ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-352/1821АВГУ от 21.08.2018 Кронштадтского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Дело № 2а-352/18 21 августа 2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кронштадтский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Шумило М.С.,

при секретаре Лебедевой Е.В.,

с участием административного ответчика Стариковой Р.Н.

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю к Стариковой Раисе Николаевне о взыскании недоимки и пени по земельному налогу и налогу на имущество,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным иском к административному ответчику Стариковой Р.Н. о взыскании земельного налога за 2014, 2015 год в сумме 4235 руб. 19 коп., и пеней в сумме 76 руб. 16 коп., и налога на имущество за 2014, 2015 года в сумме 228 руб.16 коп и пени в размере 14 руб. 02 коп. указав, что ответчик, является собственником земельного участка, а также гаража и квартиры, и, следовательно, плательщиком земельного налога и налога на имущество, однако налог в установленный срок ею уплачен не был.

Административный истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Административный ответчик Старикова Н.Р. в судебном заседании указала, что не оплачивала начисленные налоги в связи с тем, что в уведомление и требование об уплате налога включены объекты которые ей никогда не принадлежали, либо владельцем которых в 2014 и 2015 году она не была. Так, в уведомлениях за 2014, 2015 год в качестве объекта налогообложения по налогу на землю указан земельный участок, расположенный по адресу: Минеральные воды, Московская ул. д.65, который ей никогда не принадлежал. Находящийся с 2012 года у нее в собственности земельный участок, расположен по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Анджиевский, гаражный кооператив Солнышко, гараж 64. В качестве объекта налогообложения по налогу на имущество указана квартира, расположенная по адресу: Минеральные Воды, <адрес>, которая по договору мены от 23 мая 2012 года была передана в собственность Муниципального образования поселок Анджиевский Минераловодского района Ставропольского края, а ей в собственность перешла квартира по адресу: <адрес> корпус Б, о чем он неоднократно уведомляла налоговый орган. Также указала, что с 16 января 2014 года является пенсионером, и в силу закона освобождена от уплаты налога на имущества - гараж, о чем она сообщала в налоговый орган.

Привлеченное к участию в деле в порядке ст. 47 КАС РФ в качестве заинтересованного лица Управление Росреестра по Ставропольскому краю в судебное заседание не явилось, о времени и месте судебного разбирательства извещено, о причинах неявки суду не сообщило.

Принимая во внимание, что явка административного истца в судебное заседание обязательной не признана, суд, руководствуясь положениями ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть настоящее административное дело в отсутствие административного истца, надлежащим образом извещенного о дате и времени судебного заседания.

Исследовав материалы дела, суд находит требования административного истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

На основании ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии со статьей 400 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 408, пунктам 1, 2 статьи 409 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.

Согласно ст. 388 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

В силу пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Согласно пункту 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение, государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 3 статьи 396 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу ст. 44 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно искового заявления административный истец просит взыскать с административного ответчика задолженность за 2014, 2015 год по налогу на имущество: гараж, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Анджиевский, гаражный кооператив Солнышко, площадью 21,9 кв.м, <адрес>, расположенную по адресу: <адрес> воды, <адрес>, а также по земельному налогу за земельный участок, расположенный по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Анджиевский, гаражный кооператив Солнышко, гараж 64.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что административный ответчик с 2012 года является собственником недвижимого имущества в виде земельного участка расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Анджиевский, гаражный кооператив Солнышко, гараж 64 кадастровый № 26:24:020118:114, площадью 25 кв.м, гаража № 64, расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Анджиевский, гаражный кооператив Солнышко, площадью 21,9 кв.м, а также квартиры № 14, расположенной по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, пос.Анджиевский, ул.Красногвардейская, д.10 корпус Б.

Данное обстоятельство подтверждается представленными административным ответчиком в ходе рассмотрения дела свидетельствами о государственной регистрации права 26-АИ 194 234 от 25.09.2012г, 26-АИ 172223 от 21.08.2012г., 26-АИ 244286 от 09.11.2012г., а также полученной судом выпиской из ЕГРП представленной филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю.

Таким образом, указанная в качестве объекта налогообложения для исчисления налога на имущество квартира № 48, расположенная по адресу: Ставропольский край, г. Минеральные воды, ул.Октбрьская д.3, в собственности Стариковой Р.Н. в исковой период не находилась, в связи с чем начисленная за нее задолженность по налогу и пени взысканию не подлежит.

Как усматривается из налогового уведомления № 785330 от 03.04.2015г. и № 86851113 от 10.10.2016г. расчет налога за 2014 и 2015 год производился налоговым органом за земельный участок, расположенный по адресу: г. Минеральные Воды, Московская ул. д.65, кадастровый номер 26:24:020118:114, владельцем которого Старикова Р.Н. никогда не являлась.

Между тем, как установлено судом, административный ответчик является собственником земельного участка расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Анджиевский, гаражный кооператив Солнышко, гараж 64 с аналогичным кадастровым № 26:24:020118:114, и как указал административный истец в административном исковом заявлении, адрес принадлежащего Стариковой Р.Н. земельного участка был изменен в 2018 году на основании поступивших в налоговой орган документов, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в уведомлении направленном административному ответчику об уплате налога за 2014 и 2015 год и в административном исковом заявлении, речь идет об одном и том же земельном участке, указание неправильного адреса в уведомлении об уплате земельного налога не освобождает ответчика от обязанности своевременной уплаты налога за принадлежащий ей земельный участок за 2014, 2105 год и не может являться основанием для вынесения решения об отказе налоговому органу в исковых требованиях.

Согласно представленного административным истцом расчета, за 2014 год начисленный земельный налог составляет 2043,01 руб., за 2015 год -2043 руб., а всего 4086,01 руб., пени за несвоевременную уплату налога составляют 76 руб. 16 коп.

В соответствии со статьей 397 Налогового кодекса Российской Федерации налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом срок уплаты налога для налогоплательщиков - организаций или физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен ранее срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 398 настоящего Кодекса. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.

Согласно п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.

Согласно п. 1 ст. 69 НК РФ, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Налоговое уведомление и требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления либо требования по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 НК РФ).

В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (статья 31 НК Российской Федерации).

Как усматривается из налогового уведомления № 785330 от 03.04.2015г. и № 86851113 от 10.10.2016г. расчет налога за 2014 и 2015 год производился налоговым органом за земельный участок, расположенный по адресу: г. Минеральные Воды, Московская ул. д.65, кадастровый номер 26:24:020118:114, владельцем которого Старикова Р.Н. никогда не являлась.

Между тем, как установлено судом, административный ответчик является собственником земельного участка расположенного по адресу: Ставропольский край, Минераловодский район, поселок Анджиевский, гаражный кооператив Солнышко, гараж 64 с аналогичным кадастровым № 26:24:020118:114, и как указал административный истец в административном исковом заявлении, адрес принадлежащего Стариковой Р.Н. земельного участка был изменен в 2018 году на основании поступивших в налоговой орган документов, в связи с чем, суд приходит к выводу, что в уведомлении направленном административному ответчику об уплате налога за 2014 и 2015 год и в административном исковом заявлении, речь идет об одном и том же земельном участке, указание неправильного адреса в уведомлении об уплате земельного налога не освобождает ответчика от обязанности своевременной уплаты налога за принадлежащий ей земельный участок за 2014, 2105 год и не может являться основанием для вынесения решения об отказе налоговому органу в исковых требованиях.

Согласно представленного административным истцом расчета, за 2014 год начисленный земельный налог составляет 2043,01 руб., за 2015 год - 2043 руб., а всего 4086,01 руб., пени за несвоевременную уплату налога составляют 76 руб. 16 коп.

Налог на имущество физических лиц и земельный налог входят в систему имущественных налогов, взимаемых вне зависимости от факта использования соответствующего имущества.

Средства от уплаты данных налогов зачисляются в доходы местных бюджетов и органами местного самоуправления направляются на решение социально-экономических вопросов на территории муниципальных образований.

Таким образом, физические лица, признаваемые налогоплательщиками налога на имущество физических лиц и земельного налога, обязаны платить законно установленные налоги в отношении соответствующего имущества.

В целях социальной защиты населения по налогу на имущество физических лиц на федеральном уровне установлены налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков. Так, пенсионеры полностью освобождаются от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта налогообложения каждого вида, а именно: в отношении одной квартиры, одного жилого дома, гаража или машино-места вне зависимости от площади каждого из указанных объектов налогообложения, а также в отношении одного хозяйственного строения или сооружения, площадь каждого из которых не превышает 50 кв. метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В силу п. 2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» действовавшего до 01.01.2015 года, налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ.

На основании статьи 407 Налогового кодекса граждане, которые до 1 января 2015 года имели право на федеральные налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц, с 1 января 2015 года также освобождаются от уплаты данного налога.

Так, пенсионеры освобождены от уплаты налога на имущество физических лиц в отношении одного объекта налогообложения каждого вида (например, квартира, жилой дом, гараж), находящегося в собственности налогоплательщика и не используемого в предпринимательской деятельности.

Подпунктом «л» п. 5 Инструкции МНС России от 02.11.1999 № 54 «По применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» определено, что пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, для получения льготы представляется пенсионное удостоверение.

Согласно представленного административным ответчиком удостоверения № 133763 от 28.02.2014 года, Старикова Раиса Николаевна с 16 января 2014 года является пенсионером по старости.

Таким образом, суд полагает, что с февраля 2014 года административный ответчик полностью освобождена от уплаты налога на гараж, поскольку в силу закона имеет льготу по уплате налога, о которой налоговый орган был своевременно уведомлен. В связи с этим, со Стариковой Р.Н. подлежит взысканию налог на имущество – гараж, за период с 01.01.2014 по 01.02.2014 года, что составляет 6 руб. 89 коп. (82798,36х0,10000%:12) и пени в размере 0,03 руб.

В соответствии со статьей 114 КАС РФ, подпунктом 1 пункта 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, с административного ответчика в доход бюджета Санкт-Петербурга подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 48, 75 НК РФ, ст. 62, 175-177 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России Ставропольскому краю к Стариковой Раисе Николаевне о взыскании недоимки и пени по земельному налогу и налогу на имущество удовлетворить частично.

Взыскать со Стариковой Раисы Николаевны в пользу Межрайонной ИФНС России № 9 по Ставропольскому краю земельный налог за 2014, 2015год в сумме 4086 руб. 01 коп., пени в сумме 76 руб. 16 коп., налог на имущество физических лиц за 2014 год в размере 6 руб. 89 коп., пени в сумме 0 руб. 03 коп., а всего взыскать 4 169 руб. 09 коп.

В остальной части в удовлетворении иска – отказать.

Взыскать со Стариковой Раисы Николаевны в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 366 руб.23 коп.

Решение суда может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья М.С. Шумило

Решение принято судом в окончательной форме 27.08.2018.