ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3539/2023 от 25.05.2023 Ленинскогого районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Мотивированное решение изготовлено 25.05.2023

Административное дело № 2а-3539/2023

УИД 66RS0004-01-2023-002279-48РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 11 мая 2023 года

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Макаровой Т.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дуняшиным А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Региональной энергетической комиссии Свердловской области к Федеральной антимонопольной службе России о признании незаконным Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28.12.2022 № 1053/22 «Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год»,

установил:

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области (далее - РЭК Свердловской области) обратилась в Ленинский районный суд г. Екатеринбурга с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным Приказ Федеральной антимонопольной службы России от 28.12.2022 № 1053/22 «Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год».

В обоснование исковых требований административным истцом указано, что 30.12.2022 в адрес РЭК Свердловской области поступил приказ Федеральной антимонопольной службы (далее – ФАС России) от 28.12.2022 № 1053/22, которым отменено постановления РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год».

Основанием для вынесения Приказа от 28.12.2022 № 1053/22 явилось выявление в результате анализа Постановления от 28.11.2022 № 236-ПК его несоответствия п. 70 Основ ценообразования, Приказу Федеральной службы по тарифам от 26.11.2013 № 1473-э «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей».

С даты принятия Приказа отменены Постановление РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК и п. 2 Постановления РЭК Свердловской области от 26.12.2022 № 261-ПК «О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области».

Приказом от 28.12.2022 № 1053/22 РЭК Свердловской области предписано в срок не позднее 01.02.2023 года установить тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив указанные ФАС нарушения законодательства, об исполнении Приказа в течение 7 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в п. 3 Приказа, проинформировать ФАС, представив надлежащим образом заверенные копии решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, протоколов заседаний коллегиальных органов Комиссии, на которых принимаются решения, указанные в п. 3 Приказа, экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа.

Административный истец указывает, что при вынесении оспариваемого Приказа № 1053/22, ФАС России не установлен и не доказан факт превышения Комиссией полномочий, поскольку в силу положений ч. 3 ст. 23.1., ч. 3 ст. 24 Закона № 35-ФЗ, п. 63 Основ ценообразования, п.п. 1 п. 13 Положения о Комиссии, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ, установление тарифов для населения входит в сферу компетенции РЭК Свердловской области.

В Приказе № 1053/22 необоснованы выводы о формировании прогнозных объемов электрической энергии, поставляемой населению Свердловской области и приравненным к нему категориям потребителей, по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь) с учетом п. 6 Разъяснений утвержденных постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК, что противоречит п. 70 Основ ценообразования и приказу ФСТ России от 26.11.2013 № 1473-э.

Прогнозный объем электрической энергии и его распределение по зонам суток при принятии Постановления № 236-ПК определен Комиссией с учетом суммарной величины прогнозного объема электрической энергии (мощности) на 2023 год по полугодиям, принятой в соответствии с объемами, отраженными в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии, утвержденном приказом ФАС от 27.10.2022 № 767/22-ДСП «О внесении изменений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках ЕЭС России по субъектам Российской Федерации на 2023 год», утверждённого Приказом ФАС от 29.06.2022 № 488/22-ДСП, а также на основе информации гарантирующих поставщиков о фактических объемах электрической энергии за 2021 год, которая направлялась гарантирующими поставщиками в адрес ФАС по формам федерального статистического наблюдения № 46-ЭЭ, утвержденных приказом Росстата от 02.08.2018 № 477.

Таким образом, прогнозный объем электрической энергии на 2023 год установлен Комиссией на основе Приказа ФАС, распределение прогнозного объема электрической энергии по зонам суток приняты Комиссией на основании объективных фактически сложившихся данных о потреблении электрической энергии населением Свердловской области. Кроме того, с целью распределения прогнозных объемов электрической энергии по зонам суток письмом от 08.07.2022 № 11-03/3076 Комиссия запросила у гарантирующих поставщиков, осуществляющих деятельность по поставке электрической энергии потребителям на территории Свердловской области (АО «Энергосбыт Плюс» Свердловский филиал, АО «Екатеринбургэнергосбыт», АО «Нижнетагильская энергосбытовая компания» и АО «Русатом Инфраструктурные решения» - филиал в городе Новоуральске) информацию о фактических объемах электрической энергии, поставленной населению и приравненным к нему категориям по факту 2021 года, первого полугодия 2022 года и плану на 2023 год по форме приложения № 1 к приложению № 2 к приказу ФАС от 19.06.2018 № 834/18 «Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов».

Представленная гарантирующими поставщиками информация о распределении фактических объемов электрической энергии по зонам суток подтверждается формами федерального статистического наблюдения № 46-ЭЭ (полезный отпуск).

На основании долей распределения фактических объемов электрической энергии по зонам суток, аналогичным образом распределены, утвержденные приказом ФАС от 27.10.2022 № 767/22-ДСП прогнозные объемы по полугодиям (определены доли потребления по двум и трем зонам суток), для каждой категории потребителей, каждого из гарантирующих поставщиков.

Таким образом, действия Комиссии, связанные с определением объемов распределения на основе сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии, утвержденного приказом ФАС от 27.10.2022 № 767/22-ДСП, и фактических данных, отраженных в предыдущем периоде регулирования гарантирующими поставщиками электрической энергии, являлись правомерными.

Помимо прочего Приказ № 1053/22 не содержит ссылок на доказательства, подтверждающие выводы ФАС России о формировании сведений о распределении объемов электрической энергии (день, ночь) (прогнозные объемы) с учетом п. 6 Разъяснений, утвержденных Постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК, следовательно основания для вывода о нарушении РЭК Свердловской области формул 12 и 18 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных Приказом ФАС от 27.05.2022 № 412/22, отсутствовали.

Кроме изложенного, имеются формальные основания для признания оспариваемого Приказа № 1053/22 незаконным, поскольку при выводах о незаконности тарифов для населения, установленных в отношении дневной и пиковой зон суток, и отсутствием выводов о нарушении норм права при установлении одноставочного тарифа не дифференцированного по зонам суток, одноставочного тарифа, дифференцированного по двум зонам суток в ночной зоне, одноставочного тарифа, дифференцированного по трем зонам суток в ночной и полупиковой зонах, Постановление № 236-ПК отменено в полном объеме.

По мнению административного истца неправомерным является довод Приказа № 1053/22 о несоответствии Постановления № 236-ПК п. 30 Правил государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, поскольку приведенной нормой права установлена обязанность органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в течение 7 рабочих дней со дня принятия решения об установлении тарифов довести решения, экспертные заключения, а также протоколы (выписки из протоколов) до организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. Следовательно, ненаправление расчета зонных тарифов в адрес представителя Ассоциации «Некоммерческое партнерство Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» не свидетельствует о нарушении п. 30 Правил регулирования, поскольку Совет рынка не является организацией, осуществляющей регулируемую деятельность в сфере электроэнергетики (гарантирующим поставщиком электрической энергии).

Полагая Приказ от 28.12.2022 № 1053/22 не соответствующим требованиям закона иным нормативным правовым актам в области тарифного регулирования, нарушающим права и законные интересы РЭК Свердловской области, в виде возложения дополнительных обязанностей, административный истец обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Представители административного истца ФИО1, ФИО2, ФИО3 в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали по доводам и основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика ФИО4 просил в удовлетворении административного иска отказать, указав, что Приказ ФАС России от 28.12.2022 № 1053/22 соответствует требованиям действующего нормативного регулирования в сфере реализации полномочий по соблюдению обязательных требований при исполнении органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики, административным истцом не доказан факт нарушения его прав и законных интересов оспариваемым решением.

Заслушав представителей административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 2 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из анализа указанных положений следует, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие (бездействие) принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Из материалов дела следует, что Постановлением РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК установлены с 01.12.2022 по 31.12.2023 тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год.

Этим же Постановлением, признано утратившим силу с 01.12.2022 Постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области 28.12.2021 № 248-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год».

Согласно Приложению к Постановлению РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК, установлены одноставочные тарифы для населения в размере 5,15 руб./кВт*ч.

Одноставочный тариф, на электрическую энергию для населения, за исключением населения проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, и населения, проживающего в сельских населенных пунктах, дифференцированный по двум зонам суток, в дневной зоне суток (пиковая, полупиковая) установлен в размере 7,36 руб./кВт*ч.

Постановлением РЭК Свердловской области от 26.12.2022 № 261-ПК в Постановление РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК внесены изменения в части замены в п. 2 слов «28.12.2021» на «от 27.12.2021».

Приказом ФАС России от 28.12.2022 № 1053/22 Постановление РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год» и п. 2 Постановления РЭК Свердловской области от 26.12.2022 № 261-ПК «О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области» отменены.

Этим же Приказом РЭК Свердловской области предписано в срок не позднее 01.02.2023 года установить тарифы на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), устранив указанные ФАС нарушения законодательства, об исполнении Приказа в течение 7 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в п. 3 Приказа, проинформировать ФАС, представив надлежащим образом заверенные копии решений об установлении цен (тарифов) в области электроэнергетики, протоколов заседаний коллегиальных органов Комиссии, на которых принимаются решения, указанные в п. 3 Приказа, экспертных заключений по делам об установлении цен (тарифов), в которых отражены результаты исполнения Приказа.

Основанием для вынесения Приказа от 28.12.2022 № 1053/22 явилось выявление ФАС России в результате анализа Постановления от 28.11.2022 № 236-ПК, его несоответствия п. 70 Основ ценообразования, п.п. 11 и 12 Методических рекомендаций по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.05.2022 № 412/22, Приказу ФСТ от 26.11.2013 № 1473-э «Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей».

Приказ ФАС России от 28.12.2022 № 1053/22 «Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год» является предметом обжалования по настоящему делу.

Разрешая требования административного истца о признании Приказ ФАС России от 28.12.2022 № 1053/22 незаконным, суд оснований для их удовлетворения не усматривает.

Региональная энергетическая комиссия Свердловской области, в соответствии с Положением, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 13.11.2010 № 1067-УГ, является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, сборов, размеров платы).

Регулирование отношений в сфере электроэнергетики осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике.

Положениями абз. 7 ч. 7 ст. 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» предусмотрено, что решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принятое им с превышением полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежит отмене в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123 утверждены Правила отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Указанным постановлением предусмотрено, что ФАС России является органом, уполномоченным отменять решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятые с превышением их полномочий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике.

Согласно п. 4 Правил основанием для рассмотрения вопроса об отмене тарифного решения органа исполнительной власти субъекта может являться имеющаяся в ФАС России информация о принятии тарифного решения с превышением установленных законом полномочий.

Приказом ФАС России от 21.08.2020 № 769/20 утвержден Административный регламент Федеральной антимонопольной службы по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или при исполнении полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок) в сфере электроэнергетики.

Согласно пп. 2 п. 1.5 Административного регламента предметом государственного контроля (надзора) является соблюдение органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов и субъектами электроэнергетики в процессе осуществления своей деятельности требований, установленных Федеральным законом «Об электроэнергетике», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, к установлению и (или) применению цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, в том числе в части определения достоверности, экономической обоснованности расходов и иных показателей, учитываемых при государственном регулировании цен (тарифов), экономической обоснованности фактического расходования средств при осуществлении регулируемой деятельности в сфере электроэнергетики, экономической обоснованности расходов на проведение мероприятий по технологическому присоединению объектов к электрическим сетям и правильности применения указанными субъектами регулируемых государством цен (тарифов) в электроэнергетике, платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, правильности использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые государством цены (тарифы).

Согласно пп. 3 п. 1.11 Административного регламента результатом исполнения государственной функции является отмена решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) в электроэнергетике, принятых с превышением полномочий и (или) с нарушением требований законодательства Российской Федерации.

Пунктом 3.9 Административного регламента ФАС России по результатам проведения государственного контроля, в случае выявления нарушения законодательства, действующего в области государственного регулирования цен (тарифов), в соответствии с настоящим Административным регламентом, выносит приказ об отмене решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, принятых с превышением полномочий, установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики, и (или) принятых ими с нарушением законодательства Российской Федерации.

Пункт 3.10 Административного регламента устанавливает, что отмена решений в области государственного регулирования цен (тарифов) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с п. 3.9 Административного регламента осуществляется в соответствии с Правилам отмены решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2004 № 123.

Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, Приказ ФАС России от 28.12.2022 № 1053/22 принят в связи с реализацией полномочий по контролю (надзора) за соблюдением РЭК Свердловской области законодательства в области государственного регулирования тарифов.

Основанием для реализации государственной функции послужили многочисленные обращения граждан, проживающих на территории Свердловской области на установленные Постановлением РЭК Свердловской области № 236-ПК тарифов на электрическую энергию.

Приказ ФАС России от 28.12.2022 № 1053/22 принят уполномоченным органом с соблюдением установленной Правилами отмены решений процедуры.

Доводы административного истца об отсутствии превышения полномочий установленных нормативными правовыми актами в сфере ценообразования в области электроэнергетики при принятии Постановления № 236-ПК, соответствии утвержденных Постановлением № 236-ПК тарифных решений требованиям действующего законодательства, судом отклоняются.

Согласно п. 70 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах:

- одноставочная цена (тариф), включающая стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности;

- одноставочная, дифференцированная по двум и по трем зонам суток цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учетом стоимости мощности.

Как следует из Постановления № 236-ПК, тарифным решением РЭК Свердловской области одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения установлены в размере 5,15 руб./кВт-ч, что соответствует предельному минимальному уровню таких тарифов по Свердловской области, утвержденному приказом ФАС России от 11.10.2022 № 733/22.

Тариф на электрическую энергию для населения, за исключением населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, и населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в дневной зоне суток установлен Тарифным решением в размере 7,36 руб./кВт-ч, что привело к росту стоимости на 35 % относительно тарифа, установленного постановлением РЭК Свердловской области от 27.12.2021 № 248-ПК.

Тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, в дневной зоне суток установлен в размере 5,15 руб./кВт-ч с ростом на 35 % относительно тарифа, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27.12.2021 № 248-ПК.

Тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населенных пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, и для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в дневной зоне суток установлен в размере 5,15 руб./кВт-ч с ростом на 35 % относительно тарифа, установленного постановлением РЭК Свердловской области от 27.12.2021 № 248-ПК.

Приказом ФАС России от 27.05.2022 № 412/22 утверждены Методические указания, п.п. 11 и 12 которых регламентирован порядок расчёта одноставочного тарифа, дифференцированного по 2 и по 3 зонам суток.

Расчет тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению в дневной (при установлении двухзонных тарифов) и пиковой (при установлении трехзонных тарифов), осуществляется по формулам 12 и 18 Методических указаний с использованием прогнозных объемов электрической энергии (мощности), поставляемой населению, за исключением населения, указанного в пунктах 13-24 Методических указаний, по тарифам, дифференцированным по двум зонам суток (день, ночь) и трем зонам суток (пик, полупик, ночь).

Таким образом, прогнозный объем электрической энергии, потребляемой в дневное (пиковое, полупиковое) и ночное время суток является определяющей величиной для расчета тарифа.

В ходе рассмотрения дела установлено, что при установлении тарифа РЭК Свердловской области руководствовалась представленными гарантирующими поставщиками фактическими данными о выставленных платежах для граждан за 2021 год, вместо определения прогнозного объема, в соответствии с Методическими указаниями.

Пунктом 70 Основ ценообразования, интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждены приказом ФСТ России от 26.11.2013 № 1473-э, в соответствии с которым ночная зона суток соответствует часам с 23-го по 7-й; пиковая — с 7-го по 10-й и с 17-го по 21-й; полупиковая зона — остальное время; дневная зона — время пиковой и полупиковой зон.

Постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК утверждены разъяснения по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области.

В п. 6 Разъяснений указано, что гарантирующими поставщиками применяются тарифы, дифференцированные по зонам суток:

- тарифы, установленные для пиковой (дневной) зоны, применяются в будние дни с 07.00 до 23.00 часов;

- тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в будние дни с 23.00 до 07.00 часов, в выходные и праздничные дни - круглосуточно.

Таким образом, в противоречие приказу ФСТ России от 26.11.2013 № 1473-э, гарантирующие поставщики применяют ночной тариф в дневное (пиковое, полупиковое) время суток, которые являются выходными и праздничными днями, из чего следует, что объемы энергии, дифференцированные по 2 и по 3 зонам суток, не соответствуют объему потребляемой гражданами энергии в соответствующих зонах суток за 2021 год и не могут являться прогнозными объемами по смыслу п.п. 11 и 12 Методических указаний.

Доводы административного истца о том, что Разъяснения, утвержденные Постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК не применялись при принятии тарифного решения, судом отклоняются, поскольку реализация электрической энергии потребителям гарантирующими поставщиками Свердловской области, осуществлялась с учетом п. 6 Разъяснений. Постановление РЭК Свердловской области от 23.12.2011 № 211-ПК на момент принятия Постановления № 236-ПК являлось действующим и подлежало применению.

Таким образом, при принятии тарифного решения РЭК Свердловской области применены представленные гарантирующими поставщиками сведения по дифференцированным по зонам суток объемам поставленной энергии, не соответствующие интервалам тарифных зон, утверждённым приказом ФСТ России 2023-46773 7 от 26.11.2013 № 1473-э.

Данное обстоятельство подтверждается в том числе признанием после принятия оспариваемого приказа ФАС России постановлением РЭК Свердловской области от 19.01.2023 № 4-ПК Разъяснений утратившими силу, принятием 19.01.2023 Постановления № 5-ПК, установившем тарифы на электрическую энергию для дневной зоны суток с ростом на 10 %, для пиковой зоны суток на 13 %, что значительно ниже тарифов, установленных постановлением РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК.

Таким образом, суд приходит к выводу о правомерности вменения РЭК Свердловской области нарушения п. 70 Основ ценообразования, п.п. 11 и 12 Методических указаний по расчету тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей.

Доводы об отсутствии у ФАС России оснований для отмены Постановления № 236-ПК в полном объеме, судом признаются несостоятельными, поскольку постановлением РЭК Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК не выделены отдельные положения, устанавливающие одноставочные тарифы и одноставочные тарифы, дифференцированные по зонам суток, вследствие чего, подлежали пересмотру лишь одноставочные тарифы, дифференцированные по 2 и по 3 зонам суток, следовательно доводы административного истца о возложении на РЭК Свердловской области дополнительных обязанностей по пересмотру одноставочных тарифов, не дифференцированных по 2 и по 3 зонам суток, необоснованы.

Нарушение п. 30 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 в оспариваемом Приказе РЭК Свердловской области не вменено, самостоятельным основанием для принятия оспариваемого Приказа, не являлось.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оспариваемый Приказ ФАС России от 28.12.2022 № 1053/22 «Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год» принят уполномоченным органом в установленной форме без нарушения процедуры его принятия, с соблюдением порядка рассмотрения вопроса о соответствии тарифного решения требованиям действующего в области установления тарифов на электроэнергию законодательства, прав административного истца не нарушает, дополнительных обязанностей на административного истца не возлагает.

Поскольку предметом спора является решение ФАС России с выводами относительно превышения органом регулирования предоставленных законодательством полномочий, вопрос о правильности примененного тарифа в данном случае исследованию не подлежит.

Несогласие органа регулирования с выводами антимонопольного органа, иная оценка им фактических обстоятельств и иное толкование положений закона, не свидетельствует о незаконности принятого ФАС России Приказа об отмене тарифного решения.

Доказательств непосредственного нарушения оспариваемым Приказом прав и законных интересов административного истца в материалы дела не представлено.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Региональной энергетической комиссии Свердловской области к Федеральной антимонопольной службе России о признании незаконным Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28.12.2022 № 1053/22 «Об отмене постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28.11.2022 № 236-ПК «Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Свердловского областного суда, в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.

Судья Т.В. Макарова