ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3504/2022 от 30.08.2022 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

2а-3504/2022

73RS0001-01-2022-004997-10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:

судьи Бирюковой О.В.,

при секретаре Матанцевой Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Ленинского района города Ульяновска, поданного в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Ульяновска, Управлению образования Администрации города Ульяновска, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад №91 «Снегурочка» о возложении обязанности профинансировать оборудование охранной сигнализацией, осуществить оборудование охранной сигнализацией,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска обратился в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование иска указал, что проведена проверка состояния антитеррористической защищенности здания МБДОУ д/с №91 «Снегурочка». Проверка показала, что учреждение имеет недостатки в обеспечении антитеррористической защищенности ввиду отсутствия охранной сигнализации, что является нарушением действующего законодательства. Просил суд, обязать Администрацию города Ульяновска профинансировать оборудование системой охранной сигнализации здания МБДОУ д/с №91 «Снегурочка», расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. Матросова, д. 12 корп.1; обязать МБДОУ д/с №91 «Снегурочка» в течении 2 (двух) месяцев с момента поступления финансирования оборудовать системой охранной сигнализации здание МБДОУ д/с №91 «Снегурочка», расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул. Матросова, д. 12 корп.1.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Управление образования Администрации города Ульяновска.

Представитель МБДОУ д/с №91 «Снегурочка» в судебном заседании исковые требования не признала.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещались о времени и месте судебного разбирательства.

Выслушав представителя МБДОУ д/с №91 «Снегурочка», исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одними из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности.

В соответствии с подп. "д" пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

Согласно части 13 статьи 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273- ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников, ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как следует их пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Поскольку цель обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, предполагает необходимость комплексного подхода к решению указанных задач, то есть конкретные меры по обеспечению безопасности в образовательном учреждении должны определяться с учетом результатов оценки уязвимости и защищенности объекта, наличия иных мер по предупреждению терроризма, то действия ответчиков в части отсутствия установленной законодателем организации охраны объекта, отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, находящихся в указанном образовательном учреждении, не обеспечивают надлежащую антитеррористическую и противодиверсионную устойчивость объекта, что может способствовать совершению в нем противоправных действий.

В силу п.1.1. Положения об Управлении образования Администрации города Ульяновска (утв. решением Ульяновской Городской Думы от 24.05.2006 N 90 "Об учреждении отраслевых (функциональных) органов администрации города Ульяновска" (вместе с "Положением об Управлении имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска", "Положением о финансовом Управлении администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении по делам семьи администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении культуры и организации досуга населения администрации города Ульяновска", "Положением о Комитете по физической культуре и спорту мэрии г. Ульяновска", "Положением об Управлении физической культуры и спорта администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении жилищно- коммунального хозяйства администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении дорожного хозяйства и транспорта администрации города Ульяновска", "Положением об Управлении архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска")) (далее Положение), Управление образования администрации города Ульяновска (далее - Управление) является отраслевым (функциональным) органом администрации города Ульяновска, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по обеспечению решения вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами Ульяновской области, в областях образования, работы с детьми и молодежью.

Согласно п.1.3 и п.1.6. Положения, Управление является юридическим лицом, имеет печать со своим наименованием, а также необходимые для осуществления деятельности Управления штампы и бланки, счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации. Управление от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Финансирование расходов на содержание и материально-техническое обеспечение деятельности Управления осуществляется за счет средств бюджета муниципального образования «город Ульяновск».

В силу п. 4.1.16 Положения, Управление в рамках возложенных на него задач осуществляет контроль за соблюдением условий, обеспечивающих охрану жизни и укрепление здоровья учащихся, выполнением санитарных норм и правил в муниципальных образовательных организациях.

Из Устава МБДОУ д/с №91 «Снегурочка» следует, что функции и полномочия учредителя учреждения от имени МО «город Ульяновск» осуществляет Управление образования Администрации города Ульяновска (п.1.3 Устава).

Из полного наименования указанного образовательного учреждения следует, что данное учреждение является муниципальным бюджетным учреждением.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Разрешая спор, суд, оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая, что учредителем МБДОУ д/с №91 «Снегурочка» является Управление образования Администрации города Ульяновска, а также принимая во внимание, что оборудование здания дошкольного образовательного учреждения системой охранной сигнализации является обязательным, направленным на предупреждение и пресечение преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников и работников учреждения, приходит к выводу об удовлетворении требований прокурора

В иске к Администрации города Ульяновска суд отказывает как ненадлежащему ответчику.

Доводы стороны административных ответчиков об отсутствии в бюджете финансовых средств на выполнение антитеррористической защищенности объектов образования судом отклоняются, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием либо отсутствием финансирования.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора Ленинского района г.Ульяновска – удовлетворить частично.

Обязать Управление образования Администрации города Ульяновска профинансировать оборудование системой охранной сигнализации здания Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №91 «Снегурочка», расположенного по адресу: г.Ульяновск, ул. Матросова, д. 12 корп.1.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №91 «Снегурочка» в течении 2 (двух) месяцев с момента поступления финансирования оборудовать системой охранной сигнализации здание, расположенное по адресу: г.Ульяновск, ул. Матросова, д. 12 корп.1.

В удовлетворении требований к Администрации города Ульяновска - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья О.В. Бирюкова