ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3531/2023 от 25.08.2023 Орехово-зуевского городского суда (Московская область)

50RS0033-01-2023-003801-68

№ 2а-3531/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 августа 2023 года г.Орехово-Зуево

Орехово-Зуевский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Осколковой А.В.,

при секретаре Караваевой А.А.,

с участием представителей административного ответчика МРИ ФНС России №10 по Московской области – Сажиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Гринёвой ФИО2 к МРИ ФНС России №10 по Московской области о признании незаконным бездействия и обязании произвести перерасчет и возврат излишне уплаченного налога и процентов,

УСТАНОВИЛ:

Гринёва ФИО19 обратилась в суд с административным иском к МРИ ФНС России №10 по Московской области о признании незаконным бездействия по возврату излишне взысканного налога за 2013 г. и процентов за излишне взысканный налог по земельным участкам с кадастровыми номерами:

и обязании произвести перерасчет, возвратить излишне взысканный налог за 2013 г. и проценты за излишне взысканный налог по земельным участкам с вышеуказанными кадастровыми номерами и взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> руб.

Требования мотивированы тем, что решением Московского областного суда от 08.04.2021, решением от 21.04.2021, определением от 11.08.2021 по делу признаны незаконными (недостоверными)сведения об удельном показателе кадастровой стоимости, в размере <данные изъяты>. используемые Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области для определения кадастровой стоимости образуемых, в результате раздела, земельных участков с вышеназванными кадастровыми номерами. Указанными судебными актами суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в размере <данные изъяты>. вышеназванных земельных участков с момента их вынесения по 31.12.2013 года и обязать внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, исходя из удельного показателя в размере <данные изъяты>. с момента их внесения по 31.12.2013. При исчислении земельного налога, по указанным земельным участкам, за налоговый период 2013, Межрайонная ИФНС № 4 по Московской области в качестве налоговой базы использовала, недостоверную кадастровую стоимость с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты>., что подтверждается налоговым уведомлением . При этом достоверная кадастровая стоимость указанных земельных участков, на основании судебных актов, определена Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области с применением удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты>. и внесена в государственный кадастр недвижимости с момента их внесения по 31.12.2013 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного кадастра недвижимости от 08.12.2021. Таким образом, использование Инспекцией в качестве налоговой базы незаконно определенной кадастровой стоимости привели к излишнему взысканию земельного налога за 2013 год. Судом установлено и подтверждено материалами дела, что земельный налог за налоговый период 2013 был взыскан инспекцией на основании требования ; <данные изъяты> об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 26.11.2014 и судебного приказа по 26.05.2015. О факте излишнего взыскания земельного налога за 2013 год стало известно в день вынесения решения Московского областного суда от 08.04.2021 года, признавшего действия Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области незаконными. С учетом правовой позиции, указанной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2019 № 10-П, налогоплательщик вправе требовать исчисления налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости, при этом налоговое законодательство не содержит ограничений периода, за который может быть произведен перерасчет налога с целью реализации указанного права. Указанная позиция подтверждается также Письмом ФНС России от 27.07.2021 N СД-4-21_10567.

Гринёва ФИО10 обращалась в налоговые органы с заявлением о возврате излишне взысканного налога. МРИ ФНС № 10 по Московской области указанное заявление оставлено без удовлетворения. Данный ответ был обжалован Гринёвой ФИО11. в УФНС России по Московской области, однако ответ не был получен.

К участию в деле в качестве привлечен Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

В судебное заседание административный истец Гринёва ФИО12 (ранее Калинина -л.д. 32) и ее представителя по доверенности Пономарев ФИО13 не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в суд представлено ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель административного истца (по доверенности) Пономарев ФИО14 представил возражение на отзыв административного ответчика, которое приобщено к материалам дела.

В судебном заседании административный ответчик представитель МРИ ФНС России №10 по Московской области Сажина А.А. возражали в удовлетворении заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве на административный иск (л.д.53-58).

Заинтересованное лицо представитель Управления ФНС России по Новгородской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Заинтересованное лицо представитель Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В соответствии с п.1 ст.387 НК РФ земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (п.1 ст.388 НК РФ).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Если иное не установлено настоящим пунктом, налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (ст.390-391 НК РФ).

В соответствии с п.1.1 ст.391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, и настоящим пунктом.

Согласно положениям, содержащимся в п.1.1 ст.391 НК РФ и действовавшим в спорный период, в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

Как установлено из материалов дела, Гринёва Н.В. на основании договора дарения земельного участка от 10.03.2011 г. является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>

Решением Московского областного суда от 08.04.2021, вступившим в законную силу 10.05.2021 г., признаны незаконными с момента их совершения действия Филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области по определению и внесению в государственный кадастр недвижимости сведений относительно кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты>. и удельного показателя кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> и возложена обязанность на Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в размере <данные изъяты>. и удельном показателе кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> с момента их внесения 12 марта 2012 года по дату снятия указанного земельного участка с государственного кадастрового учета 09.04.2013, обязанность Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области произвести расчет кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером и внесение в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером в период с 12.03.2012 по дату снятия указанного земельного участка с государственного кадастрового учета 09.04.2013.

23.04.2021 дополнительным решением Московского областного суда, удовлетворены требования Калининой ФИО15 признаны недостоверным сведения об удельном показателе кадастровой стоимости в размере <данные изъяты> используемые Филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Московской области для определения кадастровой стоимости образуемых в результате раздела земельных участков (,

, обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области исключить из государственного кадастра недвижимости недостоверные сведения о кадастровой стоимости и удельном показателе кадастровой стоимости в размере <данные изъяты>. в отношении 99 земельных участков с момента их внесения 07.11.2012 по 31.12.2013 и обязании внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельных участков, исходя из удельного показателя в размере 35,82 руб. с момента их внесения с 07.11.2012 по 31.12.2013.

19.01.2023 Административный истец Гринёва ФИО16 обратилась в налоговый орган с заявлением о перерасчете размера земельного налога в отношении вышеназванных земельных участков, в связи с тем, что их кадастровая стоимость была изменена на основании решения Московского областного суда от 23.04.2021.

31.01.2023 в ответ на обращение налогоплательщика инспекцией было направлено письмо посредством личного кабинета , согласно которому у налогового органа отсутствуют основания для перерасчета земельного налога за пределами трехлетнего срока.

Не согласившись с решением инспекции, Гринева ФИО17 обратилась с жалобой на действие (бездействие) должностных лиц инспекции в УФНС по Московской области. Решением УФНС России от ДД.ММ.ГГГГ жалоба Гриневой ФИО18. оставлена без удовлетворения.

П.1.1 ст.391 (в ред. ФЗ от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации») в части установления порядка применения измененной в течение налогового периода кадастровой стоимости применяется к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019 г.

Также следует учитывать положения п.2.1 ст.52 НК РФ, согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в п.3 ст.14 и п.п.1 и 2 ст.15 НК РФ, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Новые правила перерасчета земельного налога для физических лиц, в соответствии с п.2 и 6 ст.3 ФЗ от 03.08.2018 г. № 334-ФЗ, вступили в силу с 01.01.2019 г. и подлежат применению к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в ЕГРН по основаниям, возникшим с 01.01.2019 г.

Административный истец просит произвести перерасчет и вернуть излишне взысканную сумму земельного налога за 2013 г. В настоящее время данная возможность утрачена, поскольку перерасчет сумм земельного налога осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Учитывая вышеизложенное, суд считает заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Поскольку административному истцу отказано в удовлетворении заявленных требований, следовательно, не подлежат удовлетворению требования о взыскании с налогового органа государственной пошлины в размере <данные изъяты>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Гринёвой ФИО2 о признании незаконным бездействия МРИ ФНС России № 10 по Московской области по возврату излишне взысканного земельного налога за 2013 г. и процентов за излишне взысканный налог по земельным участкам, обязании МРИ ФНС России №10 по Московской области произвести перерасчет и возвратить излишне взысканный налог за 2013 г. и процентов за излишне взысканный налог и взыскании государственной пошлины в сумме <данные изъяты> отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Орехово-Зуевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Осколкова А.В.

Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2023 года.