ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3519/19 от 17.09.2019 Приволжского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Копия дело

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ года <адрес>

Приволжский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Руповой Г.В.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> к ФИО2 о взыскании налоговой задолженности,

У С Т А Н О В И Л:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы по <адрес> обратилась в суд с административным иском к ФИО2 о взыскании налоговой задолженности.

В обоснование иска указано, что согласно сведениям, полученным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по РТ, административный ответчик в период <данные изъяты> владел на праве собственности недвижимым имуществом, и, следовательно, на основании положений статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации, он являлся плательщиком налога на имущество физических лиц. Налоговый орган исчислил в отношении недвижимого имущества сумму налога за период <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб. Сумма налога на имущество физических лиц за <данные изъяты> не оплачена налогоплательщиком.

Также согласно сведениям, полученным Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по РТ, административный ответчик в период <данные изъяты> владел на праве собственности земельными участками и, следовательно, на основании положений статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации, он являлся плательщиком земельного налога.

Налоговый орган исчислил в отношении недвижимого имущества (объект незавершенного строительства) сумму налога за период <данные изъяты> в размере <данные изъяты> руб.

Сумма земельного налога административным ответчиком за <данные изъяты> не оплачена, в связи с чем, на основании статьи 75 НК РФ административным истцом на сумму налога <данные изъяты> руб. начислены пени в размере <данные изъяты> руб.

В соответствии со статьями 69,70 Налогового кодекса Российской Федерации должнику было направлено требование об уплате штрафа, однако в установленный в требованиях срок сумма налога административным ответчиком не уплачена.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка по Приволжскому судебному району <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца задолженности по налогу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России по РТ задолженности по налогу был отменен.

На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России по РТ просит взыскать с ФИО2 налог в общем размере <данные изъяты> руб. и пени в сумме <данные изъяты> руб.

До судебного разбирательства административный истец предоставил суду уточненные требования, согласно которым: налог на имущество за <данные изъяты> составил <данные изъяты> руб., земельный налог за <данные изъяты><данные изъяты> руб., пени по земельному налогу составили <данные изъяты> руб. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начисленные на сумму недоимки - <данные изъяты> руб., образовавшуюся за <данные изъяты>, указав на допущенную описку в иске в части указания суммы земельного налога в размере <данные изъяты> руб., вместо верной суммы – <данные изъяты> руб., на которую начислены пени в сумме <данные изъяты> руб., итого: налоговый орган просит суд взыскать с ФИО2 общую сумму налоговой задолженности в размере <данные изъяты> руб.

В судебное заседание представитель административного истца не явился, просит рассмотреть поданный иск без их участия.

Административный ответчик в суд не явился, извещался неоднократно надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по месту регистрации, конверты возвратились по истечении срока хранения, дополнительно был извещен СМС сообщением, которое доставлено ответчику.

В данном случае суд приходит к выводу, что административный ответчик, не являясь по извещению в почтовое отделение за получением судебной корреспонденции и в судебное заседание, указанным образом распорядился своими процессуальными правами.

Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны: уплачивать законно установленные налоги.

Согласно пункту 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

По положению пункта 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

По статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

В пункте 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:

1) жилой дом;

2) жилое помещение (квартира, комната);

3) гараж, машино-место;

4) единый недвижимый комплекс;

5) объект незавершенного строительства;

6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

На основании пунктов 1-3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Как видно из материалов дела, у административного ответчика находилось на праве собственности: в период <данные изъяты> недвижимое имущество в виде <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес> (объект незавершенного строительства - по проекту жилой дом) с кадастровым номером , а также земельные участки <данные изъяты>: с кадастровыми номерами: , расположенные по адресу: <адрес>, что следует из сведений административного истца, предоставляемых ему на основании статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органами, осуществляющими государственную регистрацию недвижимого имущества и сведениями, предоставленными Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> по запросу суда.

Налоговый орган в адрес административного ответчика направил налоговое уведомление за от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано о необходимости уплаты земельного налога в сумме <данные изъяты> руб. и налога на имущество в размере <данные изъяты> руб. не позднее ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>

Межрайонной ИФНС России по РТ было выставлено административному ответчику требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что у ФИО2 имеется общая задолженность в сумме <данные изъяты> руб., в том числе по налогам (сборам) <данные изъяты> руб., которая подлежит уплате. Также в срок до ДД.ММ.ГГГГ необходимо уплатить налог на имущество в размере <данные изъяты> руб., земельный налог в сумме <данные изъяты> руб. и пени по нему – <данные изъяты>

Сумма пени, указанная в данном требовании, соответствует представленному расчету (<данные изъяты>

На основании пункта 4 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов налогообложения: 1) квартира, часть квартиры или комната; 2) жилой дом или часть жилого дома; 3) помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 настоящей статьи; 4) хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 настоящей статьи; 5) гараж или машино-место.

По положению статьи 407 пункта 10 Налогового кодекса Российской Федерации право на налоговую льготу имеют следующие категории налогоплательщиков: пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

В материалах административного дела за № ФИО2 при подаче заявления об отмене судебного приказа от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что она является пенсионеркой с <данные изъяты> и, следовательно, должна быть освобождена от уплаты налогов.

В письменном пояснении административного истца на возражения ФИО2, отраженных в материале административного дела за № со ссылкой на статью 407 пункта 4 Налогового кодекса Российской Федерации указано, что поскольку в налоговом уведомлении за от ДД.ММ.ГГГГ, адресованной в адрес ФИО2, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, являлся в <данные изъяты> объектом незавершенного строительства, соответственно административному ответчику по данному объекту льготы не подлежали применению, кроме того, указал истец, что налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц в отношении объектов незавершенного строительства на федеральном уровне не предусмотрены и поэтому отсутствие на федеральном уровне такой налоговой льготы является одной из мер стимулирования собственников к завершению строительства объектов недвижимости и государственной регистрации прав на них.

Также административный истец, ссылаясь на вышеприведенное налоговое уведомление, указал, что у налогоплательщика в <данные изъяты> имелись два земельных участка по адресу: <адрес>), за которые налогоплательщик обязан был в установленный срок произвести уплату земельного налога за два объекта, указывая на нижеизложенное.

По положению пункта 5 подпункта 8 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшего по налоговому периоду <данные изъяты>, налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере <данные изъяты> рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков: пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лиц, достигших возраста <данные изъяты> (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 436-ФЗ) в главу 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) внесены изменения, предусматривающие увеличение размера налогового вычета по земельному налогу, расширение перечня категорий граждан, имеющих право на такой налоговый вычет, а также изменение порядка предоставления налогового вычета.

Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 391 Налогового кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 кв. метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков - физических лиц, относящихся к одной из категорий, указанных в настоящем пункте.

Перечень категорий граждан, имеющих право на указанный налоговый вычет, дополнен такой категорией, как пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством, а также лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание.

На основании пункта 10 статьи 396 Налогового кодекса налогоплательщики - физические лица, имеющие право на налоговую льготу по земельному налогу в виде налогового вычета, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

Согласно пункту 6.1 статьи 391 Налогового кодекса налоговый вычет предоставляется в отношении одного земельного участка по выбору налогоплательщика. Уведомление о выбранном земельном участке может быть представлено налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору. При непредставлении такого уведомления налоговый вычет предоставляется в отношении земельного участка с максимально исчисленной суммой земельного налога.

Поскольку вышеприведенный закон вступил в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ, то, соответственно, к налоговому периоду <данные изъяты> по уплате земельного налога данный закон не подлежит применению, а также по утверждению административного истца, ФИО2, будучи пенсионером, получающим пенсию, назначенную в установленном пенсионным законодательством и достигшей возраста 55 лет (женщины), которым в соответствии с законодательством Российской Федерации выплачивается ежемесячное пожизненное содержание, от уплаты земельного налога за <данные изъяты> она не освобождается.

Судом также не найдены правовые основания для применения льгот по полному освобождению налогоплательщика - пенсионера от уплаты налога на имущество и земельного налога.

В силу статьи 48 пункта 3 Налогового органа Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка по Приволжскому судебному району <адрес> был вынесен судебный приказ о взыскании с административного ответчика в пользу административного истца задолженности по земельному налогу и пени по нему, по налогу на имущество в общем размере <данные изъяты>

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ судебный приказ о взыскании в пользу Межрайонной ИФНС России по РТ указанной задолженности по налогам был отменен (л<данные изъяты>

После отмены судебного приказа административный истец в установленные законом сроки обратился с настоящим иском.

Истцом указано, что административным ответчиком в установленные в требованиях сроки налоговая задолженность по земельному налогу и пени по нему, по налогу на имущество в общем размере <данные изъяты> руб. уплачена не была.

С учетом вышеизложенного, суд находит правовые основания для полного удовлетворения заявленных требований административным истцом, принимая во внимание при этом и то, что административным ответчиком допустимых доказательств о недостоверном исчислении налоговым органом суммы налога и полном погашении заявленной налоговой задолженности не представлено.

В силу пункта 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Также в силу положений статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального образования в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России по <адрес> к ФИО2 о взыскании налоговой задолженности удовлетворить.

Взыскать с ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ИНН , зарегистрированной по адресу: <адрес>, в доход бюджета за период <данные изъяты>: налог на имущество в сумме <данные изъяты> рублей, земельный налог в размере <данные изъяты> рублей, пени по земельному налогу - <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ годы.

Взыскать с ФИО2 в бюджет муниципального образования государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РТ через данный суд в течение 1 месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья: подпись

Копия верна

Судья: Рупова Г.В.

Изготовлено решение в мотивированном виде ДД.ММ.ГГГГ