ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-353/2022 от 09.06.2022 Осташковского городского суда (Тверская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Осташков 09 июня 2022 года

Осташковский межрайонный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Ракитского Н.В.,

при секретаре Сысоевой А.А.,

с участием помощника Осташковского межрайонного прокурора Тверской области Волощук Е.В. и представителя ответчика администрации Осташковского городского округа Панкратовой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Осташковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Осташковского городского округа о признании недействующим п. 5.2 положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции, утвержденного постановлением главы администрации Осташковского городского округа №458 от 06.04.2022 г,

УСТАНОВИЛ:

Осташковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Осташковского городского округа, в котором, с учетом уточнений, просил признать недействующим п. 5.2 положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции, утвержденного постановлением главы администрации Осташковского городского округа №458 от 06.04.2022 г.

Требования мотивирует тем, что пунктом 5.2 Положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции, утвержденного постановлением администрации от 06.04.2022 № 458, предусмотрена возможность досрочного снятия с муниципального служащего дисциплинарного взыскания, примененного за несоблюдение антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов.

При этом ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусмотрено право представителя нанимателя снимать со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его руководителя, в связи с чем п. 5.2 Положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции, утвержденного постановлением главы администрации Осташковского городского округа № 458 от 06.04.2022, является незаконным, по причине несоответствия действующему законодательству.

Помощник Осташковского межрайонного прокурора Волощук Е.В. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель административного ответчика Администрации Осташковского городского округа Панкратова А.А. в судебном заседании пояснила, что исковые требования не признает, поскольку Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" не содержит положений, устанавливающих какой-либо особый порядок применения в отношении муниципальных служащих дисциплинарных взысканий и их снятия. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом. Согласно части 2 статьи 194 ТК РФ, работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников. Таким образом, Федеральным законом от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" допускается снятие с муниципального служащего дисциплинарного взыскания за коррупционные правонарушения досрочно.

Выслушав помощника прокурора, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

В силу ч. 1 ст. 27.1 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции данным Федеральным законом, Федеральным законом "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации", в частности в виде увольнения.

Федеральный закон "О противодействии коррупции" допускает различные виды ответственности за коррупционные правонарушения - уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную, которую лица, совершившие такие правонарушения, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 13).

В соответствии с частью 1 статьи 13.3 Федерального закона, организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Пунктом 5.2 Положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции, утвержденного постановлением администрации от 06.04.2022 № 458, предусмотрена возможность досрочного снятия с муниципального служащего дисциплинарного взыскания, примененного за несоблюдение антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов.

Согласно ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Постановлением главы администрации Осташковского городского округа № 458 от 06.04.2022 утверждено Положение о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции (л.д.19-32).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25 декабря 2018 г. № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" разъяснено, что признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, уполномоченной организацией или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Положение о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции, утвержденное постановлением главы администрации Осташковского городского округа № 458 от 06.04.2022, является муниципальным нормативным правовым актом, поскольку оно принято уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления – Главой Осташковского городского округа, содержит общеобязательные правила поведения, которые рассчитаны на неоднократное применение и влекут юридические последствия для неопределенного круга лиц, обязательно для исполнения на территории Осташковского городского округа.

Пунктом 5.2 Положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции, предусмотрена возможность досрочного снятия с муниципального служащего дисциплинарного взыскания, примененного за несоблюдение антикоррупционных обязанностей, ограничений и запретов.

В целях приведения муниципального правового акта в соответствие с требованиями действующего законодательства, межрайонной прокуратурой 18.04.2022 в администрацию Осташковского городского округа был принесен протест на правовой акт (л.д.14-15).

Согласно информации администрации Осташковского городского округа от 26.04.2022 № 2763-12, по результатам рассмотрения протеста, в удовлетворении заявленных требований прокурора было отказано, указано, что п.5.2 Положения соответствует действующему законодательству (л.д.17-18). При этом, ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не предусмотрено право представителя нанимателя снять со служащего взыскание за коррупционное правонарушение по собственной инициативе, по письменному заявлению служащего или по ходатайству его руководителя.

Таким образом, п. 5.2 Положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции, утвержденного постановлением главы администрации Осташковского городского округа № 458 от 06.04.2022, является незаконным, в связи с несоответствием действующему законодательству.

При таких обстоятельствах, исковые требования Осташковского межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Осташковского городского округа о признании недействующим п. 5.2 положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции, утвержденного постановлением главы администрации Осташковского городского округа №458 от 06.04.2022г, подлежат удовлетворению.

В соответствии с п.2 ч.4 ст.215 КАС РФ настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом Осташковского городского округа, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Осташковского межрайонного прокурора Тверской области удовлетворить.

Признать пункт 5.2 положения о порядке и сроках применения дисциплинарных взысканий за нарушения муниципальным служащим администрации Осташковского городского округа установленных законом обязанностей, ограничений и запретов в целях противодействия коррупции, утвержденного постановлением главы администрации Осташковского городского округа №458 от 06.04.2022 г., не действующим с момента вступления в законную силу решения суда.

Настоящее решение или сообщение о его принятии подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом Осташковского городского округа, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Тверской областной суд через Осташковский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме – 24 июня 2022 г.

Судья Ракитский Н.В.

1версия для печатиДело № 2а-353/2022 ~ М-243/2022 (Решения)