ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3545/16 от 12.07.2016 Черкесского городского суда (Карачаево-Черкесская Республика)

дело № 2а-3545/16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2016 года г. Черкесск, КЧР

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики в составе председательствующего судьи Панаитиди Т.С., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике к Карачаево-Черкесской региональной общественной организации содействия научному, культурному и социальному развитию карачаево-балкарской этнической общности «Карачаевский научно-исследовательский институт им. А.И.Батчаева» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,

УСТАНОВИЛ:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с административным исковым заявлением, которым просил Признать Карачаево-Черкесскую региональную общественную организацию содействия научному, культурному и социальному развитию карачаево-балкарской этнической общности «Карачаевский научно-исследовательский институт им. А.И. Батчаева» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица; исключить Карачаево-Черкесскую региональную общественную организацию содействия научному, культурному и социальному развитию карачаево-балкарской этнической общности «Карачаевский научно-исследовательский институт им. А.И. Батчаева» из Единого государственного реестра юридических лиц. В административном исковом заявлении истец указал, что 18.06.2012 года была зарегистрирована указанная общественная организация, которая фактически прекратила свою деятельность, не представляет ежегодные сведения о продолжении своей деятельности, необходимые для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц. В ходе проведенной проверки установлено, что обособленное имущество у ответчика отсутствует, уставная деятельность не осуществляется, положения собственного устава и требований законодательства не исполняются.

Административный истец просил суд рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства. Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, извещен по известным суду адресам. Административный ответчик против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства возражений не заявил. При таких обстоятельствах дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства, без проведения устного разбирательства.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд считает административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.3 КАС РФ основными задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений.

Главой 27 КАС РФ регламентировано производство по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации.

Согласно статье 262 КАС РФ под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены ст.29 Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях». Согласно данной норме общественные объединения обязаны, в том числе ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом; ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц; представлять по запросу органа, принимающего решения о государственной регистрации общественных объединений, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы; общественное объединение также обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение трех дней с момента таких изменений. Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствии с ч.1 ст.44 Федерального закона «Об общественных объединениях» основанием для ликвидации общественного объединения или запрета его деятельности являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, Федеральных конституционных законов, Федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.

В силу п.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям.

О возможности вынесения судом решения о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц, а также об условиях принятия такого решения говорится в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 1246-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы региональной общественной организации «Молодежный центр поэзии, музыки и кулинарного искусства» и гражданки Насоновой Натальи Андреевны на нарушение конституционных прав и свобод положениями частей третьей, четвертой и пятой статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях». Исходя из выраженной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц. Признание общественной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица с исключением ее из единого государственного реестра юридических лиц не препятствует этой общественной организации продолжить (возобновить) свою деятельность на правах общественного объединения, не являющегося юридическим лицом, так и не лишает возможности приобрести статус юридического лица заново.

В данном случае административный ответчик Карачаево-Черкесская региональная общественная организация содействия научному, культурному и социальному развитию карачаево-балкарской этнической общности «Карачаевский научно-исследовательский институт им. А.И. Батчаева» зарегистрирована в качестве юридического лица Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике 18.06.2012, учетный номер , сведения об Организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 03.07.2012 за основным государственным регистрационным номером Однако не выполняет требования Федерального закона «О некоммерческих организациях» и Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» и в течение длительного времени не представляет никаких сведений о своей деятельности.

В ходе анализа организаций, начавших процедуру ликвидации, но не завершивших ее установлено, что Карачаево-Черкесской региональной общественной организацией содействия научному, культурному и социальному развитию карачаево-балкарской этнической общности «Карачаевский научно-исследовательский институт им. А.И. Батчаева» 20.02.2014 принято решение о ликвидации, ликвидатором назначен Биджиев ФИО1, 04.04.2014 в ЕГРЮЛ внесена запись о начале процедуры ликвидации (номер записи - ).

Однако, пройдя первый этап, организация, в соответствии с п. 1 ст. 63 ч. 1 ГК РФ, должна была опубликовать в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации. Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом (п. 2 ст. 63 ч. 1 ГК РФ).

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 6 ст. 63 ч. 1 ГК РФ).

Однако ликвидатором Биджиевым В.И. не предприняты меры для прохождения 2 этапа ликвидации, несмотря на письмо о необходимости завершения процедуры ликвидации от 02.10.2015 №

Кроме того, Организацией в нарушение абзаца 4 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» с момента регистрации ни разу не представлена информация о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц.

В нарушение абзаца 8 статьи 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» не представлен отчет об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании за 2013, 2014, 2015 года.

Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «б» пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» указанные сведения необходимо представлять ежегодно не позднее 15 апреля года следующего за отчетным.

Таким образом, предписания Управления Организацией не соблюдаются, меры по окончанию процедуры ликвидации не предпринимаются, т.е. Организацией нарушаются положения действующего законодательства Российской Федерации.

При таких обстоятельствах имеются предусмотренные законом основания для признания ответчика прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.

Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 12 ноября 2010 года № 343 (зарегистрирован в Минюсте РФ 21 декабря 2010 года № 19300) утвержден Порядок взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций. В соответствии с п.12 Порядка в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра) Минюст России (Территориальный орган Минюста России) направляет в налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган вносит в государственный реестр на основании представленных документов запись в соответствии с решением суда, направляет с сопроводительным письмом в Минюст России (территориальный орган Минюста России) выписку из государственного реестра.

Руководствуясь статьями 175-180, 262-265 КАС РФ, суд

решил:

Удовлетворить административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике к Карачаево-Черкесской региональной общественной организации содействия научному, культурному и социальному развитию карачаево-балкарской этнической общности «Карачаевский научно-исследовательский институт им. А.И.Батчаева» о признании прекратившей деятельность в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц.

Признать Карачаево-Черкесскую региональную общественную организацию содействия научному, культурному и социальному развитию карачаево-балкарской этнической общности «Карачаевский научно-исследовательский институт им. А.И. Батчаева» прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица.

Исключить Карачаево-Черкесскую региональную общественную организацию содействия научному, культурному и социальному развитию карачаево-балкарской этнической общности «Карачаевский научно-исследовательский институт им. А.И. Батчаева» из Единого государственного реестра юридических лиц.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в течение 15 дней с момента его получения в Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики путем подачи апелляционной жалобы через Черкесский городской суд КЧР.

Судья Черкесского городского суда КЧР Т.С. Панаитиди