УИД 23RS0059-01-2020-006664-40
Дело № 2а-3512/2020
Решение
Именем Российской Федерации
г.Сочи 02 сентября 2020 года
Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Пятовой Д.А., с участием прокурора Харитоновой Е.А., представителя административного ответчика по доверенности ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи административное дело по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о признании в части нормативного правового акта недействующим,
установил:
первый заместитель прокурора Краснодарского края – прокурор города Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи с иском о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положений административного регламента «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город-курорт Сочи», утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 01.08.2014 № 1472.
Административные исковые требования мотивированы следующим.
Постановлением администрации г. Сочи от 01.08.2014 № 1472 (в редакции от 22.03.2019) утвержден административный регламент «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город-курорт Сочи» (далее - Административный регламент), отдельные положения которого не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В силу положений ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-Ф3) данное постановление является обязательным для исполнения на территории муниципального образования г. Сочи, опубликовано в местной газете «Новости Сочи», № 135-136, 14.08.2014.
На основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ, муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2.1 ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации муниципальный жилищный контроль осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в порядке, установленном муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правыми актами.
Согласно и. 3 ч. 1 ст. 6 Закона Краснодарского края от 27.09.2012 № 2589- КЗ должностные лица органов муниципального жилищного контроля вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищною, жилищно-строительного или иного специализированного потребительскою кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с подпунктом 3 и. 1.5.1 Административного регламента должностные лица органов муниципального жилищного контроля вправе выдавать предписания о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в услав изменений обязательным требованиям.
Однако в указанной норме в нарушение п.3 ч.1 ст.6 Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2589-КЗ не указано, что устранение несоответствия устанавливается в шестимесячный срок именно со дня направления такого предписания.
Подпунктом 4 п. 1.5.1 Административного регламента установлено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, имеют право рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.
При этом пунктом 4 ч. 1 ст. 6 Закона Краснодарского края № 2589-КЗ должностные лица органов муниципального жилищного контроля наделены лишь правом по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.
В связи с изложенным прокуратурой г. Сочи на постановление администрации города Сочи от 01.08.2014 № 1472 «Об утверждении административного регламента «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город-курорт Сочи» 26.06.2019 принесен протест.
Согласно поступившему ответу от 25.07.2019 (вх. № 4952-2019 от 31.07.2019) доводы, приведенные в протесте, обоснованы, также сообщено о подготовке проекта постановления администрации г. Сочи о внесении изменений в вышеуказанный Административный регламент.
Кроме того, прокуратурой г. Сочи 10.12.2019 оспорен вышеуказанный административный регламент в связи с несоответствием некоторых его положений требованиям п. 7 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее- Федеральный закон №294-ФЗ).
Так, согласно н. 7 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ к мероприятиям но контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие вне органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В нарушение указанной нормы в п. 3.3 Административного регламента, в котором перечислены формы мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, предусмотренная п. 7 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ форма контроля не указана.
Согласно ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2019 № 1 16-ФЗ) основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона oт 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление, в частности посредством государственной информационной системы жилищно - коммунального хозяйства в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме.
В нарушение указанной нормы подп. 4 п. 3.6.2 Административного регламента не содержит такое основание внеплановой проверки, как поступление в орган муниципального жилищного контроля информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме.
Согласно ответу администрации г. Сочи от 17.03.2020 (исх. №2236/07.02-25) органом местного самоуправления подготовлен проект постановления о внесении соответствующих изменений в административный регламент, который в дальнейшем будет направлен в прокуратуру города для проведения антикоррупционной экспертизы.
При этом до настоящего времени необходимые изменения в административный регламент не внесены.
В соответствии со ст. 21, ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом прокурорского надзора является, помимо прочего, надзор за соответствием законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами местного самоуправления. Прокурор или его заместитель вправе обращаться в суд с требованием о признании правовых актов органов местного самоуправления недействительными.
Согласно ст. 208 КАС РФ административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Длительное не приведение органом местного самоуправления нормативного правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, а также публичных интересов.
На основании изложенного прокурор просит суд признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу следующие положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город-курорт Сочи», утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 01.08.2014 № 1472:
подпункт 3 пункта 1.5.1 Административного регламента недействующим в той части, в которой в указанной норме не указано, что устранение несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям устанавливается в шестимесячный срок именно со дня направления предписания;
подпункт 4 пункта 1.5.1 Административного регламента в части наделения должностных лиц органов муниципального жилищного контроля правом рассматривать дела об указанных административных правонарушениях;
- пункт 3.3 Административного регламента в той части, в какой данная норма не предусматривает такой формы мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействия органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами в орган государственного надзора, в орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена органом государственного контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
пункт 3.6.2 Административного регламента в той части, в какой данная норма не предусматривает такого основания внеплановой проверки, как поступление в орган муниципального жилищного контроля информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме.
Обязать администрацию г. Сочи опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления «Новости Сочи».
В судебном заседании прокурор Харитонова Е.А. на удовлетворении требований прокурора настаивала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель административного ответчика администрации г. Сочи по доверенности ФИО2 возражал против удовлетворения административных исковых требований прокурора, ссылаясь на то, административным ответчиком принимаются меры к устранению изложенных прокурором нарушений.
Выслушав доводы и возражения сторон, изучив материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении административных исковых требований прокурора по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЭ) органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения принимают муниципальные правовые акты.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210 - ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
Постановлением администрации г. Сочи от 01.08.2014 № 1472 (в редакции от 22.03.2019) утвержден административный регламент «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город-курорт Сочи» (далее - Административный регламент), отдельные положения которого не соответствуют требованиям федерального законодательства.
В силу положений ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-Ф3) данное постановление является обязательным для исполнения на территории муниципального образования г. Сочи, опубликовано в местной газете «Новости Сочи», № 72-73, 02.06.2015.
На основании ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам) законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно и. 3 ч. 1 ст. 6 Закона Краснодарского края от 27.09.2012 № 2589- КЗ должностные лица органов муниципального жилищного контроля вправе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищною, жилищно-строительного или иного специализированного потребительскою кооператива, внесенных в >став изменений обязательным требованиям.
В соответствии с подпунктом 3 и. 1.5.1 Административного регламента должностные лица органов муниципального жилищного контроля вправе выдавать предписания о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в услав изменений обязательным требованиям.
Однако в указанной норме в нарушение п.3 ч.1 ст.6 Закона Краснодарского края от 27.09.2012 №2589-КЗ не указано, что устранение несоответствия устанавливается в шестимесячный срок именно со дня направления такого предписания.
Подпунктом 4 п. 1.5.1 Административного регламента установлено, что должностные лица органов муниципального жилищного контроля, являющиеся муниципальными жилищными инспекторами, имеют право рассматривать дела об указанных административных правонарушениях.
При этом пунктом 4 ч. 1 ст. 6 Закона Краснодарского края № 2589-КЗ должностные лица органов муниципального жилищного контроля наделены лишь правом по составлению протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований.
В связи с изложенным прокуратурой г. Сочи на постановление администрации города Сочи от 01.08.2014 № 1472 «Об утверждении административного регламента «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город-курорт Сочи» 26.06.2019 принесен протест.
Согласно поступившему ответу от 25.07.2019 (вх. № 4952-2019 от 31.07.2019) доводы, приведенные в протесте, обоснованы, также сообщено о подготовке проекта постановления администрации г. Сочи о внесении изменений в вышеуказанный Административный регламент.
Кроме того, прокуратурой г. Сочи 10.12.2019 оспорен вышеуказанный административный регламент в связи с несоответствием некоторых его положений требованиям п. 7 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее- Федеральный закон №294-ФЗ).
Так, согласно н. 7 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ к мероприятиям но контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие вне органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами (в том числе посредством использования федеральных государственных информационных систем) в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена (в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия) органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В нарушение указанной нормы в п. 3.3 Административного регламента, в котором перечислены формы мероприятий по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, предусмотренная п. 7 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона № 294-ФЗ форма контроля не указана.
Согласно ч. 4.2 ст. 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 29.05.2019 № 1 16-ФЗ) основаниями для проведения внеплановой проверки наряду с основаниями, указанными в ч. 2 ст. 10 Федерального закона oт 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», является поступление, в частности посредством государственной информационной системы жилищно - коммунального хозяйства в орган муниципального жилищного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, выявление органом муниципального жилищного контроля в системе информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме.
В нарушение указанной нормы подп. 4 п. 3.6.2 Административного регламента не содержит такое основание внеплановой проверки, как поступление в орган муниципального жилищного контроля информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме.
Согласно ответу администрации г. Сочи от 17.03.2020 (исх. №2236/07.02-25) органом местного самоуправления подготовлен проект постановления о внесении соответствующих изменений в административный регламент, который в дальнейшем будет направлен в прокуратуру города для проведения антикоррупционной экспертизы.
При этом до настоящего времени необходимые изменения в административный регламент не внесены.
Доказательств обратного административным ответчиком суду не представлено.
В соответствии с пп.9 и пп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ административный истец и административный ответчик от уплаты государственной пошлины освобождены, в связи с чем, понесенные судом судебные издержки следует отнести на счет средств бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,
решил:
административные исковые требования первого заместителя прокурора Краснодарского края – прокурора города Сочи в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Сочи о признании недействующими с момента вступления решения суда в законную силу положений административного регламента «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город - курорт Сочи», утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 01.08.2014 № 1472 – удовлетворить.
- признать недействующими с момента вступления решения суда в законную силу следующие положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Осуществление муниципального жилищного контроля на территории муниципального образования город-курорт Сочи», утвержденного постановлением администрации г. Сочи от 01.08.2014 № 1472:
подпункт 3 пункта 1.5.1 Административного регламента недействующим в той части, в которой в указанной норме не указано, что устранение несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям устанавливается в шестимесячный срок именно со дня направления предписания;
подпункт 4 пункта 1.5.1 Административного регламента в части наделения должностных лиц органов муниципального жилищного контроля правом рассматривать дела об указанных административных правонарушениях;
- пункт 3.3 Административного регламента в той части, в какой данная норма не предусматривает такой формы мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействия органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, относится в том числе наблюдение за соблюдением обязательных требований, требований установленных муниципальными правовыми актами, посредством анализа информации о деятельности либо действиях юридического лица и индивидуального предпринимателя, которая предоставляется такими лицами в орган государственного надзора, в орган муниципального контроля в соответствии с федеральными законами и принимаемыми в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или может быть получена органом государственного контроля без возложения на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обязанностей, не предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
пункт 3.6.2 Административного регламента в той части, в какой данная норма не предусматривает такого основания внеплановой проверки, как поступление в орган муниципального жилищного контроля информации о фактах нарушения требований к порядку осуществления перевода жилого помещения в нежилое помещение в многоквартирном доме.
Обязать администрацию г. Сочи опубликовать решение суда или сообщение о его принятии в течении одного месяца со дня вступления в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления «Новости Сочи».
В соответствии со ст. 177 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации мотивированное решение составлено 12 сентября 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: