ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3507/2021 от 25.11.2021 Клинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Клин 25 ноября 2021 года

Клинский городской суд Московской области в составе:

председательствующего: судьи Мирошниченко А.И.,

секретаря Адиулловой А.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3507/2021 по административному иску ФИО1 к ФИО2, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным и недействующим согласование строительства,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с вышепоименованным иском и указал, что в городском округе Клин Московской области функционирует стратегический аэродром «Клин-5» ВКС РФ (войсковая часть /номер/). Аэродром осуществляет отправку и прием вертолетов и самолетов, вплоть до самых тяжелых.

На расстоянии менее трех километров от аэродрома вблизи деревень Ясенево и Новощапово осуществляется прием отходов на мусорной свалке «ФИО3 карьер» и осуществляется подготовка к строительству новых объектов размещения отходов (расширение свалки на новый земельный участок площадью /данные изъяты/ га). Лицом, осуществляющим деятельность по обращению и размещению отходов на данной свалке, является ООО «Комбинат».

Решением Совета депутатов городского округа Клин Московской области /номер/ от /дата/ «О назначении общественных обсуждений по объекту государственной экологической экспертизы, включая предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду «Реконструкция комплекса по переработке и утилизации ТКО «ФИО3 карьер» 1-2-3 очередей» решено обеспечить свободный доступ общественности к материалам, в отношении которых проводятся слушания, в период с /дата/ по /дата/ включительно и обеспечить размещение проектной документации «Реконструкция комплекса по переработке и утилизации ТКО «ФИО3 карьер» 1-2-3 очередей» на официальном сайте Администрации городского округа Клин в сети «Интернет».

/дата/ при ознакомлении с данными документами на странице 233 тома /номер/ была обнаружена копия спорного документа: согласование от /дата//номер/ объекта обработки, размещения и утилизации твердых коммунальных отходов на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/, /номер/, /номер/ и /номер/ (далее - «Согласование»), подписанное административным ответчиком - командиром войсковой части подполковником ФИО2

Однако, данное «Согласование» нельзя назвать законным, так как имеется прямой законодательный запрет расположения свалок, полигонов, скотобоен и прочих привлекающих птиц объектов вблизи аэродромов.

В целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, развития аэродрома и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду устанавливается приаэродромная территория, являющаяся зоной с особыми условиями использования территорий.

Согласно п. 6 ч. 3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 № 60-ФЗ на приаэродромной территории выделяется шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Согласно пунктам 2(e) и 3(д) Постановления Правительства РФ от 02.12.2017 № 1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий», шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц, выделяется по границам, установленным на удалении 15 километров от контрольной точки аэродрома (далее - КТА).

Согласно п. 59 Федеральных правил использования воздушного пространства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 № 138, запрещается размещать в полосах воздушных подходов на удалении до 30 км, а вне полос воздушных подходов - до 15 км от контрольной точки аэродрома объекты выбросов (размещения) отходов, животноводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Аналогичные расшифровка понятий содержатся и в других действующих федеральных нормативных актах, например:

- СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. № 78), Приложение 2 (обязательное) «Запрещается размещать на расстоянии ближе 15 км от контрольной точки аэродрома места выбросов пищевых отходов, строительство звероводческих ферм, скотобоен и других объектов, отличающихся привлечением и массовым скоплением птиц»;

- СП 19.13330.2011 «Генеральные планы сельскохозяйственных предприятий. Актуализированная редакция СНиП П-97-76», согласно п. 4.14 которых «Запрещается размещать на расстоянии ближе 15 км от контрольной точки аэродрома звероводческие фермы, скотобойни и другие объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц».

На территории г.о. Клин (практически в черте города) базируется аэродром государственной авиации Клин-5. «ФИО3 карьер» находится на расстоянии 3 км от взлётно-посадочной полосы аэродрома внутри 15-километровой шестой подзоны.

Как указано в эколого-орнитологическом исследовании от /дата/, «на юго-востоке удалением 5 км от КТА аэродрома расположен полигон ТБО «ФИО3 карьер», наблюдалось большое скопление полетов местных врановых, воробьиных и чайковых видов птиц».

Установленное проверкой расстояние от свалки до взлетно-посадочной полосы составляет 3,0 км, до КТА - 4 км, что существенно меньше установленной нормы в 15 км.

Результаты проверки военной прокуратурой Солнечногорского гарнизона указывают на то, что размещение свалки от контрольной точки аэродрома на расстоянии менее установленного законодательством об авиационной безопасности не обеспечивает безопасность полетов на аэродроме Клин-5, что, в свою очередь, может отразиться на безопасности граждан, проживающих в <...> и других близлежащих населенных пунктов.

При этом руководство Минобороны также указывает на недопустимость такого соседства, на отсутствие согласования уполномоченными должностными лицами и требует незамедлительного закрытия и ликвидации свалки.

В ответе Московской городской военной прокуратуры от /дата/ однозначно указывается на угрозу безопасности и полетов и безопасность граждан, а также сказано, что уполномоченными органами Минобороны размещение свалки не согласовывалось.

Согласование строительства на приаэродромной территории действительно необходимо для всех высоких строений и устройств факельного сжигания, но это не относится и не может относиться к объектам, расположение которых прямо запрещено законодательством (выбросы отходов, свалки, полигоны, скотобойни).

/дата/ Врио начальника управления материально-технического обеспечения Главного командования Воздушно-космических сил В. Меняйло направил письмо № УГ-17245, в котором указал, что «согласование строительства комплекса «ФИО3 карьер» старшим авиационным начальником аэродрома Клин не проводилось».

Минобороны России неоднократно обращалось в правительство Московской области (исх. № /номер/ от /дата/, /номер/ от /дата/) о необходимости закрытия полигона и рекультивации земель.

Кроме того, в рамках рассмотрения Клинским городским судом гражданского дела /номер/ - /номер/ Минобороны России представлен отзыв от /дата//номер/, в котором указано: «Полигон ТКО «ФИО3 карьер» создает угрозу безопасности полетов».

Истец просит признать незаконным и недействующим, выданное ФИО2 согласование строительства от /дата//номер/.

В судебном заседании административный истец поддержал административный иск.

ФИО2 административный иск не признал и пояснил, что нахождение Алексинского карьера он не согласовывал, а согласовал только высоту строений 31 метр в пределах своих полномочий.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации административный иск не признал, представил в суд возражения на иск, где указал, что административный истец пропустил срок на обращение в суд с данным иском

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти.

На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в частности, шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

Так, Правилами выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (подпункт «е» пункта 2 Правил), выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (подпункт «д» пункта 3 Правил).

Таким образом, законодательно установлен запрет на размещение любых объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома.

Порядок согласования строительства (реконструкции), размещения объектов в пределах приаэродромной территории аэродромов государственной авиации Кубинка, Чкаловский, Клин, Остафьево и Ступино, расположенных на территории Московской области устанавливается соглашением о взаимодействии Правительства Московской области и Министерства обороны Российской Федерации.

Министерством обороны Российской Федерации не согласовывалось размещение полигона ТКО «ФИО3 карьер», а, напротив, предпринимались исчерпывающие меры по информированию органов государственной власти относительно действия полигона, необходимости проведения мероприятий, направленных на исключение обстоятельств, создающих угрозу безопасности полетов.

Так, письмом от /дата//номер/ командующий военно-воздушными силами - заместитель Главнокомандующего Воздушно- космическими силами направил обращение главе администрации городского округа Клин по вопросу соблюдения законодательства в сфере авиационной безопасности при производстве полетов на аэродроме Клин ввиду непосредственной близости к территории аэродрома полигона твердых бытовых коммунальных отходов «ФИО3 карьер».

В вышеуказанном обращении командующий военно-воздушными силами - заместитель Главнокомандующего Воздушно-космическими силами обратил внимание органов муниципальной власти на следующие обстоятельства:

- полигон введен в эксплуатацию в 1993 году и находится на удалении 5 км от контрольной точки аэродрома, эксплуатируемого согласно постановлениям Совета Министров СССР от /дата//номер/-РС и от /дата//номер/.;

- размещение полигона вблизи аэродрома с уполномоченными органами Минобороны России не согласовывалось;

- необходимо принять безотлагательные меры к закрытию полигона и рекультивации его земель.

Письмом от /дата//номер/ командир в/ч /номер/ уведомил Главу Клинского муниципального района Московской области о том, что полигон по размещению и захоронению твёрдых бытовых и промышленных нетоксичных отходов «ФИО3 карьер» действует на основании договора аренды, заключенного между Администрацией Клинского района Московской области и ООО «Комбинат» /номер/ от /дата//номер/.

Согласно фактическим обстоятельствам дела, в адрес командира войсковой части /номер/ обратилось ООО «Комбинат» с заявлением от /дата//номер/ о согласовании строительства (реконструкции) размещения объекта в границах зон аэродрома государственной авиации.

По результатам рассмотрения обращения командиром войсковой части /номер/ выдано согласование строительства (реконструкции, размещения) объекта комплекса зданий и сооружений, относящихся к вопросам размещения и работы радиотехнического оборудования аэродрома, безопасности полетов воздушных судов.

В данном документе прямо указано, что заключение не является согласованием, учитывающим вопросы негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц.

Проверив материалы дела, заслушав стороны, суд считает, что административный иск не подлежит удовлетворению.

Согласно пунктам 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации органа исполнительной власти. На приаэродромной территории могут выделяться семь подзон, в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности, в частности, шестая подзона, в которой запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2017 г. № 1460 утверждены Правила установления приаэродромной территории, Правила выделения на приаэродромной территории подзон и Правила разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории.

При этом, Правилами выделения на приаэродромной территории подзон установлено, что в шестой подзоне запрещается размещать объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц (подпункт «е» пункта 2 Правил), выделение шестой подзоны осуществляется по границам, установленным на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома (подпункт «д» пункта 3 Правил).

Таким образом, законодательно установлен запрет на размещение любых объектов, способствующих привлечению и массовому скоплению птиц на удалении 15 км от контрольной точки аэродрома.

В свою очередь, Порядок согласования строительства (реконструкции), размещения объектов в пределах приаэродромной территории аэродромов государственной авиации Кубинка, Чкаловский, Клин, Остафьево и Ступино, расположенных на территории Московской области, установлен соглашением о взаимодействии Правительства Московской области и Министерства обороны Российской Федерации от /дата//номер/.

Из п. 3.1 Порядка согласования строительства (реконструкции), размещения объектов в пределах границ зон аэродромов государственной авиации Кубинка, Чкаловский, Клин, Остафьево и Ступино, расположенных на территории Московской области, следует, что ответственным за предоставление согласования является воинская часть, в ведении которой находятся аэродромы государственной авиации, в лице старшего авиационного начальника аэродромов государственной авиации, расположенных на территории Московской области.

Согласно Приложению /номер/, ответственным в Аэродроме Клин является войсковая часть /номер/, командиром которой является ответчик ФИО2

ООО «Комбинат» с 1993 года в отработанном карьере осуществляет эксплуатацию объекта размещения отходов – полигона твердых бытовых отходов (полигон ТБО) «ФИО3 карьер», который расположен вблизи деревень Ясенево и Новощапово городского округа Клин Московской области на земельных участках с кадастровыми номерами /номер/, /номер/, /номер/. Под расширение полигона выделен земельный участок с кадастровым номером /номер/.

/дата/ за /номер/ командир войсковой части /номер/ФИО2 подписал «Согласование», в котором сказано следующее:

«Данное согласование строительства (реконструкции, размещения) объекта относится к вопросам размещения и работы радиотехнического оборудования аэродрома, безопасности полетов воздушных судов и не является согласованием, учитывающим вопросы негативных воздействий оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье граждан и деятельность юридических лиц.

Заключение;

По результатам рассмотрения заявления принято решение о согласовании ООО «Комбинат» строительства (реконструкции, размещения) следующего объекта:

1) Место расположения объекта:

- /адрес/ (земельный участок).

2) Кадастровые номера земельных участков, на которых осуществляется строительство: /адрес/, /адрес/, /адрес/, /адрес/ (основание – заявление генерального директора ООО «Комбинат» ФИО4).

3) Характеристики объекта:

а) высота объекта относительно уровня земли - /данные изъяты/ метр.

б) наименование объекта - Объект обработки, размещения и утилизации твердых коммунальных отходов на земельном участке, предоставляемом Обществу с ограниченной ответственностью «Комбинат» в аренду.

Вывод:

1) Безопасность полетов с учетом построенного объекта обеспечивается.

2) Строительство объекта не влияет на безопасность полетов аэродрома «Клин».

3) Строительство объекта согласовывается.» (л.д. 62).

Таким образом, исходя из вышеизложенных правовых положений и обстоятельств дела, оспариваемое ФИО1 согласование было принято в установленном законом порядке, уполномоченным должностным лицом и в пределах его компетенции, в связи чем, отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.

Истцом не доказано, что оспариваемое соглашение нарушает его законные права и интересы. Доводы ФИО1 фактически сводятся к несогласию с самим фактом расположения ТКО «ФИО3 карьер» на территории городского округа Клин Московской области, в то время, как оспариваемое согласование, само по себе, не является правовым основанием для расположения и функционирования ТКО «ФИО3 карьер», а направлено на согласование высоты постройки.

Руководствуясь ст. 180 КАС РФ,

суд

Р Е Ш И Л:

Оставить без удовлетворения административный иск ФИО1 к ФИО2, Министерству обороны Российской Федерации о признании незаконным и недействующим, выданное ФИО2, согласование строительства от /дата//номер/.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Мособлсуд через Клинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья –

Решение в окончательной форме принято 30 ноября 2021 года.

Судья –