ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3508/16 от 19.05.2016 Нальчикского городского суда (Кабардино-Балкарская Республика)

Дело № 2а-3508/16

Решение

Именем Российской Федерации

19 мая 2016 года гор. Нальчик

Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Черекского района КБР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к административному ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в КБР (далее ТУ Росимущества в КБР), с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства культуры КБР о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по государственной регистрации права собственности на памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала»

Установил:

Прокурор Черекского района КБР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ТУ Росимущества в КБР о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в КБР, выраженное в непринятии мер направленных на государственную регистрацию права собственности РФ на памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», расположенный по адресу: <адрес>, 0.8 км. к юго-западу от села, возложении на ТУ Росимущества в КБР обязанности по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В обоснование требований прокурор указал следующее. Прокуратурой Черекского района в соответствии с заданием прокура­туры КБР от 31.03.2016 №7/1-43-16433-2015 проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственной собственности в отношении ряда объектов недвижимого имущества, являющихся федеральной собствен­ностью.

Проверкой выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в деятельности Территориального Управления Ро­симущества в Кабардино-Балкарской Республики, выразившиеся в бездейст­вии и непринятию мер, направленных на государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации на недвижимое имущество.

Так, проверкой установлено, что на территории Черекского муниципально­го района КБР располагается объект культурного наследия народов Россий­ской Федерации, памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», расположенный по адресу: <адрес>, 0.8 км. к юго-западу от села. Указанные объект является собственностью Российской Федерации и учтен в Реестре государственного имущества, о чем свидетельствует письмо Территориального Управления Росимущества в КБР от 02.03.2016 №01/357. При этом, согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по КБР, государственная регистрация прав собственности на вышеуказанный памятник архитектуры не осуществ­лена.

В судебном заседании представитель истца по доверенности от 18.05.2016 г. - Иттиев А.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Представитель ТУ Росимущества в КБР по доверенности № 12 от 27.01.2016 г. - Харькова З.Г. возражала против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на отсутствие дополнительных финансовых средств необходимых для государственной регистрации права собственности на памятники архитектуры.

Представитель Министерства культуры КБР по доверенности № 05 от 25.04.2016 г. - Ерижоков А.Н. не возражал против удовлетворения исковых требований.

Выслушав представителей сторон, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В соответствии с п.4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 №954 памятники внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) на­родов Российской Федерации.

Согласно письму Министерства культуры КБР от 17.03.2016 г. на государственном учете состоит 111 объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», расположенный по адресу: КБР, <адрес>, 0.8 км. к юго-западу от села, включен в указанный реестр.

При этом, согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по КБР, государственная регистрация права собственности на вышеуказанный памятник архитектуры не осуществ­лена.

Согласно ст.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объек­тах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Россий­ской Федерации» оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исто­рического и культурного наследия федерального (общероссийского) значе­ния после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связан­ным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) зна­чения.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) наро­дов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объ­ектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Рос­сийской Федерации и настоящим Федеральным законом.

К землям историко-культурного назначения согласно ст.99 ЗК РФ от­носятся, в том числе земли объектов культурного наследия народов Россий­ской Федерации (памятников истории и культуры). Земли историко- культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.

При этом, пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, ут­вержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 №374 пре­дусмотрено осуществление территориальным органом Росимущества полно­мочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.

Вследствие того, что право собственности в отношении федерального имущества осуществляет территориальный орган Росимушества, обязанность зарегистрировать право федеральной собственности на памятники в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государст­венной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» должна быть возложена на Территориальное Управление Росимущества в Кабарди­но-Балкарской Республике.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 25.06.2002 № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) наро­дов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантирует­ся обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах на­стоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия.

Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации права на выше­указанный памятник архитектуры в Управлении федеральной службы госу­дарственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в Едином государ­ственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним влечет от­сутствие правовых организационных, финансовых, материально- технических, информационных и иных мер, направленных на предотвраще­ние их разрушения, причинения им вреда и утраты, в том числе в результате незаконного отчуждения, а также отсутствие контроля за их сохранением и использованием.

При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не предприняты меры по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на памятник архитектуры, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Вместе с тем, прокурором не приведены обоснования обязанности исполнения решения суда ответчиком в указанные сроки - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Установление указанных сроков может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного постановления в период, определенный судом.

Поэтому в соответствии со ст. 187 КАС РФ суд не находит оснований для указания предельных сроков исполнения решения суда с учетом характера дела.

Руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд

Решил:

Административный иск прокурора Черекского района КБР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в КБР, выраженное в непринятии мер направленных на государственную регистрацию права собственности РФ на памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», расположенный по адресу: <адрес>

Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в КБР обязанность по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», расположенный по адресу: <адрес>, в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд КБР через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Безроков Б.Т.