ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3524/20 от 08.10.2020 Советского районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Махачкала ДД.ММ.ГГГГ

Советский районный суд г.Махачкалы РД в составе:

председательствующего судьи Шуаева Д.А..

при секретаре судебного заседания Метревели Ц.Т.,

с участием представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2, представителя МКУ г.Махачкала «Управление архитектуры и градостроительства» по доверенности ФИО3, представителя ЖСК «Белые журавли» ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации ГО «город Махачкала», ЖСК «Белые журавли» о признании недействительным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ЖСК «Белые журавли» Управлением архитектурно-строительного надзора Администрации г.Махачкалы,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что площадь земельного участка с кадастровым номером 05:40:000044:303, принадлежащего ЖСК «Белые журавли» на праве аренды, составляет 24 003 га. В соответствии с разрешением на строительство, выданным ЖСК «Белые журавли», площадь застройки земельного участка составляет 2, 2500 га, что составляет 93, 74 % от всей площади земельного участка, что противоречит п.2,3 ст.36 Правил землепользования и застройки ГОсВД «город Махачкала», в которых установлены предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства: для многоквартирных жилых домов с количеством надземных этажей 16-3200 кв.м. Максимальный коэффициент застройки для строительства многоквартирных жилых домов составляет 30 %. С высотой здания – 81 м., что не соответствует п.7 ст.36 Правил землепользования и застройки в ГО «город Махачкала», утвержденных решением Махачкалинского городского собрания от ДД.ММ.ГГГГ, в котором установлено максимальное количество надземных этажей многоэтажных жилых домов -16, а максимальная высота многоэтажного жилого дома – 60 м. Кроме того, оспариваемое разрешение выдано в нарушении п. 2.13 «Строительных норм и правил. Градостроительства. Планировка и застройки городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89*» без учета дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятия физкультурой, хозяйственных целей, стоянки автомобилей). Оспариваемое разрешение выдано на строительство многоквартирного жилого дома, количеством этажей 24 (22 надземных и 2 подземных). По мнению истца, строительство указанного многоквартирного жилого дома непосредственно нарушает его права и законные интересы, так как указанный дом будет подключен к имеющимся сетям коммуникации: электричество, вода, газ, канализационные отводы, что приведет к невозможности обслуживания имеющихся домовладений в указанном квартале, а также оказания коммунальных услуг ненадлежащего качества ФИО1 и иным владельцам домовладений.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1 по доверенности ФИО2 поддержала административное исковое заявление, просила его удовлетворить.

Представитель МКУ г.Махачкала «Управление архитектуры и градостроительства» по доверенности ФИО3 административное исковое заявление не признал, просил отказать в его удовлетворении.

Представитель ЖСК «Белые журавли» ФИО4 административное исковое заявление не признала, просила отказать в его удовлетворении.

Выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив по правилам ст.84 КАС РФ доказательства, представленные в материалы дела, суд находит административный иск подлежащим отказу в удовлетворении по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 6 Федерального закона № 210-ФЗ от 27 июля 2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Постановлением администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» от 02.11.2018 N 1399 утвержден административный регламент "Выдача разрешения на строительство" (далее - Регламент).

Из раздела №2 указанного административного регламента следует следующее.

2.1. Наименование муниципальной услуги - "Выдача разрешения на строительство".

2.2. Предоставление муниципальной услуги осуществляет Администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - Администрация) в лице муниципального казенного учреждения "Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - Управление).

Соответственно МКУ "Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" по делу является надлежащим административным ответчиком.

Порядок выдачи разрешения на строительство установлен ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст.51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи: проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; проводят проверку соответствия проектной документации требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

Согласно ч.7 ст.51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом", Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Предусмотренныечастью 13 статьи 51Градостроительного кодекса Российской Федерации основания для отказа ЖСК «Белые журавли» в выдаче разрешения на строительство ни органом местного самоуправления, ни судом не установлены.

Как следует из оспариваемого разрешения на строительство при его выдаче ЖСК «Белые журавли» представлен полный пакет документов, предусмотренный ч.7 ст.51 ГрК РФ, в том числе:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок,

(согласно представленной суду выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 является собственником земельного участка, площадью 24003 +/- 54 кв.м., с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, тер по пр.А.Акушинского, -а. Согласно договору от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ЖСК «Белые журавли» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером . ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ЖСК «Белые журавли» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером на срок 10 лет. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ЖСК «Белые журавли» подписан акт приема-передачи земельного участка по договору аренды с кадастровым номером ) Какие –либо обременения на указанный земельный участок отсутствуют и установлены не были;

2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство,

(из представленного суду градостроительного плана земельного участка , расположенного по адресу: <адрес> «а», с кадастровым номером выданного ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в указанном градостроительном плане предусмотрен вид использования земельного участка, разрешенное использование земельного учаска под строительство 22-ух этажного жилого комплекса с подземным паркингом и торгово-офисными помещениями на 1-ом и 2-ом этажах, предельное количество этажей – 24, предельная высота 81,0 м., тогда как ЖСК «Белые журавли» планирует строительство многоквартирного жилого дома количеством этажей 22 этажа и торгово-офисными помещениями на 1-ом и 2-ом этажах, то есть в пределах информации содержащейся в градостроительном плане земельного участка. Разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ года выдано ЖСК «Белые журавли» на строительство многоквартирного жилого дома со встроено-пристроенными торгово-офисными помещениями и подземным паркингом на земельном участке, в соответствии с информацией, содержащейся в выданном градостроительном плане земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, площадью участка 24003, 00 кв.м., с кадастровым номером количеством этажей - 22, в том числе подземных этажей - 2, общей площадью 16000, 00 кв.м., объемом 400000, 00 кв.м., в том числе подземной части 175000, 00 куб.м., высотой 81, 00 м. площадью застройки 13275 кв.м., со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ). ЖСК «Белые журавли» получено положительное заключение проектной документации и результатов инженерных изысканий . Проектное предложение: жилой комплекс «Белые журавли» согласовано с Управлением архитектуры и градостроительства Администрации <адрес>, что усматривается из учинённой печати Управления;

3) результаты инженерных изысканий и следующие материалы, содержащиеся в утвержденной в соответствии с частью 15 статьи 48 настоящего Кодекса проектной документации (согласно ч.15 ст.48 ГрК РФ проектная документация, утверждаются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. Проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации, за исключением случаев, предусмотренных частями 15.2 и 15.3 настоящей статьи):

а) пояснительная записка; б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с информацией, указанной в градостроительном плане земельного участка; в) разделы, содержащие архитектурные и конструктивные решения, а также решения и мероприятия, направленные на обеспечение доступа инвалидов к объекту капитального строительства (в случае подготовки проектной документации применительно к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда); г) проект организации строительства объекта капитального строительства (включая проект организации работ по сносу объектов капитального строительства, их частей в случае необходимости сноса объектов капитального строительства, их частей для строительства, реконструкции других объектов капитального строительства),

В ходе судебного заседания были исследованы результаты инженерных изысканий и материалы, содержащиеся в утвержденной проектной документации,

(действующим законодательством полномочия проверять проектную документацию на предмет соответствия строительным нормам и правилам, отнесены, к полномочиям юридических лиц, соответствующими требованиями, установленным ст.50 ГрК РФ, а именно аккредитованными на право проведения негосударственной экспертизы соответствующего вида.

ЖСК «Белые журавли» подготовлено проектное предложение, выполненное ООО «Компания Авилон». Как усматривается из проектного предложения, оно согласовано с Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала».

В последующем ЖСК «Белые журавли» во исполнении ч.15 ст.48 ГрК РФ, то есть в соответствии с действующим законодательством, было получено положительное заключение негосударственной экспертизы , выданное Центр региональной экспертизы Республики Дагестан (свидетельство об аккредитации RA.RU.610923, RA.RU.610936) которое подтверждает, в соответствии с ч.5 ст.49 ГрК РФ, соответствие проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов).

Следовательно, утверждение истцов о незаконной выдаче органом местного самоуправления ЖСК «Белые журавли» разрешения на строительство является несостоятельным.

Кроме этого, в силу положений КАС РФ предметом защиты в суде являются именно нарушенные или оспариваемые права и законные интересы, обратившегося лица.

Право на иск по смыслу положений КАС РФ и, как следствие, право на судебную защиту определяется именно данными обстоятельствами - действительным наличием у истца субъективного материального права, подлежащего защите.

Суд считает, что заявитель не обосновывает каким образом, выданное разрешение на строительство нарушает его права как смежного землепользователя.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое разрешение выдано уполномоченным органом, соответствует градостроительному законодательству и не нарушает права и законные интересы истца, в связи с чем влечет отказ в удовлетворении заявленных требований.

Доводы административного искового заявления о том, что оспариваемое разрешение не соответствует Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Махачкалинского городского собрания от ДД.ММ.ГГГГ, являются необоснованными, поскольку разрешение на строительство выдано на основании градостроительного плана (действующий, не отмененный, не оспаривается), выданного до утверждения решением Махачкалинского городского собрания от ДД.ММ.ГГГГ Правил землепользования и застройки.

Согласно п.2 ч. 2 ст. 6 Правил землепользования и застройки территории городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" в случае если перечень видов разрешенного использования и/или наименование отдельного вида разрешенного использования, содержащиеся в Правилах застройки, не соответствуют перечню видов разрешенного использования и/или наименованию отдельного вида разрешенного использования, указанных в каком-либо правоустанавливающем или правоудостоверяющем документе, выданном в установленном порядке физическому и юридическому лицу до вступления в силу настоящих Правил застройки (свидетельство о государственной регистрации прав на объект недвижимости, градостроительный план земельного участка, договор купли-продажи или аренды объекта недвижимости и т.п.), не требуется обязательного переоформления указанных правовых документов в целях приведения в соответствие с требованиями настоящих Правил застройки. Изменение перечня видов разрешенного использования и/или формулировки отдельного вида разрешенного использования производится в добровольном порядке путем внесения изменения в соответствующий документ или путем выдачи нового документа.

При этом в действовавших на момент выдачи градостроительного плана Правилах землепользования и застройки ГО «город Махачкала», утвержденные решением Махачкалинского городского собрания от ДД.ММ.ГГГГ а, не были установлены предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства.

Доводы истца о том, что оспариваемое разрешение выдано в нарушении п. 2.13 «Строительных норм и правил. Градостроительства. Планировка и застройки городских и сельских поселений. СНиП 2.07.01-89*» без учета дворового благоустройства (размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятия физкультурой, хозяйственных целей, стоянки автомобилей), являются необоснованным, поскольку опровергаются представленной суду проектной документацией. Более того, из указанного довода не ясно в чем конкретно выражено несоответствие.

На основании выше изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства Администрации ГО «город Махачкала», ЖСК «Белые журавли» о признании недействительным разрешения на строительство многоквартирного жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, выданное ЖСК «Белые журавли» Управлением архитектурно-строительного надзора Администрации г.Махачкалы, отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Шуаев Д.А.