Дело № 2а-352/2022
21RS0015-01-2022-000392-27
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 мая 2022 года г.Цивильск
Цивильский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Крыловой В.М., при секретаре Орловой И.Н.,
с участием помощника прокурора Цивильского района Чувашской Республики Волгарева Ю.В., представителя администрации Цивильского района ЧР Варфоломеевой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Цивильского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Цивильского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании разработать и утвердить паспорта обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Цивильского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Цивильского района Чувашской Республики о признании бездействия незаконным и обязании разработать и утвердить паспорта обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры. В иске указывает, что прокуратурой района на основании поручения прокуратуры Чувашской Республики проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры на территории Цивильского района Чувашской Республики.
Проведенной проверкой установлено, что на территории Цивильского района Чувашской Республики расположено 6 мостовых сооружений: - мост через ручей 1 км+665 на автодороге «Волга»-д.Коснарбоси; - мост через реку М.Цивиль 1 км +566 на автодороге «Цивильск-Ульяновск»- с.Первое Степаново- «Волга»; - мост через реку Унга 1 км +690 на автодороге с.Богатырево-д.ВерхниеХыркасы; - мост через реку М.Цивиль 2 км +947 на автодороге «Волга» - д.Поваркасы; - мост через реку Б.Цивиль 3 км +580 на автодороге г.Цивильск-д.Новая Деревня – д.Антраки; - мост через реку Б.Цивиль 0 км+890 на автодороге п.Молодежный - с.Богатырево- д.Шинары.
Вышеуказанные мосты на автомобильных дорогах общего пользования местного значения согласно Реестру объектов транспортной инфраструктуры Федерального дорожного агентства РФ, находятся на балансе администрации Цивильского района ЧР.
По состоянию на 19 ноября 2021 года администрацией Цивильского района ЧР на разработаны и не утверждены паспорта обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры. Как указывает прокурор со ссылкой на Федеральный закон от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", данным бездействием администрации района нарушаются права неопределенного круга лиц на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, на защиту интересов общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
Просит обязать администрацию Цивильского района ЧР в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности на вышеуказанные объекты транспортной инфраструктуры.
В судебном заседании помощник прокурора Волгарев Ю.В. исковые требования прокурора Цивильского района ЧР поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Административный ответчик – администрация Цивильского района ЧР в лице представителя Варфоломеевой Д.О. исковые требования прокурора признал частично, а именно в части признания незаконным бездействия и возложении обязанности разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности на объекты транспортной инфраструктуры: - мост через ручей на автодороге «Волга»-д.Коснарбоси;
- мост через реку Унга 1 км +690 на автодороге с.Богатырево-д.ВерхниеХыркасы; - мост через реку М.Цивиль 2 км +947 на автодороге «Волга» - д.Поваркасы; - мост через реку Б.Цивиль 0 км+890 на автодороге п.Молодежный - с.Богатырево- д.Шинары.
Выслушав доводы прокурора, объяснения представителя административного ответчика, частично признавшего исковые требования, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Вопросы транспортной безопасности затрагивают интересы неопределенного круга лиц, что наделяет прокурора правом обращения в суд с соответствующими требованиями.
В соответствии с пунктом 10 статьи 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Закон о транспортной безопасности) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.
Согласно пункту 4 статьи 1 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности - это реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства.
В силу части 1 статьи 4 Закона о транспортной безопасности обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Подпунктом "в" п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" закреплено, что объекты транспортной инфраструктуры, это технологический комплекс, включающий в себя, в том числе: в) тоннели, эстакады, мосты.
Субъектами транспортной инфраструктуры являются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности").
Пунктом 5 статьи 6 Закона N 16-ФЗ установлено, что ОТИ и ТС, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Приказом Минтранса России от 28 августа 2020 года N 331 (зарегистрирован 20 января 2021 года) определены объекты транспортной инфраструктуры, не подлежащие категорированию по видам транспорта, к таким объектам отнесены мостовые сооружения (мосты, эстакады, путепроводы, виадуки) и тоннели длиной до 25 м включительно.
Федеральным законом от 02.08.2019 N 270-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортной безопасности" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" в статью 9 Закона о транспортной безопасности внесены изменения, которые вступили в силу 30.01.2020.
В соответствии с указанными изменениями в статью 9 введена часть 1.1, в соответствии с которым субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства (за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям), разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, типовые формы которых по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1.3 статьи 9 названного Федерального закона паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренныхчастями 1 и 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Данную обязанность субъектов транспортной инфраструктуры также устанавливает п. 4 ч.3 Постановления Правительства РФ №1639 от 08.10.2020.
Неисполнение ответчиком требований указанного законодательства послужило основанием для обращения прокурора в суд с иском об обязании совершить действия.
В судебном заседании установлено, что согласно Реестру объектов транспортной инфраструктуры Федерального дорожного агентства РФ, на балансе администрации Цивильского района ЧР находятся следующие объекты транспортной инфраструктуры:
- мост через ручей 1 км+665 на автодороге «Волга»-д.Коснарбоси;
- мост через реку М.Цивиль 1 км +566 на автодороге «Цивильск-Ульяновск»- с.Первое Степаново- «Волга»;
- мост через реку Унга 1 км +690 на автодороге с.Богатырево-д.ВерхниеХыркасы;
- мост через реку М.Цивиль 2 км +947 на автодороге «Волга» - д.Поваркасы;
- мост через реку Б.Цивиль 3 км +580 на автодороге г.Цивильск-д.Новая Деревня – д.Антраки;
- мост через реку Б.Цивиль 0 км+890 на автодороге п.Молодежный - с.Богатырево- д.Шинары.
Принадлежность указанных объектов транспортной инфраструктуры на праве собственности администрации Цивильского района ЧР подтверждается Свидетельствами о государственной регистрации права от 22 октября 2008 года.
По состоянию на 19 ноября 2021 года паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры на указанные объекты транспортной инфраструктуры, не разработаны и не утверждены.
В целях устранения выявленных нарушений, ухудшающих состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, прокуратурой района 19 ноября 2021 года в адрес администрации Цивильского района ЧР было внесено представление.
Однако, административным ответчиком по результатам рассмотрения представления 30.12.2021 указанные нарушения закона до настоящего момента не устранены, данное обстоятельство представителем административного ответчика в судебном заседании не оспаривается.
Вышеуказанное свидетельствует о том. Что административным ответчиком не предприняты все зависящие от него меры и входящие в сферу компетенции действия по исполнению требований к антитеррористической защищенности объектов транспортной инфраструктуры.
Следовательно, данным бездействием администрации Цивильского района нарушаются права неопределенного круга лиц на устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, на защиту интересов общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.
При изложенных обстоятельствах исковые требования прокурора Цивильского района Чувашской Республики подлежат удовлетворению.
Суд учетом требований разумности и справедливости суд считает возможным установить срок для исполнения возложенной на административного ответчика обязанности в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.177-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Признать незаконным бездействие администрации Цивильского района Чувашской Республики, выраженное в невыполнении мер по разработке и утверждению паспортов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Обязать администрацию Цивильского района Чувашской Республики разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности на следующие объекты транспортной инфраструктуры:
- мост через ручей 1 км+665 на автодороге «Волга»-д.Коснарбоси;
- мост через реку М.Цивиль 1 км +566 на автодороге «Цивильск-Ульяновск»- с.Первое Степаново- «Волга»;
- мост через реку Унга 1 км +690 на автодороге с.Богатырево-д.ВерхниеХыркасы;
- мост через реку М.Цивиль 2 км +947 на автодороге «Волга» - д.Поваркасы;
- мост через реку Б.Цивиль 3 км +580 на автодороге г.Цивильск-д.Новая Деревня – д.Антраки;
- мост через реку Б.Цивиль 0 км+890 на автодороге п.Молодежный - с.Богатырево- д.Шинары, в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики путем подачи апелляционной жалобы или апелляционного представления в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Цивильский районный суд.
Решение в окончательной форме изготовлено 06 мая 2022 года.
Председательствующий: В.М.Крылова
Решение06.05.2022