ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3544/201909АВГУ от 20.01.2019 Пушкинского районного суда (Город Санкт-Петербург)

УИД 78RS0020-01-2019-003210-20

Дело № 2а-3544/2019 09 августа 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Пушкинский районный суд города Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Зейналовой К.О.

при секретаре Малеваном А.А.

с участием прокурора Савельевой А.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Избирательной комиссии МО пос. Шушары о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным административным иском, просил признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования пос. Шушары от 01.08.2019 № 0 «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №3»; обязать избирательную комиссию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары зарегистрировать ФИО1 кандидатом в депутаты Муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №3 не позднее 3 дней с даты вынесения решения судом в соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ, решение суда обратить к немедленному исполнению, указывая, что подал документы на выдвижение в качестве депутата Муниципального совета внутригородского муниципального образования пос. Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу №3. 15.07.2019 избирательная комиссия вынесла решение «об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты, на основании отсутствия полноты сведений об образовании, одновременного представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации. Указанное решение отменено решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23.07.2019 № 0, избирательная комиссия Санкт-Петербурга указала на необходимость ИКМО при повторном рассмотрении вопроса о регистрации ФИО1 руководствоваться выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенными в решении. Вместе с тем, решением от 01.08.2019 № 0 ФИО1 вновь отказано в регистрации в качестве кандидата по тем же основаниям, а также по тому основанию, что все подписи в подписных листах являются недействительными в связи с тем, что форма подписного листа в части наименования представтельного органа не соответствует Уставу ВМО СПб пос. Шушары. Административный истец не согласен с указанным решением избирательной комиссии, поскольку она не была вправе вновь проверять документы ФИО1, о наличии указанных недостатков административный истец не был уведомлен избирательной комиссией в предусмотренные сроки.

В судебное заседание административный истец ФИО1, извещенный судом надлежащим образом и заблаговременно о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании, не явился, направил в суд своего представителя ФИО2, который в судебное заседание явился, поддержал заявленные требования.

В судебное заседание представитель административного ответчика адвокат Русякина И.В. явилась, иск не признала, пояснила суду, что ФИО1 представлены недостоверные сведения о доходах, поскольку отсутствуют сведения о получаемых им дивидендах и не представлена справка о неполучении прибыли компанией, в которой административный истец является генеральным директором.

Прокурор Савельева А.В. в судебное заседание явилась, подлежащим частичному удовлетворению, с возложением обязанности на административного ответчика рассмотреть вопрос о регистрации махрова А.С. в качестве кандидата в депутаты.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, полагавшего, что административный иск подлежит частичному удовлетворению, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

Судом установлено, что решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербург поселок Шушары от 15.07.2019 № 0 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №3 на основании пп. «г» ч. 4 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", в связи с тем, что порядок выдвижения кандидата не соответствует требованиям ст.ст. 22-29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 в части: п. 1 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 – в заявлении отсутствует полнота сведений об образовании; п. 5 ст. 27 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 одновременное предоставление в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации (л.д. 12).

Решением Санкт-Петербургской избирательной комиссии от 23.07.2019 № 0 отменено решение избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербург поселок Шушары от 15.07.2019 № 0; ИКМО пос. Шушары обязано повторно рассмотреть вопрос о регистрации кандидата в депутаты МС МО пос. Шушары шестого созыва ФИО1 не позднее, чем через пять дней со дня принятия настоящего решения; ИКМО пос. Шушары при повторном рассмотрении обязано руководствоваться выводами Санкт-Петербургской избирательной комиссии, изложенными в настоящем решении (л.д. 13-16).

Согласно выводам Санкт-Петербургской избирательной комиссии ИКМО пос. Шушары не вправе была отказывать в регистрации ФИО1 в качестве кандидата по основаниям, не указанным в извещении об отсутствии документов, необходимых для регистрации кандидата, в то время как документы, указанные в извещении Махровым в избирательную комиссию представлены.

Решением избирательной комиссии внутригородского муниципального образования Санкт-Петербург поселок Шушары от 01.08.2019 № 0 ФИО1 отказано в регистрации кандидатом в депутаты муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва по многомандатному избирательному округу №3 на основании пп. «г», пп. «з» ч. 4 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 "О выборах депутатов муниципальных советов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга", в связи с тем, что порядок выдвижения кандидата не соответствует требованиям Федерального закона от 12.07.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 в части: п. 1 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 – в заявлении отсутствует полнота сведений об образовании; п. 8 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 – предоставление новых документов взамен ранее представленных не предусмотрено Федеральным законом и Законом Санкт-Петербурга; п. 6 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 – наименование представительного органа муниципального образования в подписных листах не соответствует Уставу муниципального образования (л.д. 17-18).

Согласно п. 1 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные законом, после поступления в окружную избирательную комиссию в срок, установленный пунктом 8 статьи 21 настоящего Закона Санкт-Петербурга, заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Из заявления ФИО1 следует, что оно содержит сведения о профессиональном образовании административного истца с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.

То обстоятельство, что в заявлении в реквизитах документа об образовании не указано «дубликат», в то время как в подтверждение сведений, указанных в заявлении, кандидатом приложена копия дубликата диплома, не указывает на неполноту сведений об образовании.

В соответствии с п. 8 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 все документы, необходимые для уведомления о выдвижении кандидата, представляются в окружную избирательную комиссию одновременно.

Как указывалось выше, для уведомления о выдвижении кандидата в избирательную комиссию предоставляется заявление выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата, а также документы, перечисленные в п. 3 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46.

Как усматривается из подтверждения получения документов для уведомления о выдвижении кандидата в порядке самовыдвижения по многомандатному избирательному округу №3 от 27.06.2019, ФИО1 в комиссию представлены заявление о согласии баллотироваться и иные документы в отношении кандидата согласно приложению на 17 листах (л.д. 31).

Представителем административного ответчика не оспаривался тот факт, что 27.06.2019 административным истцом представлены в избирательную комиссию документы, поименованные в п.1, п.3 ст. 22 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46, вместе с тем указывалось на то, что кандидат 12.07.2019 и 14.07.2019 предоставил в избирательную комиссию новые заявления о согласии баллотироваться кандидатом.

Данное обстоятельство не могло являться препятствием для регистрации ФИО1 кандидатом, представленные впоследствии заявления не полежали рассмотрению, поскольку первоначальное заявление оформлено кандидатом в соответствии с требованиями закона. Отсутствие в заявлении от 27.06.2019 сведений о том, что он баллотируется по многомандатному округу, не является депутатом и не осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, не указывает на оформление заявления с нарушением требований закона.

Согласно п. 6 ст. 26 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 форма подписного листа устанавливается в соответствии с Федеральным законом.

Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата. Если кандидат, сведения о котором содержатся в подписном листе, в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с пунктом 1 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга указал свою принадлежность к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в данной политической партии, либо данном общественном объединении, сведения об этом указываются в подписном листе.

Согласно п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации изготавливаются и оформляются по формам согласно приложениям 4.1 и 5 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону, в поддержку выдвижения списков кандидатов, выдвижения (самовыдвижения) кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования - согласно приложениям 7.1 и 8 к настоящему Федеральному закону.

Изучив копии подписных листов, представленных административным истцом в избирательную комиссию, суд установил, что данные подписные

листы заверены кандидатом, в подписных листах внесены даты заверения подписного листа, подписные листы не содержат исправлений, сведения о кандидате указаны в подписном листе в полном объеме.

Не указание в подписном листе наименования представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования, а именно вместо: «Муниципальный Совет муниципального образования поселок Шушары», кандидатом внесено: «Муниципальный Совет внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары», не свидетельствует о несоблюдении формы подписного листа и не влечет признание всех подписей избирателей в данных подписных листах недействительными, поскольку подобное, более расширенное изложение наименования представительного органа муниципального образования при правильном указании даты проведения выборов не искажает смысла содержащихся в подписном листе сведений, не препятствует однозначному восприятию избирателями информации о проводимых выборах и не нарушает принципа равенства кандидатов.

Кроме того, решением муниципального совета муниципального образования поселок Шушары № 0 от 19.06.2019 назначены выборы именно депутатов муниципального Совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга поселок Шушары шестого созыва на воскресенье 08 сентября 2019 года (л.д. 19), что ввело граждан в заблуждение относительно наименования представительного органа муниципального образования. Наименование представительного органа в подписных листах соответствует наименованию представительного органа указанному Муниципальным советом МО пос. Шушары в своем решении о назначении выборов депутатов.

Довод представителя административного ответчика о том, что ФИО1 представлены недостоверные сведения о доходах, ничем не подтверждены, законодательство о выборах не содержит положений о том, что кандидат должен предоставлять в ИКМО документы, подтверждающие неполучение им дивидендов от деятельности организации. Кроме того, полномочиями на проверку предоставленных кандидатом сведений о доходах ИКМО не наделено.

В соответствии с пп. «г», «з» п. 4 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга основаниями отказа в регистрации кандидата являются: наличие на день, предшествующий дню заседания окружной избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона Санкт-Петербурга, иного закона; недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Поскольку судом установлено, что документы, представленные для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата оформлены в соответствии с требованиями закона, оснований для признания подписей избирателей в подписных листах недействительными не имеется, суд приходит к выводу о незаконности решения Избирательной комиссии внутригородского МО Санкт-Петербурга пос. Шушары от 01.08.2019 № 0 «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному избирательному округу №3» и его отмене.

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 29 Закона Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 1, 3 и 4 статьи 22 настоящего Закона Санкт-Петербурга (для кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, - также при наличии решения о выдвижении, указанного в пункте 7 статьи 24 настоящего Закона Санкт-Петербурга), иных документов, необходимых в соответствии с настоящим Законом Санкт-Петербурга, иным законом для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также при условии поддержки выдвижения кандидата избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в статье 35.1 Федерального закона, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Вместе с тем, признавая незаконным решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, суд не вправе обязать избирательную комиссию принять решение о регистрации ФИО1 в качестве кандидата, поскольку согласно положениям законодательства о выборах регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в установленном законом порядке. В связи с чем, в данной части требования административного истца не подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 244 КАС РФ суд полагает возможным обязать Избирательную комиссию внутригородского МО Санкт-Петербурга пос. Шушары рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному избирательному округу №3.

При этом, при принятии решения избирательной комиссией, она должна учитывать установленные в рамках настоящего дела обстоятельства, а именно то, что ФИО1 представил в Избирательную комиссию внутригородского МО Санкт-Петербурга пос. Шушары необходимые в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.05.2014 N 303-46 и Федеральным законом от 12.07.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» документы для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, поддержка выдвижения кандидата ФИО1 избирателями подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.

Согласно частям 1 и 2 статьи 188 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, решения суда подлежат немедленному исполнению в случаях, прямо предусмотренных названным кодексом, а также в случае обращения судом принятого им решения к немедленному исполнению, в том числе по просьбе административного истца, если вследствие особых обстоятельств замедление исполнения этого решения может нанести значительный ущерб публичным или частным интересам.

Принимая во внимание, что предметом иска по настоящему делу является требование о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, при том, что замедление в исполнении решения может привести к значительному ущербу интересам как административного истца так и его избирателей, суд полагает возможным обратить настоящее решение к немедленному исполнению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление ФИО1,- удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение Избирательной комиссии внутригородского МО Санкт-Петербурга пос. Шушары от 01.08.2019 № 0 «Об отказе в регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному избирательному округу №3».

Обязать Избирательную комиссию внутригородского МО Санкт-Петербурга пос. Шушары рассмотреть вопрос о регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Муниципального совета внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга пос. Шушары шестого созыва Санкт-Петербурга по многомандатному избирательному округу №3 с учетом установленных судом в рамках настоящего дела обстоятельств.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, но подлежит немедленному исполнению.

Судья