Административное дело № 2а-3523/2023
УИД 48RS0001-01-2023-002467-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2023 года город Липецк
Советский районный суд города Липецка в составе:
председательствующего Полухина Д.И.,
при секретаре Аршулик А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Бахмудкадиева Ислама Магомедовича к Управлению Федеральной налоговой службы по Липецкой области об оспаривании решения об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, возложении обязанности,
установил:
Бахмудкадиев И.М. обратился с административным иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Липецкой области о признании незаконным решения об исключении юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование требований, с учетом их уточнения, указывал, что 17.10.2022 г. административным ответчиком в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – также ЕГРЮЛ) была внесена запись об исключении ООО «ОРИОН-ПЛЮС» в связи с наличием сведений в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности.
Однако решением Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 10.12.2020 г. в пользу административного истца была взыскана сумма ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – также ДТП). Решение вступило в законную силу. На основании судебного акта был выдан исполнительный лист от 10.12.2020 г. серия ФС № 026142158.
Считает, что оспариваемые действия налогового органа напрямую затрагивают его права и законные интересы, так как исключение ООО «ОРИОН-ПЛЮС» из ЕГРЮЛ привело к невозможности исполнения решения суда, вступившего в законную силу, исключает реализацию права Бахмудкадиева И.М. на предъявление исполнительного листа в службу судебных приставов и осуществление принудительного взыскания денежных средств с юридического лица.
Прекращение правоспособности ООО «ОРИОН-ПЛЮС» приводит к необоснованному ограничению прав административного истца на взыскание суммы ущерба, причиненного в результате ДТП, которое произошло по вине юридического лица. По информации в открытых источниках владелец организации продолжает вести эконмическую деятельность и извлекать прибыль, за счет которой возможно погашение долга. О прекращении деятельности организации заявителю стало известно после появления соответствующих сведений о принудительной ликвидации в ЕГРЮЛ.
Просил признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области о государственной регистрации от 17.10.2022 г., записи за государственным регистрационным номером № от 17.10.2022 г. в Едином государственном реестре юридических лиц о ликвидации юридического лица - ООО «ОРИОН-ПЛЮС» (ОГРН 1084823001944, ИНН 4825056121, КПП 482601001, адрес: 398008, Липецкая область, г. Липецк, ул. Октябрьская, д.53, стр.2), внесенную Межрайонной ИФНС России № 6 по Липецкой области; обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области устранить допущенные нарушения прав административного истца путем внесения записи о недействительности записи за государственным регистрационным номером № от 17.10.2022 г. в Едином государственном реестре юридических лиц, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности, восстановив статус ООО «ОРИОН-ПЛЮС» как действующего юридического лица.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности и ордеру адвокат Тонких К.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске с учетом уточнения к нему.
Представитель административного ответчика и привлеченного судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица МИФНС по ЦФО Маньшина Е.И., действующая на основании доверенностей, административный иск не признала, указав на соблюдение УФНС России по Липецкой области порядка исключения недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по основаниям, изложенным в письменных возражениях и дополнениях к ним.
Административный истец, а также привлеченные к участию в деле в качестве заинтересованных лиц – УФССП России по Липецкой области, Советский РОСП г.Липецка УФССП России по Липецкой области, генеральный директор ООО «ОРИОН-ПЛЮС» Милютин М.Н. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные суду доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения административного иска.
Как усматривается из материалов дела, административный истец, являясь, по сути, кредитором ООО «ОРИОН-ПЛЮС», обладает правами по заявлению рассматриваемого требования, поданного в суд 10.05.2023 года.
Указанное право подтверждается представленной суду копией решения Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 10.12.2020 года, вступившего в законную силу 14.10.2021 года, которое вынесено по гражданскому делу №2-2916/2020, о взыскании в пользу Бахмудкадиева И.М. с ООО «ОРИОН-ПЛЮС» суммы ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, в размере 1 348 100 рублей.
Также судом установлено, что 17.10.2022 года (иных сведений не имеется) административному истцу стало известно об исключении ООО «ОРИОН-ПЛЮС» из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица, после появления соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.
Таким образом, годичный срок обращения в суд с заявленными требованиями, установленный п. 8 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», не пропущен.
В административном иске обоснованно в качестве административного ответчика указано Управление Федеральной налоговой службы по Липецкой области, являющееся правопреемником Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области, и требования судом рассматриваются именно к указанному административному ответчику, поскольку согласно п.2 приказа ФНС России от 04.07.2022 года №ЕД-7-4/618 «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Липецкой области», ИФНС России по Правобережному району г. Липецка, ИФНС России по Октябрьскому району г. Липецка, Межрайонная ИФНС России №1 по Липецкой области, Межрайонная ИФНС России № 3 по Липецкой области, Межрайонная ИФНС России № 4 по Липецкой области, Межрайонная ИФНС России № 5 по Липецкой области, Межрайонная ИФНС России № 6 по Липецкой области, Межрайонная ИФНС России 7 по Липецкой области, Межрайонная ИФНС России № 8 по Липецкой области реорганизованы путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы Липецкой области. В соответствии с пунктом 8 указанный приказ ФНС России вступает в силу с 24 октября 2022 года.
Соответствующие сведения содержатся также и в выписке из ЕГРЮЛ в отношении Управления Федеральной налоговой службы Липецкой области по состоянию на 28.04.2023 года (ОГРН 1044800220057), в частности, в строках 63-98, 262-270.
Согласно листу записи ЕГРЮЛ, запись № о прекращении юридического лица ООО «ОРИОН-ПЛЮС» (исключение из ЕГРЮЛ юридического лица в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности) внесена 17.10.2022 года.
Оспаривая указанное решение, административный истец ссылается на то, что должник намеренно не подтвердил и сделал сведения о себе недостоверными, с целью уклониться от выплаты образовавшейся задолженности, а прекращение правоспособности ООО «ОРИОН-ПЛЮС» приводит к необоснованному ограничению прав административного истца на взыскание суммы ущерба, причиненного в результате ДТП, которое произошло по вине юридического лица.
Однако суд приходит к выводу о законности принятого административного ответчиком оспариваемого решения по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст.21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон N 129-ФЗ) (здесь и далее нормативно-правовые акты приведены в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого решения) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Согласно пунктам 2-4 указанной статьи при наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона (то есть сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве).
Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
Заявления должны быть мотивированными и могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
В силу подпункта "в" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ в едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об адресе юридического лица в пределах его места нахождения.
Согласно пунктам 2, 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.
Аналогичные положения закреплены в пункте 2 статьи 8 Закона N 129-ФЗ.
Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, добросовестно полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица (абзац второй пункта 2 статьи 51 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: а) изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; б) получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; в) получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; г) проведения осмотра объектов недвижимости; д) привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.
Согласно пункту 4.3 статьи 9 Закона N 129-ФЗ основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 4 Оснований, условий и способов проведения, указанных в пункте 4.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ мероприятий, порядка использования результатов этих мероприятий, утвержденных Приказом ФНС России от 11 февраля 2016 года N ММВ-7-14/72@ (далее - "Основания"), полученная информация является информацией о несоответствии сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, сведениям, полученным территориальными органами ФНС России после включения в ЕГРЮЛ таких сведений.
Пунктом 6 статьи 11 Закона N 129-ФЗ установлено, что в случае, если по результатам проведения проверки достоверности сведений, включенных в единый государственный реестр юридических лиц, установлена недостоверность содержащихся в нем сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктами "в", "д" и (или) "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, регистрирующий орган направляет юридическому лицу, недостоверность сведений о котором установлена, а также его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать без доверенности от имени указанного юридического лица (в том числе по адресу электронной почты указанного юридического лица при наличии таких сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений (далее - уведомление о недостоверности).
В течение тридцати дней с момента направления уведомления о недостоверности юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, соответствующие сведения или представить документы, свидетельствующие о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности.
В случае невыполнения юридическим лицом данной обязанности, а также в случае, если представленные юридическим лицом документы не свидетельствуют о достоверности сведений, в отношении которых регистрирующим органом направлено уведомление о недостоверности, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений о юридическом лице.
Согласно пункту 7 статьи 22 Закона N 129-ФЗ если в течение срока, предусмотренного пунктом 4 статьи 21.1 настоящего Федерального закона, заявления не направлены и не представлены, регистрирующий орган исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц путем внесения в него соответствующей записи.
Регистрирующий орган не исключает юридическое лицо из единого государственного реестра юридических лиц при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Исключение недействующих юридических лиц из реестра не направлено на прекращение деятельности тех юридических лиц, которые фактически осуществляют свою деятельность, находятся по юридическому адресу. Исключение из реестра организаций, в отношении которых имеется запись о недостоверности сведений, но которые фактически осуществляют деятельность и с которыми есть возможность поддержания связи (получение ими необходимой корреспонденции, выход на связь исполнительного органа, сдача необходимой отчетности) не допускается.
Как усматривается из материалов дела, в ходе обследования 15.01.2018 года адреса места нахождения ООО «ОРИОН-ПЛЮС» (г.Липецк, ул. Октябрьская, д. 53, стр. 2) должностным лицом налогового органа был опрошен ФИО5, являющийся собственником нежилого помещения по указанному адресу, с которым ООО «ОРИОН-ПЛЮС» был заключен договор аренды нежилого помещения б/н от 10 марта 2014 года. ФИО5 указал, что ООО «ОРИОН-ПЛЮС» не находится по вышеуказанному адресу.
В связи с выявлением фактов недостоверности сведений в отношении юридического лица о его адресе, содержащихся в ЕГРЮЛ, административным ответчиком в адрес ООО «ОРИОН-ПЛЮС», за исходящим № 16-04/01191 от 19 января 2018 года было направлено уведомление о необходимости предоставления достоверных сведений, где были указаны порядок и сроки для предоставления достоверных сведений об адресе общества в регистрирующий орган в срок до 17.02.2018 г., которое возвратилось в налоговый орган с отметкой «адресат по указанному адресу отсутствует».
В связи с не предоставлением в указанные сроки ООО «ОРИОН-ПЛЮС» сведений или документов, свидетельствующих о достоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица, 16 февраля 2018 года регистрирующим органом в ЕГРЮЛ за ГРН №2184827059459 внесена запись о недостоверности сведений о юридическом лице в отношении адреса ООО «ОРИОН-ПЛЮС».
Согласно подпункту "б" пункта 5 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является одним из случаев применения порядка исключения юридического лица из ЕГРЮЛ, установленного указанной статьей.
Таким образом, наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи является основанием для принятия решения регистрирующим органом об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ.
Порядок исключения юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа предусмотрен статьей 21.1 Закона N 129-ФЗ, положения которой приведены выше.
На основании записи в отношении ООО «ОРИОН-ПЛЮС» о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ за ГРН №2184827059459 от 16 февраля 2018 года, регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены записи о принятии регистрирующим органом решения о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ за № 2224800157570 от 29 июня 2022 года (наличие в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Сообщение о предстоящем исключении ООО «ОРИОН-ПЛЮС» из ЕГРЮЛ было опубликовано в электронной версии журнала «Вестник государственной регистрации» часть 2 N 25 (895) от 29.06.2022/ 2394 на сайте www.vestnik-gosreg.ru. В сообщении указан адрес регистрирующего органа: «Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 6 по Липецкой области Адрес: 398059, г. Липецк, ул. Неделина, 4, корп. А», по которому могут быть направлены заявления в течение 3 месяцев.
Сведения, опубликованные в «Вестнике государственной регистрации» являются открытыми и общедоступными, поскольку указанное средство массовой информации, размещает информацию как в сети «Интернет», так и в виде печатного издания.
Кроме того, как пояснил в судебном заседании представитель административного ответчика, данные сведения также были размещены на сайте налоговой инспекции.
Однако соответствующие заявления не были направлены в налоговый орган недействующим юридическим лицом, кредиторами недействующего юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, в том числе, административным истцом, в установленный Законом срок.
Согласно статье 7.1 Закона N 129-ФЗ, сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе уведомления о реорганизации, ликвидации юридического лица, а также иные сведения, предусмотренные пунктом 7 указанной статьи, вносятся в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц, подлежат размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на официальном сайте ФНС России www.nalog.ru, где Заявитель также имел реальную возможность получить информацию о том, что о статусе юридического лица ООО «ОРИОН-ПЛЮС», а также о принятом решении о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
17.10.2022 года, то есть по истечении более трех месяцев с даты публикации сведений о принятом решении о предстоящем исключении фактически недействующего юридического лица ООО «ОРИОН-ПЛЮС», в ЕГРЮЛ была внесена запись № о прекращении деятельности юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности).
Сведениями о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении данного юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве на момент принятия административным ответчиком оспариваемого решения, регистрирующий орган не располагал.
Доказательств обратному суду не представлено.
Сведения об отсутствии представления документов отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, об отсутствии операций по банковским счетам в течение последних 12 месяцев в регистрирующий орган предоставлены административным ответчиком.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными служебными записками с приложенными к ним документами, в частности, от 07.06.2023 г. (об отсутствии за период 2020-2022 гг. поступлений по налогам, страховым взносам), от 05.06.2023 г. (о представлении «Упрощенной бухгалтерской отчетности» за 2017 г. 21.03.2018 г., и 19.04.2018 г. предоставления последней налоговой декларации), приложение к служебной записке от 02.06.2023 г. (об общей сумме прихода и расхода денежных средств по расчетным счетам ООО «ОРИОН-ПЛЮС» с 01.01.2020 г. по 31.12.2022 г. – сумма составила 0 руб.).
Также представлены сведения о банковских счетах, согласно которым единственный имевшийся у ООО «ОРИОН-ПЛЮС» расчетный счет в АО «Альфа-Банк», открытый 25.03.2015г., был закрыт 28.05.2018 г.
Суду также представлены многочисленные копии постановлений мирового судьи судебного участка № 18 Советского судебного района г. Липецка, вынесенные в отношении генерального директора «ООО «ОРИОН-ПЛЮС» ФИО7 в период с января 2019 года по май 2021 года, о привлечении к административной ответственности по ст. 15.5 КоАП РФ (нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) и по ч.1 ст.15.6 КоАП РФ (непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи).
Согласно сведениям, представленным Советским РОСП г. Липецка УФССП России по Липецкой области, в отношении ООО «ОРИОН-ПЛЮС» находилось на исполнении 8 исполнительных производств, из которых по 6 взыскателем являлось ЗАО (АО) «МАКС», по 1 – ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ, по 1 – МИФНС № 8 по Липецкой области, которые прекращены и окончены 27.04.2021г., 31.05.2021 г., 03.11.2022г., 20.12.2022 г.
Также в материалы дела представлены сведения об отсутствии у ООО «ОРИОН-ПЛЮС» самоходных машин, объектов недвижимости, а также сведения о наличии в период с 21.04.2015 г. по 29.03.2019 г. за ООО «ОРИОН-ПЛЮС» транспортных средств.
На дату исключения ООО «ОРИОН-ПЛЮС» из ЕГРЮЛ в адрес налогового органа не поступали обращения его контрагентов.
Наличие у ООО «ОРИОН-ПЛЮС» на момент принятия этого решения признаков недействующего юридического лица установлено судом, подтверждается материалами.
Проанализировав вышеприведенные нормы закона, суд приходит к выводу о том, что наличие в ЕГРЮЛ сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи, является основанием для принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ при отсутствии мотивированных заявлений лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.
Установленный законом порядок принятия регистрирующим органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ налоговым органом был соблюден, поскольку решение о предстоящем исключении было опубликовано в установленном законом порядке, заявлений после публикации не поступило, при этом, запись о прекращении юридического лица была внесена намного более позднее, чем за шесть месяцев до внесения сведений о недостоверности адреса юридического лица.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.05.2015 N 10-П "По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Отделсервис", решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ должно приниматься с учетом предусмотренных пунктами 3 и 4 данной статьи гарантий, направленных на защиту кредиторов и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются таким исключением. Так, решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления; заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.
Указанные гарантии в части возможности предъявления регистрирующему органу возражений относительно предстоящего исключения юридического лица (как фактически недействующего) из ЕГРЮЛ направлены на выявление лиц, заинтересованных в сохранении правоспособности должника и защите своих прав и законных интересов в судебном порядке, а в части судебного обжалования исключения - на обеспечение возможности восстановления регистрационного учета по обращению этих лиц на основании решения суда.
Оценивая принятое решение об исключении ООО «ОРИОН-ПЛЮС» из ЕГРЮЛ, суд не установил обстоятельств, свидетельствующих о том, что данное юридическое лицо продолжало осуществлять свою деятельность.
Само по себе, наличие непогашенной задолженности у такого юридического лица перед административным истцом, не препятствовало налоговому органу в рассматриваемой ситуации принять решение о его исключении из ЕГРЮЛ, в связи с чем данное решение, принятое в соответствии с положениями Закона N 129-ФЗ, не может расцениваться, как нарушающее имущественные права Бахмудкадиева И.М.
Обращение в суд должно иметь целью защиту нарушенного права истца. Отсутствие какого-либо имущества у общества, возможное восстановление в ЕГРЮЛ записи об организации как о действующем лице не приведет к восстановлению прав Бахмудкадиева И.М. как кредитора этой организации.
В то же время права Бахмудкадиева И.М. при наличии соответствующих оснований могут быть восстановлены иным путем, например, путем обращения к контролирующим лицам с требованием о субсидиарной ответственности.
Также исходя из разъяснений, данных в пункте 39 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" следует, что исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании статьи 21.1 Закона N 129-ФЗ согласно пункту 7 части 2 статьи 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства. Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с пунктом 5.2 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах налоговый орган правомерно исключил ООО «ОРИОН-ПЛЮС» из ЕГРЮЛ как недействующее юридическое лицо.
С учетом вышеизложенного, исходя из обстоятельств настоящего дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении как основных заявленных требований, так и производных - о возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав административного истца путем внесения записи о недействительности записи за государственным регистрационным номером № от 17.10.2022 в ЕГРЮЛ, в связи с наличием в ЕГРЮЛ сведений о нем, в отношении которых внесена запись о недостоверности, восстановив статус ООО «ОРИОН-ПЛЮС» как действующего юридического лица.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административного иска Бахмудкадиева Ислама Магомедовича к Управлению Федеральной налоговой службы по Липецкой области о признании незаконным решения об исключении ООО «ОРИОН-ПЛЮС» из Единого государственного реестра юридических лиц, возложении обязанности, отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Д.И. Полухин
Решение в окончательной форме изготовлено 31 октября 2023 года.