Дело № 2а-3507/2022
УИД 51RS0001-01-2022-004371-13
Мотивированное решение изготовлено 15.08.2022
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 августа 2022 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при секретаре Бутовой Т.Е.
с участием представителя административного истца Ларина А.А.,
представителя административного ответчика УМВД России по Мурманской области ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мурманской области о признании незаконным бездействия УМВД России по Мурманской области в части непринятия мер по актуализации сведений о свойственниках государственных гражданских служащих, возложении обязанности,
установил:
прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия УМВД России по Мурманской области в части непринятия мер по актуализации сведений о свойственниках государственных гражданских служащих, возложении обязанности, в обоснование которого указал, что прокуратурой Мурманской области в ходе проверки в деятельности Управления по вопросам миграции УМВД России по Мурманской области (далее – УВМ УМВД России по Мурманской области) выявлены нарушения антикоррупционного законодательства, выразившиеся в ненадлежащем исполнении должностными лицами УМВД России по Мурманской области обязанностей по актуализации сведений, содержащихся в анкетах лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, поскольку личные дела служащих УВМ УМВД России по Мурманской области, в том числе анкеты, не содержат сведений о свойственниках указанных лиц.
Полагает, что выявленные в ходе проверки факты указывают на ненадлежащее исполнение уполномоченными должностными лицами УМВД России по Мурманской области положений Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, предусматривающих осуществление комплекса организационных, разъяснительных и иных мер по соблюдению работниками государственных органов обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции.
Ссылается на подпункты «л», «м» пункта 8, подпункты «б», «д» пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460, согласно которым основными направлениями реализации национальной стратегии противодействия коррупции являются, в том числе совершенствование работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений, а также периодическое исследование состояния коррупции и эффективности мер, принимаемых по ее предупреждению и по борьбе с ней как в стране в целом, так и в отдельных регионах. Национальная стратегия противодействия коррупции реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем решения кадровых вопросов, а также в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации по противодействию коррупции.
Ссылаясь на часть 2 статьи 1, часть 1 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, пункт 13 части 1 статьи 13, пункт 3 части 1 статьи 18 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.11.2011 № 342-ФЗ, указывает, что сотрудник органов внутренних дел обязан сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к возникновению конфликта интересов при выполнении служебных обязанностей, и принимать меры по предотвращению такого конфликта. Для поступления на службу в органы внутренних дел гражданин лично представляет в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальный орган, подразделение, в том числе собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от 26.07.2018 № 18-0/10/П-5146), в разделе 4 которых предусмотрено, что при определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно также необходимо установить наличие отношений близкого родства или свойства граждан – получателей выгод с должностным лицом; наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами – получателями выгод.
Указывает о том, что законодателем предусмотрено, что для определения наличия личной заинтересованности, которое влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение сотрудником должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), необходимо установить родственников или свойственников лица, данные о которых содержатся, в том числе в анкете, представляемой в орган внутренних дел при поступлении на службу.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, руководителям федеральных государственных органов предписано обеспечить принятие мер по повышению эффективности кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц, замещающих должности государственной службы, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых в федеральные государственные органы при поступлении на государственную службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов.
Аналогичные требования содержатся в пункте 2.1.2 Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного МВД России 30.08.2018 № 1/10044, со сроками исполнения до 01.02.2019, 01.02.2020 и 01.12.2020.
В целях устранения нарушений закона прокурором Мурманской области 30.12.2021 внесено представление в адрес начальника УМВД России по Мурманской области. Согласно представленным 16.02.2022 УМВД России по Мурманской области информации о результатах рассмотрения представления, а также протоколу совещания при начальнике УРЛС УМВД России по Мурманской области в отношении сотрудников отдела кадров УМВД России по Мурманской области, ответственных за ведение личных дел сотрудников, инициировано проведение служебной проверки.
УМВД России по Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ представило в прокуратуру Мурманской области заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО5, согласно которому нарушение действующего законодательства и ведомственных правовых актов ФИО5 допущено не было.
В обоснование принятого решения со ссылкой на указание Департамента государственной службы и кадров МВД России от 25.12.2018 указано, что нормативными правовыми актами МВД России сведения о свойственниках при поступлении на службу в органы внутренних дел представлению не подлежат, и дальнейшая актуализация данных сведений не предусмотрена.
Ссылку УМВД России по Мурманской области на указание Департамента государственной службы и кадров МВД России от ДД.ММ.ГГГГ в обоснование отсутствия необходимости актуализации сведений о свойственниках федеральных государственных служащих считает несостоятельной, противоречащей нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Полагает, что УМВД России по Мурманской области допущено бездействие, выразившееся в неисполнении положений Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, а также Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного МВД России 30.08.2018 № 1/10044, в части актуализации сведений, содержащихся в анкетах лиц, замещающих должности федеральной государственной службы, необходимость которой напрямую связана с работой кадровых подразделений, направленной на выявление и пресечение возможного конфликта интересов.
Бездействие УМВД России по Мурманской области нарушает интересы Российской Федерации, которые выражаются в реализации принципа законности, соблюдении действующего, в том числе антикоррупционного законодательства, равенства всех перед законом, добросовестного исполнения своих служебных полномочий, предотвращении коррупции.
Указывает, что отсутствие сведений о свойственниках федеральных государственных служащих порождает дополнительные коррупционные риски, связанные с возможным возникновением конфликта интересов, что не соответствует Национальной стратегии противодействия коррупции.
До настоящего времени мер по актуализации сведений о свойственниках лиц, замещающих должности федеральной государственной службы УВМ УМВД России по Мурманской области, должностными лицами УМВД России по Мурманской области не принято.
Просит суд признать незаконным бездействие УМВД России по Мурманской области, выразившееся в неисполнении положений Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, а также Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного МВД России 30.08.2018 № 1/10044, в части непринятия мер по актуализации сведений о свойственниках лиц, замещающих должности федеральной государственной службы УВМ УМВД России по Мурманской области; возложить на УМВД России по Мурманской области обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу актуализировать сведения о свойственниках лиц, замещающих должности федеральной государственной службы УВМ УМВД России по Мурманской области.
В судебном заседании представитель административного истца – прокурор отдела прокуратуры Мурманской области Ларин А.А. на удовлетворении административных исковых требований настаивал, дополнительно пояснил, что срок обращения в суд не пропущен, поскольку исчисляется с 31.05.2022 - со дня поступления в прокуратуру Мурманской области информации из УМВД России по Мурманской области о рассмотрении представления и заключения по результатам проверки.
Определением судьи от 01.07.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник УМВД России по Мурманской области ФИО2
Протокольным определением суда от 18.07.2022 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен начальник УРЛС УМВД России по Мурманской области ФИО3
В судебном заседании представитель УМВД России по Мурманской области ФИО1 с административными исковыми требованиями не согласился, представил возражения, согласно которым доклад о результатах исполнения подпункта «б» пункта 12 Национального плана противодействия коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 29.06.2018 № 378, предусматривающего поручения руководителям федеральных государственных органов обеспечить кадровую работу по актуализации сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на должности государственной службы и поступлении на такую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов, представлялся ежегодно до 01 февраля, итоговый доклад – до 01.12.2020.
Пунктом 2.1.2 Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, утвержденного МВД России 30.08.2018 № 1/10044, в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, повышения эффективности механизмов предотвращения и урегулирования конфликта интересов федеральным государственным органам предписано разработать и реализовать меры по повышению эффективности кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел государственных служащих, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых в федеральные государственные органы при поступлении на государственную службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов.
В пункте 2.1.2 Плана МВД России указано основание – подпункт «б» пункта 12 Национального плана, ответственные исполнители за выполнение данного мероприятия от МВД России – ДГСК, ГУСБ, заинтересованные подразделения, срок исполнения – до 01.02.2019, 01.02.2020, 01.12.2020.
Выполняя данное мероприятие, ДГСК МВД России направил в территориальные органы МВД России указание от 25.12.2018 № 21/1/14659 «О реализации пункта 2.1.2 Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы», которым предписано обеспечить организацию ознакомления сотрудников органов внутренних дел РФ и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России с материалами их личных дел, изучить сведения о близких родственниках, а также супругах, в том числе бывших, содержащиеся в анкетах, представленных при поступлении на службу в МВД России, в случае необходимости актуализации сведений организовать представление сотрудниками и гражданскими служащими рапортов и заявлений по прилагаемому примерному образцу, рассмотреть результаты реализации указания на оперативных совещаниях в июне 2019 года.
В рамках оперативного совещания 17.06.2019 у начальника УМВД России по Мурманской области с руководителями подразделений УМВД России по Мурманской области начальником УРЛС УМВД России по Мурманской области ФИО3 доведена информация о проведенных мероприятиях в соответствии с указанием ДГСК МВД России от 25.12.2018 № 21/1/14659.
Обращает внимание, что при поступлении на службу в органы внутренних дел гражданин заполняет анкету, форма которой утверждена распоряжением Правительства РФ от 02.05.2012 № 680-р, в пункте 19 которой включаются сведения о близких родственниках (отце, матери, братьях, сестрах, детях), а также о муже (жене), в том числе бывших.
Ссылаясь также на пункт 14 приложения № 1 приказа МВД России от 13.01.2020 № 3, согласно которому МВД России обрабатывает персональные данные о степени родства, ФИО, дате рождения близких родственников, а также супруга (супруги), указывает, что предоставление сведений о свойственниках при поступлении на службу в органы внутренних дел, а также их дальнейшая актуализация, действующими правовыми актами не предусмотрена. Незаконное бездействие УМВД России по Мурманской области не допущено.
Обращает внимание, что прокурором Мурманской области пропущен срок обращения в суд с административным исковым заявлением, который следует исчислять с момента выявления бездействия УМВД России по Мурманской области – внесения прокурором Мурманской области представления от 30.12.2021, полученного УМВД России по Мурманской области 17.01.2022.
Дополнительно пояснил, что после 25.12.2018 из МВД России информация о необходимости актуализации сведений, содержащихся в анкетах, в том числе в части свойственников, в УМВД России по Мурманской области не поступала.
Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В судебное заседание заинтересованное лицо – начальник УРЛС УМВД России по Мурманской области ФИО3 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил возражения, аналогичные возражениям УМВД России по Мурманской области, в которых также указал, что распоряжением МВД России от 29.09.2021 № 1/11052 утвержден План МВД России по противодействию коррупции на 2021-2024 годы, которым предусмотрены сроки исполнения пункта 2.5.1 – октябрь 2021, октябрь 2022, октябрь 2023, октябрь 2024 годов.
Во исполнение пункта 2.5.1 Плана МВД России ДГСК МВД России в территориальные органы МВД России направлено указание от 24.05.2022 № 21/24/8120 о направлении информации о сотрудниках органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работниках, проходящих службу (работающих) в условиях близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов, супруги детей) с другим сотрудником, служащим, работником органа, организации или подразделения системы МВД России.
УРЛС УМВД России по Мурманской области организовано исполнение поступившего указания ДГСК МВД России в установленном порядке, направлено указание о предоставлении необходимой информации по установленной форме.
Поддержал возражения УМВД России по Мурманской области, просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.
В судебное заседание административный ответчик – начальник УМВД России по Мурманской области ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представил.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся административного ответчика ФИО2 и заинтересованного лица ФИО3
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд);
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).
В пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
Приказом МВД России от 24.07.2017 № 512 (ред. от 08.11.2021) утверждено Положение об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области, согласно пункту 7 которого УМВД России по Мурманской области в своей деятельности руководствуется, в том числе федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России, а также настоящим Положением.
Согласно подпункту 50 пункта 13 названного Положения УМВД России по Мурманской области обеспечивает исполнение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции, а также собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом в УМВД России по Мурманской области, подчиненных органах и организациях.
Согласно частям 1, 2 статьи 5 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 01.04.2022) «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) Президент Российской Федерации определяет основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
В соответствии с частями 1, 3, 6 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается, в том числе на государственных служащих.
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460 (ред. от 13.03.2012) утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции, согласно подпункту «л» пункта 8, подпункту «д» пункта 9 которой названная стратегия реализуется путем совершенствования работы подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов по профилактике коррупционных и других правонарушений; реализуется федеральными органами государственной власти, иными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в ходе контроля за исполнением законодательства Российской Федерации и выполнением мероприятий, предусмотренных национальным планом противодействия коррупции на соответствующий период, планами федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по противодействию коррупции.
Указом Президента РФ от 29.06.2018 № 378 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2018-2020 годы (далее - Национальный план на 2018-2020 годы), в соответствии с подпунктом «б» пункта 6 которого Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации необходимо подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов. Доклад о результатах исполнения настоящего подпункта представить до 1 марта 2019 года.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Национального плана на 2018-2020 годы руководителям федеральных государственных органов необходимо обеспечить принятие мер по повышению эффективности кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел государственных служащих, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых в федеральные государственные органы при поступлении на государственную службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Национального плана на 2018-2020 годы высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо в пределах своих полномочий обеспечить принятие мер по повышению эффективности кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности и поступлении на такую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов.
В соответствии с Национальным планом на 2018-2020 годы МВД России 30.08.2018 № 1/10044 утвержден План МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, пунктом 2.1.2 которого во исполнение подпункта «б» пункта 12 Национального плана на 2018-2020 годы предусмотрено исполнение мероприятия - кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел государственных служащих, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых в федеральные государственные органы при поступлении на государственную службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов. Определены ответственные исполнители от МВД России – ДГСК, ГУСБ, заинтересованные подразделения, срок исполнения – до 01.02.2019, 01.02.2020, 01.12.2020.
Как установлено в судебном заседании, во исполнение части 6 статьи 5 Федерального закона № 273-ФЗ, Национального плана на 2018-2020 годы, приказа Генерального прокурора РФ «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» от 28.08.2014 № 454 прокуратурой Мурманской области проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции и государственной службе в деятельности сотрудников УВМ УМВД России по Мурманской области.
По результатам проверки прокурором Мурманской области начальнику УМВД России по Мурманской области внесено представление от 30.12.2021 № 86-4-24-2021/590дсп, в котором указано, в том числе о выявленных нарушениях антикоррупционного законодательства, выразившихся в ненадлежащем исполнении сотрудниками кадрового подразделения обязанностей по актуализации сведений, содержащихся в анкетах лиц, замещающих должности государственной службы, представляемых при назначении на указанные должности и поступлении на такую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов, поскольку личные дела служащих УВМ УМВД России по Мурманской области не содержат сведений о свойственниках указанных лиц, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении требований подпункта «б» пункта 12 Национального плана на 2018-2020 годы и Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы.
Поступившее в адрес УМВД России по Мурманской области представление рассмотрено 15.02.2022 на совещании при начальнике УРЛС УМВД России по Мурманской области. По итогам рассмотрения представления принято решение о назначении служебной проверки в отношении должностных лиц отдела кадров УМВД России по Мурманской области, ответственных за ведение личных дел, о чем сообщено в прокуратуру Мурманской области письмом от 16.02.2022.
Письмом от 25.05.2022 в дополнение к письму от 16.02.2022 УМВД России по Мурманской области представило в прокуратуру Мурманской области заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной в отношении ФИО5, согласно которому в действиях должностного лица нарушения действующего законодательства и ведомственных нормативных актов установлено не было. Начальнику УРЛС УМВД России по Мурманской области предписано обеспечить обработку персональных данных, связанную с ведением личных дел, в соответствии с требованиями приказа МВД России от 13.01.2020 № 3 «О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России». Названное письмо поступило в прокуратуру Мурманской области 31.05.2022.
Не согласившись с результатами рассмотрения представления, прокурор Мурманской области обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов Российской Федерации, в котором просит признать незаконным бездействие УМВД России по , выразившееся в непринятии мер по актуализации сведений о свойственниках лиц, замещающих должности федеральной государственной службы УВМ УМВД России по Мурманской области.
Рассматривая заявление УМВД России по Мурманской области о нарушении прокурором Мурманской области срока обращения в суд с административным исковым заявление, суд не может с ним согласиться на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В части 3 статьи 22, части 1 статьи 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 11.06.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» предусмотрено, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, о нарушении прав, свобод и законных интересов Российской Федерации прокурор Мурманской области узнал с момента получения ответа из УМВД России по Мурманской области о результатах рассмотрения представления, то есть 31.05.2022, и обратился в суд с административным исковым заявлением в установленный законом срок 30.06.2022.
Административным ответчиком УМВД России по Мурманской области не оспаривается, что в личных делах лиц, замещающих должности федеральной государственной службы УВМ УМВД России по Мурманской области, отсутствуют представленные ими сведения о своих свойственниках.
Вместе с тем, суд не может согласиться с прокурором Мурманской области о том, что имеет место незаконное бездействие со стороны УМВД России по Мурманской области в части непринятия мер по актуализации сведений о свойственниках лиц, замещающих должности федеральной государственной службы УВМ УМВД России по Мурманской области.
Действительно, в соответствии с подпунктом «б» пункта 13 Национального плана на 2018-2020 годы высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо в пределах своих полномочий обеспечить принятие мер по повышению эффективности кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации и должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых при назначении на указанные должности и поступлении на такую службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов.
Вместе с тем, исходя из буквального толкования подпункта «б» пункта 13 Национального плана на 2018-2020 годы высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации необходимо осуществлять контроль в пределах своих полномочий за актуализацией сведений о родственниках и свойственниках лиц, которые содержатся в представленных ими анкетах при поступлении на государственную гражданскую службу.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 6 Национального плана на 2018-2020 годы Правительству Российской Федерации с участием Генеральной прокуратуры Российской Федерации необходимо подготовить предложения о внесении в анкету, подлежащую представлению лицами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской или муниципальной службы, изменений, касающихся указания в ней сведений о супругах своих братьев и сестер и о братьях и сестрах своих супругов, в целях выявления возможного конфликта интересов.
Таким образом, Национальный план на 2018-2020 годы предусматривал поэтапное исполнение мероприятий как Правительством РФ, так и высшими должностными лицами (руководителями высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Обстоятельствами дела установлено, что, выполняя мероприятия Национального плана на 2018-2020 годы, Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, УМВД России по Мурманской области руководствовалось в своей деятельности распоряжениями и указаниями вышестоящего органа - МВД России.
Так, выполняя мероприятие, предусмотренное пунктом 2.1.2 Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, Департамент государственной службы и кадров МВД России направил в территориальные органы МВД России, в том числе в УМВД России по Мурманской области, указание от 25.12.2018 № 21/1/14659 «О реализации пункта 2.1.2 Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы», которым предписано обеспечить организацию ознакомления сотрудников органов внутренних дел РФ и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России с материалами их личных дел, изучить сведения о близких родственниках, а также супругах, в том числе бывших, содержащиеся в анкетах, представленных при поступлении на службу в МВД России, в случае необходимости актуализации сведений организовать представление сотрудниками и гражданскими служащими рапортов и заявлений по прилагаемому примерному образцу, рассмотреть результаты реализации указания на оперативных совещаниях в июне 2019 года.
В рамках оперативного совещания 17.06.2019 начальника УМВД России по Мурманской области с руководителями подразделений УМВД России по Мурманской области начальником УРЛС УМВД России по Мурманской области ФИО3 доведена информация о проведенных мероприятиях в соответствии с указанием ДГСК МВД России от 25.12.2018 № 21/1/14659, что оформлено протоколом от 17.06.2019 № 1/1069.
В целях реализации Национального плана на 2018-2020 годы, Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы распоряжением УМВД России по Мурманской области от 28.09.2018 № 1/658р утвержден План мероприятий УМВД России по Мурманской области по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, пунктом 1.1.2 которого предусмотрено разработать и реализовать меры по повышению эффективности кадровой работы в части, касающейся ведения личных дел государственных служащих, в том числе контроля за актуализацией сведений, содержащихся в анкетах, представляемых в федеральные государственные органы при поступлении на государственную службу, об их родственниках и свойственниках в целях выявления возможного конфликта интересов. Определен срок исполнения – до 15.01.2019, 15.01.2020, 15.11.2020.
Об исполнении пункта 1.1.2 Плана мероприятий УМВД России по Мурманской области на 2018-2020 годы ответственными должностными лицами доложено начальнику УМВД России по Мурманской области докладными записками от 03.02.2020, 21.01.2021, согласно которым в 2019 году осуществлен сбор актуальных анкет о составе семьи всех сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих, осуществляющих деятельность в органах внутренних дел Мурманской области, все анкеты приобщены к личным делам сотрудников и служащих УМВД.
Сотрудниками подразделений по работе с личным составом (кадровых подразделений) УМВД и территориальных ОВД на постоянной основе проводится работа по контролю за актуализацией сведений, содержащихся в личных делах государственных служащих, в том числе касающихся своевременного выявления возможного конфликта интересов.
Из пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании следует, что после 25.12.2018 в УМВД России по Мурманской области не поступало каких-либо распоряжений, указаний из МВД России по предоставлению сведений в части исполнения мероприятий пункта 2.1.2 Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы, в том числе по предоставлению сведений о свойственниках сотрудников органов внутренних дел.
Распоряжением Правительства РФ от 02.05.2012 № 680-р (ред. от 20.09.2019) утверждена форма анкеты, подлежащей представлению гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, в пункте 19 которой предусмотрено отражение сведений о близких родственниках (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие.
В пункте 28 формы анкеты «Дополнительные сведения (участие в выборных представительных органах, другая информация, которую желаете сообщить о себе» гражданину, заполняющему анкету, предоставлено право сообщить о себе иную информацию.
Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2019 № 2140-р в форму анкеты внесены изменения в пункт 26 в части изложения формулировки представляемых сведений, а именно: «Страховой номер индивидуального лицевого счета» вместо «Номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования».
До настоящего времени на законодательном уровне в форму анкеты, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 02.05.2012 № 680-р, не внесены изменения в части необходимости указания сведений о свойственниках граждан, поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 13.01.2020 № 3 (ред. от 24.11.2020) «О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России» утвержден Перечень персональных данных, обрабатываемых в Министерстве внутренних дел Российской Федерации в связи с реализацией служебных или трудовых отношений, а также в связи с оказанием государственных услуг и осуществлением государственных функций (приложение № 1), пунктом 14 которого предусмотрены такие сведения, как степень родства, фамилии, имена, отчества, даты рождения близких родственников (отца, матери, усыновителей, усыновленных, полнородных и неполнородных (имеющие общих отца или мать) братьев и сестер, детей), а также супруга (супруги).
Таким образом, утвержденная форма анкеты, заполняемая гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, не предусматривает отражение в ней сведений о свойственниках гражданина, заполняющего анкету. Предоставление таких сведений не предусмотрено также приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах обработки персональных данных в МВД России».
Доводы представителя административного истца о том, что лицо, поступающее на службу в органы внутренних дел, имеет право указать сведения о своих свойственниках в представляемых сведениях о себе, которые будут приобщены к его личному делу, суд не может признать убедительными.
Суд приходит к выводу, что, исполняя мероприятия Национальной стратегии на 2018-2020 годы, УМВД России по Мурманской области не имело предусмотренных действующими нормативными правовыми актами полномочий возлагать на лицо, имеющее намерение поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, обязанность отражать в анкете или иных сведениях о себе сведения о своих свойственниках.
При этом суд учитывает, что указом Президента РФ от 16.08.2021 № 478 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы, во исполнение которого распоряжением МВД России от 29.09.2021 № 1/11052 утвержден План МВД России по противодействию коррупции на 2021-2024 годы.
Пунктом 2.5.1 Плана МВД России по противодействию коррупции на 2021-2024 годы предусмотрено проанализировать информацию о сотрудниках, федеральных государственных гражданских служащих и работниках органов, организаций, подразделений МВД России, проходящих службу (работающих) в условиях близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому, личной заинтересованности при прохождении службы (работе). О результатах проинформировать ДГСК МВД России.
Во исполнение подпункта 2.5.1 Плана МВД России на 2021-2024 годы письмом Департамента государственной службы и кадров МВД России от 24.05.2022, в том числе у УМВД России по Мурманской области запрошена информация по установленной форме со сроком представления до 15.08.2022.
Во исполнение подпункта 2.5.1 Плана МВД России на 2021-2024 годы УМВД России по Мурманской области письмом от 28.06.2022 запросило информацию по прилагаемой форме у руководителей подразделений УМВД России по Мурманской области и территориальных ОВД на районном уровне.
В рамках исполнения мероприятий Национального плана на 2021-2024 годы информация о свойственниках сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работниках, истребованная вышестоящим органом – МВД России, будет получена УМВД России по Мурманской области и предоставлена в МВД России.
В пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» разъяснено, что суд вправе отказать в удовлетворении требований о возложении на орган или лицо, наделенные публичными полномочиями, обязанности принять решение, совершить действия, если установлены обстоятельства, исключающие возможность удовлетворения таких требований.
При установленных по делу обстоятельствах суд не усматривает незаконного бездействия УМВД России по Мурманской области при исполнении мероприятий Национального плана на 2018-2020 годы, Плана МВД России по противодействию коррупции на 2018-2020 годы в части непринятия мер по актуализации сведений о свойственниках лиц, замещающих должности федеральной государственной службы УВМ УМВД России по Мурманской области, в связи с чем отсутствуют основания по возложению на УМВД России по Мурманской области обязанности актуализировать сведения о свойственниках названных лиц.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований прокурора Мурманской области о признании незаконным бездействия УМВД России по Мурманской области в части непринятия мер по актуализации сведений о свойственниках государственных гражданских служащих, возложении обязанности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Хуторцева