ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3513/2021 от 27.12.2021 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

Дело №2а-3513/2021

УИД 26RS0010-01-2021-006783-87

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Георгиевск 27 декабря 2021 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Купцовой С.Н.,

при секретаре Мартиросяне А.А.,

с участием:

представителя административного истца –

помощника Георгиевского межрайонного прокурора Акининой С.С.,

представителя административного ответчика -

администрации Георгиевского городского округа

Ставропольского края Маркаряна Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Георгиевского городского округа о признании незаконным бездействия должностных лиц и возложении обязанности устранить выявленные нарушения,

У С Т А Н О В И Л:

Георгиевский межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Георгиевского городского округа о признании незаконным бездействия должностных лиц, выразившихся в непринятии мер по грейдированию, засыпке автодорог ул.Лесная и ул.Грушевая с.Краснокумского Георгиевского городского округа Ставропольского края, нанесению горизонтальной дорожной разметки на автодороге по ул.Черняховского (на всем протяжении) г.Георгиевска Ставропольского края; возложении обязанности устранить выявленные нарушения, принять меры по грейдированию, засыпке автодорог ул.Лесная и ул.Грушевая с.Краснокумского Георгиевского городского округа Ставропольского края, нанесению горизонтальной дорожной разметки на автодороге по ул.Черняховского (на всем протяжении) г.Георгиевска Ставропольского края.

В обоснование заявленных требований в административном иске и представителем административного истца помощником Георгиевского межрайонного прокурора Аникиной С.С. в судебном заседании указано, что 19.11.2021 в межрайонную прокуратуру поступила информация от врио начальника ОМВД России по Георгиевскому городскому округу Ставропольского края Водолазского Е.В., проведена проверка состояния улично-дорожной сети, технических средств организации дорожного движения и инженерных сооружений, расположенных на территории Георгиевского городского округа Ставропольского края. В ходе проверки установлены нарушения требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», (далее - Закон №196), Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее Закон №131), Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации (далее Закона №257).

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием пешеходов, а также обеспечения общественной безопасности, ОГИБДД ОМВД России по Георгиевскому городскому округу в адрес начальника управления ЖКХ администрации Георгиевского городского округа вынесены предписания: №334 от 02.11.2021 (с.Краснокумское, ул.Лесная, необходимо провести грейдирование, засыпку), №291 от 27.09.2021 (с.Краснокумское, ул.Грушевая, провести грейдирование, засыпку), №318 от 15.10.2021 (г.Георгиевск ул.Черняховского, нанести горизонтальную дорожную разметку).

Вместе с тем, до настоящего времени мер со стороны балансодержателя автомобильных дорог - администрацией Георгиевского городского округа, Ставропольского края предпринято не было.

При этом, недостаточность средств муниципального образования на организацию и проведение работ по обеспечению безопасности дорожного движения не свидетельствует о правомерности бездействия муниципального органа, учитывая, что финансовая самостоятельность местного самоуправления предполагает наличие необходимых бюджетных прав у органов местного самоуправления. Конкретизируя положения Конституции Российской Федерации о самостоятельности местного самоуправления в пределах предоставленных его органам полномочий, в том числе финансовых, Бюджетный кодекс Российской Федерации предусматривает выделение местных бюджетов в самостоятельный уровень единой бюджетной системы Российской Федерации (ст.ст. 10, 15, 14, 28, 29) и устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, который применительно к местным бюджетам означает право и обязанность органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета и эффективность использования бюджетных средств, право и обязанность самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, а также право определять формы и направления расходования бюджетных средств (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субсидий и субвенций из бюджетов других уровней).

Указанные выше недостатки организации работы по обеспечению безопасности дорожных условий свидетельствуют о нарушении вышеуказанных требований законодательства о безопасности дорожного движения и требуют устранения, поскольку создают угрозу повышения аварийности на дорогах Георгиевского городского округа, увеличения числа дорожно-транспортных происшествий, могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, повышение детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа и иные негативные последствия.

Таким образом, должностные лица администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края не принимают меры по устранению выявленных нарушений закона и своим бездействием нарушают права, свободы и законные интересы жителей округа и неопределенного круга лиц, использующих проезжую часть указанных улиц для передвижения.

Просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме, признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Георгиевского городского округа и обязать Администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края устранить выявленные нарушения, принять меры по грейдированию, засыпке автодорог ул.Лесная и ул.Грушевая с.Краснокумского Георгиевского городского округа Ставропольского края, нанесению горизонтальной дорожной разметки на автодороге по ул.Черняховского (на всем протяжении) г.Георгиевска Ставропольского края.

Представитель административного ответчика администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края и заинтересованного лица Управления ЖКХ Георгиевского городского округа Маркарян Н.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что согласно п. 5. ч. 1 ст.16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статьями 13, 15 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 257-ФЗ от 18.11.2007 г. установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления. В соответствии с п.2 ст.86 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) расходные обязательства муниципального образования, указанные в абзацах втором и четвертом пункта 1 данной статьи, устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета. Исходя из принципов бюджетной системы РФ, в том числе из принципов сбалансированности (ст.33 БК РФ), адресности и целевого характера бюджетных средств (ст.38 БК РФ) расходование средств бюджета производится в соответствии с установленными расходами исключительно с учетом имеющихся доходов в бюджете. Исходя из приведенных выше положений закона принципами осуществления органами местного самоуправления полномочий по безопасности дорожного движения является принцип самостоятельности в решении соответствующих вопросов, решение таких вопросов в пределах компетенции соответствующего органа местного самоуправления, а также то, что решение данных вопросов органом местного самоуправления является расходным обязательством муниципального органа. Администрация округа действует в пределах своих полномочий по контролю за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, направлению денежных средств на содержание и ремонт дорог. При этом необходимо отметить, что ежегодно бюджет Георгиевского городского округа Ставропольского края принимается с дефицитом денежных средств, при нецелевом использовании бюджетных средств может наступить ответственность для администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, кроме того, направление целевых средств на иные цели влияет на решение других вопросов местного значения и на права получателей бюджетных средств. Таким образом, администрация Георгиевского городского округа, реализуя свои полномочия, в пределах бюджетных средств, предпринимает действия к устранению недостатков улично-дорожной сети Георгиевского городского округа Ставропольского края. При этом учитывая закрепленный законодателем принцип самостоятельности в решении вопросов в области обеспечения безопасности дорожного движения, администрация Георгиевского округа вправе решать порядок и приоритетность решения имеющихся проблем и соответственно направлять денежные средства на их устранение. Данная позиция согласуется с определением Верховного суду Республики Карелия от 25 декабря 2012 г. по делу № 33-3729/2012. В соответствии с ч. 4 ст. 24.5 кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом органа местного самоуправления, руководителем-муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные средства на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и муниципальных учреждений подлежит прекращению. Данная часть введена Федеральным законом от 05.10.2015 г. № 288-ФЗ и скорректирована Федеральным законом от 28.05.2017 г. № 100-ФЗ. Таким образом, при системном толковании данной нормы Закона также и Конституции РФ, устанавливается возможность первостепенного права органов местного самоуправления (представительного органа, ДУМЫ) на направление бюджетных средств по собственному усмотрению по решению вопросов местного значения. Также Федеральным законом от 05.10.2015 N 288-ФЗ "О внесении изменений в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 77 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вносятся изменения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в ст. 77, вносятся изменения и устанавливается, что органы государственного контроля (надзора) при установлении сроков для устранения выявленных нарушений обязаны учитывать необходимость соблюдения органами местного самоуправления требований и процедур, установленных законодательством Российской Федерации. То есть внесения изменения в муниципальные программы Георгиевского городского округа Ставропольского края, которые финансируются за счет бюджета и произведения всех мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" для осуществления закупочных процедур. Администрация округа не бездействует в отношении содержания улично-дорожной сети округа. В пределах бюджетных ассигнований выполняются мероприятия направленные на обеспечение безопасности дорожного движения. Просит суд отказать в удовлетворении исковых требований.

Заинтересованные лица - представитель ОГИБДД Отдела МВД России по Георгиевскому городскому округу, представитель Управления ЖКХ Георгиевского городского округа, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, не явились, о причинах неявки суд в известность не поставили, о рассмотрении дела в свое отсутствие либо об отложении слушания дела не ходатайствовали.

Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, на основании ст. 150, ст. 152 КАС РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей заинтересованных лиц, явка которых не признавалась обязательной.

Выслушав помощника Георгиевского межрайонного прокурора Акинину С.С., представителя ответчика Маркаряна Н.А., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что административный иск Георгиевского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением за защитой прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Судом установлено, что межрайонной прокуратурой была проведена проверка состояния улично-дорожной сети, технических средств организации дорожного движения и инженерных сооружений, расположенных в Георгиевском городском округе Ставропольского края.

В ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», (далее Закон №131), Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-17 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

По участку автомобильной дороги ул. Лесная и ул.Грушевая с.Краснокумское Георгиевского городского округа Ставропольского края (на всем протяжении) выявлены нарушения, а именно на автомобильной дороге имеются ямы (выбоины) превышающие предельно допустимые значения, по ул.Черняховского в г.Георгиевске отсутствует горизонтальная дорожная разметка (на всем протяжении).

Указанные требования ГОСТ являются обязательными, направлены на обеспечение безопасности дорожного движения корреспондируют принципам обеспечения дорожного движения и приоритета жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритета ответственности государства за обеспечение безопасного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдении интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Бездействие должностных лиц администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края является незаконными по следующим основаниям.

Согласно ст. ст. 2, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанностью государства. Каждый имеет право на охрану здоровья.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Устава Георгиевского городского округа Ставропольского края, принятого решением Думы г. Георгиевска от 17 мая 2017 года № 871-74, к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах Георгиевского городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах Георгиевского городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. ст. 12, 21 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения, а обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог после ремонта и в процессе эксплуатации установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на орган, в ведении (обслуживании) которого находятся дороги.

В силу п. 6 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

В соответствии с пп.12 ч.1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Георгиевской межрайонной прокуратурой в ходе проведенной проверки было установлено, что покрытие автомобильной дороги по ул. Лесная и ул.Грушевая с.Краснокумское Георгиевского городского округа Ставропольского края имеет ямы (выбоины), превышающие предельно допустимые значения, что является нарушением, п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-17 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В целях обеспечения безопасности дорожного движения, предупреждения дорожно-транспортных происшествий, в том числе с участием пешеходов, а также обеспечения общественной безопасности, ОГИБДД ОМВД России по Георгиевскому горолдскому округу в адрес начальника управления ЖКХ администрации Георгиевского городского округа вынесены предписания: №334 от 02.11.2021 со сроком исполнения 14 суток (с.Краснокумское, ул.Лесная, необходимо провести грейдирование, засыпку), №291 от 27.09.2021 со сроком исполнения 14 суток (с.Краснокумское, ул.Грушевая, провести грейдирование, засыпку), №318 от 15.10.2021 со сроком исполнения 30 суток (г.Георгиевск ул.Черняховского, нанести горизонтальную дорожную разметку). Указанные предписания в установленный срок не исполнены.

Таким образом, должностные лица администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края не принимают меры по устранению нарушений и своим бездействием нарушают права, свободы и законные интересы жителей вышеуказанных улиц и неопределенного круга лиц, использующих проезжую часть указанных улиц для передвижения, которые не соответствует государственным стандартам и, следовательно, не обеспечивает безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

При таких обстоятельствах, требования Георгиевского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Георгиевского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к администрации Георгиевского городского округа о признании незаконным бездействия должностных лиц и возложении обязанности устранить выявленные нарушения удовлетворить.

Признать незаконным бездействие должностных лиц администрации Георгиевского городского округа Ставропольского края, выразившееся в непринятии мер по грейдированию, засыпке автодорог ул.Лесная и ул.Грушевая с.Краснокумского Георгиевского городского округа Ставропольского края, нанесению горизонтальной дорожной разметки на автодороге по ул.Черняховского (на всем протяжении) г.Георгиевска Ставропольского края.

Обязать Администрацию Георгиевского городского округа Ставропольского края устранить выявленные нарушения, принять меры по грейдированию, засыпке автодорог ул.Лесная и ул.Грушевая с.Краснокумского Георгиевского городского округа Ставропольского края, нанесению горизонтальной дорожной разметки на автодороге по ул.Черняховского (на всем протяжении) г.Георгиевска Ставропольского края.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд Ставропольского края.

(Мотивированное решение изготовлено 30 декабря 2021 года)

Судья С.Н. Купцова