ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-352/2021 от 15.10.2021 Калтанского районного суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-352/2021

УИД 42RS0041-01-2021-000974-48

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Город Калтан 15 октября 2021 г.

Калтанский районный суд Кемеровской области в составе

председательствующего судьи Крыжко Е.С.

при секретаре Галиевой Л.А.

с участием старшего помощника прокурора г. Осинники Гордеевой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Публичного акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» о признании недействующим постановления администрации Калтанского городского округа от 4 марта 2021 г. ... «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения ООО «Водоканал», технологически присоединенных к канализационным очистным сооружениям г. Калтан»,

УСТАНОВИЛ:

Публичное акционерное общество «Южно-Кузбасская ГРЭС» (далее ПАО «ЮК ГРЭС», административный истец) обратилось в суд с административным иском к администрации Калтанского городского округа о признании недействующим с момента принятия постановления администрации Калтанского городского округа от 4 марта 2021 г. ... «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения ООО «Водоканал», технологически присоединенных к канализационным очистным сооружениям г. Калтан», о взыскании государственной пошлины в сумме 2000 рублей.

Заявленные требования мотивированы тем, что оспариваемым постановлением (в виде значений согласно таблице Приложения) утверждены нормативы состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения ООО «Водоканал», технологически присоединенных к канализационным очистным сооружениям г. Калтан. Постановление опубликовано в газете «Калтанский Вестник» 11 марта 2021 г. в № 12 (1266).

Полагают, что указанное постановление незаконно, поскольку оно противоречит ч. 2 ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», п. 176 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644.

При заключении между ООО «Водоканал» и ПАО «ЮК ГРЭС» Единого типового договора холодного водоснабжения и водоотведения ... от 15.08.2019 в Приложении № 8 установлены нормативы водоотведения по составу сточных вод согласно Приложения № 5 Постановления Правительства РФ № 644 от 29.07.2013.

Согласно оспариваемого постановления нормативы состава сточных вод в сравнении с регламентированными в договоре, сильно ужесточены: взвешенные вещества в 7 раз, алюминий в 125 раз, нефтепродукты в 178 раз, железо в 37,5 раз, марганец в 500 раз, фосфаты в 182,4 раза, фенол в 5000 раз, а по некоторым веществам, например, жиры, нормативы не установлены.

Считают, что такое резкое изменение установленных значений нормативов состава сточных вод может быть обусловлено только значительной реконструкцией очистных сооружений, однако информация о таких изменениях отсутствует. Значения нормативов состава сточных вод установлены без соответствующих проектов. Вместе тем, когда должны устанавливаться не произвольно, а основываться на нормах предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ, утвержденных для организаций ВКХ природоохранными органами.

С целью проверки законности и обоснованности установления нормативов сточных вод в таких значениях (показателей для расчетов) - так называемую правовую базу, ПАО «ЮК ГРЭС» обратилось с просьбой к ООО «Водоканал» о предоставлении документов, на основании которых данные нормативы были рассчитаны.

ООО «Водоканал» поставило свой объект «очистные сооружения г. Калтан» на учет в Росприроднадзоре в декабре 2020 года как объект НВОС II категории, для которого с целью получения разрешительной документации, в том числе нормативов допустимого сброса, необходимо разработать эти нормативы в составе Декларации о НВОС и подать в Росприроднадзор.

В ответ ООО «Водоканал» направило в адрес Общества дополнительное соглашение ... от 15.03.2021 к единому типовому договору водоснабжения и водоотведения ...... от 15.08.2019 с комментарием, что запрашиваемая информация не обязательна для подписания дополнительного соглашения.

Информация и документы, подтверждающие законность утверждения нормативов состава сточных вод (НССВ) в указанных значениях, ПАО «ЮК ГРЭС» не была представлена.

Пункт 1 оспариваемого постановления будет применяться ООО «Водоканал» - как гарантирующей организацией в системе водоотведения КГО с 11.03.2021 при заключении и исполнении с абонентами типового договора холодного водоснабжения и водоотведения.

ПАО «ЮК ГРЭС», как и все абоненты ООО «Водоканал» на территории Калтанского городского округа, обязано соблюдать НССВ и подписать дополнительное соглашение с новыми установленными значениями НССВ, а в случае выявления нарушения НССВ нести ответственность в виде платы за их превышение.

В связи с отказом предоставить обоснование (предоставленные документы ООО «Водоканал») для установления значений показателей НССВ администрацией Калтанского городского округа, ПАО «ЮК ГРЭС» не может воспользоваться своим правом ознакомления с расчетом значений НССВ и технической документацией-обоснованием для таких значений НССВ, поэтому считают, что установленные администрацией Калтанского городского округа показатели НССВ не законны, установлены произвольно без проектной документации учета параметров очистки сточных вод, направлены на обогащение организации ВКХ за счет третьих лиц.

Полагают, что произвольное установление администрацией КГО нормативов водоотведения по составу сточных вод также не соответствует закону и не может использоваться для контроля сточных вод абонентов, поскольку нарушает права ПАО «ЮК ГРЭС».

Считают, что применение значений НССВ, утверждённых на основании оспариваемого постановления при осуществлении контроля сточных вод абонентов приведет к незаконному установлению превышения НССВ абонентом ПАО «ЮК ГРЭС» и как следствие, не законного взыскания платы, т.е. приведет к ущемлению прав и законных интересов ПАО «ЮК ГРЭС», а именно - возложению обязанности по уплате денежных средств, не предусмотренных действующим законодательством.

На основании протокольного определения 03.08.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора (л.д. 66-75 Т.1).

На основании протокольного определения 29.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Отдел водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления, Министерство природных ресурсов и экологии Кузбасса (л.д. 88-92 Т.2).

Представитель административного истца ФИО4 в судебном заседании административное исковое заявление просила удовлетворить по доводам, изложенным в нем, дополнительно представляла письменные пояснения и указывала на то, что администрация КГО обязана была установить нормативы на основании расчета, представленного ООО «Водоканал», поскольку это регламентировано законом - Правилами № 644 и № 728. Оспариваемое постановление нарушает права общества из-за установления ужесточенных нормативов, по сравнению с теми, которые установлены в Приложении № 5 к Правилам № 644, и единым договором от 2019г., что в дальнейшем отразится на размере платы за негативное воздействие на окружающую среду. Администрация на основании п. 174 Правил № 644 должна была отказать в установлении нормативов на основании расчетов, представленных гарантирующей организацией ООО «Водоканал», поскольку данные расчеты не соответствуют пунктам 176-181 указанных Правил. Орган местного самоуправления обязан был проверить расчеты. Также указывала на нарушение органом местного самоуправления 30-ти дневного срока на установление нормативов состава сточных вод, со дня поступления от гарантирующей организации рассчитанных нормативов, и, соответственно, на нарушение процедуры принятия оспариваемого постановления.

Кроме того, администрация КГО должна была в соответствии с п. 173 Правил № 644 отказать в установлении рассчитанных НССВ по 5 веществам, которые должны были быть установлены в соответствии с п. 180 Правил согласно Приложения № 7. Установленные значения нормативов состава сточных вод по взвешенным веществам, БПК, ХПК, Аммоний-иону, фосфору фосфату не соответствуют требованиям пунктов 176-181 Правил. В расчете НССВ на странице 22 есть ссылка на п. 180 Правил. Однако технологические нормативы для этих веществ в соответствии с Приложением № 7 не приняты.

Также в представленных расчетах имеется информация о выдаче о содержаниях «Фосфора», которая не могла быть принята, т.к. представлена Судебноэкспертным учреждением СФО НАЛ, которая не содержится в реестре аккредитованных лиц.

В законодательном порядке не отменена обязанность водопользователей согласовывать с органом, осуществляющим федеральный санитарно-эпидемиологический надзор, нормативы предельно допустимых сбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в водные объекты. ООО «Водоканал» не может при установлении НДС руководствоваться письмами Росводресурса.

Расчет изначально не может быть признан верным, в связи с тем, что замеры Судебноэкспертного учреждения СФО НАЛ произведены не за 12 месяцев, а произведены не менее чем за 60 дней, однако, это законно в том случае, если расчет предоставлен в администрацию до 01.01.2021, однако такой расчет предоставлен после указанный даты. Согласно сообщению Росприроднадзора декларация ООО «Водоканал» подана и принята 01.02.2021, следовательно должен применяться п. 177 Правил № 644.

Между ООО «Водоканал» и СФО НАЛ не заключались договоры по отбору проб и проведению лабораторных исследований природных и сточных вод.

Централизованная система водоотведения КГО имеет 3 выпуска и в разных объектах-Выпуск ... в ..., Выпуск... в ...... и Выпуск ... в ..., для каждого из которых устанавливаются свои НССВ на основании произведенных расчетов НДС с учетом эффективности очистных сооружений на этих выпусках.

В соответствии с п. 168. Правил нормативы состава сточных вод устанавливаются едиными для объектов всех абонентов централизованной системы водоотведения или конкретной технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), поэтому оспариваемое постановление незаконно, так как на основании расчета НССВ для одного выпуска в постановлении в действительности установлена обязанность всех абонентов Калтанского городского округа их соблюдать, даже тех, кто технологически присоединен (сбрасывает сточные воды) на иные очистные сооружения в другой выпуск в реку.

В данной ситуации (2 и более выпуска) для расчетов НДС и НССВ применяются формулы, установленные п.п. 178-179 Правил 644.

Представитель административного ответчика администрации Калтанского городского округа ФИО5 в судебном заседании возражала против удовлетворения административных требований, по доводам, изложенным в письменных возражениях, указывая на законность оспариваемого постановления, соблюдение процедуры его принятия. 29.12.2020 в администрацию Калтанского городского округа было направлено информационное письмо ООО «Водоканал» об установлении состава сточных вод. 27.01.2021 в адрес ООО «Водоканал» был направлен запрос о предоставлении дополнительных документов, дополнительные документы поступили в администрацию 03.02.2021. Пункт 174 Правил содержит закрытый перечень оснований для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод. Данные основания были проверены.

Производилось сопоставление перечня нормативов допустимых сбросов в отношении загрязняющих веществ, который был представлен ООО «Водоканал» в адрес Росприроднадзора с перечнем представленных рассчитанных значений нормативов состава сточных вод. В ходе проверки было установлено, что наименования загрязняющих веществ в данных перечнях совпадают; было произведено сравнение значений нормативов состава сточных вод со значениями нормативов допустимых сбросов. При проверке было установлено, что значения нормативов состава сточных вод больше установленных.

Кроме того, было установлено отсутствие особых оснований, влекущих за собой применение п. 178 и 179 Правил. Таким образом, было установлено, что при расчете нормативов состава сточных вод необходимо руководствоваться положениями п. 176 и 177. Данные пункты содержат в себе формулы расчета. Используя данные формулы, была проведена проверка математических расчетов показателей эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями ООО «Водоканал» по каждому загрязняющему веществу; проведена проверка расчета непосредственно нормативов состава сточных вод. Полученные значения были сопоставлены с предоставленными значениями нормативов ООО «Водоканал». Ошибок в расчетах выявлено не было.

Проект Постановления был направлен в прокуратуру г. Осинники 12.02.2021 года и после согласования оно было издано и опубликовано 11.03.2021 в газете.

Актуализация «Схемы водоснабжения и водоотведения Калтанского городского округа» утверждена постановлением администрации Калтанского городского округа ... от 28.07.2020. Данное постановление не содержит сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) ООО «Водоканал» к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов. Документов, в соответствии с которыми администрация Калтанского городского округа была бы обязана рассмотреть вопрос об отнесении системы водоотведения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, не поступало. Таким образом, административный ответчик при проверке расчета НССВ не вправе был применять положения пункта 180 Постановления № 644 и, соответственно, значения Приложения №7 к Постановлению № 644.

Кроме того, в полномочия администрации Калтанского городского округа, в том числе в соответствии с положениями Правил, а также согласно разграничению полномочий между муниципальными и федеральными, региональными органами, не входит проверка правильности и всесторонности рассмотрения Росприроднодзором представляемых ему деклараций и приложений к нему. В перечне оснований для отказа в утверждении нормативов состава сточных вод отсутствует такое основание, как нарушение порядка предоставления декларации и нормативов допустимых сбросов в отношении загрязняющих веществ в иной уполномоченный орган (л.д. 62-65 Т.2).

Представитель заинтересованного лица ООО «Водоканал» ФИО6 в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска по доводам, указанным в письменных возражениях (л.д. 74-77 Т.2), указывала, что ООО «Водоканал» как объект II категории негативного воздействия имеет право в соответствии со ст. 30.1 Федерального закона № 7 «Об охране окружающей среды», направить в Росприроднадзор декларацию о воздействии на окружающую среду или получить комплексное экологическое разрешение для осуществления воздействия. Они разработали декларацию о негативном воздействии на окружающую среду, 09.12.2020 представили ее в Росприроднадзор, и в установленный Правилами № 644 срок – 30 дней направили расчеты нормативов для их утверждения в администрацию Калтанского городского округа, т.е. 29.12.2020. Администрация затребовала дополнительную информацию, которую они также направили, и после чего были утверждены нормативы на основании оспариваемого постановления. Разрешение на сброс загрязняющих веществ в водный объект для ООО «Водоканал» с 01.01.2019 не требуется, в данном случае для утверждения нормативов достаточно декларации. Кроме того, ООО «Водоканал» гарантирующей организацией является с августа 2019 г., поэтому у него не было разрешения на сброс загрязняющих веществ.

Оспариваемое постановление принанято в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.

Согласно п. 2 правил № 691 для отнесения системы водоотведения к централизованной системе водоотведения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов необходимо соблюдение критериев, в этом случае утверждается администрацией актуализация схемы водоснабжения и водоотведения, и в которой должно быть указано, что она является – централизованной системой водоотведения городских поселений и городов.

В пункте 180 Правил № 644 указано, что нормативы состава сточных вод при сбросе сточных вод через централизованные общесплавные и бытовые системы водоотведения поселений или городских округов либо централизованные комбинированные системы водоотведения поселений или городских округов (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения) в отношении технологически нормируемых веществ (взвешенные вещества, БПК5, ХПК, аммоний-ион, фосфор фосфатов), а также нормативы состава сточных вод при сбросе сточных вод через централизованные ливневые системы водоотведения поселений или городских округов либо централизованные комбинированные системы водоотведения поселений или городских округов (применительно к сбросу в ливневые системы водоотведения) в отношении технологически нормируемых веществ (ХПК, БПК5, взвешенные вещества, нефтепродукты, фосфор фосфатов) устанавливаются равными значениям нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ при сбросе сточных вод в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов согласно приложению N 7 к Правилам N 644.

В соответствии с абзацем вторым пункта 180 Правил N 644 нормативы состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются в соответствии с настоящим пунктом для объектов абонентов централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), отнесенной к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, в случае наличия у организации, эксплуатирующей данную централизованную систему водоотведения или технологическую зону водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), в отношении всех объектов такой системы (зоны) действующего комплексного экологического разрешения или поданной декларации о воздействии на окружающую среду и согласованного плана мероприятий по охране окружающей среды в случае, если разработка такого плана необходима в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В Калтанском городском округе – централизованная общесплавная система водоотведения, состоит из трех технологических зон водоотведения (...). Данные нормативы, которые оспаривает административный истец, утверждены только для города Калтан, для остальных технологических зон нормативы не рассчитаны и декларация ООО «Водоканал» не подавалась, поэтому в данном случае административный истец неверно трактует пункт 180 Правил № 644.

Постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 691, утверждены Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, в которых определен порядок отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов.

Согласно п. 2 Правил централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов при соблюдении совокупности критериев.

Отнесение централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов осуществляется посредством утверждения схемы водоснабжения и водоотведения, содержащей сведения об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, или актуализации (корректировки) схемы водоснабжения и водоотведения в связи с внесением в нее сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов.

Централизованная система водоотведения (канализации) считается отнесенной к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов со дня вступления в силу акта органа, уполномоченного на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, об утверждении или актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения.

В пункте 4 Правил предусмотрено, что централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов при соблюдении совокупности следующих критериев: по объему сточных вод, принятых в централизованную систему водоотведения (канализации), и по виду экономической деятельности.

Для этого нужно заявление гарантирующей организации, но они с таким заявлением в орган местного самоуправления не обращались, сейчас централизованная система водоотведения не относится к системам водоотведения городских округов.

Представитель заинтересованного лица Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные пояснения, из которых следует, что на основании сведений програмно-технического обеспечения учета объектов НВОС ООО «Водоканал» относятся к объектам II категории НВОС. В январе 2020 г. ООО «Водоканал» представили декларацию о воздействии на окружающую среду с приложением расчетов нормативов допустимого сброса. В феврале 2021 г. предоставлена уточняющая декларация о воздействии на окружающую среду с приложением расчетов нормативов допустимого сброса. Действующее природоохранное законодательство не содержит требований о согласовании декларации в уполномоченных органах. Административный регламент, регулирующий порядок предоставления декларации о воздействии на окружающую среду, на данный момент не утвержден (л.д. 183-184 Т.1, 116-117 Т.2).

Представитель заинтересованного лица Отдела водных ресурсов по Кемеровской области Верхне-Обского бассейнового водного управления в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменный отзыв, согласно которому территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов осуществляют утверждение НДС для водопользователей. ООО «Водоканал» является водопользователем, т.к. оформило право пользования водным объектом. Согласование и утверждение НДС рассчитанных юридическими лицами, осуществляющими хозяйственную деятельность на объектах II, III, IV категорий Федеральным законом «Об охране окружающей среды» не предусмотрено. Очистные сооружения г. Калтан отнесены к объектам II категории, для которых утверждение НДС с 01.01.2019 не предусмотрено. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность на объектах II категории осуществляют расчет НДС, который является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой в территориальный орган федеральной службы по надзору в сфере природопользования (л.д. 106-114 Т.2).

Представитель заинтересованного лица Министерства природных ресурсов и экологии Кузбасса извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дне и времени судебного заседания.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, заключение старшего помощника прокурора г. Осинники Гордеевой О.А., полагавшей, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению ввиду того, что не имеется оснований для признания оспариваемого нормативного правового акта не действующим, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства, приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 208 части Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.7 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

В соответствии с положениями ч.8 ст. 213 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление (п.2); соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу (п. 2); соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу (п.3).

Согласно ч. 9 ст. 213 КАС РФ, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается в том числе решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.

В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимого воздействия на окружающую среду определены как нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды; а нормативы допустимых сбросов как нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

Статьей 21 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и (или) иной деятельности устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду: нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов; технологические нормативы; технические нормативы; нормативы образования отходов и лимиты на их размещение; нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Соблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, за исключением технологических нормативов и технических нормативов, должно обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов определяются для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников в отношении загрязняющих веществ, включенных в перечень загрязняющих веществ, установленный Правительством Российской Федерации, расчетным путем на основе нормативов качества окружающей среды, в том числе нормативов предельно допустимых концентраций, с учетом фонового состояния компонентов природной среды.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории.

Расчет нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов, за исключением радиоактивных веществ, является приложением к декларации о воздействии на окружающую среду, представляемой соответственно в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном статьей 31.2 настоящего Федерального закона, кроме случаев, предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона.

Полномочия органов местного самоуправления устанавливать нормативы воздействия на системы коммунального водоснабжения и канализации вытекают из прав и обязанностей собственника на эти объекты, а также из положений статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которыми предусмотрено, что организация мероприятий по охране окружающей среды относится к вопросам местного значения, и положений пункта 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которым предусмотрено, что к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Указанные полномочия органов местного самоуправления определены в Уставе муниципального образования – Калтанский городской округ (л.д. 17-19 Т.1, л.д. 1-17 Т.2).

Согласно ст. 30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Особенности установления нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Установление нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, осуществляется в порядке, предусмотренном Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. № 644 (далее – Правила № 644).

Пунктами 111, 113 указанных Правил установлено, что абоненты обязаны соблюдать требования к составу и свойствам сточных вод, отводимых в централизованную систему водоотведения, установленные настоящими Правилами, в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения (в том числе ее отдельных объектов).

Сточные воды, отводимые в централизованные системы водоотведения, должны соответствовать следующим требованиям: запрещается производить сброс в централизованные системы водоотведения веществ, материалов, отходов и сточных вод, запрещенных к сбросу в централизованные системы водоотведения, по перечню согласно приложению N 4, в том числе с превышением значений показателей, при превышении которых концентрация загрязняющего вещества в сточных водах является запрещенной, согласно приложению N 4(1); значения показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах не должны превышать максимальные допустимые значения показателей и концентраций по перечню согласно приложению N 5, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 114 настоящих Правил.

Согласно пункту 167 Правил № 644 в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

В соответствии с пунктом 168 Правил № 644, нормативы состава сточных вод устанавливаются едиными для объектов всех абонентов централизованной системы водоотведения или конкретной технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения).

Согласно п.169 Правил № 644, нормативы состава сточных вод устанавливаются для объектов абонентов всех организаций, осуществляющих водоотведение с использованием конкретной централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), в том числе не являющихся собственниками или иными законными владельцами выпусков сточных вод в водный объект.

Согласно п. 170 Правил № 644, нормативы состава сточных вод устанавливаются для загрязняющих веществ, в отношении которых объектам соответствующей централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения) в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды, установлены (рассчитаны, представлены) нормативы допустимых сбросов, а также установлены технологические нормативы (с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 180 и 181 настоящих Правил).

Согласно п. 171 указанных Правил, основаниями для установления или корректировки нормативов состава сточных вод являются установление (расчет, представление), корректировка (перерасчет) нормативов допустимых сбросов или установление (корректировка) технологических нормативов для объектов централизованных систем водоотведения организации, осуществляющей водоотведение.

Основанием для корректировки нормативов состава сточных вод по отдельным загрязняющим веществам является также изменение показателя эффективности удаления соответствующего загрязняющего вещества очистными сооружениями организации, осуществляющей водоотведение, по итогам 12 календарных месяцев подряд более чем на 10 процентов по сравнению с ранее определенным значением такого показателя.

До подачи организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду или выдачи такой организации комплексного экологического разрешения нормативы состава сточных вод устанавливаются на основании нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, установленных в отношении соответствующих объектов организации, осуществляющей водоотведение.

В соответствии с п. 172 Правил № 644 нормативы состава сточных вод рассчитываются в порядке, определенном настоящим разделом, организацией, осуществляющей водоотведение, и представляются в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, не позднее 30 календарных дней со дня представления организацией, осуществляющей водоотведение, декларации о воздействии на окружающую среду, или выдачи организации, осуществляющей водоотведение, комплексного экологического разрешения, получения ею разрешения на сброс загрязняющих веществ (внесения в них соответствующих изменений), или установления нормативов допустимых сбросов для объектов централизованных систем водоотведения.

Согласно п. 173 указанных Правил, орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, обязан в течение 30 календарных дней со дня представления рассчитанных значений нормативов состава сточных вод организацией, осуществляющей водоотведение, установить нормативным правовым актом нормативы состава сточных вод или уведомить организацию, осуществляющую водоотведение, об отказе в установлении нормативов состава сточных вод (для загрязняющих веществ, в отношении которых имеются основания для принятия решения об отказе в установлении органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, нормативов состава сточных вод) с указанием оснований для такого отказа (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения уведомления организацией, осуществляющей водоотведение).

В соответствии с п. 174 Правил № 644, основаниями для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод органом, уполномоченным на установление нормативов состава сточных вод, являются:

-отсутствие установленных (рассчитанных, представленных) нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов в отношении загрязняющих веществ, для которых были представлены рассчитанные значения нормативов состава сточных вод;

-рассчитанные значения нормативов состава сточных вод меньше установленных (рассчитанных, представленных) значений нормативов допустимых сбросов или установленных технологических нормативов по соответствующим загрязняющим веществам;

-рассчитанные значения нормативов состава сточных вод не соответствуют требованиям пунктов 176 - 181 настоящих Правил;

- отсутствие предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил оснований для корректировки нормативов состава сточных вод (при представлении для корректировки нормативов состава сточных вод).

Согласно п. 175 Правил № 644, в случае если организация, осуществляющая водоотведение, в срок, указанный в пункте 172 настоящих Правил, не представила в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, рассчитанные значения нормативов состава сточных вод, орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, при наличии соответствующих оснований, предусмотренных пунктом 171 настоящих Правил, утверждает нормативы состава сточных вод без представления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов состава сточных вод. При этом организация, осуществляющая водоотведение, обязана представить в орган, уполномоченный на установление нормативов состава сточных вод, по его письменному запросу в течение 5 рабочих дней имеющиеся у этой организации документы и материалы, необходимые для установления нормативов состава сточных вод, указанные в запросе.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ПАО «ЮК ГРЭС» осуществляет деятельность по производству, поставки (продажи) электрической и тепловой энергии и т.п., и осуществляет сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения, на общество возложена обязанность соблюдать режим водоотведения, требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленных законодательством Российской Федерации, нормативов по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, обязанность вносить организации ВКХ плату за водоотведение. Общество является абонентом ООО «Водоканал», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ (л.д. 20-26 Т.1), Уставом общества (л.д. 233-244 Т.1), свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 27 Т.1), единым типовым договором холодного водоснабжения и водоотведения ... от .../.../.... (л.д. 51-62 Т.1).

Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений, производственная территория ПАО «ЮК ГРЭС» (...) относится к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 244-246 Т.1).

Согласно выписки из ЕГРЮЛ (л.д. 35-38 Т.2), Устава ООО «Водоканал» (л.д. 107-108 Т.1, л.д. 20-28 Т.1), свидетельства о постановке на учет в налоговом органе (л.д. 106 Т.1), видами деятельности общества являются: забор, очистка и распределение воды, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд, распределение воды для питьевых и промышленных нужд, сбор и обработка сточных вод. В ведении ООО «Водоканал» находятся несколько очистных сооружений, обслуживающих различные населенные пункты. Прием сточных вод от абонентов и последующий сброс выпуском ... в реку Красенка осуществляется с очистных сооружений ООО «Водоканал», расположенных в Калтанском городском округе (г. Калтан).

Право пользования водным объектом с целью сброса сточных вод предоставлено ООО «Водоканал» Департаментом природных ресурсов и экологии по Кемеровской области в соответствии с решением от 03.03.2020 ..., зарегистрированном в государственном водном реестре 17.03.2020 за ...-... сроком водопользования до 31.12.2033 (л.д.115-125 Т.1).

Согласно постановлению администрации Калтанского городского округа от 14.08.2019 ..., в целях надлежащего и бесперебойного водоотведения на территории Калтанского городского округа ООО «Водоканал» наделено статусом гарантирующей организацией с 01.08.2019 (л.д. 245 Т.2).

Согласно свидетельству об актуализации учетных сведений, очистные сооружения ..., относятся к объектам II категории негативного воздействия на окружающую среду (л.д. 198-199 Т.1).

31.12.2019 ООО «Водоканал» направил в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду от 30.12.2019 (л.д. 118-159 Т.2).

09.12.2020 в связи с изменением характеристик технологических процессов и источников загрязнения ООО «Водоканал» направил в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду от 09.12.2020 (л.д. 87 Т.2, л.д. 160, 162 -170 Т.2).

Согласно сообщению руководителя Южно-Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора от 14.12.2020, декларация от 09.12.2020 не соответствовала форме и содержанию, установленным требованиям ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (л.д. 161 Т.2).

29.01.2021 ООО «Водоканал» повторно направил в Южно-Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора декларацию о воздействии на окружающую среду, которая принята 01.02.2021 (л.д. 171-199 Т.2, л.д. 211 Т.2).

Индивидуальным предпринимателем ФИО7 по заказу ООО «Водоканал» изготовлен расчет нормативов состава сточных вод, принимаемых в централизованные системы водоотведения от абонентов, технологически присоединенным к канализационным очистным сооружениям города Калтан от 15.12.2020. Расчет нормативов произведен на основании Правил № 644. Определена допустимая концентрация НДС по загрязняющим веществам и их концентрации (л.д. 82-171 Т.1).

29.12.2020 в соответствии с п. 172 Правил, ООО «Водоканал» (организация, осуществляющая водоотведение) предоставила в администрацию Калтанского городского округа рассчитанные значения нормативов состава сточных вод для абонентов централизованной системы водоотведения Калтанского городского округа, рассчитанные нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в ... выпуском ..., расчет значений нормативов состава сточных вод абонентов, в целях их установления (л.д. 247 -256 Т.1, л.д. 41-50 Т.2). Факт направления и получения данного обращения также подтверждается выпиской из электронного журнала входящей корреспонденции администрации Калтанского городского округа, где ведется электронный документооборот (л.д. 217-244 Т.2).

27.01.2021 первый заместитель главы Калтанского городского округа ФИО8 направила директору ООО «Водоканал» запрос о предоставлении декларации о воздействии на окружающую среду (л.д. 72 Т.2), которая представлена административному ответчику 03.02.2021 (л.д. 73 Т.2).

Постановлением администрации Калтанского городского округа от 04.03.2021 ... «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения ООО «Водоканал» технологически присоединенных к канализационным очистным сооружениям города Калтан», установлены нормативы водоотведения состава сточных вод для объектов абонентов ООО «Водоканал» согласно приложению ... к настоящему постановлению, и указано, что приему в бассейны канализования с общесплавной и (или) бытовой системой водоотведения г. Калтан, включая бассейны канализования прямых общесплавных и бытовых систем, подлежат сточные воды абонентов, если содержание в них загрязняющих веществ не превышает установленных нормативов водоотведения по составу согласно таблице.

№п/п

Наименование загрязняющего вещества

Величина норматива состава сточных вод мг/дм3

Аммоний-ион

Алюминий

БПКполн.

Взвешенные вещества

Железо

Марганец

Нефтепродукты

СПАВ анионные

Сульфат-анион

Фенол, гидроксибензол

Фосфаты (по фосфору)

Хлорид-анион

ХПК

Реакция среды pH

В диапазоне 6,0-9,0

Согласно п. 4 постановления администрации Калтанского городского округа от 04.03.2021 ... оно вступает в силу с момента официального опубликования (л.д. 11-12 Т.1).

Данное постановление опубликовано в газете «Калтанский Вестник» 11 марта 2021 г. в № 12 (1266) (л.д. 13), и является нормативным правовым актом.

15.08.2019 между ООО «Водоканал» (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ПАО «ЮК ГРЭС» (абонент) заключен единый типовой договор холодного водоснабжения и водоотведения ..., согласно которому исполнитель обязуется осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод. Между сторонами разграничена балансовая принадлежность. Нормативы допустимых сбросов установлены в соответствии с приложениями к постановлению Правительства РФ № 644 от 29.07.2013 (в ред. от 04.01.2017) (л.д. 51-62 Т.1).

15.03.2021 ООО «Водоканал» направил ПАО «ЮК ГРЭС» дополнительное соглашение ... от 15.03.2021 к единому типовому договору холодного водоснабжения и водоотведения от 15.08.2019, в связи с установлением нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения, которое административным истцом не согласовано, запрошена дополнительная информация, и данные разногласия явились основаниям для переписки между абонентом и гарантирующей организацией (л.д. 14 Т.1, 16 Т.1, л.д. 229-232 Т.1).

Несогласие ПАО «ЮК ГРЭС» с величиной установленных нормативов состава сточных вод, явилось основанием для обращения в администрацию Калтанского городского округа, к прокурору города, в Роспироднадзор. Обращения административного истца рассмотрены и даны в установленный срок ответы о соответствии оспариваемого постановления действующему законодательству (15 Т.1, л.д. 173-179 Т.1, л.д. 39-40 Т.2).

По ходатайству административного истца опрошена свидетель ФИО9, которая пояснила, что работает главным экологом в ПАО «ЮК ГРЭС», и указывала на неверность рассчитанных ООО «Водоканал» нормативов по составу сточных вод, неверное применении методики при их расчетах.

Вместе с тем, ФИО10 – ведущий специалист по охране окружающей среды ООО «Водоканал» в суде пояснила, что для расчета нормативов состава сточных вод они представляли необходимые пробы воды и анализы ИП Соломенниковой, которая произвела расчет нормативов состава сточных вод в соответствии с Правилами № 644. Данный расчет произведен на основании результатов исследований сточной воды на входе и их нормативов сброса в водный объект. В приложении № 7 Правил № 644 установлены технологические нормированные показатели для систем водоотведения поселения, городских округов. ООО «Водоканал» не относится к организациям ВКХ поселений и городских округов, поэтому Приложение № 7 не применяется к абонентам, в том числе к ПАО «ЮК ГРЭС». В Приложении № 5 Правил установлены максимальные допустимые значения нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентрации загрязняющих веществ, но не минимальные.

Допрошенная в ходе судебного заседания свидетель ФИО8 – первый заместитель Главы Калтанского городского округа по ЖКХ (л.д. 66-71 Т.2), также пояснила, что она участвовала при разработке проекта оспариваемого постановления. Данное постановление было принято в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением процедуры и срока его принятия, опубликования, в основу взяты расчеты, представленные гарантирующей организацией.

При таких, обстоятельствах, оценивая представленные сторонами доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, и достаточности, проверяя доводы административного истца, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного иска, т.к. судом достоверно установлено, что процедура принятия и опубликования оспариваемого нормативного правового акта административным ответчиком соблюдена.

Поскольку Федеральным законом от 29 июля 2017 года № 225-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», в соответствии с которыми с 1 января 2019 года порядок установления органами местного самоуправления нормативов состава сточных вод и порядок исчисления платы за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод и взимания указанной платы с абонентов определяется правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, а также утверждение постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 644 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, в приложении которых установлен перечень максимальных допустимых значений нормативных показателей общих свойств сточных вод и концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, допущенных к сбросу в централизованную систему водоотведения, то нормативный правовой акт принят ответчиком в пределах предоставленных ему законом полномочий, в форме и виде, в которых орган вправе принимать нормативные правовые акта – постановления.

Установленные администрацией Калтанского городского округа оспариваемым постановлением от 04.03.2021 ... «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения ООО «Водоканал» технологически присоединенных к канализационным очистным сооружениям города Калтан», нормативы, законодательству, имеющему большую юридическую силу, не противоречат; направлены на уменьшение негативного воздействия на окружающую среду, устранение последствий этого воздействия путем повышения качества очистки сточных вод и являются обоснованными.

Доводы представителя административного истца сводятся к переоценке указанных доказательств, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для признания оспариваемого постановления органа местного самоуправления противоречащим законодательству, имеющему большую юридическую силу, а именно, Федеральным законам «Об охране окружающей среды», «О водоснабжении и водоотведении», Правилам № 644.

Довод представителя ПАО «ЮК ГРЭС» о несоответствии установленных нормативов п. 176-181 Правил № 644 суд отклоняет, поскольку расчёты нормативов состава сточных вод произведены в соответствии с требованиями Водного кодекса РФ, Федерального закона «Об охране окружающей среды», «О водоснабжении и водоотведении», Правил № 644, Правил № 728, Методики разработки НДС, с применением установленных формул и расчетов.

Утверждение административного истца, что при расчете нормативов неверно принят расчет за период не менее 60 календарных дней, судом отклоняется.

Как следует из содержания п. 177 Правил № 644, по данной методике за период не менее 60 календарных дней производится расчет в случае предоставления организацией, осуществляющей водоотведение, рассчитанных значений нормативов в орган местного самоуправления, до 01.01.2021.

Судом установлено, что рассчитанные значения нормативов были предоставлены ООО «Водоканал» в администрацию КГО 29.12.2020, следовательно, рассчитанные значения по данной методике, являются верными.

То обстоятельство, что ООО «Водоканал» повторно направляло декларацию в Росприроднадзор и представляло декларацию после 29.12.2020 в орган местного самоуправления после 01.01.2021, о незаконности положений оспариваемого постановления не свидетельствует.

Нормативы состава сточных вод рассчитаны ООО «Водоканал» в порядке, определенном правилами № 644, и представлены в уполномоченный орган в течение 30-ти дней со дня предоставления декларации.

Утверждение административного истца о нарушении административным ответчиком срока для принятия оспариваемого постановления, не служит основанием для признания его недействующим, поскольку оспариваемое постановление было принято в течение 30-дней со дня предоставления дополнительных документов.

Оснований, предусмотренных п. 174 Правил № 644 для принятия решения об отказе в установлении нормативов состава сточных вод у органа местного самоуправления не имелось.

Нормативы, указанные в таблице оспариваемого постановления, соответствуют их значениям, указанным в расчете ООО «Водоканал» и в декларации о негативном воздействии на окружающую среду.

Кроме того, постановлением Правительства РФ от 31 мая 2019 г. № 691, в соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 4 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении», утверждены Правила отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, и рекомендовано органам, уполномоченным на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, до 1 января 2020 г. обеспечить внесение соответствующих изменений в схемы водоснабжения и водоотведения в части отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов.

Настоящие Правила определяют порядок отнесения централизованных систем водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов.

Согласно п. 2 Правил централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов при соблюдении совокупности критериев отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, указанных в пункте 4 настоящих Правил.

Отнесение централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов осуществляется посредством утверждения схемы водоснабжения и водоотведения, содержащей сведения об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, или актуализации (корректировки) схемы водоснабжения и водоотведения в связи с внесением в нее сведений об отнесении централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (далее - утверждение или актуализация (корректировка) схемы водоснабжения и водоотведения).

Централизованная система водоотведения (канализации) считается отнесенной к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов со дня вступления в силу акта органа, уполномоченного на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, об утверждении или актуализации (корректировке) схемы водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 3 Правил утверждение или актуализация (корректировка) схемы водоснабжения и водоотведения осуществляются в порядке, предусмотренном для разработки, утверждения и актуализации (корректировки) схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов, установленном Правилами разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. N 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения».

Для целей отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов сведения о соблюдении совокупности критериев отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, либо документы, подтверждающие, что централизованная система водоотведения (канализации) является централизованной ливневой системой водоотведения (канализации), предназначенной для отведения поверхностных сточных вод с территории поселения или городского округа, предусмотренные пунктом 8 настоящих Правил, представляются в орган, уполномоченный на утверждение схемы водоснабжения и водоотведения, организацией, осуществляющей водоотведение и являющейся собственником или иным законным владельцем объектов централизованной системы водоотведения (канализации) (организацией, осуществляющей водоотведение и являющейся собственником или иным законным владельцем инженерных сооружений, предназначенных для сброса сточных вод в водный объект (далее - выпуски сточных вод в водный объект), - в случае если собственниками или иными законными владельцами отдельных объектов централизованной системы водоотведения (канализации) являются разные лица).

В пункте 4 Правил предусмотрено. что централизованная система водоотведения (канализации) подлежит отнесению к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов при соблюдении совокупности следующих критериев (за исключением случая, предусмотренного пунктом 8 настоящих Правил):

а) объем сточных вод, принятых в централизованную систему водоотведения (канализации), указанных в пункте 5 настоящих Правил, составляет более 50 процентов общего объема сточных вод, принятых в такую централизованную систему водоотведения (канализации) (далее - объем сточных вод, являющийся критерием отнесения к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов);

б) одним из видов экономической деятельности, определяемых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, организации, указанной в пункте 3 настоящих Правил, является деятельность по сбору и обработке сточных вод.

Судом установлено, что согласно постановлению Администрации Калтанского городского округа от 14.08.2019 ..., в целях организации централизованного и бесперебойного водоотведения на территории Калтанского городского округа, с 01.08.2019 наделена статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения ООО «Водоканал», определена зона деятельности – территория Калтанского городского округа (л.д. 245 Т.2).

Согласно постановлению Администрации Калтанского городского округа от 10.07.2019 ... утверждена прилагаемая актуализация схем водоснабжения и водоотведения Калтанского городского округа на 2020 г. с перспективой до 2024 г. (л.д. 208 Т.2), из которой следует, что в Калтанском городском округе – централизованная система водоотведения, предназначенная для приема, транспортировки и очистки сточных вод, образовавшихся в результате хозяйственно-бытовой деятельности населения, существует в г. Калтан, п. Постоянный и п. Малиновка. На каждой из этих территорий расположен отдельный комплекс водоотведения, состоящий из самотечных и напорных сетей, канализационных насосных станций и очистных сооружений сточных вод. В связи с отсутствием ливневой канализации на всех трех территориях система водоотведения является общесплавной. На территории Калтанского городского округа централизованная система водоотведения отсутствует в п. Шушталеп, п. Малышев Лог, с. Сарбала, п. Новый Пункт, п. Верх-Теш.

По состоянию на 2019 г. в Калтанском городском округе сформировались три технологические зоны централизованной системы водоотведения, в которую входят система сбора и транспортировки сточных вод, канализационные насосные станции и очистные сооружения сточных вод (л.д. 209-210 Т.2).

Согласно пункту 180 Правил № 644 нормативы состава сточных вод при сбросе сточных вод через централизованные общесплавные и бытовые системы водоотведения поселений или городских округов либо централизованные комбинированные системы водоотведения поселений или городских округов (применительно к сбросу в общесплавные и бытовые системы водоотведения) в отношении технологически нормируемых веществ (взвешенные вещества, БПК5, ХПК, аммоний-ион, фосфор фосфатов), а также нормативы состава сточных вод при сбросе сточных вод через централизованные ливневые системы водоотведения поселений или городских округов либо централизованные комбинированные системы водоотведения поселений или городских округов (применительно к сбросу в ливневые системы водоотведения) в отношении технологически нормируемых веществ (ХПК, БПК5, взвешенные вещества, нефтепродукты, фосфор фосфатов) устанавливаются равными значениям нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ при сбросе сточных вод в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов согласно приложению N 7 к Правилам N 644.

При этом, в соответствии с абзацем вторым пункта 180 Правил N 644 нормативы состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ устанавливаются в соответствии с настоящим пунктом для объектов абонентов централизованной системы водоотведения или технологической зоны водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), отнесенной к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов, в случае наличия у организации, эксплуатирующей данную централизованную систему водоотведения или технологическую зону водоотведения (если централизованная система водоотведения состоит из 2 и более технологических зон водоотведения), в отношении всех объектов такой системы (зоны) действующего комплексного экологического разрешения или поданной декларации о воздействии на окружающую среду и согласованного плана мероприятий по охране окружающей среды в случае, если разработка такого плана необходима в соответствии со статьей 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Поскольку на территории Калтанского городского округа централизованная общесплавная система водоотведения, состоит из трех технологических зон водоотведения (г. Калтан, п. Постоянный, п. Малиновка), то нормативы состава сточных вод при сбросе вод через такую систему в отношении технологически нормируемых веществ (ХПК, БПК5, взвешенные вещества, нефтепродукты, фосфор фосфатов) устанавливаются равными значениям согласно приложению № 7 к Правилам № 644, только в случае наличия у гарантирующей организации, эксплуатирующей данную систему, действующего комплексного экологического разрешения или поданной декларации о воздействии на окружающую среду и согласованного плана мероприятий по охране окружающей среды в случае, и в отношении всех объектов этой системы (всех технологических зон).

Как следует из материалов дела, с 2019г. получение экологического разрешения не требуется, ООО «Водоканал» в декабре 2020 г. и в последующем в январе 2021г. представил в Росприроднадзор декларацию о негативном воздействии на окружающую среду только в отношении технологической зоны «города Калтан», в отношении технологических зон «п. Постоянный» и «п. Малиновка» такая декларация гарантирующей организацией не подавалась, представитель ООО «Водоканал» пояснила, что у них не рассчитаны на сегодняшний день нормативы состава сточных вод для этих зон.

При таких обстоятельствах, применение значений нормативов состава сточных вод в отношении технологически нормируемых веществ в отношении технологически нормируемых веществ (ХПК, БПК5, взвешенные вещества, нефтепродукты, фосфор фосфатов) при сбросе сточных вод в централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, предусмотренных приложением N 7 к Правилам N 644, в данном случае не возможно, поскольку не соблюдены условия, указанные в абзаце втором пункта 180 Правил N 644 (ООО «Водоканал» не поданы декларации о воздействии на окружающую среду в отношении всех объектов такой системы, в отношении всех трех зон, декларация разработана только в отношении технологической зоны города Калтан).

Аналогичные разъяснения изложены в письме Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 18 июня 2021 г. №25197-НК/04.

Таким образом, доводы административного истца о несоответствии оспариваемого постановления пункту 180 указанных правил, судом отклоняются как несостоятельные, оснований для признания нормативного правового акта незаконным по данному основанию также не имеется.

Таким образом, в удовлетворении административного искового заявления Публичного акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» о признании недействующим постановления администрации Калтанского городского округа от 4 марта 2021 г. ... «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения ООО «Водоканал», технологически присоединенных к канализационным очистным сооружениям г. Калтан», с момента его принятия, следует отказать.

Учитывая положения ст. 103, ст. 111 КАС РФ, и разъяснения, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», оснований для взыскания с административного ответчика в пользу административного истца судебных расходов по оплате госпошлины в сумме 2000 руб. (л.д. 28-37 Т.1) не имеется, поскольку в удовлетворении административного иска отказано.

Руководствуясь ст. 175-177, ст.227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Публичного акционерного общества «Южно-Кузбасская ГРЭС» о признании недействующим постановления администрации Калтанского городского округа от .../.../....... «Об утверждении нормативов состава сточных вод для объектов абонентов централизованной системы водоотведения ООО «Водоканал», технологически присоединенных к канализационным очистным сооружениям г. Калтан», с момента его принятия, о взыскании государственной пошлины в сумме 2000 рублей отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд через Калтанский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено .../.../....

Судья Е.С. Крыжко