ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3514/2016 от 24.05.2016 Центрального районного суда г. Комсомольска-на-Амуре (Хабаровский край)

№2а-3514/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2016 года г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в составе председательствующего судьи Курного К.А., с участием

старшего помощника прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Воронковой Н.И.,

при секретаре Соколовой Н.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Панькова О.Г. к главе Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» Климову А.В., Муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании постановления незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Паньков О.Г. обратился в суд с административным иском к главе Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» Климову А.В. о признании незаконным постановления «О тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортном общего пользования, предоставляемыми муниципальным унитарным предприятием «Пассажирское автотранспортное предприятие (№)» (№)-па от (дата), указав в обоснование требований, что постановление вынесено с превышением полномочий предоставленных органам местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от (дата)(№) «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утвержден Перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российском Федерации. В данный перечень входят «перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, включая метрополитен, и пригородном сообщении».

Полагает, что органом местного самоуправления не соблюдены требования ст.ст. 17, 19 Федерального закона от (дата) №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», указанными нормами установлено, что право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок. Свидетельство выдается по результатам конкурса. Такой конкурс не проходил. Полагает, что нарушено его право на получение услуг по законно установленным тарифам.

По результатам подготовки, определением суда от (дата), к участию в деле в качестве соответчика привлечено Муниципальное образование городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, в качестве заинтересованного лица МУП «ПАТП-1».

В судебном заседании истец Паньков О.Г. на требованиях настаивал по основаниям искового заявления, дополнив, что регулирование тарифов осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации. В Хабаровском крае таким регулирующим органом является «Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края». Перейти на установление тарифов для муниципального предприятия и определять тарифы для каждого маршрута орган местного самоуправления мог бы лишь после получения свидетельства или карт соответствующего маршрута регулярных перевозок.

МУП «ПАТП-1» не принимало участие в открытом конкурсе и не имеет свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок. Следовательно, МУП «ПАТП- 1» должно осуществлять перевозки пассажиров по тарифам, утвержденным Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

Представитель административного ответчика Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края Перехожева А.В. в судебном заседании возражая против удовлетворения исковых требований пояснила, что (дата) вступил в законную силу Федеральный закон от (дата) N 220-ФЗ. В соответствии со статьей 2 Закона отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные ГК РФ и Законом, другими федеральными законами, и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации регулируются муниципальными нормативными правовыми актами.

Вступления в действие данного закона поэтапное. В течение тридцати дней со дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования Федерального закона № 220-ФЗ осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченные органы местного самоуправления сведения о данных маршрутах регулярных перевозок.

До истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования уполномоченные органы местного самоуправления: организуют проверку сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в реестр; размещают на официальных сайтах в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые включены в реестры.

На основании решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата)(№) «Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», уполномоченном на осуществление функций по организации регулярных перевозок» администрация города Комсомольска-на-Амуре является уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом № 220-ФЗ на органы местного самоуправления.

Во исполнение вышеуказанных норм Федерального закона № 220-ФЗ администрацией города Комсомольска-на-Амуре был составлен реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», в том числе определен вид регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Указанный реестр размещен на официальном сайте органов местного самоуправления города Комсомольска-на-Амуре. Так как МУП «ПАТП-1» осуществляло перевозки на основании договора (№), соответствующие маршруты были включены в реестр.

Администрацией на основании закона определено, что все регулярные перевозки на территории города Комсомольска-на-Амуре осуществляются по нерегулируемым тарифам.

В соответствии с частью 3,4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ до истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования закона органы местного самоуправления выдают юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам, включенным в реестры карты маршрутов. Срок действия указанных карт до истечения года со дня официального опубликования закона, то есть до (дата). Далее, если регулярные перевозки по одному маршруту осуществляются не более чем тремя юридическими лицами и предпринимателями, органы местного самоуправления выдают таким перевозчикам свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по соответствующим маршрутам и новые карты маршрутов.

Таким образом, свидетельства, в данном случае, выдаются без проведения конкурса. Во исполнение данной нормы администрацией города Комсомольска-на-Амуре выданы карты регулярных перевозок по маршрутам осуществляемым МУП «ПАТП (№)».

Реализуя полномочия возложенные пунктом 4 части 1 статьи 17 Федерального закона от (дата)(№)-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на органы местного самоуправления, в соответствии с реестром регулярных перевозок, которым определен вид регулярных перевозок - по нерегулируемым тарифам, учитывая отсутствия законных оснований для проведения конкурсов, администрацией города Комсомольска-на-Амуре (дата) издано постановление «О тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, предоставляемые муниципальным унитарным предприятием «Пассажирское автотранспортное предприятие (№)».

Согласно экономического обоснования, себестоимость затрат на проезд пассажиров на городском транспорте города Комсомольска-на-Амуре составила 25 руб. 49 коп. Однако администрацией г. Комсомольска-на-Амуре, было принято решение установить стоимость проезда в размере 23 рублей.

Закон определил, что по регулируемым перевозкам, возможна перевозка тогда, когда есть компенсация из бюджета. Потому Комитет по тарифам и ценам Правительства Хабаровского края устанавливает стоимость проезда ниже, чем та стоимость, которая может покрыть расходы перевозчика. Для этого и должны предоставляться компенсации перевозчику. Так с ноября 2015 года, этого не осуществляется, и у перевозчиков возникли бы законные требования, о том, что нужно как то компенсировать расходы, и какие есть основания у администрации города, чтобы руководствоваться этими тарифами.

Полагает, что вид перевозки определен реестром, и перевозчик имеет право применить тариф по нерегулируемым тарифом. Федеральным законом № 220-ФЗ не наложено никакого временного ограничения на то, когда органы местного самоуправления, могут реализовывать свои полномочия, по установлению тарифов. Полагает, что с момента, когда в реестре это было зафиксировано, и сведения реестра были размещены, то такое право наступает. Выдача свидетельств не требуется.

Представитель заинтересованного лица МУП «ПАТП-1» Матвиенко Т.В. в судебном заседании поддержала возражения представителя административного ответчика, пояснив, что исходя из организационно-правовой формы заинтересованного лица, тарифы по услугам предприятия устанавливаются актами уполномоченного органа местного самоуправления.

Прокурор Воронкова Н.И. в заключении пояснила, что обжалуемое постановление (№)-па от (дата) полагает незаконным, вынесенным с нарушением положений Федерального закона № 220-ФЗ, а также полномочий предоставленных органам местного самоуправления.

Выслушав административного истца, представителей ответчика и заинтересованного лица, прокурора, изучив материалы дела суд приходит к следующему.

На основании ч.ч. 8-11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 указанной статьи, в полном объеме.

Суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1, 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п.п. 3, 4 ч. 9 и ч. 10 ст. 226 КАС РФ, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что (дата) администрацией города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края издано постановление «О тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортном общего пользования, предоставляемыми муниципальным унитарным предприятием «Пассажирское автотранспортное предприятие (№)» (№)-па, согласно которому для указанного предприятия установлен тариф на перевозку пассажира и одного места багажа в размере 23 рублей, а также стоимость проездных билетов для различных категорий граждан.

Согласно ст.ст. 130, 132 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В развитие указанных конституционных принципов ст. 17 Федерального закона от (дата) № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов, помимо прочего, обладают полномочиями на установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В силу ст. 27 Устава муниципального образования город Комсомольск-на-Амуре глава города руководит администрацией города на принципах единоначалия и осуществляет полномочия, в том числе, издает в пределах своих полномочий правовые акты, обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Из устава МУП «ПАТП-1» следует, что предприятие является коммерческой организацией осуществляющей перевозгу пассажиров автотранспортом. Учредителем предприятия и собственником закрепленного за ним имущества является Муниципальное образование город Комсомольск-на-Амуре в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре.

Анализ приведенных норм и уставных документов позволяет суду прийти к выводу, что Глава г.Комсомольск-на-Амуре, являясь руководителем исполнительного органа Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», наделен полномочиями издавать акты устанавливающие тарифы на услуги муниципальных предприятий, в том числе МУП «ПАТП-1».

Рассматривая вопрос о соответствии оспариваемого акта органа местного самоуправления специальным нормам, регулирующим отношения в сфере пассажирских перевозок, суд приходит к следующему.

Отношения в указанной сфере урегулированы Федеральным законом от (дата) № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Закон)

Согласно ст.2 Закона законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а при их отсутствии, законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

Законом предусмотрены различные сроки и порядок вступления в силу отдельных положений, не предусмотренных ранее действующим законодательством.

Так, в силу ст. 39 Закона в течение тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые после дня официального опубликования настоящего Федерального закона осуществляли регулярные перевозки по маршрутам регулярных перевозок в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, направляют в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров соответствующих маршрутов регулярных перевозок, сведения о данных маршрутах регулярных перевозок, предусмотренные частью 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.

По истечении тридцати дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона и до истечения ста восьмидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченные органы местного самоуправления, к компетенции которых в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесено ведение реестров маршрутов регулярных перевозок:

1) организуют проверку указанных в части 1 настоящей статьи сведений, по результатам которой принимают решение о включении или об отказе во включении указанных сведений в соответствующие реестры;

2) размещают на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанные в части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона сведения о маршрутах регулярных перевозок, которые установлены в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, действовавшими до дня официального опубликования настоящего Федерального закона, и включены в соответствующие реестры.

До истечения двухсот семидесяти дней со дня официального опубликования настоящего Федерального закона уполномоченный орган местного самоуправления выдает юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов. Указанные карты выдаются на срок, на который этим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям предоставлено право осуществления регулярных перевозок по данным маршрутам в соответствии с заключенными с ними договорами, выданными им разрешениями, паспортами маршрутов регулярных перевозок или в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, либо, если это право предоставлено без указания срока или срок, на который предоставлено это право, истек, до истечения одного года со дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Одновременно, согласно ст. 17 Закона уполномоченные органы местного самоуправления устанавливают смежные межрегиональные маршруты регулярных перевозок, межмуниципальные маршруты регулярных перевозок, муниципальные маршруты регулярных перевозок для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. Право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Таким образом, Законом предусмотрен годичный переходный период состоящий из трех этапов, а именно:

в течении тридцати дней – сбор информации о перевозчиках и маршрутах регулярных привозок;

по истечении тридцати дней и до истечения ста восьмидесяти дней – проверка предоставленных сведений и формирование реестра маршрутов регулярных перевозок;

до истечения двухсот семидесяти дней – предоставление перевозчикам карт маршрутов, являющихся разрешительными документами на осуществление перевозок по маршруту регулярных перевозок до проведения открытого конкурса на получение указанного права.

Порядок формирования и утверждения реестра, а также порядок определения вида перевозок Законом и иными нормативно-правовыми актами не регламентирован, из чего следует, что указанный порядок определяется уполномоченными органами самостоятельно на основании определений, данных в ст. 3 Закона, согласно которой:

Вид регулярных перевозок - регулярные перевозки по регулируемым тарифам или регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам;

Регулярные перевозки по регулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, и предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;

Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком.

В судебном заседании установлено, что на основании решения Комсомольской-на-Амуре городской Думы от (дата)(№) «Об органе местного самоуправления муниципального образования городского округа «Город Комсомольск-на-Амуре», уполномоченном на осуществление функций по организации регулярных перевозок» администрация города Комсомольска-на-Амуре является уполномоченным органом на осуществление функций по организации регулярных перевозок, возлагаемых Федеральным законом от (дата) № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на органы местного самоуправления.

На основании предоставленных Законом и местным законодательным органом полномочий Администрацией сформирован реестр перевозчиков.

Учитывая, что сведений о предоставлении льгот на проезд на маршрутах МУП «ПАТП-1» в судебном заседании не установлено, суд находит обоснованными доводы ответчика о том, что МУП «ПАТП-1» осуществляет перевозку пассажиров по регулярным маршрутам перевозок по нерегулируемым тарифам, о чем имеются соответствующие записи в реестре.

Администрацией МУП «ПАТП-1» выданы карты маршрутов, предоставляющие право на осуществление регулярных перевозок в переходный период.

По смыслу содержащихся в законе норм, тариф на нерегулируемые перевозки должен устанавливаться по результат открытого конкурса, призванного на основании конкуренции и рыночных взаимоотношений создать наиболее благоприятные условия для пассажиров. Вместе с тем, порядок формирования тарифа в переходный период Законом не предусмотрен, не имеется в законе и норм, сохраняющих ранее установленный порядок формирование тарифов, в связи с чем, суд вынужденно приходит к выводу, что до проведения открытого конкурса перевозчики вправе самостоятельно устанавливать тарифы за оказываемые ими услуги.

МУП «ПАТП-1», являясь перевозчиком и имея соответствующие разрешительные документы, на ряду с иными перевозчиками, вправе самостоятельно установить тариф по осуществляемым им маршрутам. Как указано выше, порядок установления тарифа, с учетом особенности организационно правовой формы МУП «ПАТП-1», соблюден.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Главы Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» Климова А.В. (№)-па от (дата) «О тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, предоставляемым Муниципальным унитарным предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие (№)» издано им в пределах компетенции с соблюдением норм, регулирующих отношения в сфере пассажирских перевозок.

Руководствуясь ст. ст. 175- 180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Панькова О.Г. к Главе Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре», Муниципальному образованию городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» в лице администрации города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края о признании незаконным постановления Главы Муниципального образования городской округ «Город Комсомольск-на-Амуре» Климова А.В. (№)-па от (дата) «О тарифах на услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования, предоставляемым Муниципальным унитарным предприятие «Пассажирское автотранспортное предприятие (№)», отказать.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г. Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Курной К.А