ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3524/2022 от 03.08.2022 Октябрьского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

№ ******

№ ******

Решение

Именем Российской Федерации

03 августа 2022 года Октябрьский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Обуховой В.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес> к ФИО1 взыскании задолженности по налогам,

Установил:

Административный истец обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование указано, что административному ответчику ФИО1 на праве собственности в 2019 году принадлежало транспортное средство, земельный участок. Вместе с тем в нарушение положений налогового законодательства административный ответчик обязанность по уплате транспортного налога, земельного налога за налоговый период 2019 год в установленный законом срок не исполнил. В связи неисполнением указанной обязанности ФИО1 направлены требования, которые административным ответчиком не исполнены. Определением мирового судьи судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ того же мирового судьи о взыскании со ФИО1 задолженности по налогам за 2019 год. До настоящего времени недоимка административным ответчиком не уплачена. На основании изложенного просит взыскать со ФИО1 недоимку по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов в размере 2249 руб., транспортному налогу за 2019 год в сумме 997 руб.

Административным ответчиком возражений на административный иск не представлено.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить Согласно ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В силу п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.

Согласно п. 1 ст. 389 того же Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

На территории муниципального образования «<адрес>» земельный налог установлен и введен в действие на территории в соответствии с решением Екатеринбургской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ№ ******.

В силу п. 1 ст. 397 того же Кодекса налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено данной статьей.

В соответствии с п. 1 ст. 356 указанного Кодекса транспортный налог устанавливается этим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге, вводится в действие в соответствии с этим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о транспортном налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ ******-ОЗ «Об установлении и введении в действие транспортного налога на территории <адрес>» на территории <адрес> установлен и введен в действие транспортный налог.

В силу п. 1 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог уплачивается на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (п. 1 ст. 45,п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено и следует из ответов на судебные запросы, что в 2019 году ФИО1 являлся собственником транспортного средства ******, VIN № ******, 2016 года выпуска (период владения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ); земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Искусный, 6, кадастровый № ******, в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В связи с наличием в собственности у ФИО1 указанных объектов налогообложения в 2019 году ему направлено налоговое уведомление № ****** от ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога в сумме 997 руб., земельного налога в сумме 2 249 руб.

Ввиду неисполнения обязанности по уплате транспортного и земельного налогов Межрайонной ИФНС России № ****** по <адрес> направлено ФИО1 требование № ****** от ДД.ММ.ГГГГ со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Данное требование в установленный срок исполнено не было, доказательств обратного административным ответчиком не представлено.

В обоснование соблюдения порядка взыскания задолженности административным истцом достаточных и надлежащих доказательств направления административному ответчику налогового уведомления в соответствии с п. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации не представлено.

Как следует из скриншотов из базы налогового органа, вышеуказанные требования направлены административному ответчику через личный кабинет налогоплательщика.

Согласно ч. 6 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Вместе с тем, Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-17/260@ утвержден Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика (действовавший до ДД.ММ.ГГГГ) которым предусмотрена возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе требований об уплате.

Пунктами 9, 10 Порядка предусмотрено, что для доступа налогоплательщика к личному кабинету налогоплательщика указанным лицом представляется заявление о доступе к личному кабинету налогоплательщика по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку в любой налоговый орган независимо от места его учета (за исключением инспекций Федеральной налоговой службы, к функциям которых не относится взаимодействие с физическими лицами).

Для обеспечения доступа к личному кабинету налогоплательщика налоговый орган на основании Заявления представляет налогоплательщику регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку, в которой указывается логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль.

При первом входе в личный кабинет необходимо сменить первичный пароль (пункт 15 Порядка). Если смена первичного пароля не была осуществлена в течение одного календарного месяца с даты регистрации налогоплательщика в личном кабинете, первичный пароль блокируется (пункт 16 Порядка).

Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ N ММВ-7-17/617@ также утвержден порядок ведения личного кабинета налогоплательщика, предусматривающий возможность отправки документов налоговых органов, направление которых налогоплательщику осуществляется через личный кабинет налогоплательщика в случаях, предусмотренных Кодексом, в том числе налоговых уведомлений и требований об уплате налога.

Исходя из положений статей 46 - 48 Налогового кодекса Российской Федерации процедура принудительного взыскания налога возможна только после выполнения требований статьи 69 Кодекса о направлении налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Суду не представлено доказательств, направления налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления и требования об уплате транспортного налога путем размещения в личном кабинете налогоплательщика, при условии доступа налогоплательщика к личному кабинету.

Налоговым органом на запрос суда представлен ответ, из которого не следует, что ФИО1 лично, либо через представителя, обращался в налоговый орган с заявлением о доступе к личному кабинету налогоплательщика, получил регистрационную карту для использования личного кабинета налогоплательщика, в которой указаны логин и первично присвоенный налогоплательщику пароль, затем произвел смену первичного пароля в течение одного календарного месяца с даты регистрации и осуществлял вход в личный кабинет. Напротив, из представленных скриншотов следует, что профиль налогоплательщика не содержит истории действий.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что налоговым органом нарушена процедура взыскания транспортного и земельного налогов за 2019 год.

В силу п. 2, 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

Аналогичные положения содержит ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

С заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть с пропуском установленного законом срока.

Судебный приказ вынесен мировым судьей судебного участка № ****** Октябрьского судебного района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ и отменен им же ДД.ММ.ГГГГ.

Настоящее административное исковое заявление в суд поступило ДД.ММ.ГГГГ, направлено почтовой корреспонденцией ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, срок на обращение с административным иском соблюден.

При таких обстоятельствах, поскольку налоговым органом не представлено доказательств соблюдения порядка взыскания задолженности, пропущен срок на обращение за вынесением судебного приказа, а оснований для его восстановления судом не установлено, соответствующее ходатайство налоговым органом не заявлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о взыскании со ФИО1 недоимок по транспортному и земельному налогам за 2019 год.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении административных исковых требований Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № ****** по <адрес> к ФИО1 взыскании задолженности по налогам отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд <адрес>.

Председательствующий В.В. Обухова