Дело №2а-612/2019 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 01 февраля 2019 года г. Симферополь Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе председательствующего судьи Кундиковой Ю.В., при секретаре Оганесян М.Э., с участием административного истца ФИО1, его представителя ФИО2, представителя административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО4, о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, возложении обязанности в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости – жилой дом по ул.Кировской, д. 3 в с.Гвардейское Первомайского района Республики Крым, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратился в суд с административным иском к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО4, о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, возложении обязанности в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости – жилой дом по <адрес> Республики Крым. В обоснование требования указано, что ДД.ММ.ГГГГ через МФЦ он обратился с заявлением о государственной регистрации права собственности на <адрес> в <адрес> Республики Крым, однако, регистрация была приостановлена по причине непредставления документов, необходимых для государственной регистрации прав. В уведомлении государственный регистратор ссылался по положения ГК Украины, который вступил в силу через 5 лет после купли-продажи дома. Право собственности не оспаривалось. ФИО1 обратился в Госкомреестр с сообщением, что запрашиваемый документ у него отсутствует и обосновал отсутствие необходимости предоставления документа о ранее произведенной регистрации, просил возобновить государственную регистрацию. На обращение получил ответ о том, что приостановление будет действовать до ДД.ММ.ГГГГ по ранее указанным причинам. ДД.ММ.ГГГГ он получил сообщение об отказе в государственной регистрации права. С решением не согласен. Полагает, что право собственности у него возникло с момента заключения договора на основании ч.1 ст. 128 ГК Украинской ССР 1963года, так как право собственности возникло с момента передачи имущества. На момент покупки дома в 1999 году ГК Украины 1963, закон «О собственности» не связывали момент возникновения права собственности с фактом государственной регистрации такого права, применению подлежала ст. 128 ГК 1963 года. Таким образом, право собственности у покупателя возникло в момент заключения договора. Документы, полученные на недвижимость при Украине, полностью признаны и имеют равную юридическую силу. В судебном заседании административный истец требование поддержал, просил удовлетворить. Представитель административного истца ФИО2 требование поддержала, указала, что государственным регистратором использовалось законодательство, которое не вступило в силу на момент заключения договора купли-продажи, договор не предполагает регистрации права собственности. Только в 2004 году был издан закон о государственной регистрации, до этого времени не было такого указания. После вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации перерегистрация недвижимости в <адрес> имеет свои особенности, и основанием для регистрации права является договор. Отказ в регистрации права считает незаконным. После заключения договора не обращались в БТИ для регистрации договора, но в любом случае право собственности не подлежало регистрации. Представитель административного ответчика Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым ФИО3 возражал против удовлетворения требований, указал, что приостановление государственной регистрации произведено на основании п.5 ч.1 ст. 26 ФЗ №, так как не были предоставлены все документы. Регистратором был направлен запрос в БТИ, в ответе указали, что собственником является ФИО5. ФИО1 не зарегистрировал свое право собственности. т.е. не представил документов, подтверждающих наличие ранее возникшего права. Поскольку причины, послужившие основанием для приостановления не были устранены, то документы были возвращены заявителю. Полагает, что ФИО1 избран неправильный способ защиты права. Просил в иске отказать, приобщены письменные возражения по заявленным требованиям. Административный ответчик государственный регистратор ФИО4 не явилась, о времени и месте судебного разбирательства уведомлена надлежащим образом, причины неявки не сообщила, ходатайств об отложении не заявляла. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам. На основании части 1 статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы нормами Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В соответствии с частью 3 статьи 1 вышеуказанного закона государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее - государственная регистрация прав). Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Частью 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав. К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (часть 4 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»). При этом в силу предписаний части 5 статьи 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами. В силу положений ч. 1 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в том числе в случае, если не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В соответствии с положениями статьи 27 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона. Согласно договору купли-продажи дома от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 продала, а ФИО1 купил целый жилой дом с надворными пристройками, который находится в <адрес> АР Крым. Договор имеет отметку о его удостоверении государственным нотариусом Первомайской государственной нотариальной конторы ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано в реестре за №. городского нотариального округа Республики Крым. Как следует из материалов дела ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился через МФЦ в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о регистрации права собственности на <адрес> в <адрес> Республики Крым, общей площадью 37,2 кв.м. Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ было сообщено о приостановлении государственной регистрации на указанное недвижимое имущество по причине отсутствия документов, подтверждающих осуществление государственной регистрации права собственности на объект недвижимости за ФИО1 Указано, что ФИО1 не зарегистрировал свое право собственности на жилой дом в органе, осуществляющем на тот момент государственную регистрацию прав. При этом в уведомлении имеется указание на то, что согласно ответу ГУП РК «Крым БТИ» в <адрес> право собственности на объект недвижимого имущества зарегистрирован за ФИО5 Срок приостановления государственной регистрации определен до ДД.ММ.ГГГГ. В период срока приостановления государственной регистрации права собственности административный истец обращался в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением, на что был получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ№ о разъяснений действующих норм законодательства. Сообщением от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в государственной регистрации права. Не соглашаясь с действиями государственного регистратора, административный истец указывает на то, что его право собственности на момент заключения договора купли-продажи не подлежало государственной регистрации, а право собственности возникало с момента передачи имущества. Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального конституционного закона №-ФКЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее - Закон №-ФКЗ) <адрес> считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - с ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии со статьей 12.1 Закона №-ФКЗ до ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым особенности регулирования земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым. Согласно пункту 4 статьи 8 Закона №-ЗРК перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав, устанавливается нормативным правовым актом Совета министров Республики Крым. Пунктом 1 Постановления Совета Министров Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ№, которым утвержден Перечень документов, подтверждающих наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимых для государственной регистрации, установлено, что документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав на объекты недвижимого имущества и необходимыми для государственной регистрации, являются, в том числе, договоры купли-продажи, мены, дарения и иные договоры, подтверждающие совершение гражданско-правовых соглашений, на основании которых возникает право на объект недвижимого имущества, подлежащее регистрации. Поскольку на момент заключения договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> входила в состав государства Украины, то к спорным правоотношениям подлежат применению нормы, действовавшие на момент заключения такого договора. Согласно ст. 128 ГК УССР от ДД.ММ.ГГГГ, действующей на дату заключения договора, право собственности (право оперативного управления) у приобретателя имущества по договору возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. В силу положений статьи 227 ГК Украины от ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи жилого дома должен быть нотариально удостоверен, если хотя бы одной из сторон является гражданин. Несоблюдение этого требования влечет недействительность договора (статья 47 этого Кодекса). Договор купли-продажи жилого дома подлежит регистрации в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов. В соответствии с пунктами 1.5,1.6 Инструкции «О порядке государственной регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящихся в собственности юридических и физических лиц», утвержденной приказом Госкомитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от ДД.ММ.ГГГГ№, государственную регистрацию права собственности на объекты недвижимого имущества осуществляют государственные коммунальные предприятия – бюро технической инвентаризации. Государственная регистрация права собственности на объекты недвижимого имущества в бюро технической инвентаризации является обязательной для владельцев, независимо от формы собственности. В договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ имеется указание на то, что в силу положений ст. 227 ГК Украины договор подлежит регистрации в бюро технической инвентаризации. Исходя из содержания указанных норм права, на момент заключения договора купли – продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и ФИО1 такой договор помимо нотариального удостоверения, подлежал регистрации в органах БТИ. Однако указанный договор не был зарегистрирован в органах БТИ. Положениями ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» закреплено, что основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки. Учитывая наличие информации о том, что собственником имущества, о регистрации права на которое было заявлено ФИО1, является другое лицо, а также исходя из отсутствия отметки о регистрации договора купли-продажи в органах БТИ, осуществлявших данные полномочия, государственный регистратор пришел к обоснованному выводу о приостановлении проведения государственной регистрации права и дальнейшему отказу в регистрации права собственности на такой объект, поскольку не был представлен договор, соответствующий законодательству, действовавшему на момент совершения сделки. При этом суд отмечает, что оценка добросовестности, факта владения имуществом не входит в компетенцию государственного регистратора при осуществлении действий по государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Указание на невозможность произвести регистрацию объекта способом, указанным в уведомлении о приостановлении государственной регистрации, не может быть принято во внимание, поскольку данное обстоятельство не может служить основанием для признания действий государственного регистратора незаконными. Ссылка государственного регистратора в уведомлении о приостановлении государственной регистрации и сообщении об отказе в государственной регистрации на положения ГК Украины 2003 г. не привели к совершению незаконных действий. При этом суд отмечает, что у административного истца имеется и другой способ защиты права путем обращения в суд с требованием о признании права на объект недвижимости. Таким образом, учитывая установленные в ходе рассмотрения административного дела обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что решение об отказе в государственной регистрации № от 01.11.2018 года принято уполномоченным должностным лицом, в рамках определенной компетенции и в соответствии с нормами законодательства. Оснований для признания решения административного ответчика незаконным, влекущим нарушение прав и законных интересов административного истца, в ходе рассмотрения административного дела не установлено. При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований. На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного иска ФИО1 к Государственному комитету по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, государственному регистратору ФИО4, о признании незаконным и отмене решения об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, возложении обязанности в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу произвести государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости – жилой дом по <адрес> Республики Крым, отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Центральный районный суд г. Симферополя Республики Крым в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Председательствующий Кундикова Ю.В. Решение в окончательной форме изготовлено 06.02.2019 |