ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3511/21 от 23.12.2021 Железнодорожного районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2а-3511/21

УИД 54RS0002-01-2021-004556-90

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2021 года г. Новосибирск

Железнодорожный районный суд г. Новосибирска в составе:

председательствующего судьи Лыковой Т.В.,

при секретаре Анкушиной А.Ф.,

с участием:

представителя административного истца ФИО, действующего на основании доверенности от ****,

представителя административного ответчика ФИО, действующей на основании доверенности от ****,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО к мэрии *** о признании постановления незаконными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным постановление мэрии *** от ****** об отказе ФИО, ФИО, ФИО в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров в части размера земельного участка; обязать мэрию *** устранить допущенные нарушения прав административного истца путем предоставления разрешения на отклонение от предельных параметров в части размера земельного участка, площадью 717 кв.м, с кадастровым номером 54:35:021500:3, расположенном по адресу: ***, Владимировский спуск, ***.

В обоснование требований указано, что ФИО на праве собственности принадлежит *** (кадастровый **) в двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: *** спуск, *** (кадастровый **). Право собственности на квартиру зарегистрировано в ЕГРН ****, запись **. Двухквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021500:3, площадью 717 кв.м, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома, и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам квартир в жилом доме. В 2014 году произведена реконструкция квартиры ФИО Решением Железнодорожного районного суда *** от **** по делу ** квартира сохранена в реконструированном виде, признано право собственности ФИО****ФИО подал заявление и документы для регистрации права собственности на квартиру по решению суда. Так как из-за реконструкции квартиры ФИО была увеличена площадь всего жилого дома, то одновременно было подано заявление о постановке на кадастровый учет жилого дома с новой площадью и координатами. ****ФИО был уведомлен о приостановлении государственной регистрации, в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:021500:3, на котором находится жилой дом, расположен в подзоне застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности застройки (Ж-1.1) территориальной зоны застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1). Соответственно, существующее разрешенное использование земельного участка - для эксплуатации жилого дома, не соответствует градостроительному регламенту. Для устранения указанного противоречия ФИО было предложено изменить вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с требованиями градостроительного регламента подзоны застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности застройки (Ж-1.1) территориальной зоны застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1). Однако, подходящий для двухквартирного жилого дома вид разрешенного использования земельного участка - «Малоэтажные многоквартирные дома», требует минимальную предельную площадь участка равную 0,1 га (1000,0 кв.м). Существующая же площадь земельного участка под двухквартирным жилым домом составляет 717,0 кв.м. ФИО, и собственники второй квартиры в жилом доме - ФИО и ФИО не имеют возможности увеличить площадь своего земельного участка до требуемого минимума в 1000 кв.м, в связи с отсутствием свободной земли. Земельный участок с кадастровым номером 54:35:021500:3 был образован и поставлен на кадастровый учет ****. В то время как первая редакция Правил землепользования и застройки *** утверждена решением Совета депутатов *** «О правилах землепользования и застройки ***» **** за **. Из чего следует, что предельно допустимые размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в зон: застройки жилыми домами смешанной этажности - Ж-1, не существовали на момент постановки вышеуказанного земельного участка на кадастровый учет. На момент постановки земельного участка на кадастровый учет с разрешенным использованием - для эксплуатации жилого дома, жилом дом уже был двухквартирным. В результате реконструкции квартиры ФИО количество квартир в доме не изменилось. Таким образом, в настоящий момент ФИО лишен возможности зарегистрировать свое право собственности на квартиру, на основании вступившего в законную силу решения суда, т.к. площадь земельного участка, расположенного под жилым домом, меньше минимального размера, установленного градостроительным регламентом для соответствующего вида разрешенного использования. После письменного обращения в Управление Росреестра по ***ФИО был получен письменный ответ от ******, согласно которому для изменения вида разрешенного использования земельного участка на испрашиваемый ФИО было предложено обратиться в уполномоченный орган получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительств реконструкции объектов капитального строительства. **** в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застроил ***ФИО, ФИО, ФИО направлено заявление с просьбой предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров в части минимального размера земельного участка, с целью дальнейшего изменения вида разрешенного использования земельного участка общей площадью 717 кв.м, с кадастровым номером: 54:35:021500:3, расположенном по адресу: *** спуск, ***, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для эксплуатации жилого дома, на условно-разрешенный вид использования земельного участка: «Малоэтажные многоквартирные дома» в зоне застройки жилыми домами смешанной этажности (Ж-1), подзона застройки жилыми домами смешанной этажности различной плотности застройки (Ж-1.1.). Заявление ФИО, ФИО, ФИО принято и вынесено на общественные обсуждения мэрии ***. На основании заключения о результатах общественных обсуждений по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства от ****, рекомендаций комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки *** о предоставлении и об отказе в предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства от ****, постановлением мэрии *** от ******ФИО, ФИО, ФИО отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров в части размера земельного участка. В постановлении мэрия *** приводит следующие доводы являющиеся основаниями для отказа в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров в части размера земельного участка, а именно: предельный минимальный размер земельного участка не является предельным параметром разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; не предоставлены документы, подтверждающие соблюдение технических регламентов; не указаны запрашиваемые отклонения от предельных параметров разрешенного строительства. Исходя из п. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ, предельный минимальный размер земельного участка может являться предельным параметром разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, что так же отражено в п. 9 «Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка» (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ****). **** в комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки ***ФИО, ФИО, ФИО было направлено заявление с просьбой предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров в части минимального размера земельного участка. К данному заявлению приложены документы, которые так же отражены в описи вложения к заказному письму. В списке приложений имеется документ, подтверждающий соблюдение требований технических регламентов. Заявление не было возвращено заявителю, принято комиссией и в дальнейшем передано на общественные обсуждения в соответствующий орган местного самоуправления. Т.о. имеются основания полагать, что документы подтверждающие соблюдение требований технических регламентов были приняты вместе с заявлением и устраивали комиссию по подготовке проекта правил землепользования и застройки *** на момент его принятия. Заявителем в качестве запрашиваемого отклонения от предельных параметров разрешенного строительства была указана существующая площадь земельного участка, равная 717 кв.м.

Административный истец ФИО в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя.

Представитель административного истца ФИО в судебном заседании требования поддержал по указанным в иске основаниям.

Представитель административного ответчика ФИО в судебном заседании возражала против удовлетворения требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве, согласно которому после получения заявления ФИО, ФИО, ФИО была проведена необходимая процедура, вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по заявлению прошел общественные обсуждения, по результатам которых было подготовлено заключение с рекомендацией об отказе в предоставлении такого разрешения. На основании таких рекомендаций глава местной администрации - мэр *** принял решение об отказе в предоставлении разрешения, что соответствует ч.1 ст. 38 Градостроительного кодекса Российской Федерации. **** вынесено постановление мэрии ***** об отказе ФИО, ФИО, ФИО в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства от ****** (опубликовано в Бюллетене органа местного самоуправления ** от ****). В заявлении ФИО, ФИО, ФИО в качестве обоснования заявленных отклонений от предельных параметров указано, что размер принадлежащего заявителям земельного участка меньше минимальных размеров земельных участков, установленных градостроительным регламентом. Частью 1 ст. 40 ГрК РФ предусмотрено право на обращение с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства только в том случае, если размеры земельных участков меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков. Исходя из ст. ст. 30, 38 ГрК РФ, законодатель делает четкое разграничение между предельными размерами земельных участков и предельными параметрами разрешенного строительства, данный вывод также отражен в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от **** N 4-КАД21-47-К1. Норма части 2 статьи 40 ГрК РФ содержит указание на возможность отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов. Отказывая ФИО, ФИО, ФИО в предоставлении разрешения на отклонения параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, мэрия *** указала, на то, что не представлены документы, подтверждающие соблюдение технических регламентов.

Заинтересованные лица ФИО, ФИО в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Установлено, что ФИО на праве собственности принадлежит *** кадастровый **, площадью 18,7 кв.м в двухквартирном жилом доме, расположенном по адресу: *** спуск, *** кадастровый **. Право собственности зарегистрировано **** (л.д. 11-12, 13-14).

Двухквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером 54:35:021500:3, площадью 717 кв.м, разрешенное использование: для эксплуатации жилого дома, и принадлежит на праве общей долевой собственности пропорционально размеру общей площади квартир ФИО, ФИО, ФИО (л.д. 15-18). Право общей долевой собственность ФИО на земельный участок зарегистрировано ****.

Решением Железнодорожного районного суда *** от **** по делу ***** спуск в *** сохранена в реконструированном состоянии согласно техническому паспорту по состоянию на ****, за ФИО признано право собственности *** спуск в *** в реконструированном состоянии (л.д. 19-21).

ФИО обратился в Управлении Росреестра по *** с заявлением об изменении вида разрешенного использования ранее учтенного земельного участка, площадь которого не соответствует предельному размеру, установленному градостроительным регламентом, принятым после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет и регистрации права в ЕГРН.

**** Управлением Росреестра по ***ФИО рекомендовано для изменения вида размешенного использования земельного участка «для эксплуатации жилого дома» на вид использования, выбранный из предусмотренных градостроительным регламентом территориальной хоны видов (Ж-1), при этом несоответствующий предельному минимальному размеру, установленному регламентом, обратиться с заявлением о государственном кадастровом учете изменений и в качестве дополнительного документа представить разрешение органа местного самоуправления на отклонение от предельных параметров размешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, выданного в соответствии со ст. 40 ГрК РФ (л.д. 22).

****ФИО, ФИО, ФИО обратились в мэрию *** с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, расположенного по адресу: ***, Владимировской спуск, ***, общей площадью 717 кв.м, кадастровый **, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для эксплуатации жилого дома, в части разрешения расположения двухквартирного жилого дома на земельном участке общей площадью 717 кв.м. в части уменьшения минимальных размеров земельных участков, установленных градостроительным регламентом, указав, что разрешение необходимо для изменения вида разрешенного использования земельного участка на условно-разрешенный вид использования земельного участка «Малоэтажные многоквартирные дома» (л.д. 23).

Согласно ч. 1 ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерногеологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Согласно п. 2.2. постановления мэрии *** от ****** «О Положении о комиссии по подготовке проекта правил землепользования и застройки *** и признании утратившими силу отдельных постановлений мэра и мэрии ***» к основной задаче и функции комиссии относится, прием заявлений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Проект соответствующего разрешения подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом положений статьи 39 настоящего кодекса.

В соответствии с п. 1.3 решения Совета депутатов *** от ****** «О Порядке организации и проведения в городе Новосибирске общественных обсуждений и публичных слушаний в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности», общественные обсуждения проводятся по: проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Пунктами 3.1, 3.15 решения Совета депутатов *** от ****** установлено, что проведение общественных обсуждений осуществляется по проекту решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства - не более одного месяца со дня оповещения жителей *** о проведении общественных обсуждений до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений.

Оповещения о начале общественных обсуждений по проектам, подготовленным на основании постановления мэрии *** от 18.08.2020 ** публиковано в Бюллетене органов местного самоуправления ***** от ****.

Заключение о результатах общественных обсуждений по проекту подготовлено и оформлено **** на основании протокола **-ОПП от ****.

Согласно п. 2.3 постановления мэрии *** от ****** «Об административном регламенте предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства», результатом предоставления муниципальной услуги является: издание постановления мэрии о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров; издание постановления мэрии об отказе в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров.

Согласно представленным доказательствам, процедура, предусмотренная административным регламентом, соблюдена, вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по заявлению ФИО, ФИО, ФИО прошел общественные обсуждения, по результатам которых подготовлено заключение с рекомендацией об отказе в предоставлении такого разрешения.

**** постановление мэрии *****ФИО, ФИО, ФИО отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в связи с несоответствием ч. 1 ст. 38 ГрК РФ (предельный размер земельного участка не является предельным параметром разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства); не представлены документы, подтверждающие соблюдение технических регламентов, выданные уполномоченной в соответствии с законодательством Российской Федерации организацией; не указаны запрашиваемые отклонения от предельных параметров размешенного строительства (л.д. 26).

Постановление опубликовано в Бюллетене органа местного самоуправления ** от ****.

Согласно статье 2 ГрК РФ, одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности и обеспечение участия граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия.

Частью 1 ст. 40 ГрК РФ предусмотрено право на обращение с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства только в том случае, если размеры земельных участков меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков.

Согласно п. 2 ч. 6 ст. 30 ГрК РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. указываются предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Статья 38 ГрК РФ определяет предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства включают в себя (п.п. 2-4 ч. 1 ст. 38 ГрК РФ):

минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;

предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений;

максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка.

Таким образом, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства являются разными понятиями. Размер земельного участка не относится к предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Представленное ФИО и иными лицами заявление не содержит сведений об испрашиваемом предельном параметре разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Оснований для истребования у заявителей дополнительных сведений, документов не имелось, поскольку административный регламент, утвержденный ******, не предусматривает таких действий, также как и возможности отказа в приеме документов.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований административного истца не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через Железнодорожный районный суд *** в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т. В. Лыкова

Решение в окончательной форме принято ****.