УИД 34RS0019-01-2023-004707-44 Дело № 2а-352/2024
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышин 20 февраля 2024 г.
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе
председательствующего судьи Козиной М.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Линьковой Е.С.,
с участием представителя административного истца старшего помощника Камышинского городского прокурора Волгоградской области Браун О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Камышинский городской прокурор Волгоградской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, в обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства об организации предоставления муниципальных услуг в деятельности администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, установлено, что муниципальный портал предоставления услуг администрациями городского округа – город Камышин и Усть-Грязнухинского сельского поселения не создавались. Возможность предоставления муниципальных услуг посредством официальных сайтов указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, не организовывалась. В частности, администрацией Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района не обеспечено предоставление посредством ЕГПУ муниципальной услуги «прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме», предоставляемой на основании административного регламента, утвержденного постановлением администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района от 28.12.2018 № 139-п. Указанная услуга отнесена к массовым социально значимым услугам (далее – МСЗУ) «согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме». На необходимость исполнения вышеуказанных требований законодательства указывалось в представлении, внесенном 31.01.2023 главе Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района. Однако нарушения до настоящего времени не устранены. Полагает, что в результате указанного бездействия администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района не обеспечены реализация положений п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 5, п. 2 ч. 1 ст. 6, ч. 1.1 ст. 7, ст. 21 Федерального закона № 210-ФЗ и достижение задач федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Просил признать незаконным бездействие администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившегося в необеспечении предоставления в электронной форме способами, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме», предоставляемой в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района от 28.12.2018 № 139-п; возложить обязанность на администрацию Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление в электронной форме способами, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме», предоставляемой в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района от 28.12.2018 № 139-п.
В судебном заседании представитель административного истца старший помощника Камышинского городского прокурора Браун О.Н. требования административного иска поддержала в полном объеме, подтвердив обстоятельства, изложенные в административном иске.
Административный ответчик администрация Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание явку представителя не обеспечила.
Заинтересованные лица Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, о причинах неявки суд не уведомили.
Помимо направления в адрес лиц, участвующих в деле, извещения о времени и месте судебного заседания, участвующие в деле лица извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения административного дела на интернет-сайте Камышинского городского суда Волгоградской области в соответствии со статьями 14, 16 Федерального закона от 22.12.2008 №262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Способы и порядок извещения и вызова в суд участников процесса установлены главой 9 КАС РФ, которая допускает фактически любой способ извещения, но при этом в результате такого извещения должен быть с достоверностью подтвержден факт уведомления участника процесса о времени и месте судебного разбирательства.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, принимая во внимание, что судом явка лиц, участвующих в деле, обязательной не признавалась, согласно правилам, установленным статьями 150 и 152 КАС РФ, с учетом срока рассмотрения дел данной категории, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований по следующим основаниям.
В силу статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1 предметом прокурорского надзора за исполнением законов является соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации органами местного самоуправления, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых данными органами и их должностными лицами.
Статьей 39 КАС РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Одним из принципов предоставления государственных и муниципальных услуг является возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (пункт 6 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон № 210-ФЗ).
Закрепленному принципу корреспондируют право заявителя на получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме и обязанность обеспечивать возможность получения заявителем услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (пункт 3 статьи 5, пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона № 210-ФЗ).
Согласно части 1.1 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ, в электронной форме государственные и муниципальные услуги предоставляются способами, предусмотренными частью 2 статьи 19 Федерального закона № 210-ФЗ, с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (далее – Портал, ЕПГУ), региональных порталов государственных и муниципальных услуг, официальных сайтов указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона № 210-ФЗ правила и порядок информационно-технологического взаимодействия информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, требования к инфраструктуре, обеспечивающей их взаимодействие, а также требования по обеспечению использования при идентификации и аутентификации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в том числе единой системы идентификации и аутентификации устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае использования при идентификации и аутентификации в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления также иных государственных информационных систем такие государственные информационные системы должны в установленном Правительством Российской Федерации порядке обеспечивать взаимодействие с единой системой идентификации и аутентификации, в том числе для обеспечения возможности санкционированного доступа к единому порталу государственных и муниципальных услуг с использованием региональной государственной информационной системы, обеспечивающей идентификацию и аутентификацию, в установленном Правительством Российской Федерации порядке.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 23.07.2003 № 824 на территории Российской Федерации реализуется административная реформа, направленная в числе прочего, на пресечение административных барьеров бизнеса и обеспечение максимальной прозрачности деятельности органов власти, в том числе обеспечение возможности получения услуг в электронном виде посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг».
Федеральный проект «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 04.06.2019 № 7), в качестве одной из задач внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей, предусматривает обеспечение к 31 декабря 2024 г. предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) услуг, государственных и иных сервисов в цифровом виде, в том числе в сфере выборов, образования и здравоохранения, в соответствии с целевым состоянием.
Согласно пункту 1 Указа Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года определена цифровая трансформация.
Одним из показателей, характеризующих достижение национальных целей к 2030 году в рамках национальной цели «Цифровая трансформация», определено увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов (подпункт «д» пункта 2 названого Указа).
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона № 210-ФЗ единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг (часть 1 статьи 21 Федерального закона № 210-ФЗ).
Исходя из положений части 3.1 статьи 21 Федерального закона № 210-ФЗ, введенной Федеральным законом от 30.12.2020 № 509-ФЗ, органы, предоставляющие муниципальные услуги, вне зависимости от способа обращения заявителя за предоставлением таких услуг, а также от способа предоставления заявителю результатов предоставления таких услуг направляют в личный кабинет заявителя на ЕПГУ сведения о ходе выполнения запроса (заявления) о предоставлении муниципальной услуги и обеспечивают возможность получения результатов предоставления услуги в электронной форме.
Распоряжением Правительства РФ от 06.09.2021 № 2470-р утвержден план-график обеспечения реализации положений части 3.1 статьи 21 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Постановлением Правительства РФ от 01.03.2022 № 277 на органы местного самоуправления возложена обязанность по обеспечению с 01.08.2022 направления сведений о ходе оказания массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в личный кабинет на Портал вне зависимости от способа обращения заявителя за предоставлением услуги.
Протоколом заседания комиссии по проведению административной реформы в Волгоградской области от 11.08.2022 № АСП-116 утвержден перечень массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг, состоящий из 85 услуг, 45 из которых оказывается на муниципальном уровне.
На территории Волгоградской области работа по переводу массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный формат посредством Портала осуществляется комитетом информационных технологий Волгоградской области и подведомственным ему ГБУ ВО «Центр информационных технологий Волгоградской области».
Во исполнение рекомендаций Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предоставление массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг с 2021 года в области реализуется посредством автоматизированного рабочего места «Платформа государственных сервисов 2.0», которая обеспечивает для массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг прием и обработку заявлений с Портала, а также возможность регистрации заявлений граждан, поданных при очном приеме в органе местного самоуправления.
Региональный портал государственных и муниципальных услуг на территории Волгоградской области прекратил свое функционирование с 01.01.2022 на основании постановления Администрации Волгоградской области от 11.12.2021 № 678-п, которым признано утратившим силу постановление Администрации Волгоградской области от 09.11.2015 № 664-п «О государственной информационной системе «Портал государственных и муниципальных услуг (функций) Волгоградской области».
В судебном заседании установлено, что муниципальный портал предоставления услуг администрацией Усть-Грязнухинского сельского поселения не создавался. Возможность предоставления муниципальных услуг посредством официальных сайтов указанных органов в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими порядок предоставления государственных и муниципальных услуг, не организовывалась.
Администрацией Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района не обеспечено предоставление посредством ЕГПУ муниципальной услуги «прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме», предоставляемой на основании административного регламента, утвержденного постановлением администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района от 28.12.2018 № 139-п. Указанная услуга также отнесена к МСЗУ «согласование проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме».
В адрес главы Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района 31 января 2023 г. вносилось представление на необходимость исполнения вышеуказанных требований законодательства. Однако нарушения не устранены.
В результате указанного бездействия администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района не обеспечены реализация положений Федерального закона № 210-ФЗ и достижение задач федерального проекта «Цифровое государственное управление» национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
Исходя из положений части 2 статьи 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Поскольку административный ответчик обязан обеспечить предоставление посредством ЕГПУ муниципальной услуги, однако от исполнения данной обязанности уклонился, что свидетельствует о допущенном бездействии, то требования прокурора, направленные на защиту интересов неопределенного круга лиц, являются законными и подлежат удовлетворению.
В силу части 3 статьи 227 КАС РФ в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться в числе прочего указание на совершение определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
В данном случае, признав бездействие административного ответчика незаконным, суд с учетом характера нарушения, руководствуясь положениями статей 187, 227 КАС РФ, возлагает на него обеспечить предоставление в электронной форме муниципальной услуги в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Доказательств объективной невозможности исполнить требования в указанный срок административным ответчиком не представлено.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Камышинского городского прокурора Волгоградской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности – удовлетворить.
Признать незаконными бездействие администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области, выразившегося в необеспечении предоставления в электронной форме способами, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме», предоставляемой в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района от 28.12.2018 № 139-п.
Возложить обязанность на администрацию Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района Волгоградской области в течение 1 (одного) месяца со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить предоставление в электронной форме способами, предусмотренными Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», муниципальной услуги «Прием заявлений и выдача документов о согласовании переустройства и (или) перепланировки помещений в многоквартирном доме», предоставляемой в соответствии с административным регламентом, утвержденным постановлением администрации Усть-Грязнухинского сельского поселения Камышинского муниципального района от 28.12.2018 № 139-п.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий М.Г. Козина
Справка: решение суда в окончательной форме, с учетом положений части 2 статьи 177, части 2 статьи 92 КАС РФ, составлено 29 февраля 2024 г.