Дело№ 2а-673/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 марта 2021 г. г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе
Председательствующего: Истягиной Н.М.,
при секретаре Степановой К.Э.,
с участием административного истца – ФИО2,
представителя административного истца - ФИО3,
представителя административного ответчика Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя – ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с административным иском к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя, в котором просит: признать незаконным и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>№, кадастровый №, и обязать административного ответчика повторно рассмотреть поданное ей заявление, сообщить об исполнении решения суда в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Исковые требования мотивированы нарушением ответчиком требований Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», выразившимся в незаконном отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок.
В судебном заседании административный истец ФИО2 и ее представитель ФИО3 поддержали исковые требования, просили административный иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика ФИО4 против удовлетворения административного иска возражал, представив письменные возражения, согласно которым отказ в регистрации был принят в порядке установленном Законом о регистрации, с учётом требований действующего законодательства.
Государственный регистратор - ФИО5 в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.
Заслушав пояснения участников судебного процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
Судом установлено, что административный истец является собственником земельного участка площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>№, кадастровый №,
Право собственности на земельный участок возникло на основании Распоряжения Севастопольской городской администрации.
ДД.ММ.ГГГГ истцом была осуществлена государственная регистрация права собственности, на указанный земельный участок, в государственном реестре прав на недвижимое имущество Украины, о чем Регистрационной службой Главного Управления юстиции Украины выдано свидетельство №.
ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет, в соответствии с требованиями Российской Федерации, как ранее ученный.
Решением Нахимовского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ частично удовлетворены требования Департамента по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя к ФИО2 Земельный участок площадью № га расположенный по адресу <адрес>, участок №, кадастровый №, ранее присвоенный кадастровый № истребован в пользу города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения ФИО2
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, решение Нахимовского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения иска отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований об истребовании в пользу города федерального значения Севастополя из чужого незаконного владения ФИО1 земельного участка №, расположенного по адресу <адрес>. отказано.
ДД.ММ.ГГГГ. истец обратилась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок, с приложением свидетельства о регистрации права собственности на земельный участок, были приложены решение Нахимовского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ., по гражданскому делу № и апелляционное определение Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором принято решение о приостановлении государственной регистрации, в соответствии с п.5 (не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), 9 ( не представлены (не поступили) документы (сведения, содержащиеся в них), запрошенные органом регистрации прав по межведоственным вопросам) ч.1 ст.26 Закона о регистрации от 23.10.2020г.
Решение о приостановлении государственной регистрации истцом не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором было принято решение за № об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, на основании п.5 ч.1 ст.26, ст.27 Закона о регистрации.
Основанием для отказа в проведении государственной регистрации указано отсутствие у истца права на земельный участок, в связи с предоставлением документа, который в силу ч.2 ст.6.1 Закона Севастополя №46-ЗС не является документом, подтверждающим наличие ранее возникшего права.
Полагая решение незаконным, административный истец обратилась в суд за защитой нарушенного права.
Основаниями для государственной регистрации прав на недвижимое имущество, их ограничения (обременения) являются документы, которые определены статьей 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».
В силу положений статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав являются, в частности:
акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;
договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;
акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;
вступившие в законную силу судебные акты.
Согласно п. 2 ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, согласно которой в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Указанный перечень является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
В силу прямого предписания статьи 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя документы, в том числе подтверждающие право собственности, право пользования, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 названного федерального конституционного закона, а также, если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Положениями статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, урегулированы Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее Закон о регистрации) устанавливающим, что правовую основу государственной регистрации прав составляют Конституция Российской Федерации. Гражданский кодекс Российской Федерации, названный Закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (статья 2).
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (ч.З ст.1 Закона о регистрации).
Законодатель определил, что до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя нормативными правовыми актами названных субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно - правового регулирования в соответствующей сфере, могут быть установлены особенности регулирования отношений в сфере кадастрового учёта недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (часть 1.1 статьи 12.1 Закона N 6-ФКЗ).
Правовым актом, устанавливающим указанные особенности правового регулирования в городе Севастополе, является Закон города Севастополя от 25.07.2014 г. №46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" (в редакции действующей на момент обращения заявителя за государственной услугой).
Частью 1 статьи 6.1 указанного Закона, введенной Законом города Севастополя от 11.06.2019 N 512-ЗС предусмотрено, что документом, подтверждающим наличие прав, возникших до вступления в силу Федерального конституционного закона и подлежащих государственной регистрации в соответствии с Законом о регистрации недвижимости, является, помимо прочих, изданный (выданный, оформленный) в установленном порядке, государственный акт на право собственности на земельный участок.
Согласно части 2 этой же статьи акты Севастопольской городской государственной администрации о предоставлении гражданину земельного участка изданные после 1 января 2002 года и не связанные с заменой сертификатов на право на земельную долю (пай), а также иные документы, выданные (оформленные) на основании таких актов, не являются документами, подтверждающими наличие ранее возникших прав, подлежащих государственной регистрации.
Судом установлено, что при обращении к административному ответчику с заявлением о регистрации права на земельный участок, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, участок №, кадастровый №, приложено свидетельство о регистрации права собственности на земельный участок, решение Нахимовского районного суда г.Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ., по гражданскому делу № и апелляционное определение Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, указывающие на принадлежность данного земельного участка.
Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что право собственности ФИО2 на земельный участок в установленном порядке зарегистрировано на основании акта государственного органа Украины - распоряжения ДД.ММ.ГГГГ№-р по заявлению ФИО2, доказательств о фальсификации данного документа материалы дела не содержат.
В силу вышеизложенным норм закона, представленные документы соответствовали требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, не имели противоречий между заявленными правами и отражали информацию о земельном участке, необходимую для государственной регистрации права собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, у регистрирующего органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации права собственности по основаниям не представления документов необходимых для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации права.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что решение Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью № кв.м., расположенный по адресу: <адрес>№, кадастровый №, противоречит закону и нарушает права административного истца, в связи с чем подлежит отмене, с возложением на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления административного истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ФИО1 удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в государственной регистрации права на земельный участок, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>№, кадастровый №.
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя повторно рассмотреть заявление ФИО1 о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью № кв.м., расположенного по адресу: <адрес>№, кадастровый №, о результатах рассмотрения уведомить ФИО1 по истечению месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 29.03.2021 г.
Судья Н.М. Истягина