ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3538/19 от 06.11.2019 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

Дело № 2а-3538/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 ноября 2019 года город Челябинск

Советский районный суд города Челябинска в составе:

председательствующего судьи Волуйских И.И.

при секретаре Белюшиной Д.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО1 к Администрации города Челябинска о признании незаконным уведомления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Советский районный суд города Челябинска с административным исковым заявлением к Администрации города Челябинска (далее также – Администрация) в котором просила признать незаконным уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ года и возложить обязанность выдать уведомление о соответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером . В декабре 2018 года он подал уведомление о планируемом строительстве жилого дома на принадлежащем ему земельном участке. По результатам рассмотрения Администрация вынесла уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке (далее также – уведомление о несоответствии планируемого объекта) от 14 декабря 2018 года. В качестве оснований для отказа Администрация указала на то, что: во-первых, документацией по планировки территории не предусмотрено строительство нового дома на спорном участке; во-вторых, согласно сведениям единого государственного реестра недвижимости участок предназначен для эксплуатации индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуальной жилой застройки, для эксплуатации жилого дома. Однако в нарушении определенного заявителем порядка направления уведомление не направила его почтой. Копия данного уведомления была поучена нарочно представителем истца 13 февраля 2019 года. Указанное обстоятельство в силу положений части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ является основанием считать уведомление согласованным. 21 июня 2019 года административный истец обратился в Администрацию с уведомлением об окончании строительства, на что Администрация выдала уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности (далее также – уведомление о несоответствии возведенного объекта) от 04 июля 2019 года, ссылаясь на те же обстоятельства, что были указаны в уведомлении о несоответствии планируемого объекта от 14 декабря 2018 года. Учитывая, что уведомление о планируемом строительстве было согласованно с учетом положения части 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ, то ответчик не имел оснований выдать уведомление о несоответствии возведенного объекта. Кроме того, обжалуемое уведомление нарушает правомочие собственника земельного участка на возведение жилого дома.

В судебном заседании представитель административного истца поддержал заявленные требования в полном объеме.

Административный истец на рассмотрение дела не явился, извещен.

Представитель Администрации и привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица – Комитета градостроительства и архитектуры города Челябинска ФИО2 возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав доводы, изложенные в обжалуемом уведомлении.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью <данные изъяты>.м., расположенный по адресу: <адрес> Право собственности зарегистрировано 09 ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 9-13).

Земельный участок относится к землям населенных пунктов, с разрешенным видом использования: «для эксплуатации индивидуального жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуальной жилой застройки, для эксплуатации жилого дома». Границы участка определены в установленном законом порядке, каких-либо ограничений (обременений) права в едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано.

Согласно утвержденным решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 Правил землепользования и застройки участок полностью расположен в территориальной зоне В.1.1., основными видами разрешенного использования который предусматривают в том числе: индивидуальные жилые дома усадебного и коттеджного типа.

Постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ года была утверждена документация по планировки территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах: проспект Победы, Новоградский проспект, Комсомольский проспект, ул. Городская в Курчатовском районе города Челябинска. В указанной документации не отображены параметры дома в отношении спорного участка.

ДД.ММ.ГГГГ года истица обратилась в Администрацию с уведомлением о планируемом строительстве 2-х этажного индивидуального жилого дома на спорном земельном участке (л.д. 17-20). В тексте уведомления было определено, что уведомление о соответствии планируемого строительства или не соответствии просит направить на почтовый адрес: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ года Администрация вынесла уведомление о несоответствии планируемого объекта № , в котором указала, что планируемый к строительству объект не соответствует следующим параметрам:

- согласно документации по планировки территории, утвержденной постановлением Администрации от ДД.ММ.ГГГГ года предусмотрен приусадебный участок жилого дома, строительство нового дома не предусмотрено;

- согласно сведения, содержащимся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, земельный участок предназначен для эксплуатации жилого дома м ведения личного подсобного хозяйства, для индивидуальной жилой застройки, для эксплуатации жилого дома.

Каких-либо доказательств отправки данного уведомления по почте или иным способом в адрес ФИО1 Администрацией не представлено. Вместе с тем из копии приложенной к материалам дела следует, что данное уведомление было получено нарочно представителем ФИО1 13 февраля 2019 года (л.д. 21).

21 июня 2019 года ФИО1 подала в Администрацию уведомление об окончании строительства (л.д. 23-26).

04 июля 2019 года Администрация издала уведомление о несоответствии возведенного объекта , в котором указала, что ранее было выдано уведомление о несоответствии планируемого объекта и перечислила идентичные замечания, что и в нем.

Данное уведомление обжалуется в рамках настоящего спора.

Положения части 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязывают застройщиков направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство, уведомление о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, по результатам которой направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении параметров объекта вышеперечисленным требованиям либо уведомление о их несоответствии и (или) недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на земельном участке (часть 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Случаи, когда такое уведомление о несоответствии может быть направлено застройщику, исчерпывающе определены в части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Уведомление о несоответствии направляется застройщику, в частности, в случаях если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

3) уведомление о планируемом строительстве подано или направлено лицом, не являющимся застройщиком в связи с отсутствием у него прав на земельный участок;

4) в срок, указанный в части 9 настоящей статьи, от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, поступило уведомление о несоответствии описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.

В соответствии с частью 20 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию.

Также пунктом 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что ненаправление указанными органами в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 настоящей статьи, уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке считается согласованием указанными органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с параметрами, указанными в уведомлении о планируемом строительстве.

Поскольку уведомление о несоответствии планируемого строительства не было никаким образом направлено в срок, предусмотренный частью 7 или пунктом 3 части 8 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, то административный истец правомерно осуществил строительство на принадлежащем ему земельном участке.

Что касается сути отказа в выдаче уведомления о соответствии как планируемого строительства таи и возведенного объекта, то суд отмечает следующее.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40, пунктом 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка, иные лица, не являющиеся собственниками земельных участков, за исключением обладателей сервитутов, вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В силу статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

В соответствии с частью 1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (часть 3 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как уже отмечалось ранее, утвержденными решением Челябинской городской Думы от 09 октября 2012 года № 37/13 Правилами землепользования и застройки участок определено, что участок полностью расположен в территориальной зоне В.1.1., основными видами разрешенного использования который предусматривают в том числе: индивидуальные жилые дома усадебного и коттеджного типа.

Также параметры градостроительной деятельности определяются проектом планировки территории.

В соответствии с частью 1 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории.

Постановлением Администрации от 23 января 2018 года № 20-п была утверждена документация по планировки территории (проект планировки территории с проектом межевания территории) в границах: проспект Победы, Новоградский проспект, Комсомольский проспект, ул. Городская в Курчатовском районе города Челябинска. Согласно данной документации спорный участок отнесен к приусадебному участку жилого дома.

Пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" установлено, что приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Таким образом, размещение жилого дома на приусадебном земельной участке допускается законом и не противоречит проекту планировки территории.

Разрешенное использование участка, внесенное в государственный реестр недвижимости, также напрямую указывает на возможность возведения и эксплуатации жилого дома.

Учитывая изложенные обстоятельства суд приходит к выводу о незаконности уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ года № .

В качестве способа восстановления нарушенного права суд полагает необходимым возложить обязанность повторно рассмотреть уведомление об окончании строительства от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ года за №

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объектов индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ года .

Возложить на Администрацию города Челябинска обязанность повторно рассмотреть уведомление об окончании строительства от ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ года за .

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд города Челябинска в течение месяца с момента его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: И.И. Волуйских