ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3536/18 от 17.09.2018 Индустриального районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело 2а-3536/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 сентября 2018 года

Индустриальный районный суд г. Перми

в составе председательствующего судьи Судаковой Н.Г.

при секретаре Пономаревой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Перми 17 сентября 2018 года

административное дело по административному иску Правительства Пермского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству ,

установил:

Правительство Пермского края обратилось в суд с иском к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М., УФССП России по Пермскому краю об освобождении от исполнительского сбора в сумме 50 000 руб. по исполнительному производству .

В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю возбуждено исполнительное производство о возложении на Правительство Пермского края обязанности предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., в черте г. Горнозаводска Пермского края.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. С вынесенным постановлением должник не согласен, поскольку порядком предоставления детям-сиротам помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013г. № 1194-п, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальном образовании. В адрес судебного пристава-исполнителя была направлена информация о невозможности исполнить решение Горнозаводского районного суда Пермского края, поскольку согласно плану формирования специализированного жилищного фонда на детей-сирот ДД.ММ.ГГГГ регистрация права государственной собственности на приобретаемые жилые помещения в г. Горнозаводск не планировалась. В целях исполнения решения суда ФИО1 было предложено осмотреть жилое помещение <адрес>, на предоставление которого взыскатель выразила согласие ДД.ММ.ГГГГ. Государственный контракт на приобретение жилых помещений для обеспечения детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, был заключен ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края ДД.ММ.ГГГГ жилые помещения <адрес>, были включены в специализированный жилищный фонд Пермского края. ДД.ММ.ГГГГ издан приказ ГКУ «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда», на основании которого ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен договор найма жилого помещения по указанному адресу. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства ввиду фактического исполнения требований исполнительного документа.

Правительство Пермского края полагает, что исполнение судебного решения, а именно предоставление жилого помещения в 5-дневный срок было невозможно вследствие обстоятельств, которые с учетом специфики возникших правоотношений тождественны непреодолимой силе, формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот является длительной процедурой, обусловленной приобретением жилых помещений путем проведения аукционов по закупке жилья, что является обязательным в силу действующего законодательства. Вина Правительства Пермского края в непредставлении жилого помещения в установленные сроки отсутствует, поскольку договор на приобретение жилых помещений заключен, условия договора со стороны Правительства не нарушены, взыскатель был проинформирован о сложившейся ситуации. Таким образом, Правительство предпринимало все необходимые меры для исполнения решения суда. В настоящее время решение суда исполнено.

Представитель административного истца в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает в полном объеме.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдинова Л.М. в судебное заседание не явилась, извещена о дате судебного заседания надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель УФССП России по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещен о дате судебного заседания надлежащим образом, возражений по доводам искового заявления не представил.

Суд, исследовав материалы дела, материалы исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должника Правительство Пермского края, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 75 постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Таким образом, должник при неисполнении в срок, установленный для добровольного исполнения решения суда, признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, предпринял все меры для надлежащего исполнения обязательства. Обязанность доказывания указанных обстоятельств в силу закона возложена на должника.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП России по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. на основании решения Горнозаводского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, возбуждено исполнительное производство , предмет исполнения – возложить на Правительство Пермского края обязанность предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м., в черте г. Горнозаводска Пермского края.

Пунктом 3 постановления о возбуждении исполнительного производства должнику установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней. Копия постановления получена должником ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9).

ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в 5-дневный срок с момента получения копи постановления о возбуждении исполнительного производства, Правительством Пермского края в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация о причинах неисполнения в установленный срок решения Горнозаводского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ - отсутствие жилых помещений специализированного жилищного фонда на территории г. Горнозаводск, при этом указано о предложении взыскателю осмотреть жилые помещения на территории, включение которых в специализированный жилищный фонд Пермского края ожидается ДД.ММ.ГГГГ, приложен план формирования жилья на ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л.М. вынесено постановление о взыскании с Правительства Пермского края исполнительского сбора в размере 50 000 руб. по исполнительному производству в связи с тем, что должник не исполнил требования исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения (л.д. 8).

В материалы дела в подтверждение доводов искового заявления представлен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Министерством строительства и ЖКХ Пермского края и ООО «Торговый дом «Пермского завода теплоизоляционных изделий», на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории города Перми Пермского края, в том числе жилых помещений в доме <адрес>, срок действия до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12-18), план формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Согласно п. 2.1 Порядка формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Пермского края от 11.03.2013 № 107-п формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на эти цели на соответствующий финансовый год, и субсидий бюджету Пермского края, поступающих на эти цели из федерального бюджета.

Согласно п. 3.1, 3.2 формирование специализированного жилищного фонда для детей-сирот осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края в пределах средств, утвержденных в краевом бюджете на соответствующий финансовый год, путем приобретения жилых помещений в государственную собственность Пермского края путем заключения договоров купли-продажи жилых помещений в порядке, установленном действующим законодательством (п. 3.2.1).

Порядком предоставления детям-сиротам помещений специализированного жилищного фонда Пермского края, утвержденным Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п, определено, что предоставление жилого помещения осуществляется по месту жительства лица, в случае невозможности предоставления жилого помещения по месту жительства, с согласия, жилье предоставляется в ближайшем к данному району муниципальном образовании.

Согласно плану формирования специализированного жилищного фонда для детей-сирот ДД.ММ.ГГГГ, утвержденному министром строительства и архитектуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ, регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения на территории г. Горнозаводск не планировалась, вместе с тем регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения в строящихся домах и включение в специализированный жилищный фонд Пермского края (по государственным контрактам 2014-2016гг.) планировалось на территории г. Перми ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ от взыскателя получено согласие на предоставления жилого помещения <адрес> (л.д. 19).

Приказом Министерства строительства и архитектуры Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение <адрес> включено в специализированный жилищный фонд Пермского края с отнесением к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 10-22).

Приказом ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» от ДД.ММ.ГГГГФИО1 предоставлена квартира, <адрес> (л.д. 23).

ДД.ММ.ГГГГ между ГКУ ПК «Управление жилыми помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда» и ФИО1 заключен договор найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 23-24).

Постановлением судебного пристава-исполнителя ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ окончено в связи с фактическим исполнением требований исполнительного документа (л.д. 10).

На основании изложенного, оценив представленные доказательства в совокупности, суд полагает, что заявленные Правительством Пермского края требования об освобождении от взыскания исполнительского сбора подлежат удовлетворению, поскольку предметом судебной проверки по заявленным истцом требованиям является установление наличия либо отсутствия вины должника в несвоевременном исполнении требований исполнительного документа.

Истцом с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства предпринимались необходимые меры для исполнения решения Горнозаводского районного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения. Так, судом установлено, что в соответствии с требованиями исполнительного документам должником предпринимались меры для обеспечения жильем по месту жительства взыскателя на территории г. Горнозаводск, но в связи с тем, что регистрация права государственной собственности на приобретенные жилые помещения на территории г. Горнозаводск ДД.ММ.ГГГГ не планировалась предложено рассмотреть вариант предоставления жилого помещения в г. Перми. При этом приобретение жилых помещения на территории г. Перми осуществлялось в соответствии с государственным контрактом на приобретение жилых помещений в многоквартирном доме для формирования специализированного жилищного фонда Пермского края для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений на территории г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ.

При разрешении спора по существу суд принимает во внимание, что административный истец, не имея иных жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным решением суда, не имел фактической возможности передать квартиру взыскателю в более ранние сроки (в течение пяти рабочих дней после получения постановления о возбуждении исполнительного производства). В разумные сроки после передачи квартиры административному истцу, он организовал передачу квартиры в оперативное управление подведомственному учреждению (ГКУ ПК «Управление жилым помещениями для детей-сирот специализированного жилищного фонда»), включил в специализированный жилищный фонд.

При таких обстоятельствах, учитывая период исполнения должником требований исполнительного документа, суд считает возможным освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, поскольку материалами дела подтверждено, что должник по исполнительному производству проявил необходимую степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, принял меры для скорейшего надлежащего исполнения своего обязательства по исполнительному документу, неисполнение решения суда в установленный срок стало возможным лишь вследствие отсутствия жилых помещений специализированного жилищного фонда жилых помещений на территории г. Горнозакодск, о чем Правительством Пермского края было сообщено приставу-исполнителю до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Таким образом, административный истец предпринял все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства перед взыскателем на стадии исполнительного производства, в настоящее время исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением судебного акта, в связи с чем, суд считает возможным требования истца об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 179-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил

Освободить Правительство Пермского края от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 руб., подлежащего взысканию в соответствии с постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества УФССП по Пермскому краю Сахабетдиновой Л. М. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (24.09.2018 года).

Председательствующий Н. Г. Судакова