ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3511/2022 от 10.08.2022 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 2а-3511/2022

УИД 51RS0001-01-2022-004420-60

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 июля 2022 года г. Мурманск

Октябрьский районный суд города Мурманска в составе

председательствующего судьи Хуторцевой И.В.

при секретаре Бутовой Т.Е.

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Постаногова В.А.,

представителя административного ответчика Совета депутатов г. Мурманска ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о признании незаконным решения Совета депутатов города Мурманска шестого созыва от 28 апреля 2022 года № 35-493 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2» в части основания досрочного прекращения полномочий,

установил:

Прокурор Октябрьского административного округа г. Мурманска обратился с административными исковыми требованиями о признании незаконным решения Совета депутатов города Мурманска шестого созыва от 28 апреля 2022 года № 35-493 «О досрочном прекращении полномочий депутата совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2» в части основания досрочного прекращения полномочий.

В обоснование административных исковых требований указал, что решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ, которое вступило в силу ДД.ММ.ГГГГ, прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов г. Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2 в связи с неисполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции», Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом муниципального образования г. Мурманск, утвержденным решением Совета депутатов г. Мурманска № 45-787 от 02.04.2018.

Ссылаясь на часть 1 статьи 2, части 7.1, 7.2, 11 статьи 40, часть 1 статьи 71 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, части 4, 5 статьи 12.1, пункт 2 часть 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008, положения Закона Мурманской области № 898-01-ЗМО от 26.10.2007 «О противодействии коррупции в Мурманской области», подпункт «е» пункта 9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, указывает, что 28.04.2022 состоялось заседание Совета депутатов г. Мурманска, в повестку которого включен вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 по результатам заседания комиссии по нормативной работе, а также информации прокурора от 20.04.2022 о необходимости включения в повестку дня вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2

По результатам рассмотрения данного вопроса Советом депутатов г. Мурманска принято решение от 28.04.2022 № 35-493 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2», в соответствии с которым полномочия депутата прекращены досрочно в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию).

Полагает, что Советом депутатов г. Мурманска в нарушение требований приведенных норм законодательства и правовой позиции Конституционного Суда РФ в определении № 104-О от 26.01.2017 необоснованно принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 в связи с отставкой по собственному желанию, а следовало прекратить полномочия в связи с утратой доверия за неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом № 273-ФЗ от 25.12.2008 и Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003.

Полагает незаконным основание досрочного прекращения полномочий депутата ФИО2, указанное в решении Совета депутатов г. Мурманска от 28.04.2022 № 35-493, поскольку на момент принятия данного решения Совету депутатов г. Мурманска было достоверно известно о несоблюдении депутатом требований антикоррупционного законодательства и вступивших в силу судебных актах.

Считает, что указанным решением Совет депутатов г. Мурманска освободил депутата ФИО2 за совершенное антикоррупционное правонарушение и от последствий такой ответственности, к которым относится, в том числе включение в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, сведений о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения (статья 15 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008).

Уточнив административные исковые требования, просил признать незаконным решение Совета депутатов г. Мурманска шестого созыва от 28.04.2022 № 35-493 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2» в части основания досрочного прекращения полномочий в связи с отставкой по собственному желанию.

Обязать Совет депутатов г. Мурманска шестого созыва внести изменение в решение Совета депутатов г. Мурманска шестого созыва от 28.04.2022 № 35-493 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2» путем изменения основания прекращения полномочий депутата ФИО2 вместо «в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию)» на «в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (отставкой по пункту 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Определением судьи от 01.07.2022 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Глава муниципального образования г. Мурманск ФИО3

В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска Постаногов В.А. на удовлетворении уточненных административных исковых требований настаивал, указав, что основание прекращения полномочий депутата ФИО2 в связи с отставкой по собственному желанию при наличии установленного факта совершения им коррупционного правонарушения нарушает публичные интересы.

В судебном заседании представитель административного ответчика Совета депутатов г. Мурманска ФИО1 с административными исковыми требованиями не согласился, представил возражения, согласно которым на решение Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Мурманского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу № 2а-4281/2021 ФИО2 и Советом депутатов г. Мурманска были поданы кассационные жалобы, вместе с которыми были заявлены ходатайства о приостановлении исполнения обжалуемого решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции.

Кассационные жалобы были приняты судом кассационной инстанции соответственно ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, переданы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, назначенном на 25.05.2022.

В Совет депутатов г. Мурманска 20.04.2022 поступила информация прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска о необходимости включения в повестку дня вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 и его рассмотрения на ближайшем заседании Совета депутатов г. Мурманска, которое назначено на 28.04.2022.

В Совет депутатов г. Мурманска 28.04.2022 поступило заявление депутата ФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов г. Мурманска IV созыва по собственному желанию, которое он просил рассмотреть на ближайшем заседании Совета депутатов г. Мурманска.

Ссылаясь на статью 40 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, статьи 22, 56 Регламента Совета депутатов г. Мурманска, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска № 41-554 от 01.11.2011, указывает, что поступившее заявление депутата ФИО2 было направлено Главой муниципального образования г. Мурманск в постоянную комиссию по нормативному регулированию и контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которой было рассмотрено заявление ФИО2 и принято решение внести проект решения «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов г. Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2» на рассмотрение Совета депутатов г. Мурманска и рекомендовать принять его.

При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 была заслушана информация представителя прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска, полагавшей, что досрочное прекращение полномочий депутата ФИО2 в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию) при наличии вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям действующего законодательства, а также информация начальника правового отдела аппарата Совета депутатов г. Мурманска о том, что при отсутствии определения суда кассационной инстанции по заявленным ходатайствам и приостановлении исполнения судебных актов до их рассмотрения в суде кассационной инстанции, прекращение полномочий депутата ФИО2 в связи с отставкой по собственному желанию возможно.

По результатам коллегиального голосования по вопросу за принятие проекта решения, вынесенному на повестку дня, решением Совета депутатов г. Мурманска от 28.04.2022 № 35-493 досрочно прекращены полномочия депутата ФИО2 в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию).

В Совет депутатов г. Мурманска 04.05.2022 поступило определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 25.04.2022, согласно которому ходатайство Совета депутатов г. Мурманска о приостановлении исполнения судебных актов до рассмотрения судом кассационной инстанции кассационных жалоб оставлено без удовлетворения.

Полагает, что по состоянию на 28.04.2022 при наличии бесспорного факта - поступившего заявления депутата ФИО2 о досрочном прекращении полномочий в связи отставкой по собственному желанию, отсутствии сведений о результатах рассмотрения ходатайства Совета депутатов г. Мурманска о приостановлении исполнения судебных актов до рассмотрения судом кассационной инстанции кассационных жалоб, в том числе на официальном сайте Третьего кассационного суда общей юрисдикции, отсутствии правового механизма восстановления прекращенных полномочий депутата в случае изменения или отмены состоявшихся судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, Советом депутатов г. Мурманска обоснованно и с соблюдением всех процедур принято решение об удовлетворении заявления депутата ФИО2 о добровольном сложении своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию).

Ссылаясь на статьи 10, 12 Конституции Российской Федерации, статью 34 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003, статью 30 Устава муниципального образования городской округ город-герой Мурманск, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска № 45-787 от 02.04.2008, статьи 2, 3, 47, 55 Регламента Совета депутатов г. Мурманска, утвержденного решением Совета депутатов г. Мурманска № 41-554 от 01.11.2011, указывает, что решение от 28.04.2022 № 35-493 о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию) принято Советом депутатов г. Мурманска в соответствии с предоставленными полномочиями, с соблюдением установленного порядка (заявление депутата ФИО2 рассмотрено на очередном заседании 28.04.2022), а возложение на Совет депутатов г. Мурманска, как самостоятельный представительный орган г. Мурманска, обязанности принять определенное решение будет противоречить статье 176 Кодекса административного судопроизводства РФ. Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать.

В судебное заседание административный ответчик Глава муниципального образования г. Мурманск ФИО3 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения на административные исковые требования не представил.

В судебное заседание заинтересованное лицо ФИО2 не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения на административные исковые требования не представил.

В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся административного ответчика ФИО3 и заинтересованного лица ФИО2

Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению на основании следующего.

В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1, пунктом 3 статьи 22 Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 01.07.2021) «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина..

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Пунктом 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014 № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» на прокуроров возложена обязанность систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.

В соответствии с частями 9, 11 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, суд выясняет:

нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд);

соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).

Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статьей 2 Федерального закона от № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что депутат представительного органа муниципального образования отнесен к лицам, замещающим муниципальную должность.

Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ депутат должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных, в том числе Федеральным законом № 273-ФЗ.

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливает обязанность лиц, замещающих муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 этой же статьи).

В части 3 статьи 7.1 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что несоблюдение запрета, установленного настоящей статьей, влечет досрочное прекращение полномочий, освобождение от замещаемой (занимаемой) должности или увольнение в связи с утратой доверия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами, определяющими правовой статус соответствующего лица.

Пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ предусмотрено, что в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений, если иное не установлено федеральными законами, лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия.

В силу положений части 7.3 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ при выявлении в результате проверки, проведенной в соответствии с частью 7.2 настоящей статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом № 273-ФЗ, Федеральным законом от 03.12.2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления или применении в отношении указанных лиц иной меры ответственности в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В соответствии с частью 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как установлено в судебном заседании, решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 18.11.2021 по делу № 2а-4281/2021 административное исковое заявление Губернатора Мурманской области о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов г. Мурманска VI созыва ФИО2 удовлетворено. Прекращены досрочно полномочия депутата Совета депутатов г. Мурманска VI созыва ФИО2

Решение суда обжаловано в суд апелляционной инстанции и ДД.ММ.ГГГГ вступило в законную силу.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определением суда апелляционной инстанции обжаловано ФИО2 и Советом депутатов г. Мурманска в суд кассационной инстанции. Кассационным определением Третьего кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ кассационные жалобы оставлены без рассмотрения по существу.

Вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Мурманска от 18.11.2021 по делу № 2а-4281/2021 установлено, являясь с ДД.ММ.ГГГГ депутатом представительного органа муниципального образования город Мурманск - Совет депутатов г. Мурманска VI созыва, ФИО2 02.03.2020 предоставил Губернатору Мурманской области справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и своей супруги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

При этом ФИО2 в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении своей супруги указаны сведения, не соответствующие справке, выданной банком, то есть при заполнении справки на супругу ФИО2 не проявил должной степени заботливости, ответственности и осмотрительности.

Из пояснений представителя административного ответчика Совета депутатов г. Мурманска в судебном заседании следует, что апелляционное определением суда апелляционной инстанции поступило в Совет депутатов г. Мурманска ДД.ММ.ГГГГ.

В Совет депутатов г. Мурманска поступила информация прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости включения в повестку дня вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 и его рассмотрения на ближайшем заседании Совета депутатов г. Мурманска, которое назначено на ДД.ММ.ГГГГ.

В Совет депутатов г. Мурманска ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление депутата ФИО2 о досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов г. Мурманска IV созыва по собственному желанию, которое он просил рассмотреть на ближайшем заседании Совета депутатов г. Мурманска.

Поступившее заявление депутата ФИО2 было направлено Главой муниципального образования г. Мурманск в постоянную комиссию по нормативному регулированию и контролю за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления, которой было рассмотрено заявление ФИО2 и принято решение внести проект решения «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов г. Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2» на рассмотрение Совета депутатов г. Мурманска и рекомендовать принять его.

На заседании Совета депутатов г. Мурманска ДД.ММ.ГГГГ в повестку дня был включен вопрос «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов г. Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2».

При рассмотрении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2 была заслушана информация представителя прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска, полагавшего, что досрочное прекращение полномочий депутата ФИО2 в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию) при наличии вступившего в законную силу решения Октябрьского районного суда г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ противоречит требованиям действующего законодательства, а также информация начальника правового отдела аппарата Совета депутатов г. Мурманска о том, что при отсутствии определения суда кассационной инстанции по заявленным ходатайствам и приостановлении исполнения судебных актов до их рассмотрения в суде кассационной инстанции, прекращение полномочий депутата ФИО2 в связи с отставкой по собственному желанию возможно.

По результатам коллегиального голосования по вопросу за принятие проекта решения, включенному в повестку дня, решением Совета депутатов г. Мурманска от 28.04.2022 № 35-493 досрочно прекращены полномочия депутата ФИО2 в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию).

Суд приходит к выводу, что решение Совета депутатов г. Мурманска шестого созыва от 28.04.2022 № 35-493 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу ФИО2» принято уполномоченным представительным органом г. Мурманска, по вопросу, отнесенному к компетенции Совета депутатов г. Мурманска.

Вместе с тем, решение Совета депутатов г. Мурманска шестого созыва от 28.04.2022 № 35-493 не соответствует требованиям закона в части указания основания досрочного прекращения полномочий депутата ФИО2

Действительно, в пункте 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъяснено, что суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, должностных лиц, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.

Вместе с тем, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 26.01.2017 № 104-О изложена правовая позиция, согласно которой досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности, а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус.

Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.

Факт нарушения депутатом ФИО2 антикоррупционного законодательства, влекущего применение безальтернативного вида ответственности – досрочное прекращение полномочий в связи с утратой доверия, установлен вступившим в законную силу решением суда по делу № 2а-4281/2021, о котором Совету депутатов г. Мурманска было достоверно известно ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, достоверно зная об установленном вступившим в законную силу решением суда обстоятельстве неотражения депутатом ФИО2 в справке о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведений в пункте 4 раздела 1 «Доход от вкладов в банках и иных кредитных организаций», Совет депутатов г. Мурманска, принимая решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, без законных оснований указал основание досрочного прекращения полномочий в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию)».

В данном случае, принимая решение о досрочном прекращении полномочий депутата ФИО2, Совету депутатов г. Мурманска следовало указать основание для досрочного прекращения полномочий депутата ФИО2 в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (увольнение (освобождение от должности) в связи с утратой доверия по пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ).

Суд не может признать заслуживающими внимания доводы представителя административного ответчика Совета депутатов г. Мурманска о том, что по состоянию на 28.04.2022 - на момент рассмотрения заявления депутата ФИО2 о досрочном прекращении полномочий на судебные акты по делу № 2а-4281/2021 кассационные жалобы судом кассационной инстанции не были рассмотрены, определение по ходатайствам о приостановлении исполнения обжалуемого решения суда до окончания производства в суде кассационной инстанции судом кассационной инстанции не было вынесено.

Достоверно зная об установлении вступившим в законную силу решением суда обстоятельства, влекущего увольнение (освобождение от должности) депутата ФИО2 в связи с утратой доверия, о чем также на заседании Совета депутатов г. Мурманска ДД.ММ.ГГГГ обращал внимание представитель прокуратуры Октябрьского административного округа г. Мурманска, Совет депутатов г. Мурманска без каких-либо законных оснований указал основание для досрочного прекращения полномочий депутата ФИО2 в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию).

При этом наличие заявления депутата о досрочном прекращении полномочий в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию) и обжалование вступивших в законную силу судебных актов не исключает увольнение (освобождение от должности) депутата в связи с утратой доверия при наличии оснований, указанных в части 1 статьи 13.1 Федерального закона № 273-ФЗ.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что имеются основания для признания незаконным решения Совета депутатов г. Мурманска шестого созыва от 28.04.2022 № 35-493 в части основания досрочного прекращения полномочий депутата ФИО2 в связи с отставкой по собственному желанию.

Кроме того, на Совет депутатов г. Мурманска шестого созыва следует возложить обязанность внести изменение в решение Совета депутатов города Мурманска шестого созыва от 28.04.2022 № 35-493 путем изменения основания прекращения полномочий депутата ФИО2 вместо «в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию)» на «в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (увольнением (освобождением от должности) в связи с утратой доверия по пункту 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

В соответствии с частью 3 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В связи с тем, что стороны освобождены от уплаты государственной пошлины, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, возмещаются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Октябрьского административного округа г. Мурманска о признании незаконным решения Совета депутатов города Мурманска шестого созыва от 28 апреля 2022 года № 35-493 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2» в части основания досрочного прекращения полномочий – удовлетворить.

Признать незаконным решение Совета депутатов города Мурманска шестого созыва от 28 апреля 2022 года № 35-493 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2» в части основания досрочного прекращения полномочий в связи с отставкой по собственному желанию.

Обязать Совет депутатов города Мурманска шестого созыва внести изменение в решение Совета депутатов города Мурманска шестого созыва от 28 апреля 2022 года № 35-493 «О досрочном прекращении полномочий депутата Совета депутатов города Мурманска шестого созыва по двухмандатному избирательному округу № 12 ФИО2» путем изменения основания прекращения полномочий депутата ФИО2 вместо «в связи с добровольным сложением своих депутатских полномочий (отставкой по собственному желанию)» на «в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (отставкой по пункту 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Сообщение о принятом решении опубликовать в официальном печатном издании органа местного самоуправления в газете «Вечерний Мурманск» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий И.В. Хуторцева