Дело № 2а-3507/2019
УИД: 26RS0029-01-2019-006447-56
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 октября 2019 года город Пятигорск
Пятигорский городской суд Ставропольского края в составе председательствующего судьи Полупан Г.Ю.,
при секретаре Мовсесян А.Г.,
с участием представителя административного истца ФИО1 - ФИО2,
представителя административного ответчика – администрации г.Пятигорска ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пятигорского городского суда административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Пятигорска, ФИО4, ФИО5 о признании ответа № 1208 от 12 августа 2019 года, постановления № 3596 от 29 июля 2019 года, уведомления № 261/3596 от 29 июля 2019 года незаконными, возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
свои требования административный истец ФИО1 в иске и её представитель по доверенности ФИО6 в судебном заседании мотивировали тем, что с 2015 года ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу: <адрес>, который расположен на землях населённых пунктов, вид разрешённого использования – для объектов жилой застройки. ФИО1 решила возвести на земельном участке жилой дом и 02 июля 2019 года обратилась в администрацию г.Пятигорска с уведомлением о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС) или садового дома. 12 августа 2019 года в нарушение сроков рассмотрения данного уведомления административным истцом получен ответ № 1208 от 12 августа 2019 года за подписью ФИО4 Ответ не соответствует форме Приложения № 3 к приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 19 сентября 2018 года № 591/пр, считают его незаконным, противоречащим ст. 51.1 ГрК РФ и нарушающим права ФИО1 на строительство жилого дома на принадлежащем ей на праве собственности земельном участке. Также ФИО1 обращалась к административному ответчику с уведомлением о строительстве садового дома. 29 июля 2019 года в ею получено уведомление № 261/3596 от 29 июля 2019 года о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке за подписью ФИО5 Помимо этого, административным истцом получено постановление администрации г.Пятигорска № 3596 от 29 июля 2019 года. Просили признать незаконным и отменить ответ администрации г.Пятигорска № 1208 от 12 августа 2019 года, признать незаконным постановление № 3596 от 29 июля 2019 года, признать уведомление № 261/3596 от 29 июля 2019 года незаконным, обязать администрацию г.Пятигорска выдать уведомление установленного образца о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам по результатам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам.
В судебное заседание административный истец ФИО1 не явилась, извещена надлежащим образом, направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного истца ФИО2 дополнительно в судебном заседании пояснил, что первоначально ФИО1 обратилась с соответствующим уведомлением о строительстве ИЖС в администрацию г.Пятигорска 19 февраля 2019 года, после чего ею было получено постановление № 747 от 28 февраля 2019 года. Затем она обращалась 22 июля 2019 года с уведомлением о строительстве садового дома, на что получила уведомление от 29 июля 2019 года. 31 июля 2019 года его доверитель вновь направила административному ответчику уведомление о строительстве ИЖС, но получила ответ от 12 августа 2019 года. При этом у соседа ФИО7 на таком же земельном участке в 2018 году зарегистрирован жилой дом, что подтверждается представленной им выпиской из ЕГРН. В зоне СХ-2 возможно строительство садового дома. Вид разрешённого использования земельного участка является действительным. ФИО1 обращалась в администрацию г.Пятигорска относительно изменения вида разрешённого использования земельного участка, но получила ответ, что принятие дополнительных решений по данному вопросу не требуется. В 2018 году ФИО1 изменяла вид разрешённого использования земельного участка по заявлению.
Полномочный представитель административного ответчика – администрации г.Пятигорска ФИО3 заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Пояснил, что ФИО5 более в администрации не работает. Ответ от 12 августа 2019 года дан в соответствии со ст. 11 Федерального закона № 59-ФЗ от 02 мая 2006 года, поскольку аналогичное уведомление было рассмотрено в феврале 2019 года.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, проанализировал установленные по делу обстоятельства и основания принятия оспариваемых решений, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как разъясняет высшая судебная инстанция в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Исходя из положений Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, соблюдены ли сроки обращения в суд (статья 226). Поскольку пропуск срока обращения в суд без уважительных причин, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительными причинам) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Административным истцом срок обращения в суд с административным иском соблюдён.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 ЗК РФ).
Градостроительное зонирование территории регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 ГрК РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно ст. 30 ГрК РФ границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч. 1 ст. 37 ГРК РФ).
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года N 540 (далее - Классификатор).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является собственником земельного участка площадью 477+/-8 кв.м. с кадастровым номером №, категория земель – земли населённых пунктов, вид разрешённого использования – земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки, который расположен по адресу: <адрес>.
22 июля 2019 года административный ответчик получил уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома по установленной форме от ФИО1 с указанием сведений об объекте капитального строительства – садовый дом, площадь застройки 130,9 кв.м., количество надземных этажей – 2, высота 10 м.
Главой г.Пятигорска 29 июля 2019 года вынесено постановление № 3596 о направлении ФИО1 уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве садового дома параметров установленным параметрам на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>
29 июля 2019 года также в адрес ФИО1 направлено соответствующее уведомление № 261/3596 от 29 июля 2019 года по результатам рассмотрения её уведомления от 22 июля 2019 года, которым административного истца уведомляют о том, что недопустимо размещение объекта ИЖС или садового дома на земельном участке, так как планируемый к строительству садовый дом на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый номер №) расположен в зоне "СХ-2" Ведение садоводства согласно сведениям картографического материала Правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утверждённых решением Думы г.Пятигорска от 12 ноября 2014 года № 35-47 РД (с изм. от 27 сентября 2018 года решением Думы № 28-28 РД), вид разрешённого использования земельного участка – для объектов жилой застройки, который предусматривает строительство индивидуального жилого дома, не соответствует виду разрешённого использования земельного участка. Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешённого использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
31 июля 2019 года административный истец направила в администрацию г.Пятигорска уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома по установленной форме с указанием сведений об объекте капитального строительства – ИЖС, площадь застройки 130,9 кв.м., количество надземных этажей – 2, высота 10 м., на которое получила письменный ответ администрации г.Пятигорска от 12 августа 2019 года № 1208.
Согласно ответу администрации г.Пятигорска № 1208 от 12 августа 2019 года ФИО1 указано, что постановлением администрации г.Пятигорска от 28 февраля 2019 года № 747 ей направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке.
Указанные выше постановление № 3596 от 29 июля 2019 года и уведомление № 261/3596 от 29 июля 2019 года, а также ответ (отказ) № 1208 от 12 августа 2019 года являются предметом проверки по настоящему административному делу.
Пункт 2 ст. 7 ЗК РФ предусматривает использование земель в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Материалы дела свидетельствуют о том, что земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, расположен в зоне функционального зонирования "СХ-2" Ведение садоводства (сведения из информационной системы обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Пятигорска).
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, как предусмотрено Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утверждённых решением Думы г.Пятигорска от 12 ноября 2014 года № 35-47 РД.
На территории муниципального образования города-курорта Пятигорска установлен, в частности, такой вид территориальных зон, как зоны сельскохозяйственного назначения.
Для зоны "СХ-2" Ведение садоводства, в части видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаются следующие градостроительные регламенты: ведение садоводства - осуществление деятельности, связанной с выращиванием плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля; размещение садового дома, предназначенного для отдыха и не подлежащего разделу на квартиры.
Обращаясь 22 июля 2019 года с уведомлением о планируемом строительстве садового дома, административный истец представила в администрацию г.Пятигорска выписку из ЕГРН, согласно которой земельный участок с кадастровым номером 26:33:050417:92 отнесён к категории земель населённых пунктов с видом разрешённого использования – земельные участки, предназначенные для размещения домов индивидуальной жилой застройки.
Однако земельный участок с кадастровым номером 26:33:050417:92, принадлежащий административному истцу на праве собственности, расположен в зоне сельскохозяйственного назначения "СХ-2" Ведение садоводства. В связи с чем, заявителю было направлено оспариваемое уведомление № 261/3596 от 29 июля 2019 года. При этом уведомление ФИО1 о планируемом строительстве от 22 июля 2019 года рассмотрено в установленный градостроительным законодательством срок (7 рабочих дней), на него дан ответ – уведомление № 261/3596 по установленной форме.
Согласно ч. 11 ст. 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с ЗК РФ Классификатора, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному Классификатору.
Анализируя установленные юридически значимые факты и приведённые нормы права, суд приходит к выводу об отклонении довода стороны административного истца о том, что вид разрешённого использования земельного участка, принадлежащего административному истцу на праве собственности (право зарегистрировано 08 октября 2015 года), который был изменён по её заявлению в 2018 году, является действительным, поскольку разрешённое использование земельного участка было установлено после утверждения и начала действия Классификатора.
Не имеет в данном случае правового значения довод стороны административного истца о том, что на соседнем земельном участке зарегистрировано право собственности на объект капитального строительства – жилой дом, поскольку годом завершения строительства является 2011 год, во времени действовали иные нормы права, подлежавшие применению.
Исходя из положений п. 4 ст. 37 ГРК РФ, п. 3 ст. 85 ЗК РФ, правообладатель земельного участка свободен в выборе основных и вспомогательных видов разрешенного использования такого земельного участка в пределах, предусмотренных градостроительным регламентом (при условии соблюдения требований технических регламентов), и вправе осуществлять указанное правомочие самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
С учетом изложенного и положений ст. 209 ГК РФ собственник может самостоятельно выбирать вид разрешенного использования из числа предусмотренных зонированием территорий.
Применительно к возникшей ситуации, ответ администрации г.Пятигорска № 57 от 02 сентября 2019 года о том, что каких-либо дополнительных решений со стороны органа местного самоуправления по поводу изменения вида разрешённого использования земельного участка, принадлежащего ФИО1 на праве собственности, является обоснованным и согласуется с нормами действующего законодательства.
При этом, суд считает, что оспариваемыми решениями администрации г.Пятигорска (постановлением № 3596 от 29 июля 2019 года и уведомлением № 261/3596 от 29 июля 2019 года) права и законные интересы ФИО1 не нарушены, поскольку при изменении ею вида разрешенного использования земельного участка, которые установлены Правилами землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, утверждённых решением Думы г.Пятигорска от 12 ноября 2014 года № 35-47 РД (с изм. от 27 сентября 2018 года решением Думы № 28-28 РД), для зоны "СХ-2" Ведение садоводства, административный истец имеет право обратиться в административный орган с соответствующим уведомлением о строительстве садового дома.
Соответственно, в части признания незаконными постановления № 3596 от 29 июля 2019 года и уведомления № 261/3596 от 29 июля 2019 года административный иск удовлетворению не подлежит.
Согласно ч. 7 ст. 51.1 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи: 1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации; 2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. Формы уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.
Приказом Минстроя России от 19.09.2018 N 591/пр "Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома" в соответствии с ч. 2, п. 2 ч. 7 и ч. 14 ст. 51.1, ч. 18 и п. 5 ч. 19 ст. 55 ГрК РФ утверждены формы уведомлений.
Данный административным ответчиком ФИО1, на её уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома от 31 июля 2019 года ответ № 1208 от 12 августа 2019 года не соответствует требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия оспариваемого решения. Доказательств обратного стороной административного ответчика не представлено в нарушение положений ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Ссылка стороны административного ответчика на ст. 11 Федерального закона от 02 мая 2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в обоснование законности данного ФИО1 12 августа 2019 года ответа основана на неверной квалификации возникших спорных правоотношений и подлежащего применению в данном деле законодательства.
В связи с чем, требование административного истца о признании незаконным ответа администрации г.Пятигорска № 1208 от 12 августа 2019 года подлежит удовлетворению.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ резолютивная часть решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должна содержать, в частности, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Вместе с тем, требование административного истца о возложении обязанности на администрацию г.Пятигорска выдать уведомление установленного образца о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта ИЖС или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке не подлежит удовлетворению, поскольку суд не может своим решением подменять установленный градостроительным законодательством административный порядок рассмотрения уведомлений о планируемом строительстве.
Принимая во внимание, что ответ администрации г.Пятигорска № 1208 от 12 августа 2019 года признан незаконным по причине несоответствия его формы установленной действующим законодательством форме, суд полагает необходимым возложить на административного ответчика обязанность дать ФИО1 ответ на её уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 31 июля 2019 года по форме, установленной ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 175-180, 227-228 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
административное исковое заявление ФИО1 к администрации г.Пятигорска, ФИО4, ФИО5 о признании ответа № 1208 от 12 августа 2019 года, постановления № 3596 от 29 июля 2019 года, уведомления № 261/3596 от 29 июля 2019 года незаконными, возложении обязанности совершить определённые действия удовлетворить в части.
Признать незаконным ответ администрации г.Пятигорска № 1208 от 12 августа 2019 года и обязать администрацию г.Пятигорска дать ФИО1 ответ на её уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома от 31 июля 2019 года по форме, установленной ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований ФИО1 к администрации г.Пятигорска, ФИО4, ФИО5 о признании постановления № 3596 от 29 июля 2019 года, уведомления № 261/3596 от 29 июля 2019 года незаконными и возложении обязанности на администрацию г.Пятигорска выдать уведомление установленного образца о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам по результатам рассмотрения уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Пятигорский городской суд Ставропольского края в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 14 октября 2019 года.
Судья Г.Ю. Полупан