Дело № 2а-3508/16
Решение
Именем Российской Федерации
19 мая 2016 года гор. Нальчик
Нальчикский городской суд в составе председательствующего судьи Безрокова Б.Т., при секретаре Гукетловой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Черекского района КБР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к административному ответчику Территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в КБР (далее ТУ Росимущества в КБР), с привлечением к участию в деле в качестве заинтересованного лица Министерства культуры КБР о признании бездействия незаконным, возложении обязанности по государственной регистрации права собственности на памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала»
Установил:
Прокурор Черекского района КБР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к ТУ Росимущества в КБР о признании незаконным бездействия ТУ Росимущества в КБР, выраженное в непринятии мер направленных на государственную регистрацию права собственности РФ на памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», расположенный по адресу: <адрес>, 0.8 км. к юго-западу от села, возложении на ТУ Росимущества в КБР обязанности по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В обоснование требований прокурор указал следующее. Прокуратурой Черекского района в соответствии с заданием прокуратуры КБР от 31.03.2016 №7/1-43-16433-2015 проведена проверка соблюдения требований законодательства о государственной собственности в отношении ряда объектов недвижимого имущества, являющихся федеральной собственностью.
Проверкой выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в деятельности Территориального Управления Росимущества в Кабардино-Балкарской Республики, выразившиеся в бездействии и непринятию мер, направленных на государственную регистрацию прав собственности Российской Федерации на недвижимое имущество.
Так, проверкой установлено, что на территории Черекского муниципального района КБР располагается объект культурного наследия народов Российской Федерации, памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», расположенный по адресу: <адрес>, 0.8 км. к юго-западу от села. Указанные объект является собственностью Российской Федерации и учтен в Реестре государственного имущества, о чем свидетельствует письмо Территориального Управления Росимущества в КБР от 02.03.2016 №01/357. При этом, согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по КБР, государственная регистрация прав собственности на вышеуказанный памятник архитектуры не осуществлена.
В судебном заседании представитель истца по доверенности от 18.05.2016 г. - Иттиев А.А. поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Представитель ТУ Росимущества в КБР по доверенности № 12 от 27.01.2016 г. - Харькова З.Г. возражала против удовлетворения административных исковых требований, ссылаясь на отсутствие дополнительных финансовых средств необходимых для государственной регистрации права собственности на памятники архитектуры.
Представитель Министерства культуры КБР по доверенности № 05 от 25.04.2016 г. - Ерижоков А.Н. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав представителей сторон, изучив доводы иска, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п.4 Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия, утвержденного Приказом Минкультуры России от 03.10.2011 №954 памятники внесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Согласно письму Министерства культуры КБР от 17.03.2016 г. на государственном учете состоит 111 объектов культурного наследия федерального значения, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ. Памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», расположенный по адресу: КБР, <адрес>, 0.8 км. к юго-западу от села, включен в указанный реестр.
При этом, согласно сведениям, представленным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по КБР, государственная регистрация права собственности на вышеуказанный памятник архитектуры не осуществлена.
Согласно ст.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» оформление права собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований на объекты недвижимого имущества, отнесенные к недвижимым памятникам истории и культуры республиканского значения, недвижимым памятникам истории и культуры федерального (общероссийского) значения либо к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения после 27 декабря 1991 года, осуществляется по основаниям, не связанным с отнесением указанных объектов недвижимого имущества к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» земельные участки в границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий выявленных объектов культурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения, правовой режим которых регулируется земельным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
К землям историко-культурного назначения согласно ст.99 ЗК РФ относятся, в том числе земли объектов культурного наследия народов Российской Федерации (памятников истории и культуры). Земли историко- культурного назначения используются строго в соответствии с их целевым назначением. Изменение целевого назначения земель историко-культурного назначения и не соответствующая их целевому назначению деятельность не допускаются.
При этом, пунктом 4.1 Типового положения о территориальном органе Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 №374 предусмотрено осуществление территориальным органом Росимущества полномочий собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
Вследствие того, что право собственности в отношении федерального имущества осуществляет территориальный орган Росимушества, обязанность зарегистрировать право федеральной собственности на памятники в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» должна быть возложена на Территориальное Управление Росимущества в Кабардино-Балкарской Республике.
В соответствии со ст.7 Федерального закона от 25.06.2002 № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом. Каждый имеет право на доступ к объектам культурного наследия.
Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации права на вышеуказанный памятник архитектуры в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КБР в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним влечет отсутствие правовых организационных, финансовых, материально- технических, информационных и иных мер, направленных на предотвращение их разрушения, причинения им вреда и утраты, в том числе в результате незаконного отчуждения, а также отсутствие контроля за их сохранением и использованием.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчиком не предприняты меры по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на памятник архитектуры, включенный в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, предъявленных в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
Вместе с тем, прокурором не приведены обоснования обязанности исполнения решения суда ответчиком в указанные сроки - в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Установление указанных сроков может повлечь за собой объективную невозможность исполнения судебного постановления в период, определенный судом.
Поэтому в соответствии со ст. 187 КАС РФ суд не находит оснований для указания предельных сроков исполнения решения суда с учетом характера дела.
Руководствуясь ст.ст. 175- 180 КАС РФ, суд
Решил:
Административный иск прокурора Черекского района КБР в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в КБР, выраженное в непринятии мер направленных на государственную регистрацию права собственности РФ на памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», расположенный по адресу: <адрес>
Возложить на Территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в КБР обязанность по государственной регистрации права собственности Российской Федерации на памятник градостроительства и архитектуры: оборонительное сооружение «Карча-Кала», расположенный по адресу: <адрес>, в порядке, определенном Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд КБР через Нальчикский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Безроков Б.Т.