прав Веселина И.М. в данном случае будет являться повторное рассмотрение его заявления уполномоченным органом.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

административный иск Веселина И.М. к администрации г.Пензы о признании решения незаконным удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации г. Пензы в предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе Адрес В в Адрес , выраженный в письме от 19.09.2018г. № 7233.

Возложить на администрацию г. Пензы обязанность повторно рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в районе Адрес В в Адрес по заявлению Веселина И.М..

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме вынесено 07.12.2018г.

Судья С.А. Миллер