Дело №2а-353/2022
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Прокопьевск 14 июля 2022 года
Зенковский районный суд г.Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Доценко Н.А.
при секретаре Ржевской А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ГУ МВД России по Кемеровской области, ИЦ ГУ МВД России по Кемеровской области о признании незаконным отказа ГУ МВД России по Кемеровской области об исключении записи о привлечении к уголовной ответственности,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с административным исковым заявлением к ГУ МВД России по Кемеровской области, ИЦ ГУ МВД России по Кемеровской области о признании незаконным отказа ГУ МВД России по Кемеровской области об исключении записи о привлечении к уголовной ответственности.
Требования мотивированы тем, что приговором народного суда от ДД.ММ.ГГГГ он осужден по к 4 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года. Указанная судимость погашена, однако в информационной базе содержатся сведения о данной судимости, что является препятствие к его трудоустройству и нарушает его права. На его заявление об исключение сведений о наличии судимости им получен отказ ГУ УМВД России по .
Просит признать незаконным отказ ГУ МВД России по Кемеровской области об исключении записи о привлечении к уголовной ответственности, возложить на ГУ МВД России по Кемеровской области обязанность исключить запись о привлечении к уголовной ответственности.
Административный истец извещен надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель административного истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении административного иска по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Уточнил, что обжалуется отказ от ДД.ММ.ГГГГ. Также пояснил, что ФИО1 работодатели отказывают в трудоустройстве, ссылаясь на наличие у него судимости.
Представитель ГУ МВД России по Кемеровской области в судебном заседании просил отказать в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что в отношении ФИО1 имеется обвинительный приговор и данные сведения должны содержаться в информационных центрах до достижения им 80- летнего возраста при условии погашения или снятия судимости.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч. 5 ст.219 КАС РФ).
Административный истец оспаривается отказ ГУ МВД России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ об исключении сведений о судимости из учетов ИЦ ГУ МВД России по .
Об обстоятельствах, с которыми истец связывает нарушение своих прав и законных интересов ему стало известно после получения указанного ответа. Доказательств того, что административный истец знал о наличии оспариваемого решения ранее ДД.ММ.ГГГГ суду не представлено.
Настоящее административное исковое заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом трехмесячного срока.
Учитывая, что подаче данного административного искового заявления предшествовала подача ФИО1 аналогичного иска в ДД.ММ.ГГГГ, оставленного судом без движения для исправления имеющихся недостатков и возвращенного ДД.ММ.ГГГГ, учитывая отсутствие возражений административного ответчика по вопросу восстановления ФИО1 пропущенного срока для предъявления административного иска, суд находит причины пропуска истцом процессуального срока уважительными, в связи с чем, восстанавливает срок подачи данного административного иска.
В соответствии с ч. 1 ст. 218, ч. 2 ст. 227 КАС РФ, для признания решения, действия (бездействия) должностного лица, наделенного отдельными публичными полномочиями необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
При отсутствии одного из условий оснований для удовлетворения заявленных требований у суда не имеется.
В силу ч. ч. 1, 2, 4, 5 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" (далее - Закон о персональных данных) обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе. Обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных. Обработке подлежат только персональные данные, которые отвечают целям их обработки. Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям обработки. Обрабатываемые персональные данные не должны быть избыточными по отношению к заявленным целям их обработки.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона о персональных данных обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами или муниципальными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных).
Внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления (п. 2 ч. 3 ст. 17 Закона о полиции).
В целях обеспечения функционирования государственной системы учета преступлений, единообразия и полноты отражения в формах государственного статистического наблюдения сведений о состоянии преступности, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений, а также реализации единых принципов государственной регистрации и учета преступлений во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 1998 года N 328 "О разработке единой государственной системы регистрации и учета преступлений", Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством юстиции Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков издан совместный приказ от 29 декабря 2005 года N 39/1070/1021/253/780/353/399 "Об утверждении Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений" (далее - Положение) вместе с "Типовым положением о едином порядке организации приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях", "Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений", "Инструкцией о порядке заполнения и представления учетных документов".
Указанное Положение определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета, к которым относит лицо, совершившее преступление, уголовное дело и принятые по нему решения, материальный ущерб, причиненный преступлениями, и обеспечение его возмещения, потерпевшего, судебное решение по уголовному делу (пункты 1 и 2.4 Положения).
В силу пункта 2.2 Положения под учетом понимается фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.
К учетным документам относятся журналы учета, статистические карточки, формы статистического наблюдения, представленные в электронном виде документы и иные материальные носители, отражающие количественное значение сведений об объектах учета (пункт 2.7 Положения).
Статьей 17 Федерального закона о полиции закреплено, что полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее - банки данных). Внесению в банки данных подлежит информация: о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием; о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания (часть 1, пункты 1, 2, 4 и 6 части 3).
Согласно правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2011 года N 330-О-О, часть 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации прямо предусматривает, что погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Это законоположение не регламентирует вопросов, касающихся порядка учета и хранения информации о лицах, осужденных за совершение преступлений и имевших судимость.
Приказ и Положение не регулируют отношения, связанные с защитой прав и свобод человека и гражданина, а предусматривают порядок формирования статистической отчетности, ведения учетных документов и внесения в них показателей, отражающих лишь количественное значение сведений об объектах учета и не содержащих информации о конкретных гражданах и их персональных данных.
Учетные документы должны строго соответствовать материалам уголовного дела и заполняться исключительно при наличии процессуальных документов. Правильность заполнения учетных документов контролируется не только руководителем органа дознания и предварительного расследования, но и прокурором, который осуществляет надзор за законностью принятого по делу процессуального решения (глава IX Положения). Данная система контрольных и надзорных функций не позволяет безосновательно осуществлять постановку объектов на учет и снимать их с учета.
Снятию с данного учета лицо подлежит в случае прекращения уголовного дела в отношении его по реабилитирующим основаниям либо вынесения оправдательного приговора (пункт 43 Положения).
В соответствии с п. 15.2 «г» Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, утвержденных учетные документы, в том числе в электронном виде, в картотеках (банках данных) информационных центров хранятся независимо от срока и вида наказания, до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
Судом установлено, что ФИО1 осужден приговором Зенковского народного района суда от ДД.ММ.ГГГГ по к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года. Приговор суда вступил в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о данной судимости внесены в ИЦ ГУ МВД России по .
ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по отказано ФИО1 об исключении из ИЦ ГУ МВД России по сведений о судимости.
Анализируя вышеуказанные нормы права, оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что имеющиеся в ИЦ ГУ МВД России по сведения в отношении ФИО1 о привлечении его к уголовной ответственности соответствуют действительности, хранение и обработка указанной информации прав, свобод и законных интересов административного истца не нарушает, оснований для исключения из баз данных информации о привлечении его к уголовной ответственности не имеется. Наличие в информационных базах данных сведений о наличии судимости ФИО1 не ущемляет его прав. Информация об уголовном преследовании носит конфиденциальный характер и может быть представлена только по запросам правоохранительных органов, судов (судей), органов прокуратуры или по личному заявлению гражданина.
В силу ст. 227 КАС РФ решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Таких обстоятельств судом по данному делу не установлено.
Учитывая изложенное, суд оказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к ГУ МВД России по Кемеровской области, ИЦ ГУ МВД России по Кемеровской области о признании незаконным отказа ГУ МВД России по Кемеровской области об исключении записи о привлечении к уголовной ответственности отказать
Решение может быть обжаловано, в апелляционном порядке, в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Зенковский районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области.
Мотивированное решение изготовлено 19.07.2022.
Председательствующий