ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-350/2017 от 21.06.2017 Бийского районного суда (Алтайский край)

Дело №2а-350/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21 июня 2017 года

Бийский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Фоменко Г.В.

при секретаре: Орловой Н.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю к Томилову А.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная ИФНС №1 по Алтайскому краю обратилась в суд с иском к Томилову А.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени, в котором просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2009-2011 годы в размере 97051 руб 78 коп, пени 13249 руб 95 коп.

В обоснование заявленных требований ссылается на то, что согласно данным ГИБДД УВД г.Бийска административному ответчику в 2009-2011 году принадлежали следующие транспортные средства: Москвич, 214145, 112 л.с., Скания, 124 Л, 420 л.с..

В соответствии со ст.ст. 356, 357, 358, 359 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) и ст.ст. 1,2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края», административный ответчик является плательщиком данного налога и обязан уплатить его в срок до 01 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 3,23,45,388 Налогового кодекса Российской Федерации должник является плательщиком земельного налога и обязан уплатить его.

Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно ст.75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно расчету налога за 2009 год недоимка по транспортному налогу составляет 31918 руб 45 коп, за 2010 год- 37940 рублей, за 2011 год -37193 руб 33 коп. Всего 97051 руб 78 коп. Сумма пени составила 13249 руб 95 коп

Административным ответчику направлялось налоговое уведомление №197250,353647,756563 о необходимости оплатить налог, однако налог своевременно уплачен не был.

Административному ответчику направлялось требование №19794, 12535 об уплате налога, которое не исполнено в срок, установленный законодательством. До настоящего времени налог не уплачен.

Просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за 2009-2011 годы в размере 97051 руб 78 коп, пени 13249 руб 95 коп. Восстановить пропущенный истцом срок для обращения в суд с настоящим иском в связи большим объемом работы инспекции.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились. Истец просит дело рассмотреть в его отсутствие. Почтовый конверт, направленный ответчику возвращен с отметкой «истек срок хранения».

В соответствии со ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца в связи с нижеследующим.

В соответствии со ст.57 Конституции Российской Федерации, каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Обязанность по уплате законно установленных налогов предусмотрена п.п.1 п.1 ст. 23 НК РФ.

На основании ст.44 НК РФ, обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В силу требований п.п.1,3,4,5,6 ст.52 НК РФ, налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. В налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким подлежащим уплате налогам. Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Согласно ст.57 (п.п.2,4) НК РФ, в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.

На основании п.п.6-7 ст.58 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

Согласно ст.69 НК РФ, при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании ст.48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С учетом указанных требований действующих норм права, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 09.12.1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

В соответствии с положениями ст.ст.356-359 НК РФ и ст.ст.1, 2 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края», административный ответчик являлся плательщиком транспортного налога и обязан был уплачивать его в размерах и в сроки, установленные налоговым законодательством, поскольку ему принадлежали транспортные средства: с 06.02.2003 г по 25.08.2011 автомобиль Москвич, с 29.12.2007 по настоящее время автомобиль Скания 124л.

В силу ст.363 Налогового кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации. При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся организациями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 363.1 настоящего Кодекса. Срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ст.1 Закона Алтайского края «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлена налоговая ставка для грузовых и легковых автомобилей.

В материалах дела содержится уведомление №197250 с расчетом подлежащего уплате ответчиком транспортного налога за налоговый период 2009 года в срок до 01 ноября 2010 года.

Образование недоимки должно было быть выявлено налоговым органом 02 ноября 2010 года.

В материалах дела содержится уведомление №353647 с расчетом подлежащего уплате ответчиком транспортного налога за налоговый период 2010 года в срок до 01 ноября 2011 года.

Образование недоимки должно было быть выявлено налоговым органом 02 ноября 2011 года.

В материалах дела содержится уведомление №756563 с расчетом подлежащего уплате ответчиком транспортного налога за налоговый период 2011 года в срок до 01 ноября 2012 года.

Образование недоимки должно было быть выявлено налоговым органом 02 ноября 2012 года.

В соответствии с п.1 ст.70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

В материалах дела содержится требования об уплате транспортного налога за 2009-2011 годы.

В материалах дела отсутствуют сведения о направлении уведомления о необходимости уплаты транспортного налога и требования об уплате транспортного налога.

Представленный административным истцом Акт о выделению к уничтожению документов, не подлежащих хранению от 03 февраля 2016 года №1, в том числе и реестров рассылки документов (писем) за 2010-2012 года (п.22) не принимается судом как доказательство исполнения налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка направления уведомления и требования об уплате транспортного налога.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 г. N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.

Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков направления уведомления и требования об уплате транспортного налога и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.

В соответствии с абз.1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Исковое заявление поступило в суд 30 мая 2017 года, после принятия мировым судьей судебного участка №2 Бийского района Алтайского края определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа 23 марта 2017 года.

На основании ч. 1 ст. 197 ГК РФ для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При таких обстоятельствах, налоговый орган утратил право на принудительное взыскание суммы штрафа в связи с пропуском установленного шестимесячного срока.

Согласно ч.2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.

Следует учитывать, что своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.

Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права применительно к положениям статьи 205 Гражданского кодекса Российской Федерации, налоговым органом не представлено, в связи с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.

Суд находит причину пропуска административным истцом срока подачи административного искового заявления неуважительной, в связи чем ходатайство о восстановлении процессуального срока удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Учитывая вышеизложенное, суд отказывает административному истцу в удовлетворении административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 1 по Алтайскому краю в удовлетворении исковых требований к Томилову А.И. о взыскании недоимки по транспортному налогу, пени отказать.

С мотивированным решением лица, участвующие в деле вправе ознакомиться в помещении суда 23 июня 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Бийский районный суд.

Судья Г.В.Фоменко