Дело № 2а-3540/2021
УИД 51RS0001-01-2021-005652-34
Мотивированное решение изготовлено 14.10.2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 сентября 2021 года г. Мурманск
Октябрьский районный суд города Мурманска в составе
председательствующего судьи Хуторцевой И.В.
при секретаре Чуркиной В.А.
с участием представителя административного ответчика Верещагиной Ю.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Фана В.Н. об оспаривании постановления Администрации г. Мурманска от 18 апреля 2016 года № 995 в части основания включения его в подпрограмму, понуждении к изменению основания,
установил:
Административный истец Фана В.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления Администрации г. Мурманска от 18 апреля 2016 года № 995 в части основания включения его в подпрограмму, понуждении к изменению основания. В обоснование административных исковых требований указал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту, уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и исключен из списков личного состава. Общая продолжительность его военной службы на день исключения из списков личного состава воинской части в календарном исчислении составила 23 года 01 месяц.
По месту прохождения военной службы на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного администрацией ЗАТО <адрес>, он получил <данные изъяты> квартиру в <адрес>. Безвозмездная финансовая помощь на строительство (приобретение) жилья в период прохождения военной службы на Северном флоте ему не оказывалась.
После исключения из списков личного состава с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время он и его семья из шести человек проживают в муниципальной квартире по <адрес>
Поселок Росляково до ДД.ММ.ГГГГ территориально относился к <адрес>, который в соответствии с указом Президента РФ от 26.11.1996 № 1606 преобразован в закрытое административно-территориальное образование и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р включен в перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ, Пограничной службы РФ и органов ФСБ России. На основании Закона Мурманской области от 11.12.2014 № 1812-01-ЗМО с 01.01.2015 территория пгт. Росляково исключена из состава ЗАТО Североморск и включена в состав территории муниципального образования г. Мурманска.
Со ссылками на п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ (в редакции от 11.11.2003), подпункт «а» п. 6 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 06.09.1996 № 1054, полагает, что на дату увольнения с военной службы он был обеспечен жилым помещением в закрытом военном городке в связи с прохождением военной службы по контракту, имел право на получение жилья по избранному после увольнения месту жительства.
С ДД.ММ.ГГГГ он и члены его семьи состоят на учете нуждающихся в обеспечении жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства по основанию первоочередного обеспечения жильем за пределами закрытого административно-территориального образования лиц, уволенных с военной или приравненной к ней службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе (абзац 4 пункта 5 постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23, абзац 5 подпункта «а» пункта 5 постановления Правительства РФ от 21.03.2006 №).
В связи с включением территории пгт. Росляково в состав территории г. Мурманска на основании постановления администрации г. Мурманска от 18.04.2016 № 995 он признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по основанию, предусмотренному подпунктом «к» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153. Полагает, что данное основание нарушает его право, предусмотренное Конституцией РФ и Федеральным законом «О статусе военнослужащих», на получение жилья по избранному месту жительства.
Со ссылками на статью 3 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, пункт 2 статьи 7 Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» от 14.07.1992 № 3297-1, пункт 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, пункт 5 постановления Правительства РФ от 11.01.2001 № 23 (в редакции от 18.04.2005) полагает, что основанием для признания его участником подпрограммы следовало указать подпункт «б» пункта 5 указанных Правил, как уволенного с военной службы военнослужащего, проживавшего до 2015 года на территории ЗАТО г. Североморск, исключенного из перечня военных городков.
Указывает, что гражданским лицам и военнослужащим жилье предоставляется в первоочередном порядке, однако имеется различие в размере стоимости социальной выплаты по основаниям подпунктов «б» и «к» пункта 5 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.
Он неоднократно обращался к главе администрации г. Мурманска с заявлением об изменении основания включения в подпрограмму для обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства, однако в удовлетворении заявлений было отказано. Бездействие администрации г. Мурманска по необеспечению его и членов его семьи жильем носит длящийся характер.
Просит суд признать незаконным постановление администрации г. Мурманска от 18.04.2016 № 995 в части, касающейся основания для его участия в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, а также обязать администрацию г. Мурманска внести изменение в постановление от 18.04.2016 № 995, указав основание участия его в подпрограмме, предусмотренное подпунктом «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг», утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.
Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечен глава администрации г. Мурманска Никора Е.В., назначенный на должность с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание административный истец Фана В.Н. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, на удовлетворении административных исковых требований настаивал.
В судебном заседании представитель административного ответчика администрации г. Мурманска с административными исковыми требованиями не согласился, представил возражения, согласно которым в соответствии с частью 2.1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступившей в силу с 01.01.2015, органам местного самоуправления муниципальных образований в случае включения в их границы территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования, в отношении которых Президентом РФ принято решение о преобразовании или упразднении, предоставлено право, в том числе вести учет граждан, сохранивших право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами указанных территорий.
В связи с упразднением поселка городского типа Росляково, ранее входившего в состав ЗАТО г. Североморск Мурманской области, и присоединением его к г. Мурманску в соответствии с указом Президента РФ от 01.09.2014 № 603 и законом Мурманской области от 19.12.2014 № 1812-01-ЗМО граждане, проживавшие в пгт. Росляково и состоявшие в ЗАТО г. Североморск на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании постановления администрации г. Мурманска от 06.04.2015 № 891 включены в список граждан, состоящих в администрации г. Мурманска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, со дня регистрации заявлений о принятии на учет в Книге регистрации заявлений ЗАТО г. Североморск.
Постановлением администрации г. Мурманска от 18.04.2016 № 995 Фана В.Н. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, по основанию подпункта «к» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, (граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 01.01.2015 на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования).
Со ссылкой на статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 № 76-ФЗ, содержащего понятие «закрытый военный городок», перечень которых утверждается Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ, полагает необоснованными доводы Фана В.Н. о необходимости указания основания для включения его в подпрограмму подпункт «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, поскольку ЗАТО г. Североморск не являлся закрытым военным городком, а имел иной статус, положения закона о ЗАТО на закрытые военные городки не распространяется.
Просил в удовлетворении административных исковых требований отказать, в том числе в связи с пропуском срока обращения в суд с административным исковым заявлением.
В судебное заседание административный ответчик глава администрации г. Мурманска Никора Е.В. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, не просил рассмотреть дело в свое отсутствие, возражения не представил.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие не явившихся административного истца Фана В.Н. и административного ответчика главы администрации г. Мурманска Никора Е.В.
Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частями 9, 11 статьи 229 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, суд выясняет:
нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; соблюдены ли сроки обращения в суд (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на лицо, обратившееся в суд);
соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, порядок и основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (обязанность доказывания данных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемое решение, либо совершивший оспариваемое действие (бездействие)).
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии с частью 2.1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2014) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных образований в случае включения в их границы территорий, ранее входивших в закрытые административно-территориальные образования, в отношении которых Президентом Российской Федерации принято решение о преобразовании или об упразднении, в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 14 июля 1992 года № 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", ведут учет граждан, сохранивших право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами указанных территорий, определяют размер указанной выплаты, осуществляют контроль за соблюдением гражданами условий ее получения.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153 (с изменениями и дополнениями) утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов), в пункте 5 которых предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в том числе:
подпункт «б» - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка;
подпункт «к» - граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях в соответствии с пунктами 2.1, 2.3 и 2.9 статьи 7 Закона Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" и частью 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании", в статью 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и об обеспечении мер государственной поддержки в отношении отдельных категорий граждан" и состоящие на учете граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования, либо поставленные до 1 января 2015 года на учет в целях переселения из закрытого административно-территориального образования.
Как установлено в судебном заседании, административный истец Фана В.Н. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по контракту, уволен в запас по достижении предельного возраста пребывания на военной службе на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и исключен из списков личного состава. По месту прохождения военной службы на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ№, выданного администрацией ЗАТО г. Североморск, Фана В.Н. получил <данные изъяты> квартиру по <адрес>, в которой он и его семья из шести человек проживают по настоящее время.
Как следует из ответа администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ и ответов Комитета имущественных отношений г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ Фана В.Н. в составе семьи из шести человек состоял в администрации ЗАТО г. Североморск на учете, как пенсионер, имеющий стаж (работы) службы в организациях (на объектах), расположенных в ЗАТО Мурманской области продолжительностью 10 и более лет, в очереди граждан, имеющих право на первоочередное обеспечение жильем за пределами ЗАТО г. Североморск в случае переселения на новое место жительства, сохранив право состоять на данном учете до получения социальной выплаты. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Фана В.Н. состоял на учете под №.
Указом Президента РФ от 26.11.1996 № 1606 (в ред. от 03.11.2006) город Североморск с прилегающими населенными пунктами Росляково, Сафоново, Сафоново-1, Североморск-3, Щукозеро Мурманской области преобразован в закрытое административно-территориальное образование - город Североморск.
Указом Президента РФ от 01.09.2014 № 603 с 1 января 2015 года закрытое административно-территориальное образование - город Североморск Мурманской области преобразовано путем выделения поселка городского типа Росляково с прилегающей к нему территорией.
Законом Мурманской области от 19.12.2014 № 1812-01-ЗМО поселок городского типа Росляково упразднен в связи с его присоединением к городу Мурманску.
На основании Указа Президента РФ от 01.09.2014 № 603 "О преобразовании закрытого административно-территориального образования - города Североморска Мурманской области", Закона Мурманской области от 29.12.2004 № 582-01-ЗМО "Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области" принято постановление Администрации города Мурманска от 06.04.2015 № 891, которым постановлено включить граждан, проживавших в поселке городского типа Росляково и состоявших в ЗАТО город Североморск на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в список граждан, состоящих в администрации города Мурманска на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Постановлением администрации г. Мурманска от 18.04.2016 № 995 Фана В.Н. признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, по основанию подпункта «к» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, как граждане, подлежащие переселению из закрытых административно-территориальных образований и территорий, ранее входивших в границы закрытых административно-территориальных образований, имеющие право на получение социальной выплаты в указанных целях.
Материалами административного дела подтверждается, что Фана В.Н. ежегодно подавал в администрацию г. Мурманска заявления о подтверждении своего участия в основном мероприятии в планируемом году по основанию подпункта «к» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов.
Административный истец Фана В.Н. полагает, что административным ответчиком неверно указано основание включения его участником подпрограммы, которое, по его мнению, является подпункт «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, как граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка.
Вместе с тем, данные доводы административного истца суд считает основанными на неверном толковании норм законодательства, регламентирующего порядок учета граждан, претендующих на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения за границами закрытого административно-территориального образования.
Согласно статье 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством РФ по представлению Министерства обороны РФ (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
Распоряжение Правительства РФ от 01.06.2000 № 752-р (с изменениями и дополнениями) утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в котором закрытыми военными городками указаны пос. Вайталахти и р. Средняя в г. Североморске, само ЗАТО г. Североморск закрытым военным городком не обозначено.
Действия (бездействие), решение должностных лиц могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия), решения нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием), решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Совокупности таких условий для признания оспариваемого постановления администрации г. Мурманска от 18.04.2016 № 995 незаконным в части основания включения Фана В.Н. в подпрограмму судом при рассмотрении административного дела не установлено.
Так, ЗАТО Североморск, равно как входящий в него пгт. Росляково, статуса закрытого военного городка не имел, поэтому каких-либо правовых оснований для изменения основания включения Фана В.Н. в подпрограмму с подпункта «к» на подпункт «б» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов у административного ответчика не имеется, равно как и не имелось на момент принятия оспариваемого постановления.
Оспариваемое постановление администрации г. Мурманска от 18.04.2016 № 995 принято надлежащим должностным лицом – главой администрации г. Мурманска А.И. Сысоевым, в соответствии с предоставленными ему полномочиями и положениями действовавшего в спорный период законодательства, в установленный срок.
Таким образом, оснований для удовлетворения административных исковых требований не имеется, поскольку права, свободы и законные интересы административного истца каким-либо образом со стороны административного ответчика не нарушены.
Кроме того, самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административных исковых требований является пропуск административным истцом срока обращения в суд, о восстановлении которого он не просил, уважительных причин пропуска срока суду не сообщил.
В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В административном исковом заявлении административный истец Фана В.Н. указывает о том, что он неоднократно обращался к главе администрации г. Мурманска с заявлениями изменить основание включения в подпрограмму.
Как следует из материалов дела, в обращении к Губернатору Мурманской области (зарегистрировано в Аппарате Правительства Мурманской области ДД.ММ.ГГГГ) Фана В.Н. выражал несогласие с основанием включения участником подпрограммы – подпункт «к», то есть с указанного момента знал о нарушении своих прав, а в суд обратился почтой только ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины, суд приходит к следующему.
При подаче административного искового заявления Фана В.Н. уплачена государственная пошлина в размере 300 рублей.
В связи с отказом в удовлетворении административных исковых требований названные судебные расходы с административного ответчика в пользу административного истца взысканию не подлежат.
Вместе с тем, соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются истцы (административные истцы) - инвалиды I или II группы, дети-инвалиды, инвалиды с детства.
В материалы дела административным истцом представлена справка МСЭ об установлении ему инвалидности II группы сроком до ДД.ММ.ГГГГ.
При подтверждении Фана В.Н. инвалидности II группы на момент подачи административного искового заявления он имеет право обратиться в суд с заявлением о возврате уплаченной им государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Фана В.Н. об оспаривании постановления Администрации г. Мурманска от 18 апреля 2016 года № 995 в части основания включения его в подпрограмму, понуждении к изменению основания – отказать.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд г. Мурманска в апелляционном порядке в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий И.В. Хуторцева