КОПИЯ
УИД: 59RS0004-01-2021-005197-70
Дело № 2а-3515/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пермь 31 июля 2021 г.
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Манько А.В.,
при секретаре Елоховой А.С.,
с участием прокурора прокуратуры г. Перми Мерзлякова А.А.,
представителя Регионального отделения в Пермском крае политической партии «<данные изъяты>» ФИО2, действующей на основании доверенности,
представителя Избирательной комиссии г. Перми - председателя Избирательной комиссии г. Перми ФИО3, действующего на основании удостоверения,
заинтересованного лица ФИО4,
представителя Пермского регионального отделения политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России ФИО5, действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Регионального отделения в Пермском крае политической партии «<данные изъяты>» к Избирательной комиссии г. Перми о признании незаконным решения Избирательной комиссии г. Перми от 24 июля 2021 г. № № «Об исключении кандидата из заверенных списков кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Пермском крае Политической партии «<данные изъяты>»,
у с т а н о в и л:
Региональное отделение в Пермском крае политической партии «<данные изъяты>» (далее-избирательное объединение, политическая партия) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Избирательной комиссии <Адрес> о признании незаконным решения Избирательной комиссии <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об исключении кандидата из заверенных списков кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> Политической партии «<данные изъяты>».
В обоснование заявленных требований Региональное отделение в Пермском крае политической партии «<данные изъяты>» указывает о том, что решением Пермской городской Думы VI созыва № от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва на ДД.ММ.ГГГГ
Региональное отделение в Пермском крае политической партии «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ представило в Избирательную комиссию <Адрес> документы, необходимые для выдвижения единого списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам.
Рассмотрев представленные документы, Избирательная комиссии <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ приняла решение о заверении единого списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам в сроки, установленные ч. 14.2 ст. 35 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Оснований для отказа в заверении единого списка кандидатов и списка кандидатов по одномандатным избирательным округам или исключении кандидатов из соответствующих списков кандидатов избирательная комиссия не усмотрела.
В заверенные списки кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в <Адрес> Политической партии «<данные изъяты>», включен кандидат ФИО1, который значится в едином списке кандидатов-муниципальная группа «Орджоникидзевская №», № в списке кандидатов по одномандатным избирательным округам-одномандатный избирательный округ №.
В Избирательную комиссию <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ поступило обращение об исключении из заверенного списка кандидатов партии «Новые Люди» членов ЛДПР-Либерально-демократической партии России, состоящих на партийном учете на момент подачи избирательным объединением документов, связанных с выдвижением кандидатов.
Рассмотрев данное обращение, Избирательная комиссия <Адрес> приняла ДД.ММ.ГГГГ решение № об исключении кандидата ФИО1 из заверенных единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> политической партии «<данные изъяты>» (муниципальная группа «<Адрес>№») и из списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> политической партии «<данные изъяты>» по одномандатным избирательным округам (одномандатный избирательный округ №).
Данное решение является незаконным, принятым с нарушением норм избирательного законодательства.
Из оспариваемого решения следует, что Пермское региональное отделение политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России представило в избирательную комиссию г. Перми документы, подтверждающие членство ФИО4 в политической партии ЛДПР.
Однако безусловным свидетельством членства в политической партии ЛДПР ФИО4 может являться только его личное письменное заявление.
Представленная в Избирательную комиссию справка о партийном учете не свидетельствует о членстве в партии, личное письменное заявление ФИО4 не представлено.
Кроме того, Избирательной комиссией <Адрес> нарушен порядок принятия оспариваемого решения, так как исключение кандидатов из заверенного списка возможно исключительно в момент принятия решения о регистрации списков кандидатов в соответствии с ч. 26 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и только на основании представленных избирательным объединением или кандидатом документов, а также ответов на запросы избирательной комиссии. Обращение Пермского регионального отделения политической партии ЛДПР в перечень документов, на основании которых соответствующая избирательная комиссия вправе принять решение о регистрации списка кандидатов или об отказе в регистрации списка кандидатов, не входит.
На основании вышеизложенного, Региональное отделение в <Адрес> политической партии «Новые Люди» просит признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об исключении кандидата из заверенных списков кандидатов депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> политической партии «Новые Люди».
Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ в дело в качестве заинтересованных лиц привлечены Пермское региональное отделение политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России и Избирательная комиссия <Адрес>.
Представитель Регионального отделения в <Адрес> политической партии «Новые Люди» в судебном заседании требования поддерживает, указывая на то, что Избирательной комиссией <Адрес> нарушена процедура принятия оспариваемого решения, исключение кандидата невозможно после принятия решения о заверении списков кандидатов, а только при принятии решении о регистрации списка кандидатов. Избирательная комиссия <Адрес> не истребовала у них документы, подтверждающие выход ФИО1 из партии ЛДПР, а только просила дать пояснения по данному факту, что и было сделано Региональным отделением. При этом они не лишены были запросить у ЛДПР заявление ФИО1 о вступлении его в члены партии и выхода из нее.
Представитель Избирательной комиссии <Адрес> возражает против заявленных требований, указывая в судебном заседании и в письменном отзыве о том, что после того, как ДД.ММ.ГГГГ комиссией заверены список кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва и список кандидатов в депутаты Пермского городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутые избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> политической партии «Новые Люди» поступило заявление координатора Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР ФИО11 об исключении из заверенных списков кандидатов партии «<данные изъяты>» членов ЛДПР, а именно: ФИО1 и ФИО7, однако ФИО7 не был включен ни в один из списков кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательными объединениями. Избирательной комиссией <Адрес> в адрес политической партии сделан запрос в отношении ФИО1, однако никаких документов, подтверждающих факт выхода ФИО1 из партии ЛДПР и вступления его в партию «<данные изъяты>» не представлено. Среди представленных избирательным объединением документов имеется список граждан, включенных избирательным объединением Политическая партия «Новые Люди» в единый список кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва и являющихся членами данной политической партии, в который ФИО1 не включен. В своих заявлениях ФИО1 также не указывает принадлежность его к какой-либо политической партии либо к иному общественному объединению, в связи с чем у Избирательной комиссии <Адрес> имелись законные основания для принятия решения об исключении кандидата из заверенных списков кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> Политической партии «<данные изъяты>». При этом порядок и процедура принятия данного решения не нарушены, поскольку полномочия на его вынесение предусмотрены п. 26 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.1 ст. 16 Положения об Избирательной комиссии <Адрес>№, утвержденного решением Пермской городской Думы (л.д. 44-49 том 1) Кроме того, Избирательная комиссия <Адрес> работает непосредственно с уполномоченными представителями партий, а не с кандидатами в депутаты. В связи с чем, вся информация по кандидатам в депутаты запрашивается у них. Если бы уполномоченный представитель партии «<данные изъяты>» в пояснениях указал на наличие документов, подтверждающих выход ФИО1 из партии ЛДПР, то Избирательная комиссия <Адрес> по другому решала данный вопрос.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебном заседании поддерживает заявленные требования, указывает, что он еще 21 мая 2021 г. подал заявление о снятии его с партийного учета, которое было принято и зарегистрировано секретарем политической партии ЛДПР, вместе с ним в одно время подавали заявления о выходе из членов партии ФИО13 и ФИО14, однако по какой причине их заявления политической партией ЛДПР не рассмотрены ему не было известно. Уполномоченный представитель Регионального отделения в Пермском крае политической партии «<данные изъяты>» не сообщил ему о том, что в отношении него решается вопрос об исключении его из заверенных списков. О принятом Избирательной комиссией г. Перми решении он уже узнал, когда его пригласила территориальная избирательная комиссия. В том случае, если бы его уведомили о том, что решается заявление политической партии ЛДПР об исключении его из заверенных списков кандидатов в депутаты по причине того, что он является членом партии ЛДПР, он бы представил заявление о выходе из данной партии.
Представитель Пермского регионального отделения политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России в судебном заседании пояснил, что ФИО4 заявление о выходе из членов партии ЛДПР не подавал, он до настоящего времени является членом данной политической партии. Поскольку информации он том, что он вступил в другую партию не поступало, они его не исключали из членов партии ЛДПР.
Представитель Избирательной комиссии Пермского края в суд не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, пояснения свидетелей, заключение прокурора, полагающего необходимым отказать административному истцу в удовлетворении заявленных требований, приходит к следующему.
В соответствии с ч.ч. 2, 10 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
С административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Частью 4 ст. 240 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 статьи 11 Федерального Закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом решением Пермской городской Думы IV созыва № от ДД.ММ.ГГГГ назначены выборы депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва на ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Центрального Совета Политической партии «<данные изъяты>» по вопросам об участии Регионального отделения в <Адрес> Политической Партии «<данные изъяты> (л.д. 106-163 том 1), в том числе на выборах депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, о согласовании списков кандидатов в депутаты по единому избирательному округу и по одномандатным избирательным округам на выборах депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва, о согласовании программы политической партии «<данные изъяты>», на котором приняты положительные решения по данным вопросам и предложены кандидаты для включения в вышеуказанные списки кандидатов в депутатов, в том числе кандидатуры ФИО1 в одномандатный избирательный округ № (региональная группа «Орджоникидзевская, 8»), одномандатные избирательные округа № №, № (региональная группа «<Адрес>
ФИО4 4 июля 2021 г. написаны заявления о выражении согласия баллотироваться в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва в составе единого списка и списка по одномандатному избирательному округу № № кандидатов избирательного объединения «Региональное отделение в Пермском крае Политической Партии «<данные изъяты> в которых подтвердил о том, что не давал согласия другому избирательному объединению на включение его в состав единого списка кандидатов, на выдвижение его кандидатом по одномандатному избирательному округу и не выдвигал свою кандидатуру в порядке самовыдвижения на выборах депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва, а также о том, что у него отсутствуют ограничения, препятствующие ему баллотироваться (л.д. 217 том 1, л.д. 10 том 2).
На внеочередных общих собраниях Регионального отделения в <Адрес> Политической партии «Новые Люди», состоявшимся по вопросам о выдвижении избирательным объединением списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам и единому избирательному округу на выборах депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, членами политической партии «Новые Люди», состоявшими на учете Политической партии «Новые Люди» в количестве 20 человек, единогласно приняты следующие решения:
- о выдвижении от избирательного объединения списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, в число которых входит ФИО1 в одномандатный избирательный округ № (п.13), что подтверждается решением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 239 том 1);
- о выдвижении от избирательного объединения списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва по единому избирательному округу, в число которых входит ФИО1 в муниципальную группу «Орджоникидзевская №, одномандатный избирательный округ № одномандатный избирательный округ № (л.д. 92-100)
В Избирательную комиссию <Адрес> отделением в <Адрес> Политической партии «Новые Люди» ДД.ММ.ГГГГ направлены уведомительные письма о том, что на внеочередном общем собрании Регионального отделения в <Адрес> Политической партии «Новые Люди» от ДД.ММ.ГГГГ выдвинуты списки кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам в количестве 21 кандидата и единый список кандидатов в Депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва в количестве 34 кандидатов, предоставлены документы для заверения списка кандидатов, регистрации уполномоченных представителей избирательного объединения, в том числе заявления ФИО1 о согласии баллотироваться (л.д. 236-238, 64-74 том 1).
Уполномоченным представителем избирательного объединения Региональное отделение в <Адрес> политической партии «Новые Люди» ФИО9ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию <Адрес> сданы следующие документы (л.д. 233-235, 58-61 том 1): уведомительные письма о выдвижении списка кандидатов по одномандатным избирательным округам и о выдвижении единого списка кандидатов; единый список кандидатов по одномандатным избирательным округам и единый список кандидатов (л.д. 62-63, 75-90 том 1, л.д. 4-9 том 2); свидетельство государственной регистрации избирательного объединения (л.д.91); решения съезда политической партии о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком; документ, подтверждающий согласование с соответствующим органом политической партии, иного общественного объединения кандидатур, выдвигаемых в качестве кандидатов; заявления каждого кандидата, включенного в список кандидатов по одномандатным избирательным округам, о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу в количестве 21 шт.; краткое наименование политической партии (л.д. 104); решение уполномоченного органа избирательного объединения о наделении лица полномочиями заверить список кандидатов по одномандатным избирательным округам (л.д. 164-170 том 1), решение о назначении уполномоченного представителя избирательного объединения (л.д.105, 172-203 том 1)
Согласно списку кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> Политической партии «<данные изъяты>» по одномандатным избирательным округам ФИО1 указан в п.13 в качестве кандидата в депутаты в одномандатный избирательный округ № (л.д. 7 том 2).
В соответствии с Единым списком (л.д. 84 том 1) кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> Политической партии «Новые Люди», ФИО1 указан в п.2 кандидатом в депутаты муниципальной группы «Орджоникидзевская № (одномандатный избирательный округ №, одномандатный избирательный округ №).
По результатам рассмотрения документов, представленных Региональным отделением в <Адрес> политической партии «Новые Люди» для заверения списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва Избирательной комиссией <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ приняты решения:
- № о заверении списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> политическая партия «Новые Люди» по одномандатным избирательным округам в количестве 21 человек, согласно приложению № (л.д.10 том 1);
-№ о заверении единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> политическая партия «<данные изъяты>» в количестве 34 человек, согласно приложению № (л.д.11 том 1)
В адрес Избирательной комиссии <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ поступило заявление Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России об исключении из заверенного списка кандидатов партии «Новые Люди» членов ЛДПР-Либерально-демократической партии России, состоящих на партийном учете на момент подачи избирательным объединением документов, связанных с выдвижением кандидатов, а именно ФИО1 и ФИО7 (л.д. 11 том 2).
Из содержания данного заявления следует, что ФИО1 и ФИО7 являются до настоящего времени членами ЛДПР - Либерально-демократической партии России, номер партийного билета ФИО1№, номер партийного билета ФИО7№ (л.д. 11-12 том 2).
В подтверждении данного факта Пермским региональным отделением Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России приложена справка о том, что ФИО1 является членом политической партии ЛДПР- Либерально-демократической партии России (л.д. 13 том 2).
Избирательной комиссией <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ в адрес уполномоченного представителя избирательного объединения «Региональное отделение в <Адрес> политическая партия «Новые Люди» направлено обращение с просьбой дать пояснения до ДД.ММ.ГГГГ по поступившей от координатора Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России справки о том, что ФИО1 является членом партии ЛДПР (л.д.25 об.).
На основании решения Избирательной комиссии <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с дополнительной проверкой информации, изложенной в заявлении координатора Пермского регионального отделения политической партии ЛДПР ФИО11 срок рассмотрения заявления продлен до 10 дней (л.д. 50-51 том 1)
В ответ на данное обращение уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение в <Адрес> политическая партия «Новые Люди» ДД.ММ.ГГГГ дан ответ о том, что исключение кандидатов из заверенного списка кандидатов возможно исключительно в момент принятия решения о регистрации списков кандидатов в соответствии с ч. 26 ст. 38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и только на основании представленных избирательным объединение или кандидатом документов, а также ответов на запросы избирательной комиссии. Обращение регионального отделения регионального отделения Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России в перечень документов, на основании которых соответствующая избирательная комиссия вправе принять решение о регистрации списка кандидатов или об отказе в регистрации списка кандидатов, не входит. Представленные в Избирательную комиссию <Адрес> справки о партийном учете указанных лиц не свидетельствуют о членстве в партии. Таким безусловным свидетельством членства в политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России могут являться личные письменные заявления ФИО7, ФИО1 (л.д. 14-15 том 2).
Заседание комиссии по рассмотрению данного вопроса состоялось ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 00 мин., о чем уведомлен уполномоченный представитель избирательного объединения «Региональное отделение в <Адрес> «Региональное отделение в <Адрес> политическая партия «Новые Люди».
Согласно листу регистрации на заседании помимо представителей Избирательной комиссии <Адрес> присутствовали представитель избирательного объединения «Региональное отделение в <Адрес> политическая партия «Новые Люди» ФИО10, представитель и координатор партии ЛДПР-ФИО6 и ФИО11 (л.д. 66 том 2).
Решением Избирательной комиссии <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ заявление координатора Пермского регионального отделения Политической партии ЛДПР удовлетворено частично, постановлено рассмотреть вопрос об исключении ФИО1 из заверенного списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва и заверенного списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва по одномандатным избирательным округам, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в Пермском крае политической партии «<данные изъяты>» (л.д. 52-55 том 1)
Избирательной комиссией <Адрес>ДД.ММ.ГГГГ на основании ст. 16 и пункта «е» части 6 ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <Адрес>» принято решение № «Об исключении кандидата из заверенных списков кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> Политической партии «Новые Люди», которым кандидат ФИО1 исключен из заверенного единого списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> Политической партии «<данные изъяты>» (муниципальная группа «<Адрес>№, №) и из заверенного списка кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> Политической партии «Новые Люди» по одномандатным избирательным округам (одномандатный избирательный округ №), а также о направлении указанного решения в территориальную избирательную комиссию <Адрес>, на которую возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №, для принятия решения об отмене выдвижения кандидата в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №ФИО1
Из содержания данного решения следует, что основанием для принятия такого решения послужило непредставление избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> Политической партии «Новые люди» документов, что ФИО1 не вступал в партию ЛДПР, вышел из нее или вступил в другую партию (л.д. 9 том 1).
Согласно ч.1 ст. 36 ФЗ «О политических партиях» политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти.
В силу пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
В п.3.1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что если конституцией, уставом, законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации, представительном органе муниципального образования все депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, законом субъекта Российской Федерации должны быть предусмотрены гарантии реализации права граждан Российской Федерации, не являющихся членами избирательных объединений, быть избранными депутатами соответственно этого законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования.
В соответствии с пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата, в том числе в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «е» пункта 26 статьи 38 данного Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Согласно подпункту «е» пункта 26 статьи 38 названного Федерального закона основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие в таком списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением, кандидата, являющегося членом иной политической партии.
Пунктом 9 статьи 76 указанного Федерального закона предусмотрено, что регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, в том числе в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подпунктом «б» пункта 24 данного Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.
Согласно п. «е» ч. 6 ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <Адрес>» основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов являются: наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии.
В силу подпункта «б» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидатов для кандидатов, выдвинутых политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом «О политических партиях».
Пунктом 3.1 статьи 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» федеральный законодатель ввел запрет для политической партии выдвигать кандидатами в депутаты граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
Согласно подпункту «в» пункта 2 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях» условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии.
Согласно пунктам 4.1, 4.4 Устава Политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России членство в ЛДПР является добровольным и индивидуальным.
Прием в ЛДПР осуществляется на основе личного письменного заявления гражданина Российской Федерации, установленного Высшим Советом образца.
Прием заявлений осуществляют региональные, местные и первичные отделения ЛДПР по месту постоянного или преимущественного проживания гражданина.
Гражданин Российской Федерации считается принятым в члены ЛДПР после предоставления заполненного заявления установленного образца в соответствующий орган ЛДПР с момента принятия Координационным Советом регионального отделения соответствующего решения. Решение Координационного совета регионального отделения о принятии гражданина Российской Федерации в члены ЛДПР принимается на ближайшем заседании Координационного совета.
В соответствии с пунктами 4.7, 4.11 данного Устава член ЛДПР имеет право свободно выйти из партии по письменному заявлению в орган, принявший его в партию.
Член ЛДПР на основании личного письменного заявления может выйти добровольно из партии. Заявление подается в первичное, местного или региональное отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Решение о снятии с партийного учета принимается органом, принявшим ранее решение о приеме данного гражданина в члены ЛДПР.
В соответствии с п.4.12 Устава политической партии ЛДПР членство в партии в том числе прекращается в случае вступления в другую политическую партию(л.д.19-27 том 2)
Из представленных суду документов следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 в Пермское региональное отделение Либерально-демократической партии России подано заявление о принятии его в ряды политической партии ЛДПР (л.д. 17 том 2).
ДД.ММ.ГГГГФИО1 выдан партийный билет №.
Согласно выписке из протокола № заседания Координационного совета Пермского регионального отделения ЛДПР от ДД.ММ.ГГГГФИО1 был назначен на должность и.о. координатора Свердловского местного отделения ЛДПР (л.д. 18 том 2).
Региональным отделением в <Адрес> Политической партии «Новые Люди» представлен Избирательной комиссии <Адрес> граждан, включенных избирательным объединением Политическая партия «<данные изъяты>» в единой список кандидатов в депутаты Пермской городской Думы созыва и являющихся членами данной политической партии, в котором ФИО1 член политической партии отсутствует (л.д. 101-102 том 1)
Вместе с тем, представителем Регионального отделения в <Адрес> Политической партии «Новые Люди» не оспаривается тот факт, что ФИО1 не является членом политической партии «<данные изъяты>», заявление о вступлении в партию он не писал.
Председатель Избирательной комиссии по <Адрес> пояснил, что выдвижение кандидата в депутаты, не являющегося членом партии возможно, но только в том случае, если он не является членом другой партии. В данной ситуации этот принцип нарушен.
ФИО1 в судебном заседании пояснил, что он ДД.ММ.ГГГГ совместно с ФИО8 и ФИО7 обратились в Региональное отделение политической партии ЛДПР и написали заявления о выходе из членов партии ЛДПР на основании п. 4.11 Устава партии и снятии их с партийного учета.
В подтверждении данного обстоятельства ФИО1 суду представлено заявление от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированное секретарем –делопроизводителем Пермского Регионального отделения политической партии ЛДПР ФИО12 за вх № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором ФИО1 на основании ФЗ № от ДД.ММ.ГГГГ «О политических партиях», п. 4.11 Устава ЛДПР уведомлял политическую партию о выходе из членов ЛДПР и просил снять его с партийного учета.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО8 и ФИО7 подтвердили тот факт, что ДД.ММ.ГГГГ они вместе с ФИО1 обратились в Пермское Региональное отделение политической партии ЛДПР с заявлениями о выходе из партии и снятии их с партийного учета, которые в их присутствии были приняты и зарегистрированы секретарём - делопроизводителем политической партии ЛДПР. При этом свидетель ФИО8 пояснила, что в ходе личной беседы, при которой ФИО1 и ФИО7 не присутствовали, уполномоченный координатор политической партии ЛДПР ФИО11 ей пояснил о том, что до июля 2021 <Адрес> совет принимать решение об исключении из партии и снятии с партийного учета принимать не будет, чтобы указанные лица не могли выдвинуть свои кандидатуры на выборах в июле 2021 г. от других политических партий.
Представитель Пермского регионального отделения политической партии ЛДПР-Либерально-демократической партии России в суде подтвердил, что они не оспаривают тот факт, что ФИО1 подавал ДД.ММ.ГГГГ заявление о выходе из членов ЛДПР и снятии его с партийного учета, отметка о регистрации в представленной заинтересованным лицом копии заявления и подпись проставлена секретарем политической партии ЛДПР ФИО12, однако по требованию суда журнал регистрации входящей корреспонденции Пермского регионального отделения политической партии ЛДПР представить не смог по причине ведения журнала в электронном виде в системе 1С, доступ к которой по состоянию на 30 и ДД.ММ.ГГГГ у него отсутствует. Вместе с тем, факт подачи ФИО1 данного заявления не может свидетельствовать о выходе его из членов партии ЛДПР, поскольку процедура, предусмотренная Уставом партии ЛДПР, не соблюдена, решение Коррдинационного совета об исключении его из членов партии ЛДПР не принималось, в связи с чем как на момент подачи списков кандидатов в депутаты и их заверения Избирательной комиссией <Адрес>, так и до настоящего времени ФИО1 является членом партии ЛДПР.
Председатель Избирательной комиссии <Адрес> указанную позицию поддержал, указав на то, что ФИО1 при должной бдительности до выдвижения своей кандидаты в депутаты от политической партии «Новые Люди» обязан был убедиться в том, что его исключили из членов партии ЛДПР.
Вместе с тем, суд с вышеуказанной позицией представителей Избирательной комиссией <Адрес>, политической партии ЛДПР, прокурора не может согласиться.
В соответствии с положениями ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 95-ФЗ «О политических партиях», право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии, право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий.
Пунктом 6.10 Устава политической партии ЛДПР предусмотрено, что решение об исключении из партии и снятии с партийного учета принимается руководящим органом регионального отделения ЛДПР - Координационным Советом, вместе с тем, указанным Уставом не установлены сроки и периодичность созыва и проведения данного Координационного совета, что позволяет в течение длительного времени не принимать решения уполномоченным органом по вышеуказанным заявлениям.
Длительное бездействие Пермского регионального отделения политической партии ЛДПР по непринятию решения о снятии заинтересованного лица с партийного учета, повлекло за собой нарушение прав административного истца – политической партии «Новые Люди» и заинтересованного лица, выдвинутого от данного избирательного объединения в качестве кандидата в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва.
Судом при рассмотрении дела установлено и не опровергнуто стороной административного ответчика, что ФИО1 осуществлены до ДД.ММ.ГГГГ действия по выходу из членов партии ЛДПР.
Данное обстоятельство Избирательной комиссией <Адрес> при принятии оспариваемого решения не было проверено.
Доводы председателя Избирательной комиссии <Адрес> о том, что комиссия не работает с кандидатами в депутаты, а только с уполномоченными представителями избирательного объединения, не свидетельствуют о законности принятого решения, поскольку запрос об истребовании заявлений ФИО1 о вступлении в партию и выходе из членов партии ЛДПР уполномоченному представителю политической партии ЛДПР не направлялся.
Решение Избирательной комиссии <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ об исключении ФИО1 из заверенных списков кандидаты в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> политической партии «<данные изъяты>», в связи с тем, что он является членом другой политической партии, принято только на основании справки Координатора Пермского регионального отделения политической партии ЛДПР ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ, в то время как в региональном отделении политической партии ЛДРП имелось нерассмотренное заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о выходе из членов партии и снятии его с партийного учета.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в Обзоре судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел о защите прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ, при рассмотрении вопроса о членстве кандидата в политической партии следует учитывать право граждан беспрепятственно выходить из политической партии.
Бездействие избирательного объединения по неисключению из политической партии гражданина, членом которого ранее являлся кандидат в депутаты, не может свидетельствовать о неправомерных действиях самого гражданина, который свою обязанность по подаче заявления о выходе из партии исполнил.
Доводы представителя административного истца о том, что Избирательной Комиссией <Адрес> нарушена процедура принятия оспариваемого решения, поскольку действующим избирательным законодательством не предусмотрены полномочия Избирательной комиссии <Адрес> по исключению кандидата в депутаты после заверения списков, а только при регистрации списка кандидатов депутаты, основаны на ошибочном толковании норм права, поскольку указанное право Избирательной комиссии <Адрес> предусмотрено как положениями подпункта «е» пункта 26 статьи 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так и п. «е» ч. 6 ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в <Адрес>».
В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественного объединения, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие(бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и(или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд или лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Учитывая, что ФИО4 до выдвижения его кандидатом в депутаты от политической партии «Новые Люди» совершил действия, направленные на выход его из членов политической партии ЛДПР, решение об исключении его из партии не принято Координационным Советом политической партии ЛДПР до настоящего времени по независящим от него причинам, суд приходит к выводу, что у Избирательной комиссии г. Перми не имелось оснований, предусмотренных п. «е» ч. 6 ст. 37 Закона Пермского края от 09.11.2009 № 525-ПК «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Пермском крае», для исключения его из заверенных списков депутатов Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в Пермском крае Политической партии «<данные изъяты>».
Поскольку оспариваемое решение ведет к нарушению политических и избирательных прав как административного истца, так и заинтересованного лица, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования о признании решения Избирательной комиссии <Адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и возложения обязанности на Избирательную комиссию <Адрес> восстановить ФИО1 в заверенных списках кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением «Региональное отделение в <Адрес> Политической партии «Новые Люди».
В соответствии с ч. 6 ст. 244 КАС РФ решения суда о включении гражданина в список избирателей, немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, немедленном удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования подлежат немедленному исполнению.
При таких обстоятельствах, данное решение суда подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175, 244, 298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
р е ш и л :
признать незаконным решение Избирательной комиссии г. Перми от 24 июля 2021 г. № № «Об исключении кандидата из заверенных списков кандидатов депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Пермском крае политической партии «<данные изъяты>».
Возложить обязанность на Избирательную комиссию г. Перми восстановить ФИО4 ФИО16 в заверенных едином списке кандидатов в депутаты Пермского городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Пермском крае политической партии «<данные изъяты>», и списке кандидатов в депутаты Пермской городской Думы седьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Региональное отделение в Пермском крае политическая партия «<данные изъяты>», по одномандатным избирательным округам (одномандатный избирательный округ № №).
Обратить данное решение суда к немедленному исполнению.
Сведения об исполнении решения суда сообщить избирательному объединению Региональное отделение в Пермском крае политическая партия «<данные изъяты>» и Ленинскому районному суду г. Перми.
Решение суда в течение пяти дней со дня принятия судом решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г.Перми.
Председательствующий: подпись. Манько А.В.
Копия верна.
Судья: Манько А.В.
Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья: Манько А.В.