ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3521/18 от 02.10.2018 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 октября 2018 года г. Черкесск

Судья Черкесского городского суда Карачаево-Черкесской Республики Ковалева О.Г., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства гражданское дело №2а-3521/18 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике к Карачаево-Черкесской региональной общественной организации «Добровольная пожарная охрана» о признании Карачаево-Черкесской региональной общественной организации «Добровольная пожарная охрана» прекратившей свою деятельность,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции РФ по КЧР в лице представителя обратилось в суд с административным иском к Карачаево-Черкесской региональной общественной организации «Добровольная пожарная охрана» о признании Карачаево-Черкесской региональной общественной организации «Добровольная пожарная охрана» прекратившей свою деятельность, в порядке ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях». В обосновании иска указали, что 08.02.2012г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике принято решение о регистрации Карачаево-Черкесской региональной Общественной организации «Добровольная пожарная охрана», учетный , 24.07.2008г. сведения об Организации внесены в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным государственным регистрационным . Данное общественное объединение фактически прекратило свою деятельность, в нарушение абз.8 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», Организацией не представлена информация об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2017 год. Срок полномочий председателя Организации Баисова А.З. истек 25.02.2018г., однако данные о переизбрании руководителя на новый срок в Управление не поступали, что является нарушением ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и послужило основанием для вынесения - предупреждений от 03.05.2018г. №09/04-994, 27.07.2018г. №09/04-1918. В ответ на предупреждение от 27.07.2018г. №09/04-1918 Организацией представлено уведомление от 06.08.2018г. №1/06, в соответствии с которым деятельность Организацией не ведется и протокол о ликвидации Организации. Однако Организацией не представлены документы, для прохождения процедуры ликвидации, предусмотренные статьями 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимые для внесения записи о ликвидации Организации в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с чем, Управлением принято решение о принудительной ликвидации организации. Просит суд: признать Карачаево-Черкесскую региональную Общественную организацию «Добровольная пожарная охрана» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица; исключить Карачаево-Черкесскую региональную Общественную организацию «Добровольная пожарная охрана» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, судом извещался надлежащим образом о времени и месте слушания дела, представил ходатайство от 11.09.2018 года о рассмотрении дела без их участия, в порядке упрощенного производства в соответствии со ст.291 КАС РФ.

Административный ответчик о нахождении в производстве Черкесского городского суда настоящего административного дела и его рассмотрении извещался в установленном законом порядке. Письменных возражений относительно заявленных требований ответчик не представил, но имеется заявление о рассмотрении дела в упрощенном порядке, исковые требования признает в полном объеме, что позволило суду рассмотреть административный иск в порядке упрощенного производства.

На основании ч.7 ст.150 КАС РФ полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке упрощенного производства по правилам главы 33 КАС РФ.

Исследовав материалы административного дела, прихожу к следующему.

В силу части десятой статьи 21 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ в случае, если отделение общественного объединения не принимает свой устав и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, центральный руководящий орган данного объединения уведомляет территориальный орган федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации о наличии указанного отделения, месте его нахождения, сообщает сведения о его руководящих органах. В этом случае указанное отделение приобретает права юридического лица со дня его государственной регистрации.

Из материалов дела видно, что 24.07.2008г. сведения об Организации внесены в единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) за основным - дарственным регистрационным номером

08.02.2012г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике принято решение о регистрации Карачаево-Черкесской региональной Общественной организации «Добровольная пожарная охрана», учетный .

Данное общественное объединение фактически прекратило свою деятельность, в нарушение абз.8 ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях» и постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006г. №212 «О мерах по реализации отдельных положений Федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», Организацией не представлена информация об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2017 год.

Срок полномочий председателя Организации Баисова А.З. истек 25.02.2018г., однако данные о переизбрании руководителя на новый срок в Управление не поступали, что является нарушением ст.29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» и послужило основанием для вынесения предупреждений от 03.05.2018г. №09/04-994, 27.07.2018г. №09/04-1918.

В ответ на предупреждение от 27.07.201г. №09/04-1918 Организацией представлено уведомление от 06.08.2018г. №1/06, в соответствии с которым деятельность Организацией не ведется и протокол о ликвидации Организации.

Однако Организацией не представлены документы, для прохождения процедуры ликвидации, предусмотренные статьями 20, 21 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», необходимые для внесения записи о ликвидации Организации в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с чем, Управлением принято решение о принудительной ликвидации организации.

Исследовав имеющиеся в деле документы, не нахожу оснований в отказе удовлетворения исковых требований.

В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

В соответствии с п.5 ст.61 Гражданского кодекса Российской Федерации решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

В силу ст.1 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, иных сведений о юридических лицах в соответствии с настоящим Федеральным законом.Государственные реестры содержат соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы. Государственные реестры являются федеральными информационными ресурсами (ст. 4 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ).

По смыслу названных норм единственным доказательством включения гражданина в состав учредителей юридического лица либо исключения из него является внесение соответствующей записи в государственный реестр юридических лиц.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право каждого на объединение (часть 1 статьи 30), одновременно предписывает гражданам и их объединениям соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (часть 2 статьи 15).

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года №1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 года №705 (далее также Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ).

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по КЧР является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации религиозной организации предоставлено законом.

Исходя из положений части первой статьи 26 и абзаца третьего части первой статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ общественное объединение может быть ликвидировано решением суда по заявлению Генерального прокурора Российской Федерации или федерального органа государственной регистрации (в данном случае Минюста России) в случае неоднократного или грубого нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов.

Аналогичное основание ликвидации юридического лица закреплено в подпункте 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В данном случае ликвидация такого общественного объединения как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является соразмерной допущенным нарушениям.

Структурные подразделения - организации, отделения общественного объединения ликвидируются в случае ликвидации соответствующего общественного объединения (часть вторая статьи 44 Федерального закона от 19 мая 1995 г. №82-ФЗ).

Полагаю, и как следует из материалов дела, что деятельность Организации осуществляется с грубыми нарушениями требований нормативных правовых актов, а именно не представление Организацией информация об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании за 2017 год, что является основанием для ликвидации общественного объединения в соответствии со статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях", то в данном случае считаю возможным удовлетворить заявленные истцом требования.

В соответствии с ч.1 ст.114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. В связи с чем, с административного ответчика подлежит взысканию сумма государственной пошлины, от уплаты которой административный истец был освобожден при подаче административного иска, в федеральный бюджет в размере 400,00 рублей.

Руководствуясь ст.61 ГК РФ, ст.ст. 175-180, 286-294 КАС РФ, ст.29 Федерального закона «Об общественных объединениях», суд

р е ш и л:

Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике к Карачаево-Черкесской региональной общественной организации «Добровольная пожарная охрана» о признании Карачаево-Черкесской региональной общественной организации «Добровольная пожарная охрана» прекратившей свою деятельность, удовлетворить.

Ликвидировать Карачаево-Черкесскую региональную общественную организацию «Добровольная пожарная охрана» (ОГРН №1120900000022).

Исключить Карачаево-Черкесскую региональную общественную организацию «Добровольная пожарная охрана» (ОГРН №1120900000022) из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать в федеральный бюджет РФ с Карачаево-Черкесской региональной общественной организации «Добровольная пожарная охрана» (ОГРН №1120900000022) государственную пошлину в размере 400,00 рублей.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в течение 15 дней с момента его получения в Верховный суд КЧР путем подачи апелляционной жалобы через Черкесский городской суд КЧР.

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2018 года.

Судья Черкесского городского суда О.Г. Ковалева