ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3525/2021 от 28.06.2021 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2а-3525/2021

УИД 65RS0001-02-2021-002041-88

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 июня 2021 года город Южно-Сахалинск

Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области

В составе: председательствующего судьи – Павловой О.Ю.,

при секретаре – Акининой А.М.,

с участием представителя административного истца –

ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Сахалинской таможни о взыскании с ФИО пени за просрочку уплаты утилизационного сбора,

УСТАНОВИЛ:

Сахалинская таможня обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением к ФИО, в обоснование, указав, что 22 ноября 2016 года административный ответчик подал на <данные изъяты> таможенный пост Сахалинской таможни пассажирскую таможенную декларацию на снегоход <данные изъяты>. На момент выпуска товара утилизационный сбор ответчиком уплачен не был, в связи с чем, Сахалинская таможня обратилась в Южно-Сахалинский городской суд с административным исковым заявлением о взыскании задолженности по уплате утилизационного сбора в сумме 195 000 рублей. Решением суда от 27 ноября 2018 года с ФИО взыскан утилизационный сбор в размере 195 000 рублей. В связи с непредставлением ФИО сведений об уплате утилизационного сбора таможенным органом исчислены пени за период с 07 декабря 2016 года по 23 сентября 2020 года в сумме 67 569 рублей 13 копеек. 20 ноября 2020 года ФИО направлено уведомление об уплате пени за неуплату утилизационного сбора. В установленный срок и до настоящего времени сумма пени за просрочку уплаты утилизационного сбора не уплачена. По изложенным основаниям административный истец просит суд взыскать с ФИО пени за просрочку уплаты утилизационного сбора в размере 67 569 рублей 13 копеек.

Представитель административного истца Сахалинской таможни ФИО в судебном заседании заявленные требования поддержала, пояснила, что уплата утилизационного сбора ФИО осуществлялась в порядке принудительного исполнения решения суда через службу судебных приставов двумя платежами, которые поступили на счет таможни 22 сентября 2020 года, в связи с чем, пени начислены по указанную дату.

Административный ответчик ФИО в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения административного дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела не ходатайствовал. Ранее представил возражения на иск, указав, что административным истцом пропущен трехлетний срок исковой давности, подлежащий исчислению с 07 декабря 2016 года.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при имеющейся явке сторон.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.

Согласно абзацу второму пункта 3 вышеуказанной статьи плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Виды и категории самоходных машин и (или) прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 года № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», которым также утверждены Правилами взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба.

В соответствии с пунктом 5 Правил утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2016 года № 81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:

а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», по форме, приведенной в приложении № 1;

б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);

в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;

г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме приведенной в приложении № 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;

д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика (пункт 11 Правил).

Согласно пункту 11 (1) Правил документы, предусмотренные пунктами 11 и 15 настоящих Правил, должны быть представлены в таможенный орган в течение 15 дней со дня:

выпуска самоходных машин и (или) прицепов в соответствии с заявленной таможенной процедурой (при осуществлении таможенного декларирования);

фактического пересечения самоходными машинами и (или) прицепами Государственной границы Российской Федерации и (или) пределов территорий, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права (в случае если декларирование самоходных машин и (или) прицепов при ввозе в Российскую Федерацию не осуществляется).

Непредставление плательщиком или его уполномоченным представителем документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, является основанием для начисления пени за неуплату утилизационного сбора.

Пени за неуплату утилизационного сбора начисляются за каждый календарный день просрочки со дня, следующего за днем истечения срока представления в таможенный орган документов, предусмотренных пунктами 11 и 15 настоящих Правил, по день исполнения обязанности по уплате утилизационного сбора включительно в процентах суммы неуплаченного утилизационного сбора в размере одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты утилизационного сбора.

Уплата, взыскание и возврат пеней осуществляются в соответствии с правилами, установленными для уплаты, взыскания и возврата утилизационного сбора.

В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному административному делу, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Вступившим в законную силу решением Южно-Сахалинского городского суда от 27 ноября 2018 года установлено, что ФИО1 22 ноября 2016 года по декларации на товары ввез и задекларировал товар, в отношении которого уплачивается утилизационный сбор, - снегоход <данные изъяты>. При ввозе указанного товара не был исчислен и уплачен утилизационный сбор, в связи с чем, 28 марта 2017 года в адрес ФИО было направлено уведомление о необходимости уплаты утилизационного сбора.

Указанным решением с ФИО взыскана задолженность по уплате утилизационного сбора в размере 195 000 в пользу Сахалинской таможни.

26 апреля 2019 года в отношении ФИО постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по городу Южно-Сахалинску № 1 УФССП России по Сахалинской области возбуждено исполнительное производство о взыскании в пользу Сахалинской таможни 195 000 рублей.

Исполнительное производство окончено постановлением от 11 августа 2020 года в связи с фактическим исполнением. Как следует из справки о движении денежных средств по депозитному счету оплата от должника ФИО поступила 22 июля 2020 года в размере 186 493 рубля 28 копеек, и 07 августа 2020 года в размере 8 506 рублей 72 копейки, а всего 195 000 рублей.

Платежными поручениями от 07 августа 2020 года и 13 августа 2020 года денежные средства были перечислены на счет Сахалинской таможни.

Согласно представленным административным истцом сведениям, денежные средства в размере 186 493 рубля 28 копеек и 8 506 рублей 72 копейки были зачислены на счет Сахалинской таможни 22 сентября 2020 года.

Таким образом, материалами дела подтверждается, что установленная законом обязанность по уплате таможенных платежей ответчиком была исполнена с нарушением срока, в связи с чем, с ФИО подлежат взысканию пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора.

Пунктом 17 Правил установлено, что в случае если в течение 3 лет с даты ввоза самоходных машин и прицепов к ним в Российскую Федерацию после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней с даты обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора (а также пени за просрочку уплаты) с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.

В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.

В связи с выявлением факта несвоевременной оплаты утилизационного сбора 20 ноября 2020 года таможенным органом ФИО заказным письмом направлено уведомление об уплате пени за неуплату утилизационного сбора, которое возвращено в адрес отправителя.

Вместе с тем, суд не соглашается с произведенным административным истцом расчетом, поскольку таможенным органом дата исполнения обязанности по оплате утилизационного сбора определена 22 сентября 2020 года (дата зачисления денежных средств от службы судебных приставов), тогда как фактически денежные средства оплачены 22 июля 2020 года в размере 186 493 рубля 28 копеек, и 07 августа 2020 года в размере 8 506 рублей 72 копейки.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции», налог представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично - правовой обязанности. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну.

Конституционная обязанность каждого налогоплательщика по уплате налогов должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. После списания с расчетного счета имущество налогоплательщика уже изъято, то есть налог уплачен. Поэтому положение об уплате налога, содержащееся в статье 57 Конституции Российской Федерации, должно пониматься как фактическое изъятие налога у налогоплательщиков.

При таком положении, пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора подлежат взысканию за период с 07 декабря 2016 года (дата возникновения обязанности по уплате утилизационного сбора) по 22 июля 2020 года на сумму 195 000 рублей, и с 23 июля 2020 года по 07 августа на сумму 8 506 рублей 72 копейки (остаток долга):

Итого:

Доводы административного ответчика о пропуске срока обращения в суд с административным иском о взыскании пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора суд отклоняет как необоснованные. Положения статей 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации о сроке исковой давности, на которые сослался административный ответчик, к возникшим правоотношениям применению не подлежат, поскольку в силу пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда разрешаемый судом спор вытекает из налоговых или других финансовых и административных правоотношений, гражданское законодательство может быть применено к названным правоотношениям при условии, что это предусмотрено законом.

Учитывая, что утилизационный сбор по своей природе является одним из видов обязательных платежей, подлежащих уплате в бюджет, его взыскание в судебном порядке должно осуществляться по правилам главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Частью 2 статьи 286 указанного Кодекса установлен шестимесячный срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций, который подлежит исчислению со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.

Указанный срок таможенным органом соблюден, исковое заявление направлено в суд с соблюдением шестимесячного срока с момента истечения срока исполнения уведомления от 20 ноября 2020 года об уплате пени за неуплату утилизационного срока.

При этом исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате таможенного сбора, требование о взыскании пени является производным от основного требования о взыскании утилизационного сбора, срок направления которого был соблюден.

При установленных судом обстоятельствах с ФИО подлежат взысканию пени в исчисленном судом размере 64 974 рубля 34 копейки. Во взыскании пени в большем размере суд отказывает.

Согласно статье 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

С учетом положений пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, исходя из размера удовлетворенных требований имущественного характера, с ФИО в доход муниципального образования городского округа «Город Южно-Сахалинск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 149 рублей

Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Сахалинской таможни удовлетворить частично.

Взыскать с ФИО, <данные изъяты>, пени за несвоевременную уплату утилизационного сбора в размере 64 974 рубля 34 копейки в пользу Сахалинской таможни на реквизиты: Операционный департамент Банка России <...>, БИК 044501002, счет № 40101810800000002901, получатель - МО УФК (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, с указанием информации в реквизитах платежного документа: в «105» - «45328000», в «106» - «ТУ» (при уплате без использования электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов) или «ТК» (при использовании электронных терминалов, платежных терминалов и банкоматов), в «107» - «10000010», КБК 15311208000015000120 (для самоходных машин).

В удовлетворении оставшейся части исковых требований Сахалинской таможни о взыскании с ФИО пени в большем размере – отказать.

Взыскать с ФИО государственную пошлину в доход муниципального образования городской округ «Город Южно-Сахалинск» в сумме 2 149 рублей.

Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в апелляционном порядке через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий судья О.Ю. Павлова