ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-353/18 от 14.12.2018 Лопатинского районного суда (Пензенская область)

Дело № 2а-353/2018 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2018 года с. Лопатино

Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Осиповой Т.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора Лопатинского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области о признании незаконным бездействия и понуждении совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным административным иском, указав в обоснование своих требований на то, что проведенной прокуратурой района проверкой исполнения законодательства об энергоснабжении в администрации Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района установлено, что в с. Старый Карлыган имеются объекты недвижимости: электрощитовая с инвентарным номером 56:242:001:004563500:0331, 2004 года ввода в эксплуатацию, и воздушная электролиния с инвентарным номером 56:242:001:004563500:9998, 2004 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 220 п.м, которые являются бесхозными недвижимыми объектами.

Бездействие администрации Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозяйных инженерных сооружений и электрических сетей, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории с. Старый Карлыган Лопатинского района Пензенской области.

Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет расположенных в с. Старый Карлыган Лопатинского района Пензенской области бесхозяйных объектов: электрощитовой с инвентарным номером 56:242:001:004563500:0331, 2004 года ввода в эксплуатацию, и воздушной электролинии с инвентарным номером 56:242:001:004563500:9998, 2004 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 220 п.м. Обязать администрацию Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области принять меры по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, а именно: электрощитовой с инвентарным номером 56:242:001:004563500:0331, 2004 года ввода в эксплуатацию, и воздушной электролинии с инвентарным номером 56:242:001:004563500:9998, 2004 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 220 п.м, в срок до 01.02.2019 года.

В силу положений главы 22 КАС РФ суд рассматривает административные дела по административным искам, в частности, об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего.

Определением Лопатинского районного суда Пензенской области от 11 декабря 2018 года постановлено рассмотреть настоящее административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с положениями ст. 292 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление рассматривается судьей единолично без участия лиц, участвующих в деле, без ведения аудиопротоколирования.

Суд, исследовав материалы дела, считает, что административные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Исследовав материалы дела, суд пришел к выводу о соответствии заявленных требований прокурора закону по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ч.1, п.3 ст.14 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.

Статьей 1 Закона Пензенской области от 16.10.2014 г. № 2626-ЗПО «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пензенской области» за сельскими поселениями Пензенской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 4, 5, 6, 7-1, 7-2, 8, 13, 15, 18, 22, 31, 33-1, 33-2 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с пунктом 1 статьи 8, п.4 части 6 статьи 14 Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ (редакция от 03.08.2018 года) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится разработка и реализация муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, должен включать в себя предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мероприятия по выявлению бесхозных объектов недвижимого имущества, используемых для передачи энергетических ресурсов (включая газоснабжение, тепло- и энергосбережение), организации постановки в установленном порядке таких объектов на учет в качестве бесхозных объектов недвижимости и затем признанию права муниципальной собственности на такие бесхозные объекты недвижимого имущества.

В соответствии с пунктом 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

В силу пункта 3 бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В ходе проверки установлено, что с.Старый Карлыган Лопатинского района Пензенской области имеются объекты недвижимости: электрощитовая с инверторным номером 56:242:001:004563500:0331, 2004 года ввода в эксплуатацию и воздушная электролиния с инвентарным номером 56:242:001:004563500:9998, 2004 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 220 п.м, которые являются бесхозными недвижимыми объектами.

Из вышеперечисленных норм следует, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия по установлению собственника бесхозной вещи, а до установления собственника на нее решить вопрос по постановке на учет бесхозной недвижимой вещи в регистрирующем органе, чтобы впоследствии принять меры по признанию бесхозной недвижимой вещи муниципальной собственностью. Поскольку данные вещи являются объектами электроснабжения, а обязанность сельского поселения осуществлять электроснабжение надлежащим образом, муниципальное образование должно принять меры направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений электроснабжения.

Однако каких-либо действенных мер со стороны органа местного самоуправления до настоящего времени по обеспечению бесперебойной работы сетей электроснабжения не последовало.

Дальнейшее бездействие со стороны администрации Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области может привести к негативным последствиям, таким как разрушение электрических сетей и, как следствие, нарушение энергоснабжения населения.

Таким образом, бездействие администрации Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в непринятии действенных мер по постановке на учет бесхозных инженерных сооружений и электрических сетей, существенно нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории с.Старый Карлыган Лопатинского района Пензенской области, в то время, как в соответствии со ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, их признание, соблюдение и защита является обязанностью государства.

Поскольку доказательств, опровергающих указанные административным истцом обстоятельства, административным ответчиком суду не представлено, суд основывает свое решение на представленных и имеющихся в деле доказательствах, которые признает достаточными и допустимыми.

Кроме того, представитель административного ответчика администрации Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области глава Салямов У.Д. в своем письменном заявлении признал требования административного истца.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 293 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск прокурора Лопатинского района Пензенской области удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, выразившееся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по постановке на учет расположенных в с. Старый Карлыган Лопатинского района Пензенской области бесхозяйных объектов: электрощитовой с инвентарным номером 56:242:001:004563500:0331, 2004 года ввода в эксплуатацию, и воздушной электролинии с инвентарным номером 56:242:001:004563500:9998, 2004 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 220 п.м.

Обязать администрацию Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области принять меры по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей, а именно: электрощитовой с инвентарным номером 56:242:001:004563500:0331, 2004 года ввода в эксплуатацию, и воздушной электролинии с инвентарным номером 56:242:001:004563500:9998, 2004 года ввода в эксплуатацию, протяженностью 220 п.м, в срок до 01.02.2019 года.

Обязать администрацию Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области опубликовать настоящее решение Лопатинского районного суда в ближайшем выпуске информационного бюллетеня Старокарлыганского сельсовета Лопатинского района Пензенской области «Сельские ведомости».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Председательствующий: Т.В.Осипова