Дело № 2а-3506/18
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 августа 2018 года г. Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Князевой Д.А.,
при секретаре Любимовой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пономарёва Сергея Алексеевича о признании незаконными ответов заместителя директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Т.В. Маленко от 08 декабря 2017 года и от 20 марта 2018 года,
УСТАНОВИЛ:
06 апреля 2018 года в Южно – Сахалинский городской суд поступило административное исковое заявление Пономарёва С.А. об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц Управления Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан Администрации Президента Российской Федерации, заместителя директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Т.В. Маленко, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Определением судьи Южно – Сахалинского городского суда от 11 апреля 2018 года Пономарёву С.А. было отказано в принятии к производству суда указанного выше административного искового заявления в части требований об установлении в порядке пункта 5 части 1 статьи 124 КАС РФ наличия у Управления Президента Российской Федерации полномочий на установление причин неисполнения органами государственной власти Указа Президента Верховного Совета СССР от 02 сентября 1945 года об объявлении 03 сентября Днем Победы над Японией и подготовку Указа о порядке празднования Дня Победы над Японией, признании незаконными решения Управления о направлении коллективного открытого обращения группы граждан к Президенту Российской Федерации по поводу обеспечения исполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 02 сентября 1945 года об объявлении 03 сентября Днем Победы над Японией в Правительство Российской Федерации для обеспечения получения ответа по существу и бездействия Управления по рассмотрению этого обращения в надлежащем порядке, ответов главного советника департамента письменных обращений граждан и организаций Управления Т.Овчинниковой, главного советника департамента рассмотрения жалоб и правовой работы Управления К. Харитоненко, заместителя начальника департамента письменных обращений граждан и организаций С. Панова, заместителя начальника департамента рассмотрения жалоб и правовой работы Управления А. Туаева, консультанта департамента письменных обращений граждан и организаций Управления А. Сербиной возложении обязанности на Управление довести коллективное открытое обращение группы граждан по поводу исполнения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 02 сентября 1945 года об объявлении 3 сентября Днем Победы над Японией до сведения Президента Российской Федерации вместе с решением суда.
В части требований Пономарёва С.А. о признании незаконными ответов заместителя директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Т.В. Маленко от 08 декабря 2017 года и от 20 марта 2018 года, иск принят к производству Южно – Сахалинского городского суда.
В обоснование данных требований административным истцом указывалось, что в течении осени 2017 года рядом граждан предпринимались попытки направления Президенту Российской Федерации коллективного обращения с инициативой восстановления Праздника «3 сентября – День Победы над Японией», введенного Указом ПВС СССР в 1945 году. Данное обращение должностными лицами Администрации Президента Российской Федерации неоднократно переадресовывались для рассмотрения в другие федеральные органы государственной власти.
Очередное обращение от 22 ноября 2017 года было переадресовано в Правительство Российской Федерации, а оттуда – в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.
Своим письмом от 08 декабря 2017 года за подписью заместителя директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Т.В. Маленко государственный орган сообщил об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 02 сентября 1945 года об объявлении 3 сентября праздничным днем Федеральным законом № 179-ФЗ от 23 июля 2010 года, что, по мнению, административного истца, не соответствует действительности. А также Министерство уведомило граждан о нецелесообразности установления еще одного праздничного дня, хотя такой вопрос в коллективном обращении не ставился.
Полагая такой ответ незаконным, инициативная группа 11 марта 2018 года обжаловала его министру труда и социальной защиты.
Однако 20 марта 2018 года Минтруд России своим письмом подтвердил ранее изложенную позицию. При этом, новый ответ был подписан тем же должностным лицом, правомерность чьих действий обжаловалась гражданами вышестоящему должностному лицу.
Полагая свои права на полноценное, объективное и всестороннее рассмотрение обращения нарушенными, Пономарёв С.А. в своем иске просил суд:
- признать незаконными ответы заместителя директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Т.В. Маленко от 08 декабря 2017 года № от 20 марта 2018 года №
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и должностное лицо Маленко Т.В. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще. Суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав явившееся лицо, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон РФ № 59-ФЗ) регулирует отношения, связанные с реализацией гражданином закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами (часть 1 статьи 1).
Статьями 2, 4, 5, 8,9 Закона РФ № 59-ФЗ определено, что граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные термины:
1) обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления;
2) предложение - рекомендация гражданина по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, развитию общественных отношений, улучшению социально-экономической и иных сфер деятельности государства и общества;
3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц;
4) жалоба - просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;
При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:
3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.
В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение семи дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или соответствующим должностным лицам.
Запрещается направлять жалобу на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, решение или действие (бездействие) которых обжалуется.
Обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Как следует из материалов дела, 31 октября 2017 года инициативной группой граждан через электронную приемную на имя Президента Российской Федерации было направлено коллективное письменное обращение с инициативой восстановления Праздника «3 сентября – День Победы над Японией», введенного Указом Президиума Верховного Совета СССР 02 сентября 1945 года.
В этот же день данное обращение было переадресовано для рассмотрения по существу в Правительство Российской Федерации, о чем уведомлены заявители.
13 ноября 2017 года в электронную приемную на имя Президента Российской Федерации было направлено новое коллективное письменное обращение граждан, в том числе Пономарёва С.А., в котором они выражали свое несогласие с перенаправлением их первичного обращения в Правительство Российской Федерации и настаивали на рассмотрении лично Президентом Российской Федерации
В этот же день Управлением Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций был дан повторный ответ, в котором подтверждена ранее озвученная позиция о необходимости рассмотрения поставленных вопросов Правительством Российской Федерации по принадлежности.
22 ноября 2017 года гражданами было направлено третье обращение с указанием на то, что сутью первичного заявлению являлся не вопрос установления нового памятного дня, а вопрос о праздновании уже установленного дня воинской славы.
23 ноября 2017 года инициативная группа в своем сообщении в адрес Правительства Российской Федерации предложила действовать в соответствии с положениями Закона РФ № 59-ФЗ и направить их коллективное обращение по принадлежности в Администрацию Президента Российской Федерации для рассмотрения по существу.
23 ноября 2017 года Аппарат Правительства Российской Федерации уведомил заявителей о перенаправлении их обращения для рассмотрения в Минтруд России.
08 декабря 2017 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации за подписью заместителя директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Т.В. Маленко направило в адрес Пономарева С.А. письмо №, в котором указало, что Минтруд России наделен правом давать разъяснения только по вопросам, отнесенным законом к их компетенции. Исходя из этого, гражданам было сообщено, что порядок проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвященных памятным датам России, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 года № 716. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 02 сентября 1945 года «Об объявлении 3 сентября Праздником Победы над Японией», объявивший 3 сентября праздником Победы над Японией и нерабочим днем, на который имелась ссылка в коллективном обращении, был отменен с принятием 23 июля 2010 года Федерального закона № 170-ФЗ «О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона «О днях воинской славы и памятных датах России». Также было сообщено нецелесообразности изменения перечня нерабочих праздничных дней, установленных в настоящее время.
11 марта 2018 года на имя министра труда и социальной защиты Топилина М.А. административным истцом подано новое обращение, в котором он выразил несогласие с позицией, изложенной в письме от 08 декабря 2018 года (в том числе, указывал на необоснованность вывода об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР, а также на то, что вопрос об установлении дополнительного нерабочего дня заявителями не ставился), просил сообщить о причинах нарушения должностным лицом Маленко Т.В. требований части 1 статьи 10 Закона РФ № 59-ФЗ, обязывающей давать всесторонний, объективный и полный ответ на все доводы обращения.
20 марта 2018 года Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направило Пономарёву С.А. ответ за №, в котором вновь подтвердило позицию, изложенную в письме от 08 декабря 2017 года. Данный ответ был подписан заместителем директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Т.В. Маленко.
Разрешая вопрос о правомерности оспариваемых ответов, суд исходит из следующего.
Как было отмечено выше, Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" обязывает государственный орган, его должностных лиц, давать полный, всесторонний и объективный ответ на поступающие обращения граждан.
При этом, указанный нормативно – правовой акт предусматривает необходимость разрешения обращений, в соответствии с предоставленной компетенцией.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации № 610 от 19 июня 2012 года, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруд России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования (за исключением обязательного медицинского страхования), включая вопросы тарифов по страховым взносам, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы, социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, граждан пожилого возраста и ветеранов, граждан, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, социального обслуживания населения, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов, проведения медико-социальной экспертизы, по разработке и организации внедрения и консультативно-методическому обеспечению мер, направленных на предупреждение коррупции в организациях, по контролю за выполнением этих мер, по методическому обеспечению мер, направленных на развитие муниципальной службы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.
Таким образом, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, наделенным компетенцией в области регулирования вопросов труда, занятости и социальной защиты населения, а, следовательно, в соответствии с положениями пункта 5 вышеназванного Положения о Министерстве, имеет право разрешать вопросы только в пределах такой отраслевой принадлежности.
Праздничные дни - это установленные законом дни, посвященные выдающимся событиям или памятным датам. По своему значению праздники подразделяются на праздничные нерабочие дни, профессиональные праздники, дни воинской славы, памятные дни.
Правовое регулирование вопросов установления праздничных дней и порядка проведения праздничных мероприятий закреплено Федеральным законом от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ "О днях воинской славы и памятных датах России", Постановлением Правительства РФ от 13.11.2013 N 1016 "Об установлении профессиональных праздников", Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 N 716 "О порядке проведения дней воинской славы России и мероприятий, посвященных памятным датам России", Указом Президента РФ от 31.07.2013 N 659 утвержден Порядок установления в Российской Федерации памятных дней.
Порядок проведения дней воинской славы России, в том числе, в Вооруженных Силах Российской Федерации и других войсках и мероприятий, посвященных памятным датам России, определен в статьях 3,5 Федерального закона от 13 марта 1995 г. N 32-ФЗ. Установление порядка и организация празднования отнесены к компетенции Правительства Российской Федерации.
Порядком установления в Российской Федерации памятных дней определено, что памятные дни устанавливаются указами Президента Российской Федерации в связи со знаменательными событиями и датами в истории России или в мировой истории, которые имеют особое значение для государства и общества.
Указами Президента Российской Федерации могут устанавливаться памятные дни в связи с актами международных организаций.
Обращения федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских общественных объединений и религиозных организаций с предложениями об установлении в Российской Федерации памятных дней направляются в Правительство Российской Федерации.
Предложения об установлении в Российской Федерации памятных дней, связанных со знаменательными событиями и датами в области культуры, должны быть согласованы с Министерством культуры Российской Федерации, памятных дней, связанных со знаменательными событиями и датами в области обороны и безопасности государства, - с Министерством обороны Российской Федерации либо с иными федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, памятных дней в связи с актами международных организаций - с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Предложение об установлении в Российской Федерации памятного дня, а также экспертное заключение Российской академии наук, подписанное ее президентом и подтверждающее достоверность памятной даты, в установленном порядке рассматриваются в Правительстве Российской Федерации. В случае принятия положительного решения проект соответствующего указа Президента Российской Федерации представляется на рассмотрение главы государства.
Решение об установлении в Российской Федерации памятного дня принимается Президентом Российской Федерации.
После издания указа Президента Российской Федерации об установлении в Российской Федерации памятного дня Правительство Российской Федерации принимает решение об осуществлении связанных с ним организационных мероприятий, а также решает вопросы финансирования этих мероприятий.
Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают проведение праздничных мероприятий, связанных с установлением в Российской Федерации памятных дней.
Исходя из приведенных положений, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не наделено компетенцией, связанной, как с установлением праздничных дней, так и с обеспечением проведения праздничных мероприятий, а, следовательно, предоставление иного ответа (вне регулирования трудовых и социальных отношений, о которых идет речь в обоих письмах), чем дан на коллективное обращение граждан по вопросу празднования Дня Победы над Японией, являлся бы превышением установленной компетенцией, что недопустимо.
При этом, действующим законодательством, возможность переадресации обращения, поступившего из вышестоящего органа в иной орган по принадлежности, либо возвращения такого обращения первичному адресату, не предусмотрена.
Доводы стороны истца о том, что Министерством (его должностным лицом) неправомерно сделан вывод об отмене Указа Президиума Верховного Совета СССР от 02 сентября 1945 года, суд не может признать достаточными для удовлетворения заявленных требований, поскольку установление памятных дней в Российской Федерации отнесено к исключительной компетенции Президента Российской Федерации. В настоящее время нормативно – правовой акт об установлении 3 сентября Праздником Победы над Японией, не принят, в связи чем, вывод федерального органа об отсутствии действующего нормативного регулирования заявленного праздничного дня, нельзя признать незаконным и нарушающим права гражданина.
Применительно к доводам Пономарёва С.А. о том, что должностным лицом Маленко Т.В. неправомерно дан ответ на повторное обращение, поскольку оно содержало жалобу на действия данного лица, то есть, в силу прямого указания закона подлежало разрешению иным субъектом, суд также не усматривает оснований для удовлетворения заявленного иска.
Так, судом установлено, что оспариваемый ответ от 20 марта 2018 года, каких – либо выводов относительно правомерности действий административного ответчика не содержал. При этом, бездействие Министерства, связанное с нерассмотрением жалобы административного истца предметом спора по настоящему административному делу не является, такие требования Пономарёвым С.А. не заявлялись. Дача дополнительного ответа по существу ранее поступившего обращения одним и тем же должностным лицом, законом не запрещена.
При таких данных, оценивая собранные доказательства в их совокупности, суд признает требования истца необоснованными и отказывает в их удовлетворении.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Пономарёва Сергея Алексеевича о признании незаконными ответов заместителя директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Т.В. Маленко от 08 декабря 2017 года и от 20 марта 2018 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Князева
Решение в окончательной форме принято 20 августа 2018 года.
Председательствующий судья Д.А. Князева