Дело № 2а-353/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 декабря 2018 года с. Петропавловское
Петропавловский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Шкурупий Е.А.,
при секретаре Горшковой Ю.В.,
с участием административного истца-заместителя прокурора Петропавловского района Алтайского края Боброва А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Петропавловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании незаконными бездействий, возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Петропавловского района Алтайского края обратился в суд с административным исковым заявлением (с учетом принятых судом уточнений) в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Петропавловского района Алтайского края с требованиями о признании незаконным бездействие Администрации Петропавловского района Алтайского края, выразившиеся в непринятии мер: к созданию на территории муниципального образования Петропавловский сельсовет Петропавловского района Алтайского края специализированной службы по вопросам похоронного дела; к производству землеустроительных работ и постановке на кадастровый учет земельного участка, занимаемого общественным кладбищем, расположенным в границах муниципального образования Петропавловский сельсовет Петропавловского района Алтайского края; регистрации права собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, на территории муниципального образования Петропавловский сельсовет Петропавловского района Алтайского края; к разработке и принятию нормативного правового акта, устанавливающего требования к качеству предоставляемых на территории Петропавловского района Алтайского края услуг по погребению; к разработке и принятию административного регламента оказания муниципальной услуги, связанной с реализацией полномочий по организации ритуальных услуг, включении данной муниципальной услуги в реестр оказываемых муниципальных услуг; обязании Администрации Петропавловского района Алтайского края в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу: создать на территории муниципального образования Петропавловский сельсовет Петропавловского района Алтайского края специализированную службу по вопросам похоронного дела; произвести землеустроительные работы и поставить на кадастровый учет земельный участок, занимаемый общественным кладбищем, расположенным в границах муниципального образования Петропавловский сельсовет Петропавловского района Алтайского края; зарегистрировать право собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, на территории муниципального образования Петропавловский сельсовет Петропавловского района Алтайского края; разработать и принять нормативный правовой акта, устанавливающий требования к качеству предоставляемых на территории Петропавловского района Алтайского края услуг по погребению; разработать и принять административный регламент оказания муниципальной услуги, связанной с реализацией полномочий по организации ритуальных услуг, включить данную муниципальную услугу в реестр оказываемых муниципальных услуг.
В обоснование административных исковых требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что в нарушение требований ст.7 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельный участок, на котором расположено сельское кладбище, Администрацией Петропавловского района Алтайского края не поставлен на кадастровый учёт, кроме того, право собственности на указанный земельный участок также не зарегистрировано.
В нарушение требований ст.ст. 17, 25, 29 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», а также положений ст. 15 Закона Алтайского края от 09.09.2002 № 58-ЗС «О погребении и похоронном деле в Алтайском крае», Администрацией Петропавловского района Алтайского края не принято мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, что влечёт нарушение гарантий предоставления материальной и иной помощи для погребения умерших.
В нарушение требований ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ Администрацией Петропавловского района Алтайского края не установлены требования к качеству предоставляемых на территории района услуг по погребению. Соответствующий нормативный правой акт не принят.
В силу ч. 1 ст.11 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" государственные и муниципальные услуги подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Между тем, Администрацией Петропавловского района Алтайского края не принят административный регламент оказания муниципальной услуги, связанной с реализацией полномочий по организации ритуальных услуг, а также данная услуга не включена в реестр оказываемых муниципальных услуг.
Заместитель прокурора Петропавловского района Алтайского края Бобров А.А. в судебном заседании административный иск поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что как следует из предоставленной главой Петропавловского района в материалы дела справки от 03.12.2018 № 234/П/1598 на территории муниципального образования Петропавловский сельсовет Петропавловского района Алтайского края находится одно действующее кладбище (расположено примерно в пятидесяти метрах по направлению на север от дома, расположенного по <адрес>), в связи с чем, именно указанный земельный участок подлежит постановке на кадастровый учет и на него должно быть признано право собственности. До подачи административного иска в суд в течение длительного времени необходимый административный регламент не разрабатывался, не смотря на наличие такой обязанности, в дальнейшем для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы проект регламента в прокуратуру не направлялся, до настоящего времени не утвержден.
Представитель ответчика Администрации Петропавловского района Алтайского края Шапорев В.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в ходе подготовки административного дела к судебному заседанию административные исковые требования признал в полном объеме, предоставил заявление о признании административного искового заявления, в котором, в том числе, указано, что последствия признания исковых требований ему разъяснены и понятны.
Выслушав доводы заместителя прокурора района, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих (полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
К бездействию отнесено неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по вопросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 27.07.2010 №210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами, в соответствии с требованиями к его структуре, установленными в указанной норме.
В силу ст. 2 названного Федерального закона административный регламент представляет собой нормативный правовой акт, устанавливающий порядок и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги. Требования к стандарту предоставления государственной и муниципальной услуги установлены статьей 14 данного закона.
В соответствие со ст. 13 данного закона разработку проекта административного регламента и его утверждение осуществляет орган, предоставляющий государственную услугу, или орган, предоставляющий муниципальную услугу, которые в силу ч. 1 ст. 11 вышеуказанного Федерального закона подлежат включению соответственно в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг.
Согласно справке от 03.12.2018 № 234/П/1598, предоставленной главой Петропавловского района Алтайского края, на территории муниципального образования Петропавловский сельсовет Петропавловского района Алтайского края находится одно действующее кладбище, расположенное относительно ориентира:
- примерно в пятидесяти метрах по направлению на север от дома, расположенного по <адрес>.
Право собственности на земельный участок, занятый общественным кладбищем, расположенным на территории муниципального образования Петропавловский сельсовет Петропавловского района Алтайского края, не зарегистрировано.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно ч.4 ст. 15 указанного выше Закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счёт межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учётом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу ст. 4 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» органы местного самоуправления являются участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
В силу ч.ч.1, 2, 3 ст. 8 указанного Федерального закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.
К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определённой вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
К дополнительным сведениям об объекте недвижимости относятся сведения, которые изменяются на основании решений (актов) органов государственной власти или органов местного самоуправления, сведения, которые содержатся в других государственных и муниципальных информационных ресурсах (за исключением сведений, указанных в части 2 настоящей статьи), и сведения, которые в соответствии с частями 1 - 3 статьи 38 настоящего Федерального закона вносятся в уведомительном порядке.
Согласно статье 4 Федерального Закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 «О погребении и похоронном деле», местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно п.22 ч.1 ст.14 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 20 ч. 1 ст. 14 данного ФЗ к вопросам местного значения поселения также относится утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.
В соответствии с ч.2 ст.2 ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
В судебном заседании установлено, что земельный участок, на котором расположено общественное кладбище, находящееся ориентировочно в пятидесяти метрах по направлению на север от дома, расположенного по <адрес>, не поставлен на кадастровый учёт, право собственности на него не зарегистрировано. Это следует, в том числе, из объяснений сторон.
Совокупностью вышеизложенных обстоятельств, а также приведенными нормами законодательства подтверждается, что доводы прокурора о том, что отсутствие постановки на кадастровый учёт, а также отсутствие государственной регистрации права на такой объект недвижимого имущества сельского поселения, как земельный участок с расположенным на нём кладбищем, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц, являются обоснованными.
В связи с чем, бездействие ответчика, выразившееся в не постановке на кадастровый учёт, а также в не регистрации государственной регистрации права данного земельного участка, подлежит признанию незаконным, на ответчика необходимо возложить обязанность поставить данный земельный участок на кадастровый учёт и зарегистрировать на него право собственности. Соответственно иск прокурора в указанной части подлежит удовлетворению.
Статья 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предусматривает, что деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Статьёй 9 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» предусмотрено, что супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Указанные услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
В соответствии со статьей 12 указанного Закона, возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.
Согласно части 2 статьи 25 указанного Закона, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
В силу ст. 29 данного Закона, органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Таким образом, обязанность организации таких служб органами местного самоуправления поселений предусматривается приведёнными выше нормами.
В судебном заседании установлено, что специализированная служба по вопросам похоронного дела Администрацией Петропавловского района не создана, что подтверждается объяснениями сторон и материалами дела.
При таких обстоятельствах, требования прокурора о признании бездействия административного ответчика в связи с непринятием мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, о возложении на ответчика обязанности создать указанную службу суд считает обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
Кроме того, отсутствие специализированной службы на территории Петропавловского сельсовета нарушает права жителей этого поселения на выбор исполнителя ритуальных услуг ввиду отсутствия конкуренции.
Между тем Федеральный закон «О погребении и похоронном деле» предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счёт. В последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.
В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что в настоящее время на территории Петропавловского района Алтайского края отсутствует действующий административный регламент, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги, в частности, порядок, сроки и последовательность действий (административных процедур), то есть нормативный правовой акт, регулирующий порядок оказания ритуальных услуг.
Отсутствие такового регламента нарушает права неопределенного круга лиц в области предоставления ритуальных услуг.
Согласно нормам действующего законодательства, перечисленного выше, организация ритуальных услуг осуществляется Администрацией муниципального образования Петропавловский район Алтайского края, поскольку разработку и утверждение административного регламента осуществляет орган, её предоставляющий.
Отсутствие административного регламента с содержанием всех требований Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", регулирующего отношения по предоставлению муниципальных и государственных услуг, означает допустимость произвольной организации работы по оказанию услуги. Также при отсутствии административного регламента, не будут обеспечены и гарантированы права заявителей, предусмотренные ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ.
Поскольку судом установлено неисполнение органом местного самоуправления своих обязанностей по регламентации вопросов организации ритуальных услуг, что может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, требования прокурора о разработке и принятии нормативного правового акта, устанавливающего требования к качеству предоставляемых на территории Петропавловского района Алтайского края услуг по погребению, а также разработке и принятию административного регламента оказания муниципальной услуги, связанной с реализацией полномочий по организации ритуальных услуг, включении данной муниципальной услуги в реестр оказываемых муниципальных услуг суд считает обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.
При рассмотрении дела ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что органом местного самоуправления были предприняты необходимые меры к реализации прав и гарантий неопределённого круга лиц на получение гарантированного перечня услуг по погребению, в том числе приняты соответствующие правовые акты, регламентирующие реализацию права граждан на получение гарантированного законом перечня услуг по погребению.
Учитывая большой объём работ, подлежащий выполнению административным ответчиком в целях устранения указанных выше нарушений законодательства, в соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд полагает необходимым установить ответчику срок для исполнения данного решения в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление прокурора Петропавловского района Алтайского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Петропавловского района Алтайского края о признании незаконными бездействий, возложении обязанности удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Петропавловского района Алтайского края, выразившиеся в не постановке на кадастровый учёт и в не регистрации права собственности на земельный участок, расположенный ориентировочно в пятидесяти метрах по направлению на север от дома, расположенного по <адрес>, на котором расположено общественное кладбище; в непринятии мер по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела; к разработке и принятию нормативного правового акта, устанавливающего требования к качеству предоставляемых на территории Петропавловского района Алтайского края услуг по погребению; к разработке и принятию административного регламента оказания муниципальной услуги, связанной с реализацией полномочий по организации ритуальных услуг, включении данной муниципальной услуги в реестр оказываемых муниципальных услуг.
Обязать Администрацию Петропавловского района Алтайского края в течение шести месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу поставить на кадастровый учёт и зарегистрировать право собственности на земельный участок, расположенный ориентировочно в пятидесяти метрах по направлению на север от дома, расположенного по <адрес>, на котором расположено общественное кладбище; создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, разработать и принять нормативный правовой акт, устанавливающий требования к качеству предоставляемых на территории Петропавловского района Алтайского края услуг по погребению; разработать и принять административный регламент оказания муниципальной услуги, связанной с реализацией полномочий по организации ритуальных услуг, включить данную муниципальную услугу в реестр оказываемых муниципальных услуг.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Алтайский краевой суд через Петропавловский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Е.А. Шкурупий
Мотивированное решение составлено 06 декабря 2018 года.