ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-3547/2023 от 14.07.2023 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0039-01-2023-002541-04

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

14 июля 2023 года г. Самара

Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3547/2023 по административному исковому заявлению Андреевой Ирины Викторовны, Гаврилова Григория Валерьевича, Цурупы Юлии Леонтьевны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения,

установил:

Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения о выдаче разрешения на использование земельного участка без предоставления земельного участка и установления сервитута.

В обоснование заявленных требований указано, что заявителя являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме по <адрес>. В мае 2023 года заявителям стало известно, что распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-744 от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, прилегающий к территории многоквартирного дома и используемый как общее имущество многоквартирного дома, передан в пользование ООО «Специализированный застройщик «ГЕОМАКС». В настоящее время на спорном земельном участке ведутся строительные работы, находится строительная техника и механизмы, ведется монтаж глухого забора. Указанное распоряжение заявители считают незаконным, так как при выдаче разрешения не учтены фактические границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также не учтены предусмотренные правилами благоустройства размеры прилегающей территории. Оспариваемым распоряжением нарушены права собственников на получение земельного участка, необходимого для эксплуатации и обслуживания многоквартирного дома, и на защиту от незаконных действий третьих лиц.

Ссылаясь на изложенное, просят признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о. Самара № РД-744 от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче ООО «Специализированный застройщик «ГЕОМАКС» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута.

В судебном заседании административный истец и представитель заинтересованного лица ТСЖ "Губанова 15" Андреева И.В., административный истец Цурупа Ю.Л. и представитель административных истцов по доверенности Галкина Е.В. заявленные требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель Департамента градостроительства г.о. Самара по доверенности Калинина А.В. просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица ООО «Специализированный застройщик «ГЕОМАКС» по доверенности Крыгина Е.А. возражала против удовлетворения требований согласно позиции, изложенной в письменном отзыве.

Представитель заинтересованного лица Администрации Промышленного внутригородского района г.о. Самара по доверенности Белькова Н.В. оставила разрешение требований на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что административные истцы являются собственниками жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.

ООО «Специализированный застройщик «ГЕОМАКС» принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером по адресу: <адрес>, вид разрешенного использования: дошкольное, начальное и среднее общее образование.

21.03.2023 ООО «Специализированный застройщик «ГЕОМАКС» обратилось в уполномоченный орган с заявлением о выдаче разрешения на использование прилегающего земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, площадью 1 643 кв.м сроком на 59 месяцев для размещения элементов благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы.

03.04.2023 Департаментом градостроительства г.о. Самара принято оспариваемое распоряжение № РД-744 о выдаче ООО «Специализированный застройщик «ГЕОМАКС» разрешения на использование земель, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута, установлены положениями статьи 39.33 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 утвержден Перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Согласно п. 4 в указанный Перечень входят элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Порядок и условия размещения объектов, включенных в Перечень, на территории Самарской области утверждены постановлением Правительства Самарской области от 17 октября 2018 года N 595 (далее - Порядок), которым предусмотрено 2 процедуры размещения таких объектов: по результатам аукциона и без проведения аукциона.

Пунктом 5 Порядка предусмотрено размещение без проведения аукциона и без взимания платы, в частности, элементов благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением капитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.

Размещение объектов, предусмотренных настоящим пунктом, осуществляется в порядке, определенном пунктами 55 - 65 настоящих порядка и условий.

В пункте 55 Порядка в целях размещения перечисленных объектов без проведения аукциона приведен список документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган, в том числе поименована схема границ предполагаемых к использованию земель или части земельного участка на кадастровом плане территории с указанием координат характерных точек границ территории - в случае, если планируется использовать земли, часть земельного участка или земельный участок, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестр недвижимости.

Пунктом 58 указанного Порядка предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения. В частности, решение об отказе в выдаче разрешения принимается уполномоченным органом в случае, если земельный участок, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении или в прилагаемой к заявлению схеме границ запрашиваемого участка, предоставлен физическому или юридическому лицу либо в отношении такого земельного участка было принято уполномоченным органом решение о проведении аукциона о продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка (подп. «г»); в отношении земельного участка, на территории которого частично или полностью находится земля или земельный участок, указанный в заявлении о выдаче разрешения, принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (подп. «д»).

В рамках предоставления муниципальной услуги Департаментом градостроительства г.о. Самара направлены межведомственные запросы о предоставлении информации о предварительном согласовании предоставления земельного участка, предоставлении земельного участка, утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, о землепользователях земельных участков, о нахождении испрашиваемого земельного участка в реестре муниципального имущества г.о. Самара, о принадлежности земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, о проведении аукциона о продаже земельного участка.

Исходя из полученных ответов, оснований для отказа в выдаче разрешения не выявлено. При таких обстоятельствах, учитывая, что заявителем был представлен полный пакет документов, условия для выдачи разрешения, предусмотренные ст. 39.33, 39.36 ЗК РФ соблюдались, Департамент градостроительства г.о.Самара правомерно принял решение о выдаче разрешения на использование земельного участка.

Доводы административных истцов о том, что в пользование передан земельный участок, относящий к территории многоквартирного дома, используемый как общее имущество многоквартирного дома, не являются основанием для признания распоряжения незаконным.

Из материалов дела следует, что спорный земельный участок находится на территории, в отношении которой постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ утверждена документация по планировке территории в границах улиц <адрес>

Согласно утвержденной Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ схеме границ земельных участков под многоквартирным домом административных истцов по адресу: <адрес> сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельный участок ( на схеме) общей площадью 1 874 кв.м с кадастровым номером , что подтверждается выпиской из ЕГРН.

Из указанной схемы видно, что предоставленный в пользование ООО «Специализированный застройщик «ГЕОМАКС» земельный участок площадью 1 643 кв.м не пересекает границы земельного участка, сформированного под многоквартирным домом истцов.

В силу статьи 43 Градостроительного кодекса РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется в том числе для определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков.

При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил.

Статьей 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законом, проекта межевания территории или схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав.

Учитывая, что в отношении территории, на которой находится спорный земельный участок, утверждена документация по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории), которой определено местоположение границ образуемых земельных участков, в том числе земельного участка под многоквартирным домом административных истцов, и образованный в соответствии с данным проектом межевания территории земельный участок под многоквартирным домом поставлен на государственный кадастровый учет, доводы административных истцов о том, что предоставленный в пользование заинтересованного лица земельный участок относится к общему имуществу многоквартирного дома, являются несостоятельными. Данные доводы по существу сводятся к несогласию с тем, каким образом сформирован земельный участок под многоквартирным домом, и направлены на оспаривание проекта межевания территории, которым предусмотрено образование такого земельного участка, что не относится к предмету настоящего спора.

Ссылка административных истцов на Правила благоустройства территории городского округа Самара и территорий внутригородских районов городского округа Самара, утв. Решением Думы городского округа Самара от 08.08.2019 N 444, определяющие границы прилегающей территории для многоквартирных домов, является необоснованной, так как прилегающая территория не равнозначна придомовой территории и не относится к общему имуществу многоквартирного дома.

Доводы о том, что на спорном земельном участке ведутся строительные работы, не имеют правового значения для проверки законности распоряжения о выдаче разрешения на использование земельного участка.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Таких оснований при рассмотрении дела не установлено. Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение принято в пределах компетенции уполномоченного органа, при наличии необходимых к тому оснований, соответствует законодательству, регулирующему спорные отношения, и само по себе права и законные интересы административных истцов не нарушает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Андреевой Ирины Викторовны, Гаврилова Григория Валерьевича, Цурупы Юлии Леонтьевны к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 28.07.2023.